Чаир — сад и сенокос в горном лесу. традиционное крымское поликультурное растительное сообщество

      Комментарии к записи Чаир — сад и сенокос в горном лесу. традиционное крымское поликультурное растительное сообщество отключены

Чаир — сад и сенокос в горном лесу. традиционное крымское поликультурное растительное сообщество

Иногда туповато-восторженно-экологичная крымская пресса будоражит внимание легковерной публики сообщениями наподобие «в Крыму собираются возрождать чаиры».
Чаирное дело 2015 года завершилось судом по иску бахчисарайских лесников: инициатора восстановления чаиров Дмитрия Соколова (создатель питомника ПЕРВОЦВЕТ в селе Предущельное) осудили как уголовника на условный срок и огромный штраф.
Неразрешимая неприятность с восстановлением чаиров содержится в том, что в Горном Крыму существовало тысячелетиями обыденное право, которое контролировалось стариками. В случае если старики в селе знали, что такая-то поляна в лесу в собственности такой-то семье, то не нужно было никаких документов. В случае если участок 3 года не употреблялся и зарастал бурьяном, то на 4-й год его имела возможность забрать каждая новая семья.

Конечно, с одобрения стариков. Начальные работы по чаиру весьма трудоемкие. Нужно сделать что-то наподобие ловушки для паводковых грязе-каменных потоков.

Перегородить балку всецело огромными валунами. Настоящий урожай фруктов чаир имел возможность дать где-то через десятилетие. Но как сенокос, пастбище для коз и огород для тыкв чуть раньше его имели возможность применять — на 2-3 год уже полноценно.

А как на данный момент возможно взять в родовую домашнюю собственность лесную поляну?

Словари крымскотатарского языка переводят слово «чаир» как сенокос. Но более известна фраза из дореволюционного романса «В парке Чаир распускаются розы…» — речь заходит о великокняжеском имении «Чаир» в Гаспре, устроенном вправду среди горного южнобережного леса на нескольких полянах. Когда-то для местных жителей (крымских «греков» — православных тюрков, выселенных из Крыма во второй половине 70-ых годов XVIII века) чаиры помогали и местом сенокосов, и сбора орехов, и кизила, яблок, груш, слив и большое количество еще.
Происхождение слова «чаир» не светло. Возможно, это противопоставление тюркскому слову «аир» — ущелье, поскольку чаир это что-то второе, чем естественные поляны в лесу. Естественные поляны среди леса именуются словом «алан«. Алан это лишь пастбища и сенокосы.

А вот чаир — весьма сложная и разумная разработка, память о жизненной философии и традициях самых древних жителей Крыма — таврах.
Любой раз, нежданно натолкнувшись на это лесное чудо, испытываешь удивление. За очередным поворотом тропы взору внезапно раскрывается зеленая лужайка, огибаемая радостным ручьем, а на ней целое облако цветов, поднимающееся от травы по кустам терна к вершинам груш и яблони. Возвратитесь ко мне в осеннюю пору, и вы заметите всю необычность этих даров леса.
Ягоды кизила большие, грушевидной формы, терн по размеру не уступает алыче, а фундук в несколько раз больше простого. Абрикосы, сливы, яблоки, груши размером не намного уступают садовым, но отличаются особенным лесным запахом. Точно поразит вас да и то, что плоды эти в большинстве случаев без единой червоточины.

Дабы добиться этого на своем дачном участке, приходится так как израсходовать много ядохимикатов.
В чаирах деревья растут без всякого ухода, не нуждаются ни в обрезке, ни в поливе, ни в рыхлении почвы у корней, не страшны им болезни и вредители. Отчего же это происходит?
Лесной сад формировался в течение нескольких лет, в противном случае и десятилетий. Сначала в равнине ручья при помощи плетеных запруд задерживался плодородный ил, взвешенный в ливневых потоках. Он покрывал валуны и гальку ровным плотным чехлом — так появились ступени необычных террас с хорошим природным дренажом. Русло ручья направлялось с более крутого борта равнины, дабы вода имела возможность самотеком орошать эти террасы.

После этого ко мне пересаживались из окружающего леса юные дикорастущие плодовые растения — “дички”, приметные собственной силой.
Посадка деревьев и кустарников в чаире — это целый ритуал, священнодействие, тайну которого хранят сейчас немногие.

Вот, к примеру, как садили грецкий орех: на дно поверхностной ямы перед посадкой укладывали плоский камень, дабы стержневой корень сходу направлялся в сторону и обнаружил питание в самом плодородном слое, а не углублялся в бесплодную подстилающую породу, где существует вдобавок и опасность появляться в грунтовой воде. На камень сыпали пара горстей пшеницы либо ячменя; зерно со временем прорастало, но на поверхность почвы ростки выбиться не могли, они гнили в земле, снабжая юный саженец органическими веществами; ходы, каковые они пробили в грунте, еще долго помогали корням ореха, улучшая возможности для питания и дыхания — так как почву в чаирах не рыхлят. Саженец был двойной — у корней двух молодых орехов делали плоский срез и накрепко притягивали друг к другу, дабы надежно срастить; по окончании одного года тот ствол, что смотрелся чуть не сильный, срезали, а оставшийся приобретал двойную порцию соков почвы.

Это только один из долголетия и секретов силы чаиров, но и обоюдное размещение растений, учет рельефа, состава и строения земли, сторон горизонта — еще многие тонкости нужно было знать, дабы создать единый саморегулирующийся организм.
На “дичках” со временем прививались культурные сорта, но не “неженки”, а нетребовательные к уходу. Неспешно формировались растительные сообщества, как мы их сейчас именуем фитоценозы, владеющие связями саморегуляции, взаимоподдержки, устойчивости к болезням и вредителям. С окружающим горно-лесным ландшафтом эти маленькие сады были связаны тысячью незримых нитей, снабжающих движение природных процессов без помощи человека.
Совокупность плодоводства, которая столетиями складывалась в равнинах горных рек, была весьма разнообразной и представляла собой постепенный переход от отдельных привитых деревьев в чаще леса, навещаемых только пара раз в год, к требующим постоянной заботы орошаемым садам Предгорья.

В крымской топонимике сохранилось обозначение нескольких типов названий растительных сообществ. Причем, правильный перевод этих слов не вероятен: ни в русском языке, ни в каких западно-европейских культурах нет аналогов для обозначения регулируемых человеком биологических совокупностей, традиции которых вырабатывались в условиях классической замкнутости обитателей Горного Крыма тавров.

Процесс тюркизации тавров, пополнения населения Горного Крыма различными ираноязычными и тюркоязычными племенами шел многие века. Во многих случаях тавры лишь принимали беженцев из Степи (как, это к примеру, светло видно из археологических материалов поселения Тау-Кыпчак), и бывшие кочевники принимали традиции местных жителей и интегрировались в хозяйственную судьбу горцев. Тем более, что жизнь эта была спокойнее, сытнее и разнообразнее.

достаток и Красота создавали весьма необычную философию удовольствия природой, увеличения и изучения природы ее достатков с минимальным приложением и минимальным вмешательством физического труда.
Сейчас фактически перечень топонимов и приблизительный (надеюсь, ясно, сейчас из-за чего) перевод:

  • бах (множественное бахлар) — слово иранского происхождения. В общем случае свидетельствует виноградник. Но в Крыму виноградная лоза пускалась в большинстве случаев поверх тутовых деревьев (шелковицы), потому, что шелковица вырастает скоро, владеет крепкой раскидистой кроной, по ветвям которой комфортно лазить. Но наряду с этим тутовые деревья, достигая высоты и определённого размера кроны, прекращают рост, но живут до много лет. У подножия тутовых и других деревьев в крымском винограднике выращивали тыквы, кабачки и пасли коз. Почву ни при каких обстоятельствах не рыхлили, виноградную лозу не обрезали. Но имели возможность откручивать лишнюю завязь, если не было возможности полива. В случае если была возможность полива, то виноградник заливался напуском воды из арыка.
  • бахчи — виноградарь, мастер, заботящийся за виноградником, хозяин виноградника. Но еще раз — это и хозяин коз, и владелец тыкв и другого. По этому поводу вызывает кое-какие вопросы правильный перевод заглавия Бахчисарай. Быть может, это не «Сад-Дворец», а «Дворец виноградаря». на данный момент во внутреннем дворике Ханского дворца в Бахчисарае восстановлены замечательные древесные перголы для опоры виноградных лоз. Когда-то дворец Хан-сарай славился как раз тем, что целый дворик был в тени шикарных виноградных лоз.
  • бахча (множественное число бахчалар) — в общем случае на иранских и тюркских языках свидетельствует сад, в русском языке бахча это поле, на котором выращивают тыквы, кабачки, арбузы, дыни и другие бахчевые культуры. Тут нет особенного несоответствия, потому, что в классических крымских бахчалар в обязательном порядке выращивали как раз тыквы и кабачки, и огурцы. Снова же пасли коз, и вдобавок заготавливали хворост для отопления домов. Действительно, заготавливали — это очень сильно сообщено. Крымские горцы не заготавливали горючее впрок, не делали запасы хвороста. В первую очередь по противопожарным соображениям, но может, легко из-за радостной лени. Крымские классические дома маленькие. В первом этаже (он именуется магаз) держали коров, от которых весьма надежно прогревался древесный пол второго этажа (камора). Отопление второго этажа было в большинстве случаев за счет древесного угля, его выжигали в лесу, в особом бронзовом сосуде на треножнике (таган). А вот на хворосте готовили на улице в котле (казан), ежедневно, так что очень заготавливать горючее не требуется было, а прогуляться ежедневно в сад было полезно и для контроля, и для здоровья. Снова же козу пасти, а на обратном пути уже охапку хвороста забрать не напрягает.

«Все делается в этих садах само собою: текущий с гор ручей приносит столько воды, сколько необходимо, сухих сучьев хватает на растопку, а травы на корм скоту… Сады, покинутые на произвол случаев, содержат в себе деревья, насаженные с давних пор, потому что татары наслаждаются только происходящею от них тенью, радуются множеством плодов и ожидаемою от того прибылью» — таково было первое чувство русского аристократа Петра Сумарокова, посетившего Крым во второй половине 90-ых годов XVIII века.
Петр Сумароков татар именовал «сии избалованные сыны природы«, но любой дачник сообщит, что крымская природа садовода не балует.
Итак, «насаженные с давних пор» — это, разумеется, о ветхих деревьях, и я кроме того знаю о каких. Базу бахчи составляли синапы: кандиль, сары, судакский, саблы, кара, происходящие из турецкого города Синопа, но выведенные тут в Крыму на базе лесных яблонь.
Деревья синапов, очень замечательные, с пирамидальной кроной, живут и плодоносят до 70 а также до 100 лет. С одного дерева снимали тонну плодов, а рекорды достигали 2 тысячь киллограм с дерева.

  • баштан — от иранских слов «баш» стан и «голова» — место, стоянка, размещение. Это уже именно для «бахчевых культур» в русском понимании — поле для выращивания арбузов и дынь. В горном Крыму таких мест было мало.
  • алан — иранское (сарматское) по происхождению слово, означающее поляну, пастбище в горном лесу для крупного скота (коров и быков, попросту говоря). В Крыму пастухи по периметру аланов в большинстве случаев делали прививки культурных сортов яблок, груш, слив, высаживали черешню и вишню.

П. И. Сумароков, назначенный в Таврическую губернию судьей, покинул уже в пара втором стиле описание дома на берегу р. Салгир в Симферополе, где он жил в 1808 году: “Расположенные же на протяжении берега версты на четыре сады окружают его так, что оный думается быть выстроен в лесу. Перед окнами моей гостиной через открытую галерею чинаровые и каштановые деревья густотою собственной затеняют свет, за ними выглядывают прекрасные тополи, персики, абрикосы, айва. При дорожках стелется желтеющий виноград; везде приятная тень и везде на обрамленных кистях висят разные плоды…” (это превосходное краеведческое произведение именуется «Досуги крымского судьи, либо Второе путешествие в Тавриду»).
Чинара (платан восточный), тополь и конский каштан обязательно находились в плодовых садах, где в обязательном порядке было большое количество видов и сортов деревьев. Замечательные раскидистые кроны платанов и высокие колонны тополей создавали благоприятный режим тепла и жидкости — закрывали от ветра, давали тень, смягчали зной, испаряя с поверхности собственных листьев огромное количество воды. Такая целесообразность поразительна.

Начиная от земель и вод и заканчивая микроклиматом, прошлые сады были настоящими рукотворными ландшафтами, где все природные процессы помогали человеку. В чаирах устойчивость и саморегуляция достигла наибольшего уровня.
Еще два ответственных растительных вида для чаиров это кустарники скумпия и самшит. Неверно именовать их декоративными. В классическом садоводстве никаких затрат труда для «декорации» быть не имеет возможности. Самшит благодаря собственной крепкой полезной древесине с покон веков давал материалы для самых серьёзных изделий — курительных трубок, инструментов, прекрасных предметов домашнего быта. Скумпия (сумах дубильный) наиболее значимое лекарственное, дубильное и красильное растение.

В Крыму красками на базе скумпии окрашивали самые дорогие виды кожи — сафьян.

Еще одно занимательное дерево — кукуля, оно ягодное. Но важность его в другом: замечательнейшая корневая совокупность и весьма жёсткая древесина, не подверженная гниению. Наименование кукуля — детское, из-за ягод.

Взрослое наименование — каркас, металлическое дерево.

Обстоятельства появления чаиров не нужно искать в широком распространении естествознания — время отбирало самые жизнестойкие типы садов. И время это было жёстким.
Корни крымского садоводства уходят в древность. При раскопках поселения тавров Уч-баш найдены косточки черешни, алычи, вишни. Остатки груш, яблок, грецких черешни и орехов найдены в могильниках и поселениях скифов.
Но настоящие чаиры имели возможность показаться, предположительно только в эру раннего переселения Средневековья и Великого народов, в то время, когда в равнинах Альмы, Салгира и Качи появляется новый тип укрепленных поселений — убежища. Разбросанные по глухим балкам и долинам, они становятся надёжнее громадных крепостей. Люди предпочитают жить маленькими группами.

На обрывистых возвышениях они дополняют естественные упрочнения каменными стенками, а внизу у воды располагают простое селение. Быть может, что непрекращающиеся набеги кочевников заставили земледельцев прятать сады в лесу. Иначе, многие сельские усадьбы прекращали собственный существование, плодовые деревья оставались без ухода и поглощались лесом.

Так рядом с пожарищами рождались чаиры.
С того времени садоводческая культура неоднократно переходила от одного народа к второму, все более обогащаясь, но чаиры не провалились сквозь землю — мир на крымской почва ни при каких обстоятельствах в прошлом не был продолжительным. Среди нынешних лесных садов много зеленых монументов деревням, сожженным в последнюю войну нацистами.
Но лишь ли прошлое возможно видеть в чаирах?
Одна из основных задач современных ландшафтоведения и экологии — поиск дорог управления природными процессами и создание экологических совокупностей с заданными особенностями.
Существует утверждение, что сельское хозяйство ХХІ века станет многокультурным, другими словами на одном поле, одной плантации будут конструироваться растительные, а после этого и биологические сообщества из многих видов, включая почвенные микробы, крупных животных и насекомых и само собой разумеется пара ярусов растений.
Человек займется не столько поддержанием роста отдельных видов (для этого на данный момент требуются минеральные удобрения, ускорители роста, ядохимикаты), какое количество управлением их взаимоотношений, развитием экологической совокупности в нужном направлении. Так как растения и животные способны к формированию безотходных замкнутых цепочек, снабжающих равновесие природы.
Сохранившиеся в Горном Крыму чаиры — это реально существующий прообраз будущего сельского хозяйства в районах вблизи заповедников и в национальных парках, в так называемых буферных территориях, где индустриальный ландшафт неспешно обязан сменяться нетронутым природным и исходя из этого существуют ограничения на машинную обработку и применение ядов земли.
Но нельзя забывать, что век плодовых деревьев недолог, чаиры на данный момент доживают собственный последнее десятилетие. В Крыму только пара энтузиастов объезжают леса по весне со связкой черенков, прививая их на молодых дичках. Хотелось бы, дабы у них появились последователи, в особенности среди юннатов, студентов-биологов.

В чаиры положено много выдумки и труда, и мы должны сохранить это чудо.
Богаты крымские леса и плодами, и ягодами, лекарственными травами и орехами, но требуют они и осторожности, в особенности, в случае если путешествуете вы с детьми.
Ну а основное — крымская природа весьма богата и щедра, но требует уважительного отношения и знаний к местным традициям.

Приложение:

В ПАРКЕ ЧАИР

Музыка К. Листова
Слова П. Арского

В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир расцветает миндаль.
Снятся твои золотистые косы,
Снится радостная, звонкая даль.

«Дорогой, с тобой мы увидимся не так долго осталось ждать», —
Я замечтался над любимым письмом.
Пляшут метели в полярных просторах,
Северный ветер поет за окном.

В парке Чаир голубеют фиалки,
Снега белее черешен цветы.
Снится мне пламень весенний и жаркий,
Снится мне солнце, и море, и ты.

не забываю разлуку так неясно и зыбко.
В ночь голубую вдаль ушли суда.
Разве забуду твою я ухмылку,
Разве забуду я песни твои?

В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир много тысяч кустов.
Снятся твои золотистые косы,
Снится мне хохот твой, любовь и весна.

Текст воспроизведен с записи на грампластинке, выполнение А. Погодина 1938 года.

источник с миди фонограммой и-нотами

Война в Корее. Все серии подряд. Документальный Фильм. StarMedia. Babich-Design


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: