Человек перед богом. введение во храм

      Комментарии к записи Человек перед богом. введение во храм отключены

Человек перед богом. введение во храм

08.12 100
Версия для печати Добавить на Яндекс
Что такое храм, и как он устроен? Что символизирует его вид, архитектура и убранство? Как верно в него войти, куда поставить свечи?

Обо всем этом и о многом втором в фильме митрополита Волоколамского Илариона.
История храма
Любой храм, какой бы он ни был — громадной либо мелкий, старый либо современный — это особенное место присутствия Божией благодати, место встречи человека с живым Всевышним. У раннехристианской общины не сходу показались собственные культовые строения. Сам Христос совершил Тайную вечерю в простом жилом доме. Первые христиане часто молились в катакомбах, широких подземельях, помогавших местами для захоронения.

Самый распространенной формой для раннехристианского храма была базилика — строение продолговатой прямоугольной формы с двухскатной крышей. Христиане применяли форму базилики, по причине того, что она соответствовала восприятию храма как корабля, Ноева ковчега, в котором верующие обретают спасение, двигаясь по волнам житейского моря.
Кое-какие базилики кроме того строились как баржа по пропорциям Ковчега, забранном из Библии. Эта традиция дошла и до нас, в случае если присмотреться, возможно заметить, что любой храм похож на корабль. У него имеется корма и нос, под куполами — своды, каковые именуются парусами, а увенчивается храм крестом, напоминающим якорь и мачту. Если вы были рядом с храмом, компас вам не нужен, алтарная абсида постоянно будет показывать строго на восток.

Это также старейшая традиция, и она имеет сходу пара значений. На востоке был насажден эдем, Христос именуется в Писании Востоком и Солнцем правды. Помимо этого, как говорится в раннехристианском источнике, Господь распятый взирал на запад, так, мы покланяемся, устремляя взгляды к Нему.

И, наконец, с востока Он явится в собственный Второе пришествие.
Любой храм призван напоминать верующим о будущем Царстве Христа. Так строился в четвертом веке храм Гроба Господня в Иерусалиме, а в VI — собор святой Софии в Константинополе. По образу этих величественных храмов был воздвигнут Успенский собор Кремля .

Внешние кубические формы этих соборов соответствуют описаниям Нового Иерусалима, забранным из Апокалипсиса. Город, что продемонстрировал ангел Иоанну, расположен четырехугольником и протяженность, высота и ширина его равны.
Во второй половине первого тысячелетия на смену базилики приходит новый тип храма — крестово-купольный. Он совмещает в себе и прямоугольник и куб базилики, и является крестом увенчанный куполом, символизирует человека с распростертыми крестообразно руками.
На куполе всякого храма стоит крест — основной знак Христианства. Крест есть неотъемлемой частью внешнего декора храма и его внутреннего убранства. Входя в храм, верующий осеняет себя крестом.

Три пальца, сложенные совместно, символизируют отечественную веру в Святую Троицу, а два пальца, прижатые к ладони, — Божественную и Людскую природы Христа. В то время, когда мы крестимся, касаемся лба, груди, левого и правого плеча, а после этого совершаем поклон, высказывая собственный благоговение и смирение перед Всевышним.
Устройство храма
Все православные храмы, в каком бы веке и в каком архитектурном стиле они ни были возведены, в устроены одинаково — по византийскому канону более чем тысячелетней давности, что восходит со своей стороны к образу, данному Всевышним Моисею на горе Синай. Это строение из трех частей: алтаря, средней части (фактически храм) и притвора.
Притвор — это то помещение, куда мы попадаем, переступив порог храма. Его возможно сравнить с прихожей. В древних церквях в притворе находились те прихожане, которым не дозволялось принимать участие в работе наравне со всеми христианами. Это были оглашенные — те, кто еще подготавливался лишь принять крещение и кающиеся — те, кто совершил тяжёлый грех и временно изгонялся из самого храма. Сейчас оглашенным и кающимся отдельного помещения не надеется.

В притворе, значительно чаще, сейчас находятся церковная лавка либо свечной ящик. Тут же, в большинстве случаев, принимают записки о здравии и об упокоении.
Еще при апостолах имена верующих записывали на диптихе — двойные таблички из бумаги либо пергамента. На одной половинке записывались имена живых, на другой — усопших. Диакон зачитывал их на протяжении богослужения. Позднее наметилась традиция записывать имена в домашние книжечки, помянники, и подавать их для прочтения на работе. Церковная записка — это разовый помянник.

До начала литургии либо вчера вечером записки отдают на свечной коробку, позже их отнесут в алтарь, где священник прочтёт все имена. В конце литургии священник молится: Омой, Господи, грехи поминавшихся тут Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих.
В центре храма за богослужением молятся все прихожане. На протяжении работы происходит соединение Церкви земной и Церкви Небесной. Совместно молятся и совместно совершают богослужения те люди, каковые живут на земле и те люди, каковые пребывают в другом мире: усопшие, ангелы и святые. О присутствии ангелов и святых напоминают иконы и настенные росписи. Одну из икон видит сходу каждый входящий в храм, эта икона именуется торжественной.

На ней изображается то событие, которое сейчас вспоминает Церковь. Свеча
Свеча — старейший знак молитвы, пламенной веры. На Пасху поется гимн, написанный еще царем Давидом. В нем имеется такие слова: Как тает воск от лица огня, так да погибнут безбожники пред лицом Божиим, а праведники да возвеселятся. Первые христиане зажигали свечи перед чтением Евангелия, позднее вошел обычай ставить их перед гробами мучеников, перед иконами Спасителя, святых и Богородицы.

Свечи мы ставим перед иконами, но с молитвой обращаемся не к иконе, а к тому, кто изображен на ней: Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святым.
Отдельный столик, на котором перед Распятием горит большое количество свечей, именуется канун. Тут совершается поминовение усопших, тут прихожане молятся о собственных родных, ушедших в мир другой, моля о прощении их грехов свободных и невольных и о даре им Царствия Небесного.
Раньше свечи и масло употреблялись и для освещения храма, сейчас на смену пришло электричество, но символика осталась неизменной. Основной светильник храма, что именуется паникадилом, изображает сияние звезд на небосводе. Так как храм — это космос, вселенная, сотворенный мир, мир материи, для которого в этом духовном пространстве раскрывается вход в бесконечность. Храм — подобие и образ человека
Круг, купол — это знак неба, а квадрат — знак почвы. Купол покоится на четырех парусах, каковые часто подпираются колоннами. В парусах изображаются авторы четырех Евангелий: апостолы Матфей, Марк, Иоанн и Лука.

На их Евангелиях, как на столпах, покоится вера Церкви во Христа распятого и воскресшего.
Как человек создан по подобию и образу Всевышнего, так и храм создается по подобию и образу человека. Неслучайно древние мастера при постройке храмов применяли привычные для нас сантиметры и абстрактные метры, а конкретные меры длины, основанные на размере частей тела мужчины среднего роста.
Главная единица измерения в Библии — локоть. Протяженность руки от локтя до кончика среднего пальца. В локтях указаны размеры и Ноева Ковчега, и храма царя Соломона. Другие меры: палец, ладонь, ход, сажень. Другой раз мастер измерял собственное тело, а после этого проецировал его пропорции на создаваемый храм. Тогда он сказал: В длину двенадцать моих саженей, в ширину — семь и т.д.

Человеческое тело создано гармонично и соразмерно. Архитекторы брали за пример соотношение частей тела между собой и после этого получали гармоничности и цельности сооружения. Все это детально было расписано великим зодчим древности Витрувием, позднее зарисовано Леонардо, а эпиграф к этому образу дал Гавриил Державин в оде Всевышний: Я — сообщение миров, везде сущих…

Возможно ли сидеть в храме?
Думается всем как мы знаем, что в православном храме работу нужно выстоять, никаких сидений нет, разве что лишь несколько скамей для лиц и немощных прихожан почтенного возраста. В действительности, древние богослужебные уставы в определенные моменты не только разрешают, но а также предписывают сидеть. К примеру, сидя раньше слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета, из Апостола, и песнопения, каковые так и именуются — седальны, по причине того, что их слушают сидя.

Находиться считалось ответственным только в самые ответственные моменты работы: при чтении Евангелия, на протяжении Евхаристического канона. До сих пор на Литургии звучат возгласы, которыми раньше диакон в буквальном смысле призывал подняться: Станем добре, станем испуганно, вонмем.
Обычай садиться на протяжении чтений и подниматься в самые важные моменты работы сохраняется в православных храмах в Румынии, Греции, Болгарии и в некоторых русских монастырях, где на протяжении стенку стоят стасидии — древесные кресла с высокими подлокотниками и откидными сидениями. В них возможно комфортно находиться и сидеть. Как сказал один из святых XIX века, лучше сидя думать о Всевышнем, чем стоя о ногах.
В то время, когда работа начинается, все взоры прихожан обращаются к востоку. Тут расположен иконостас, а за ним алтарь, самое священное место в храме, место особенного присутствия Божия. В храме царя Соломона оно именовалось Святое святых. Слово алтарь происходит от латинского слова большой, он неизменно на одну-две ступени выше средней части храма. Сперва алтарь отделялся от другой части храма низкими решетками либо колоннами.

Начиная с V века, на преграде начали размещать иконы, так неспешно показался иконостас. Двери в центре иконостаса в русских храмах именуются Царскими вратами. Такое наименование, быть может, связано с тем, что через них совершается Великий вход, знак Крестного пути Спасителя, Царя царствующих.

По второй версии, врата нарекли царскими по причине того, что через них русские правители входили через алтарь при коронации. Святая святых
За царскими вратами находится завеса, которая задергивается во внебогослужебное время и в кое-какие моменты богослужений. Она напоминает о завесе старого иерусалимского храма, за которую имел возможность входить первосвященник только один раз в год — в сутки очищения. И сейчас алтарь остается закрытым помещением, доступ в который разрешен лишь тем, кто участвует в богослужении: прислужникам и священнослужителям.
В центре алтаря стоит престол кубической формы. Он и находящиеся на нем предметы, совместно со стоящим перед ним священником напоминает одно из ведений Апокалипсиса: …и обратившись, заметил семь золотых светильников и, среди семи светильников, аналогичного Сыну Людской, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Сейчас епископ, в то время, когда он стоит перед престолом в облачении, помогает для верующих образом Христа — Сына Божия и Сына Человеческого.
В старой Церкви престол всегда был каменный, это напоминало о том серьёзном событии в жизни Церкви, в то время, когда апостолы в первый раз поняли, что их Преподаватель имеется Сын Живого Всевышнего. И святой Петр от лица всех сообщил об этом Христу, а Господь ответил ему: Ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. На камне людской веры стоит Церковь Христова.
В середине под верхней доской престола находится особенный столбец, куда при освящении храма архиерей вкладывает частицу святого. Эта традиция восходит к раннехристианскому обычаю, выполнять Литургию на гробу мучеников. В продолжении того же обычая, частица мощей святого вшивается в антиминс, прямоугольный плат, что лежит на престоле и на котором изображается положение Христа во гроб.
В буквальном смысле антиминс свидетельствует вместо престола. Первоначально так именовался переносной столик для совершения литургии вне храма. В Византии его применяли, к примеру, для богослужения в церквях оскверненных еретиками.

Но с XIII века и до сих пор антиминс полагают и на освященный престол. крест и Купол
Главным отличием русских храмов от их предшественников, храмов византийских, стала форма купола. У нас купол полусфера превратился в луковку. Откуда она взялась совершенно верно неизвестно.

Кое-какие считают, что золотая, горящая на солнце капля, напоминает о языках пламени, в котором Святой Дух сошел на апостолов в сутки Пятидесятницы; либо о Благодатном огне, сходящем в Иерусалиме на Гроб Господень.
без сомнений, четырехконечный крест есть универсальным христианским знаком. Но в Киевской Руси наметилась традиция ставить на купола кресты восьмиконечные с двумя дополнительными перекладинами. Нижняя изображает подставку для ног, верхняя напоминает о табличке с надписью: Иисус Назорей Царь Иудейский.

Внизу креста время от времени помещается полумесяц, что обычно неверно знают как знак превосходства христианства над исламом. В действительности полумесяц не есть лишь мусульманским знаком, он употреблялся и в Византии в качестве знака царской власти. Крест с полумесяцем — ничто иное, как якорь, — знак спасения для всех находящихся в корабле, в Церкви Христовой.
И все же Крест — это, в первую очередь, знак Самого Христа, Всевышнего, ставшего Человеком, распятого, погибшего и воскресшего. Ужасное орудие позорной казни во времена Римской империи, по окончании Воскресения Христова Крест стал знаменем победы над смертью и грехом. Крест — это икона Всевышнего, лишь икона особенного рода, символическая.
Теги: Базы Православия храм

Источник: Казанская епархия

Человек перед Богом. Фильм 01. Введение во Храм.


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: