Если магомет не идёт к аэс

      Комментарии к записи Если магомет не идёт к аэс отключены

Если магомет не идёт к аэс

Энергия — основной ресурс человечества. Правильнее, электричество. В обиход оно вошло по историческим меркам совсем сравнительно не так давно, но уже превратилось в источник судьбы для нас.

Через чур много всего от него зависит: промышленность, производство пищи, водоснабжение, совокупности управления транспортом, городское освещение, несметное количество устройств и приборов, от лифтов и совокупностей воздухоочистки и вентиляции строений до мобильника и вашего ноутбука. В случае если на следующий день в розетке кончится электричество, сходу начнётся коллапс и хаос. Кроме того в сельской местности исчезновение электричества будет хоть и не фатальным, но очень неприятным событием.

А для средних и больших городов это кошмарный сценарий, сравнимый с ковровыми бомбардировками. Электричество — это жизнь.

Мы уже неоднократно упоминали о том, что многие впечатляющие разработки, технологии и объекты были созданы у нас, дабы связать информационно, транспортно либо ресурсно населённые пункты и отдалённые территории. Не было забыто и электричество. Правильнее, его источники. А ещё правильнее, в СССР существовали экспериментальные мобильные АЭС.

Пуркуа бы, фактически, и не па?

ТЭС-3

По окончании Войны СССР отчаянно нуждался в разных дефицитных металлах, нефти и газе. Ударными темпами создавалась ядерная, ракетная и космическая программы, потребовавшие производств и новых технологий. Соответственно, требовалось обнаружить и осваивать новые месторождения. Всё в том месте же: за Уралом, в Сибири, за Полярным Кругом, на Дальнем Востоке.

Это огромные территории, простирающиеся на тысячи километров. Природа тут жестка: строительство дорог требует огромных затрат и усилий, среди них и на поддержание в рабочем состоянии.

Но жить как-то нужно. И не просто жить, но и осваивать пустынные территории, где нет никакой инфраструктуры. А ведь для строителей и жизнеобеспечения геологов, для промышленных и добывающих объектов требуется много материалов и припасов, а основное — энергии.

Исходя из этого в 1957 году начались работы по разработке мобильной АЭС. Обратите внимание на смелость плана: всего 8 лет назад была испытана первая советская ядерная бомба, а сейчас необходимо было создать компактную и мобильную АЭС. Не смотря на то, что нужно признать, что мобильная АЭС прежде всего была бы занимательна армейским как источник питания для РЛС и других тайных объектов, выстроенных в медвежьих углах по всей стране.

В базу проекта лёг ядерный реактор, созданный в Лаборатории «В» — так до 1960-го именовался Физико-энергетический университет в Обнинске. Это был двухконтурный неоднородный водо-водяной реактор, содержащий 74 сборки на базе высокообогащённого урана. Мощность его достигала 8,8 МВт.

А мощность энергии, приобретаемой с электрогенераторов, достигала 1,5 МВт. Реактор — без учёта всей другой агрегатов и обвязки — воображал собой цилиндр 600 мм высотой и 650 мм диаметром.

Но как бы ни был компактен реактор, вся АЭС в целом представляла собой веса и внушительных объёмов совокупность агрегатов. Поместить всё это на единое шасси было нереально ни по габаритам, ни по массе. Правильнее, возможно было бы, но оказавшийся монстр имел возможность бы ползать лишь по ровной, как стол, степи.

Исходя из этого компоненты АЭС распределили по нескольким самоходным установкам. За основу взяли шасси тяжёлого танка Т-10:

Шасси подверглось важной переделке: было удлинено до 10 катков на борт вместо 7, а сверху установлены намерено созданные рамы, снабжающие пространственную жёсткость самоходных установок. Дабы снизить удельное давление на грунт, были созданы более широкие гусеницы. Кроме этого сконструировали защитные противорадиационные экраны.

В 1961-м на свет появилась ТЭС-3 — «транспортабельная АЭС». АЭС складывалась из четырёх отдельных самоходок, похожих на помесь ЖД-вагонов с избами:

Неспециализированная масса оборудования, загружённого на самоходки, составляла 210 т, из которых 28,5 т приходилось на «биологическую защиту» — средства защиты от радиации. А дружно самоходки тянули на 310 т живого веса. Автономность «похода» АЭС достигала 250 дней.

Любая самоходка приводилась в перемещение замечательнейшим на то время в СССР танковым дизелем В12–6 на 750 л.с.

Состав главного оборудования:

  • Первая самоходка: реактор с воздушным радиатором. В качестве охладителя употреблялась циркулирующая вода, а радиатор использовался для дополнительного охлаждения реактора.
  • Вторая самоходка: парогенераторы, компенсатор количества, циркуляционные насосы первого контура.
  • Третья самоходка: турбогенератор с дополнительным оборудованием. Как раз тут вырабатывалось электричество.

*

Четвёртая самоходка: пункт управления, резервный дизель-аккумуляторные батареи и генератор.

ТЭС-3 должна была своим ходом добраться до места, где требовалось электричество, по окончании чего самоходки выстраивались в ряд в нужном порядке и соединялись кабелями и трубопроводами. После этого необходимо было наполнить водой свинцовую ёмкость, в которой размешался сам реактор (левая нижняя самоходка на прошлой фотографии). Вода выступала в роли дополнительной радиационной защиты.

Помимо этого, около самоходок с парогенераторами и реактором необходимо было возвести короба из бетона либо почвы (возможно, несложнее было выкопать для них в грунте бульдозером укрытия с отвалами по периметру). Это также диктовалось защитой персонала от радиации, излучаемой самим реактором и циркулирующей между самоходками водой. По окончании всех приготовлений возможно было «врубать рубильник».

Опробования ТЭС-3 длились до 1965 года, в то время, когда проект был приостановлен, а в 1969-м — всецело закрыт. Разумеется, применение «праздношатающихся» ядерных реакторов было признано через чур рискованным с позиций обеспечения безопасности.

Памир-630Д

Но ТЭС-3 не стала уникальным опытом. В 1963-м начались работы по разработке новой мобильной АЭС. Разработка тянулась продолжительно, в сумме около 22 лет.

Только в 1985-м был, наконец, выстроен рабочий пример.

В этом случае решено было отказаться от водо-водяного реактора. Для его работы требовалось такое количество воды, которое легко нереально было обеспечить в некоторых регионах, где и необходимы мобильные АЭС — к примеру, в тундре либо засушливых степях. Исходя из этого на «Памир-630Д» смонтировали компактный одноконтурный реактор, в котором и теплоносителем, и рабочим телом являлась тетраокись азота. Это соединение владеет высокой теплоёмкостью и теплопроводностью.

Но тетраокись азота страшна тем, что при её контакте с водой происходит химическая реакция с образованием азотной кислоты. Данный факт значительно повышал опасность эксплуатации АЭС: в случае если персонал допустит оплошность, и в контуре окажется вода (к примеру, конденсат), то появившаяся кислота имела возможность бы уничтожить элементы контура либо кроме того сам реактор.

Комплекс АЭС складывался из четырёх автомобилей: двух колёсных полуприцепов, буксируемых замечательными седельными тягачами МАЗ-7960, являвшимися переработкой МАЗ-537, и двух запасных машин на базе КРАЗ.

МАЗ-357

Состав оборудования:

  • Первая машина (полуприцеп): реактор, парогенератор с теплообменником, совокупность аварийного расхолаживания, два независимых дизель-генератора. На корме полуприцепа был громадный вентилятор совокупности охлаждения.
  • Вторая машина (полуприцеп): турбогенератор (производил электричество)
  • Третья машина: совокупность управления АЭС.
  • Четвёртая машина: резервные дизель-генераторы.

Мощность реактора — 10 МВт, мощность турбогенератора — 630 кВт.

В то время, когда вереница автомобилей приезжала на место стоянки, реакторный и турбогенераторный полуприцепы устанавливали рядом, ставили их на домкраты, снимали и отвозили на надёжное расстояние колёса. Полуприцепы соединяли трубопроводами и кабелями, а не меньше чем в 150 м от них устанавливали две другие автомобили комплекса. Как вы осознаёте, всё это делалось для защиты персонала от излучения. Не совсем ясен момент с колёсами.

Единственное, что приходит на ум: снимать их необходимо было чтобы они сами не начинали фонить из-за наведённой радиоактивности и не «передавали» и не распространяли позже по дорогам радиоактивную пыль.

Опробования «Памира-630Д» длились с ноября 1985 по август 1986, по окончании чего проект был закрыт. Но 26 апреля 1986 года взорвался четвёртый реактор ЧАЭС, и эта катастрофа оказала влияние на многие проекты в ядерной энергетике и ВПК. «Памир-630Д» начали деятельно осуждать (и небезосновательно) как технически страшную конструкцию, и в итоге в 1988 году проект закрыли. Информация о судьбе автомобилей противоречива.

Если гора не идет к Магомету…


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: