19.01.2017 Разговоры о поэзии без фининспектора

      Комментарии к записи 19.01.2017 Разговоры о поэзии без фининспектора отключены

19.01.2017 Разговоры о поэзии без фининспектора

На сцену телестудии вышла девочка. Ей всего шесть лет. Жанр обозначен как художественное чтение.

Ну, думаю, проходной номер, возможно зрительски расслабиться. В программе юные пианисты, скрипачи, вокалисты, балет, акробаты… И что на их фоне значит какая-нибудь очередная муха- цокотуха… Но что это такое?! Из уст исполнительницы чуть больше куклы четкое, как будто бы барабанная дробь: Били копыта. Пели словно бы: Грабь.

Гроб. Неотёсан. — Ветром опита, льдом обута, Улица скользила. Лошадь на круп грохнулась.

Батенька, да это же Маяковский — Хорошее отношение к лошадям. Оно свежо в памяти, по причине того, что сам сравнительно не так давно про весьма плохое писал. В этот самый момент снова щемящее: Деточка, все мы самую малость лошади. И как же здорово малышка просматривает! С каким глубоким ощущением каждого слова, каждой паузы. Соглашусь, кроме того сентиментальная слеза накатила.

Думалось уже не столько о лошадях, сколько о самой поэзии. Вот о ней и потолкуем. Лишь в этом случае и без книгопродавца, и без фининспектора, как это неоднократно практиковалось в русской классике. У того же Владимира Владимировича, к примеру. А неожиданный эпизод с маленькой чтицей, думаю, того стоит. Хотя бы уже вследствие того что он стал причиной и личное воспоминание. Также собственного рода поэтическое.

Решился как-то в очередную годовщину памяти Высоцкого совершить посвященный ему творческий вечер. Подошел ко мне по его окончании один юноша и, легко смущаясь, говорит: Шофер я, ни при каких обстоятельствах стихами не увлекался… А вам благодарю. Сейчас, может, что-то и почитаю. Соглашусь, весело в тот момент было.

А также не столько за себя, сколько за поэзию в целом. Вот как и по сей день, во внезапно подаренном судьбой контексте. Исходя из этого, возможно, и захотелось о ней хотя бы чуточку подробнее.

Не смотря на то, что наряду с этим осознаю сложность задачи. И все же рискну… Уж больно соблазнительна тема. Разве не считал и не считаю, что высокая поэзия, как будто бы прямой выход в космос?

Не астрономический, а духовный. А красивые ее строки иногда так дух захватывают, как при отрыве самолета от аэродромной дороги. У того же Тютчева, скажем: Так наблюдают души с высоты на ими кинутое тело. Это как бы за границами контролируемого, в неком уже ирреальном мире. Страно ли исходя из этого, что душа моя всегда дрейфует в сторону поэзии. Для одной только прозы мир чуть ли подъемен.

Вот и тянешься неизменно к данной дивной мелодии звуков, дополненной нескончаемым смыслом значений. Собственного рода гармония, преобразованная в эмоции. В совсем другую эстетику. Возможно грубовато, между делом, эдак неосторожно изречь: Слышь, мальчик, а сгоняй-ка ты за пляшкой чернила. А возможно же и по-второму, как уже в один раз сообщено кем-то из хороших поэтов: Пьяной печалью Фалерны чашу мне наполни, мальчик. Согласитесь, совсем вторая аранжировка.

Совсем второй звукоряд, совсем другая культура слова! Основное же, вторая ясность мира — поэтическая… Тут уже явное умение парить в высоте, не будучи летчиком. Да и высота вторая снова же — духовная! Как не дать согласие и с тем, что поэзия — самая неожиданная перелицовка замеченного. Ну где же еще такое встретишь: Негр рыжий, как затмение солнца. Либо Сутки догорел, как белая страница — самую малость дыма и самую малость пепла. И тысячи россыпей в таком же роде.

Дабы не показаться таким уж восторженным, вместе с вами задам себе честный вопрос: а возможно ли прожить без поэзии? Без чтения по большому счету. В этот самый момент же не меньше открыто на него отвечу: само собой разумеется. К тому же как!.. Прусский император Фридрих I не считая устава пехоты мало что просматривал, а ведь больше полувека на троне сидел. Думаю, никто не начнёт возражать, что выпивать прохладный пепси в жаркий сутки куда как приятнее, чем продираться через написанное Прустом, Набоковым, Бродским… Вместе с тем имеется и второе.

То, о чем писал Шекспир: сведи к необходимости всю жизнь, и человек сравняется с животным. В смысле конечной стадии превращения не был бы таким категоричным. Но в том, что без культуры, искусства, литературы человек очень многое теряет, у меня никаких сомнений. Было бы смешно поразмыслить, что я так наивен, дабы во всем видеть лишь поэзию. В полной мере трезво пойму несоразмерность пропорций. Прозы, ежедневных бытовых забот, чисто практических обстановок неизменно больше.

Тем благодатнее моменты, дарящие встречу с по-настоящему высоким. Известен хрестоматийный случай, в то время, когда Лев Толстой обиделся на Афанасия Фета. Мол, для чего поэт на другой стороне страницы с красивым стихотворением разрешил себе пожаловаться на подорожавший керосин. Как в одном смешном рассказе о чукчах — такую песню сломал. Но это байка… А вот пример из судьбы. Согласен, такой контрастный, что с ходу в него тяжело поверить.

Однако, подсмотренное мною в один раз объявление было как раз такое: Реализовываю пианино и навоз. Продолжительно пробовал в собственном небедном воображении поставить их рядом, нафантазировать некие провинциальные сюжеты… Все равно не получалось, не смотря на то, что в реальности одно не исключает второе.

Желаешь не желаешь, а каким-то образом приходится совмещать все эти зуды, почесывания, урчание в животе и т.д. с сороковой симфонией Моцарта, рафаэлевской Мадонной и в русле темы — с великой поэзией также. …Совсем сравнительно не так давно дочка поведала мне таковой эпизод. Она приобрела трехлетнему сыну желанную игрушку.

При выходе из магазина поинтересовалась у него: Ну что, Мишка, нравится приобретение? Он как-то недоуменно взглянуть на нее и сообщил: Мама, разве ты не видишь, какие конкретно у меня весёлые глаза?! Вы бы на данный момент на мои взглянули!.. Они также весёлые… А все вследствие того что сейчас и думаю, и пишу о ней, а поэзии. В случае если персональный пример не весьма убедителен и в какой-то степени может показаться предвзятым, то сошлюсь и на другой.

На мой взор, еще более доказательный. В свое время мне поведали об учительнице, которая на очередной урок пришла в немного поднятом настроении и нарядно одетой. Сообщённое ею было в унисон прикиду: — Дети, сейчас у нас с вами праздник.

Предстоит новая тема, и мы будем говорить о Пушкине. Вот и мы поболтали о поэзии. Не знаю, как у вас, а у меня также праздник произошёл.

Пара своеобразный, но все же праздник.
Наум САНДОМИРСКИЙ.

Источник: Могилевская правда

Маяковский Разговор с фининспектором о поэзии


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: