Авария прогресса: осечка или обвал российской космонавтики?

      Комментарии к записи Авария прогресса: осечка или обвал российской космонавтики? отключены

Авария прогресса: осечка или обвал российской космонавтики?

Дабы не падали ракеты, космонавтика обязана купить статус Сочи-2014
За последние восемь месяцев русский космонавтика потерпела четыре масштабных неудачи. Начало было положено падением трех спутников ГЛОНАСС в Тихий океан в декабре прошлого года. В феврале этого армейский спутник ГЕО-ИК- 2 не вышел на расчетную орбиту. В августе второй спутник — Express-AM4 ценой 265 миллионов долларов — кроме этого не долетел до нужной орбиты.

И, наконец, последним аккордом в данной мрачной симфонии неудач стала авария самой испытанной и надежной в мире ракеты-носителя (РН) Альянс, которая должна была вывести в космос грузовой корабль Прогресс с грузами для интернациональной станции. В следствии Прогресс упал где-то в Алтайском крае.
Подобная серия провалов дала основание некоторым наблюдателям сказать о масштабном кризисе русском космонавтики а также о закате России как космической державы. Но так ли это?
Державный застой
Последние двадцать лет космическая державность России зиждилась только на эксплуатации советских разработок и на их возрастающем тиражировании. В стране валом сходили с конвейера и запускались на орбиту четыре главных опоры русском космонавтики — РН Альянс, РН Протон, пилотируемый космический корабль Альянс и грузовой непроизвольный корабль Прогресс. Как раз подобный вал лежал в базе утверждений бывшего главы Роскосмоса Анатолия Перминова о якобы имеющемся лидерстве России в космосе.
Последняя авария случилась с одной из упомянутых выше опор — РН Альянс. Не очень приятно, но не смертельно. За всю историю полетов носителей данного типа с Прогрессами — это первый случай, в то время, когда грузовик не долетел до места назначения (отметим, что всего с 1978 года было произведено 135 запусков Прогресса).

Обстоятельства аварии уже установлены — отказ газогенератора. Возможно не сомневаться, что сотрудники отрасли приложат все разумные усилия, дабы подобный инцидент больше не повторился, тем более что сам Генеральный прокурор Юрий Чайка поручил представителям МВД на космодроме Байконур проверить выполнение юридических актов и руководств при производстве космических аппаратов и их запусках.
Заниматься предотвращением аварий в русском космической отрасли будут не только прокуроры и следователи. Владимир Владимирович Путин поручил внести кардинальные трансформации в приёмки и систему контроля космических аппаратов. Роскосмос забрал под козырек, заявив о формировании в скором будущем неизменно действующей оперативной группы по проверке полного цикла изготовления ракет- носителей, космических аппаратов и кораблей.
Но свидетельствует ли это, что русский космонавтика сможет с уверенностью наблюдать в будущее?
В чем обстоятельство?
Интернет-издание Gazeta.ru так растолковало обстоятельства недолета Прогресса до места назначения: Эта авария — визуализация модели развития страны, избранной властью при попустительстве народа. В Российской Федерации нет полноценной национальной экономики. В алтайскую тайгу упали обломки экономики советской, 75% которой было завязано на ВПК (а также на космос).

В Российской Федерации удалось создать изрядно деформированный госкапитализмом рынок, с относительной свободой торговли, обменом валют, но не новую индустрию и не новую национальную рыночную экономику.
Корреспондент издания Новости космонавтики Игорь Лисов был более конкретен. Вот что он сообщил в интервью Новой газете: По-видимому, в обеих августовских авариях обстоятельство — в антропогенном факторе. На разгонном блоке Бриз-М (что должен был вывести на орбиту спутник Express-AM4 — Ю.К.) с неточностью было составлено полетное задание, и эту неточность почему-то не распознали при прогонке его на стенде.

На летающей уже 38 лет ракете Альянс-У, выводившей Прогресс М-12М, случилось разрушение элементов двигательной установки, возможно, благодаря производственного брака. Подобные аварии случаются не только у нас. И США, и Китай, и Индия хлебнули за последний год.

И процент неудач в отечественных запусках до тех пор пока еще не выходит за разумные границы.
Однако, — выделил Лисов, — разумеется пагубное влияние на надежность отечественной техники долгого (15 лет!) провала финансирования космической деятельности, образования разрыва поколений, недостаточной ответственности и низкой квалификации молодого пополнения, обусловленной прежде всего нищенской заработной платом.
С мнением Лисова довольно главной роли антропогенного фактора в августовских авариях тяжело спорить, вместе с тем тяжело дать согласие с его утверждением, что кадровый кризис русском космонавтики обусловлен прежде всего нищенской заработной платом.
Космические табуретки
В свое время академик Борис Черток так растолковал, из-за чего первая советская станция Салют-1 была создана в немыслимо маленькие сроки: Дело не только в том, что мы применяли совокупности, отработанные на судах (типа Альянс — Ю.К.)… Дело не в экономическом стимулировании и не в административном принуждении. Трудились с великим энтузиазмом, как на протяжении войны, как во времена Востоков…

Вынудить людей так трудиться для ветхой программы… мы не сможем ни экономическим, ни моральным стимулированием.
Сначала происхождения советской космонавтики в нее шли трудиться лучшие из лучших: конструкторы, инженеры, рабочие. Ясно, из-за чего: с одной стороны, космонавтика давала возможность молодым экспертам реализовывать творческие способности и свои таланты, а с другой — наделяла ассоциированного с ней человека высоким социальным статусом. Как раз исходя из этого, как отметил Черток, первая советская станция и была создана на одном дыхании.
Привлечь таланты возможно двумя методами: высокими заработными платами либо предложением создать что-то принципиально новое. С учетом структуры материальной компенсации и неспециализированной системы ценностей в современной России представители научно-технической интеллигенции еще продолжительное время будут получать заметно меньше офисных клерков. Значит, остается второе.
Но сколачивать пускай кроме того многократно модифицированные космические табуретки в виде РН Альянс (разменял шестой дюжина лет) либо судов Альянс (разменял пятый дюжина лет) юные, уверенные в себе специалисты не отправятся. Им это неинтересно. А без них будет падать уровень и качество надежности, среди них и в далеком прошлом производимой техники, потому что, не обращая внимания на собственную технологическую устарелость, она все равно требует высочайшей квалификации экспертов, занятых в ее производстве.
Из этого вывод: дабы преодолеть кадровый кризис, отечественная космическая отрасль обязана дать молодым, наглым и гениальным возможность полностью реализовать собственные амбиции и профессиональные способности. А это значит — загрузить их руки и головы созданием принципиально новой космической техники, предназначенной для ответа принципиально новых задач.
Как это сделать?
Ясно, что под принципиально новыми задачами на данный момент может пониматься лишь освоение и исследование дальнего космоса, начинающегося за пределами лунной орбиты. Но подготовка к подобному броску — дело очень затратное. Средства на для того чтобы рода предприятие смогут быть выделены только при условии сильно выраженной заинтересованности в нем управления страны.

Данное наблюдение подтверждается всей историей всемирный космонавтики, прежде всего советской и американской.
Это указывает, что в русских условиях дальнекосмический проект может увенчаться лишь только в том случае, если получит статус соизмеримый со статусом сочинской Олимпиады. Вряд ли кто-нибудь в Российской Федерации либо за ее пределами сомневается в том, что целый комплекс подготовительных мероприятий и работ для Сочи-2014 будет совершён в срок и на высоком уровне. Основная гарантия этого — личная заинтересованность в успехе данного проекта Путина и президента Медведева.
Параллель между сочинскими Играми и пилотируемой миссией в дальний космос совершена не просто так. Их роднит и цена. По различным оценкам, цена Сочи- 2014 достигает суммы порядка 30 миллиардов долларов.

В такую же сумму, по подсчетам русских экспертов, обязана обойтись и русский облетно- орбитальная (беспосадочная) миссия к Марсу, которую на данный момент возможно осуществить в течение 12-14 лет.
Примечательно, что к подобным выводам пришли и американские исследователи. В прошедшем сезоне в Соединенных Штатах был издан сборник научных статей под редакцией Джоела Левина, научного сотрудника из Исследовательского центра НАСА имени Лэнгли, и Рудольфа Шилда, астрофизика из главного редактора и Гарвардского университета Издания космологии. Сборник стал называться Пилотируемая экспедиция к Марсу: колонизируя Красную планету.

Среди его авторов — ведущие специалисты и учёные США в области космической деятельности, среди них и трудящиеся в совокупности НАСА.
Они разглядели различные сценарии марсианской экспедиции. Самый минимальный из них, приближенный к аполлоновскому сценарию, возможно осуществлен за сумму, не превышающую 20 миллиардов долларов. Принципиально важно иметь в виду, что эта цифра была выведена специалистами с учетом платежеспособности американского доллара на 2010 год и с учетом того уровня развития, которого достигла космическая техника к концу первого десятилетия 21 века.
Но для чего это необходимо высшей власти России? Ответ на данный вопрос дал Говард Маккерди, один из ведущих американских экспертов в области национального управления. Он выделил, что успех программы Аполлон укрепил в целом веру американцев в компетенцию правительства…

Подобная степень публичного доверия разрешила правительству начать воплощение в судьбу других больших инициатив 1960-х годов, включая Войну с бедностью и реформы в области гражданских прав.
Реализация дальнекосмического проекта, предполагающая задействование в его осуществлении десятков высокотехнологичных и наукоемких отраслей, ускорит техническое перевооружение России. Это, со своей стороны, усилит симпатии большой части избирателей к русскому правительству, сделавшего конкретный и большой шаг на встречу к освобождению страны от нефтяной зависимости и превращению ее в современное индустриальное страну.
Новости науки и техники просматривайте в рубрике Наука и техника

Источник: Голос Америки

Падение Прогресса: источник назвал приоритетную версию аварии


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: