Блаженное бесчувствие иего темные стороны: бездна

      Комментарии к записи Блаженное бесчувствие иего темные стороны: бездна отключены

Блаженное бесчувствие иего темные стороны: бездна

    Кроме того мыши страдают от сенсорной депривации, и это приводит к интересу ученых «Флотационный бак» Джона Лилли, отключающий до 90% информации, поступающей от органов эмоций

Упомянутый опыт вправду имел место в 2007 году и проводился в стенках лаборатории американского Университета Карнеги-Меллон. Как мы знаем, вибриссы (в бытовом обиходе — усы) являются у последовательности млекопитающих органом эмоций, поставляющим тактильную данные. Вибриссы — весьма старый орган, развившийся, вероятнее, еще у предков млекопитающих — звероящеров каменноугольного периода.

Усы разрешают «вписываться» в лазов и габариты нор, реагируют на колебания воздуха, каковые смогут говорить о близости добычи либо естественного неприятеля. Американские исследователи лишили несчастную мышку всех вибрисс, не считая одной, и замечали, как это скажется на мозговой деятельности грызуна. Стало известно, что, лишившись ответственного источника сенсорной информации во всей его полноте, животное компенсировало потерю резким увеличением мозговой активности.

Сейчас для обработки информации, поступающей от единственного усика, включался не только обычный комплект нейронов, но и новые группы нервных клеток.

Для тех, кто в танке

Фактически, подобные, иногда очень ожесточённые опыты природа ставит систематично с тем же схожим результатом: незрячие обучаются извлекать куда больше информации, чем простой человек, из тактильных ощущений, слуха либо обоняния, утратившие руку обретают немыслимую ловкость в пальцах оставшейся невредимой руки — примеров множество. Тем необычнее выглядит мысль отключить по большому счету все органы эмоций, покинув мозг наедине с самим собой. Другими словами добиться большой сенсорной депривации.

Однако чуть более полувека назад такая мысль казалась очень многообещающей с позиций науки, а изучения полной сенсорной депривации, либо «изоляции восприятия» (perceptual isolation), покинули глубочайший след, причем не только в медицине и науке, но и в поп-культуре, а также в мистических учениях и рекреационной индустрии.

Все началось с попыток ответить на очень ответственный для понимания людской психики вопрос: как работа мозга зависит от постоянного потока сенсорных данных? И что случится с человеческим «я», в случае если ощущения враз закончатся? Заснет ли оно?

Угаснет ли? Дабы отыскать ответ, ученые стали придумывать, как отключить у человека максимум ощущений. Первые испытания напоминали средневековые пытки. Испытуемого укладывали на кушетку, окружали конечности и тело барьерами, ограничивающими их подвижность, с той же целью подкладывали под голову U-образную подушку.

На глаза надевали светонепроницаемую повязку, в помещении выключали свет и устраивали полную тишину.

Одним из самых необыкновенных устройств, каковые были использованы для опытов по частичной изоляции мозга от сенсорной информации, стали так именуемые боксовые, либо танковые, респираторы. Эти устройства совсем не похожи на легкие маски, каковые мы надеваем, дабы предохранить дыхательные пути от пыли, и относятся к стационарному медицинскому оборудованию. Одно из тяжелых последствий полиомиелита — паралич мышц, снабжающих дыхание.

В этом случае больного на время восстановления помещают в цилиндрическую камеру (это и имеется боксовый респиратор), где поддерживается газовая среда с переменным давлением. Колебания давления газа приводят в перемещение органы дыхания и грудную клетку без помощи мышц. Наряду с этим голова больного остается снаружи камеры, дабы иметь доступ к атмосферному воздуху.

Пребывав в таком положении в течение часов, больной (либо испытуемый) оставался практически без перемещения, наряду с этим его мозг не получал тактильной информации. Разумеется, что нахождение в танкового респиратора для человека кроме этого очень мучительно, но сама мысль помещения человека в некоторый бак (по-английски tank — из этого и «танковый» в заглавии устройства) стала подсказкой для следующего шага.

Превращение в ничто

Американский врач Джон Лилли придумал, как отключить мозг от сенсорной информации по максимуму, до 90% ее общего объема. Для этого он выстроил бак со свето- и звуконепроницаемыми стенками и хорошо задраиваемым люком. В бак наполнялся водой, имеющей температуру людской тела. Появлявшийся в для того чтобы бака испытуемый ничего не видел, не слышал, не ощущал ни холода, ни тепла и, плавая в воде, не чувствовал кроме того притяжения матушки-Почвы.

Оставалась лишь одна неприятность: у человека нет жабр, и для дыхания в воде на испытуемого приходилось надевать маску, куда подавался воздушное пространство для дыхания. Кто хоть раз занимался дайвингом либо хотя бы сноркелингом, уже осознал, что маска, стягивающая лицо и голову, не имела возможности не быть важным раздражителем, — и это, конечно же, сказывалось на чистоте опыта. Пара позднее Лилли усовершенствовал конструкцию.

Вместо воды в бак заливался 30%-ный раствор гептагидрата сульфата магния — вещества, больше известного у нас как британская соль. Плотный раствор не разрешал телу тонуть, и человек имел возможность нормально лежать на пояснице, вдыхая простой атмосферный воздушное пространство и как бы зависая в чёрном и тихом пространстве.

Вторая действительность

Изучения сенсорной депривации дали громадную пищу для размышлений и стали причиной разнообразным, время от времени противоречивым и неожиданным выводам. К примеру, оказалось, что испытуемые способны значительно продолжительнее выносить ограничение перемещения на оборудованной кушетке либо в танковом респираторе (при том что изоляция ощущений была неполной), нежели значительно более комфортное для тела погружение в «флотационном баке» Джона Лилли. Стало ясно, что чем больше сенсорной информации отсечено от мозга и чем продолжительнее это отсечение продолжается, тем тяжелее реагирует на это сам мозг.

Особенное место среди явлений изоляции занимали галлюцинации и всевозможные видения — разумеется, как часть выстраиваемой обделенным информацией сознанием другой действительности. Достаточно броские галлюцинации отмечались кроме того у тех, кто был без перемещения в танковом респираторе. Известны примеры, в то время, когда человек, заключенный в эту цилиндрическую камеру, внезапно чувствовал, что облетает клинику на вертолете либо катается на автомобиле.

Причем и вертолет, и автомобиль имели форму танкового респиратора.

Кино арестанта

Галлюциногенные особенности сенсорной депривации были обоснованы и относительно недавними изучениями, каковые проводились в безэховой камере лаборатории Стивена Орфилда, расположенной в американском городе Миннеаполисе. Местная безэховая камера (в большинстве случаев такие камеры используют для тестирования образцов звукового оборудования), значащаяся в Книге рекордов Гиннесса как «негромкое место на Земле», была использована для опытов, на протяжении которых стало известно, что безотносительная тишина для человека невыносима и дезориентирует мозг.

Кроме того в то время, когда мы находимся где-нибудь на природе либо в дачной тиши, на отечественные уши давит «белый шум» (смесь звуков различной природы и высоты), хороший от нулевого порога. В безэховой камере Орфилда, защищенной от звуков мира метровой толщины цементными стенками и особой рельефной стекловолоконной обшивкой этих стен, уровень шума образовывает 9,4 дБ.

По окончании нескольких мин. нахождения в таковой обстановке человека начинает сводить с ума биение собственного сердца, звуки желудка и легких, а после этого появляются галлюцинации, каковые смогут носить зрительный, слуховой либо обонятельный темперамент. Опробованиям в камере Орфилда подвергались кроме того космонавты NASA, поскольку обстановка мертвой тишины (в открытом космосе) в полной мере может повстречаться и им, и как при таких условиях отделить действительность от галлюцинации?

Работа в космосе — только один случай, в то время, когда явления, сопровождающие сенсорную депривацию, смогут видеться в реальности, а не на экспериментальной площадке. Схожие ощущения испытывали полярники, путешественники-одиночки и заключенные в одиночных камерах.

В последнем случае неприятность стоит очень остро, и правозащитники, отстаивающие гуманизацию пенитенциарной совокупности, поддерживают сокращение либо уничтожение практики одиночного заключения, как имеющей разрушительное действие на психику приговоренного к сроку. Имеется кроме того устоявшийся термин — «кино осуждённого», обозначающий видения, каковые появляются иногда у жителей одиночек в условиях полумрака камеры, слуховой информации и отсутствия общения, при ограничении передвижения в пространстве. Это «кино» представляет собой, в большинстве случаев, некую игру светящихся цветных вспышек и пятен.

Галлюцинации — помеха в работе космонавта и вряд ли очень сильно обрадуют узника одиночки, но их ценят любители «духовного самопознания». В 1950—1960-е годы на Западе в моде были попытки пробраться в тайны сознания посредством психоактивных веществ типа ЛСД, тогда еще не запрещенных.

Поняв, что «явления изоляции» и флотационный бак способны привести к, другими словами имеют частично наркотическое воздействие, Джон Лилли начал использовать погружения в бак с целью получения мистических достижения и откровений видений в духе «околосмертного опыта» (имеются в виду галлюцинации людей, переживших клиническую смерть). Время от времени погружения сочетались с приемом ЛСД.

Опыты с химическими наркотиками (Лилли пробовал «угощать» ими кроме того дельфинов — желал наладить с ними интеллектуальный контакт) поставили доктора вряд «хипповых» гуру наподобие Тимоти Лири и авторитетов у провозвестников и разного рода мистиков «новой эры» (new age). Но в качестве важного ученого его принимать прекратили, лишили федерального финансирования, и доживал собственную жизнь врач Лилли как некоторый чудаковатый тип, загружённый в наркотический мистицизм.

Но основное детище Лилли удачно пережило собственного создателя. Дело в том, что Джон разглядывал собственный «флотационный бак» не только как источник духовных откровений, но и как инструмент психотерапии.

Им была создана методика называющиеся REST (сокращение, означающая «техника симулирования ограниченного окружения»), в которой краткосрочные погружения в чёрный бак с раствором британской соли употреблялись для нормализации давления, снятия и релаксации стрессов, и разнообразные медитативных упражнений. Что, в общем, логично: у кого из нас не появлялось жажды хоть на время спрятаться сходу от всех внешних раздражителей? Вот потому-то баки конструкции Лилли нашли собственный место в спа-салонах а также особых «флотационных клубах», где обеспечить себе «полную отключку» мин. на 15 может кто угодно.

Чудак ХХ века

Среди тех, кто в 1950-е годы XX века трудился над актуальной тогда темой сенсорной депривации, самой заметной фигурой стал американский доктор Джон Лилли (1915−2001).

В отыскивании необыкновенного

Данный сухощавый очкастый человек с лицом сумасшедшего ученого прожил продолжительную судьбу, в которой нашлось место и науке, и мистике, и литературе, и наркотикам. Лилли кроме этого интересовался поиском внеземных цивилизаций и по большому счету всем необыкновенным.

Наука как наука

Дипломированный физик, медик и биолог, Лилли в первой половине судьбы не был увиден ни в чем эксцентричном. На протяжении Второй мировой войны, к примеру, он изучал действие на физиологию человека высотных полетов, что незадолго до сверхзвуковой и космической эры было очень кстати. По окончании войны Лилли занялся проблемами физической сознания и основы мышления а также напечатал работу, в которой обрисовывал способ воспроизведения на экране электронно-лучевой трубки графика электрической активности участков мозга, в который вживлены электроды.

Погружение в мечты

От этих штудий уже рукой было подать до изучений сенсорной депривации, где Лилли совершил мелкую революцию и изобрел собственный «флотационный бак». Вторая известная мысль Лилли заключалась в интеллектуальном равноправии людей и китообразных. Оставалось лишь отыскать им неспециализированный язык, для чего врач создал особое помещение наподобие жилых помещений, заполненных водой, где люди имели возможность жить рядом с дельфинами и познавать язык друг друга.

О собственных опытах с ЛСД, погружениями и дельфинами в «бесчувствие» Лилли поведал в нескольких книгах, популярных среди приверженцев культуры new age.

Букет переживаний

Какие конкретно же явления сопровождали у испытуемых сенсорную депривацию?

мечтания и Метания

Возможно, одним из самых неожиданных и одновременно разрушительных эффектов изоляции была невозможность ясности и потеря мышления сосредоточиться на чем-либо конкретном. Идея начинает метаться, и, более того, в отсутствие, как сообщил бы вождь мирового пролетариата, «действительности, данной нам в ощущениях», человеческое сознание начинает продуцировать действительность другую. Многие испытуемые отмечали, что на протяжении сеансов (особенно связанных с погружением вводу) их преследовали фантазии и мечты, значительно чаще сексуального характера, а время от времени воплощавшие в себе некие агрессивные помыслы.

Грохот сердца

Достаточно естественным может показаться эффект временный дезориентации — люди были склонны преувеличивать время, совершённого в изоляции. Кое-какие испытывали необычные телесные ощущения, граничащие с иллюзиями. Им казалось, что тело куда-то движется либо меняет форму, к примеру раздувается. Временами у участников опытов развивались панические ощущения, ужас невидимого присутствия чего-то недоброго.

Отдельным увлекательным моментом есть фиксация сознания на остаточной информации, поставляемой органами эмоций. Это звук собственного голоса, стук сердца, шипение пузырьков воздуха в воде — недоедающее сознание принимало эти крупицы сенсорной информации особенно жадно. Ну и очевидно, особенное место среди психологических явлений изоляции занимают всевозможные слуховые и зрительные галлюцинации, причем зрительные смогут иметь темперамент как вспышек и спонтанных свечений, так и разных мистических видений.

Танковый респиратор

    Танковый респиратор, либо «металлические легкие» на данный момент в медицине преобладают совокупности неестественного дыхания с хорошим давлением

Устройство, оказавшее столь полезную услугу исследователям сенсорной депривации, имеет продолжительную историю. В первый раз принцип принудительной вентиляции легких с отрицательным давлением был обрисован шотландским доктором Джоном Дэлзиелом в первой половине 30-ых годов девятнадцатого века, а первый пригодный для использования на практике пример «металлических легких» представили миру во второй половине 20-ых годов двадцатого века американцы Филип Дринкер и Луис Шоу.

Тело человека (за исключением головы) помещалось в герметичный количество, где посредством электронасоса создавалось отрицательное давление. В следствии этого действия грудь поднималась, легкие расширялись и всасывали атмосферный воздушное пространство через гортань.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№118, август 2012).

Bergman Ingmar — Markisinnan de Sade — Madame de Sade — 1992 — rus eng subs


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: