Факторы, способствующие реформированию экономик стран цве в 90-е гг. xxв.

      Комментарии к записи Факторы, способствующие реформированию экономик стран цве в 90-е гг. xxв. отключены

Факторы, способствующие реформированию экономик стран цве в 90-е гг. xxв.

Экзогенные

§ Распад СССР (разрыв хозяйственно-экономических связей)

§ Распад СЭВ

§ Выделение государствами Запада кредитов МВФ

§ Отказ государств Запада от экстенсивного пути развития и переход к фазе интенсивного роста на базе передовых достижений науки и техники (как следствие, сниже-ние конкурентоспо-собности продукции государств ЦВЕ)

§ глобализации и Процессы интеграции в мире

§ Нарастание экологических неприятностей

Эндогенные

§ Экономические

8. Резкий спад национального производства (около 40%)

9. Усиление безработицы

10. Рост инфляции (в 1989 г. громаднейшая инфляция зарегистрирована в Югославии (2800%) и Польше (640%)

11. Недостаток услуг и товаров потребительского значения

12. Отсталость финсектора

13. Нарушение экономической координации

14. Появление кооперативов

§ Технико-технологические

1. Моральное и материальное устаревание производственного потенциала

2. Невосприимчивость к НТП

§ Организационно-управленческие (кризис управленческой деятельности)

1. Государство занималось несвойственными ему задачами, ответом микроэкономических вопросов a Диспропорция между предложением и спросом

§ Мотивационные

3. Ликвидация стимула к предпринимательству, повышению качества производительности и повышению продукции труда (твёрдая фиксированная совокупность заработной плата)

4. Пассивность общества в связи с тотальным контролем

§ Социальные

3. Падение уровня судьбы

4. Социальная разделение населения

§ Национально-этнические (в Чехии, Югославии)

Необходимость внесения корректив в прошлую модель развития государств ЦВЕ становилась все более очевидной, и первые попытки касались проведения реформ социалистического типа. Так, Югославия еще с середины 1950-х гг. устанавливает децентрализацию в принятии ответов, ограничивает контроль за стоимостями. Расширению позиций частного сектора в сфере сельского хозяйства и торговли были посвящены  и преобразования в Венгрии в 1970-е гг., и в Польше в начале 1980-х гг.

Но в целом эти реформы была неудачными, потому, что не была ликвидирована причина, замедляющая процесс развития государств ЦВЕ, — сама административно-командная совокупность.

Неудачи рыночного социализма, происхождение диспропорций в экономике, недостаток и нехорошие экономические показатели привели к необходимости проведения в регионе новых реформ принципиально иного характера. Финиш 1980-х гг. ознаменовался фактически повсеместным падением коммунизма в Восточной Европе, этому в большой степени содействовали и демократические преобразования в СССР.

Полномасштабные эк. реформы стартуют в Восточной Европе в 1989 – 1991 гг.

Главные направления реформ

3. контроль ситуации и Макроэкономическая стабилизация в экономике (борьба с инфляцией, новая налоговая политика для повышения прибыльной части государственного бюджета, понижение внешней задолженности методом ее реструктуризации а также списание части долгов);

4. внедрение и Реформа цен рыночных механизмов

  • торговли и либерализация цен;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • изменение прошлой совокупности поставок, отказ от административно-командной распределительной совокупности;
  • либерализация рынка рабочей силы;
  • реформа финансовой системы (создание двухуровневой б. с-мы: усиление роли Центрального государственного банка и поддержка и создание коммерческих банков и др. денежных университетов);

3. Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры.      Этапы приватизации:

  • Малая приватизация (обслуживания и объекты торговли небольшой местной индустрии; проводилась на финансовой базе);
  • Громадная приватизация (громадные предприятия, находящиеся в гос. собственности; проходила менее динамично из-за отсутствия денег у населения, не сильный доходности приватизируемых фирм и предусматривала передачу большой части собственности безвозмездно гражданам на базе ваучеров);
  • Реприватизация (возвращение имущества либо возмещение ущерба бывшим собственникам либо наследникам, проходила в Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, Румынии, Литве, Латвии, Эстонии);

4. Пересмотр роли страны в экономике. Гос-во от прошлого диктата перешло к косвенному регулированию (налоговое и бюджетное регулирование, кредитно-финансовая политика).

Реформы предполагались как долгие, постепенные, их основной стратегической целью был переход к рынку эволюционным методом через смешанную экономику.

Практически они были более динамичными, фактически везде стал путь вхождения на рынок через т.н. «шоковую терапию». Хорошим ее примером помогает Польша.

Замысел Бальцеровича

? падение инфляции через прекращение финансирования государственного бюджета центробанком страны (прекращение финансовой эмиссии), установление настоящей ставки;

? привязка курса нац. финансовой единицы к американскому доллару (введение конвертируемости злотого);

? либерализация внешней торговли и цен;

? стремительная структурная перестройка экономики в следствии проведения ускоренной приватизации;

? получение кредитов МВФ на стабилизацию экономики;

? принятие нового эк. законодательства, отвечающего современным потребностям (закон о банкротстве, гарантии инвесторам и т.д.);

? открытие экономики для зарубежных инвесторов.

Результаты реформ

Отрицательные

1. Глубочайший спад производства (достигал 20% в год). Подъем лишь в 1993 – 94 гг.

2. Распад прошлых эк. связей в рамках СЭВ и изменение внешнего курса государств ЦВЕ на Западную Европу.

3. Структурная безработица благодаря ликвидации социалистической излишней занятости

4. Устойчивая инфляция, темпы которой снизились, но все равно остаются высокими при сравнении с ведущими государствами мира

5. Банковский кризис, который связан с тем, что коммерческие банки не сходу приспособились к новым условиям хозяйствования, на первых порах выдавая необеспеченные кредиты, и допуская разные злоупотребления и коррупцию.

6. Неоправдание надежд на массовый приток зарубежных инвестиций (наблюдался приток спекулятивного фин. капитала, что достаточно скоро обрушил нарождающийся  рынок государств ЦВЕ).

Хорошие

5. Ликвидация услуг и дефицита товаров, их доступность населению.

6. либерализация и Активизация предпринимательской деятельности, восстановление частного сектора экономики.

7. Создание демократической совокупности управления экономикой, продолжение рыночного курса.

8. Начало новой экономической интеграции региона в совокупность мирохозяйственных связей (развитие торговли, научного обмена, сотрудничество в инвестиционной сфере с ведущими государствами мира и гос-вами Западной Европы, пересмотр взаимоотношений с Россией и бывшими советскими республиками в пользу взаимовыгодного сотрудничества на рыночных правилах).

Последствия реформ

В 1994 г. реформы начинают давать собственную отдачу, что отражается на благоприятной динамике экономических показателей государств ЦВЕ.

6) Экономический рост практически во всех государствах региона.

7) Развитие внешней торговли.

8) внутренние инвестиции и Внутренний спрос (смена оборудования, технологическое перевооружение производства).

9) Повышение доли частного сектора (так, в случае если во времена социализма он составлял в экономике Болгарии около 3%, то к середине 1990-х гг. — 25%, в Венгрии и экономике Польши часть частного сектора увеличилась с 30% до двух третей).

10) Структура экономики неспешно изменяется с ориентации на с/х, производство и добычу сырья низкой степени наукоемкости на выпуск готовой конкурентоспособной промышленной продукции по самым высоким мировым технологическим стандартам. Стремительными темпами начинается сфера нематериального производства: туризм (Чехия, Венгрия, Болгария), финансы (Латвия).

Так, в ЦВЕ осуществляется переход к новой модели интенсивного развития, в базе которой лежит рыночная экономика постиндустриального типа. Удачи в прогрессивности перемещения вперед солиднейшие у Вентрии, Польши, Словакии, Чехии и Словении.

Экономическая интеграция – это как следует новый этап интернационализации хозяйственной судьбе, основанный на сближении экономик и взаимной адаптации разных государств, на развитии глубоких и устойчивых разделений и взаимосвязей труда между национальными хозяйствами. Принято различать две главные формы интернациональной эк. интеграции: региональную и отраслевую.

самоё успешным региональным интеграционным объединением на территории Зарубежной Европы есть Европейский союз. В собственном формировании современный ЕС прошёл пара этапов:, каковые, в первую очередь отражали его развитие вширь:

Всё началось с создания в 1951 г. стали и Европейского объединения угля (ЕОУС) в составе Германии, Франции, Италии, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Первое расширение сообщества случилось в первой половине 70-ых годов XX века, в то время, когда в его состав вошли Англия, Ирландия и Дания. Второе  (1981 г.) – вступила Греция.

Третье (1986) – Испания, Португалия. Четвёртое (1995) – Австрия, Швеция, Финляндия. Пятое (2004) – Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Мальта и Кипр.

  Шестое (2007) – Румыния, Болгария.

В один момент с развитием ЕС вширь происходило и его развитие вглубь, которое прошло приблизительно те же этапы:

3) Создание Неспециализированного рынка (общий рынок и таможенный союз товаров) к середине 1980-х гг. Причём, Неспециализированный рынок нарекли единым внутренним рынком (ЕВР), что снабжал свободное передвижение не только товаров, но и одолжений, капиталов, людей.

4) Переход от ЕВР к экономическому, валютному и политическому альянсу европейских государств:

а).создание единого европейского экономического пространства. В конце 1990-х гг. часть внутрирегиональной торговли в ЕС превышала 60%;

б). создание по Шенгенскому соглашению единого европейского безвизового пространства (с марта 1995). Всего право на безвизовый въезд в государства ЕС имеют граждане 45 стран – от Аргентины и Коста-Рики до Литвы и Латвии;

в). введена единая валютная совокупность, означавшая переход к неспециализированной валюте – евро (1 января 1999).(правда на начальной стадии в зону евро из 15 участников, пребывавших в альянсе на 1995 г. не вошли Англия, Швеция и Дания). Совместно в 1999 г. данные государства организовали уже экономический и валютный альянс (ЭВС). В один момент начал работату Единый центробанк. В 2002 г. наличные монеты и новые купюры евро всецело заменили национальные валюты 12 государств.

В один момент в зону евро вошли ещё около 25 территорий и стран, в большинстве собственном входивших в зону франка (Н., 6 заморских департаментов Франции и 14 бывших её владений в Африке), новая валюта была кроме этого принята в микрогосударствах Европы – Андорре, Монако, Сан-Марино и Ватикане.

г). сотрудничество в гуманитарной сфере (при ЕС действует Комитет по образованию, в Париже трудится особый Европейский университет социальной политики и образования, в целях ликвидации языкового барьера осуществляются интернациональные программы «Лингва» и «Эразмус»);

д). на пути к политическому альянсу. Ухудшение интереса западноевропейских государств к повышению интернационального влияния ЕС для получения его участниками внешнеполитических и экономических барышов в глобальном миропорядке в условиях постсоветской совокупности МО и кризиса роли НАТО обусловило их готовность делегировать некую часть прав в вопросах проведения и формирования внешней политики наднациональным органам Альянса и разрешило перейти от принятия принципиальных ответов о политической интеграции к их реализации и потом материально-техническому обеспечению неспециализированной внешней политики ЕС путём создания отдельной структуры – Европейского агентства по вопросам обороны. Оно призвано регулировать все нюансы ВТС западноевропейских государств, сущность которого пребывает в проведении согласованной военно-экономической и военно-технической политики ЕС для внесения вклада в осуществление Неспециализированной внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и особенно её военной составляющей Европейской политики в области обороны и безопасности (ЕПБО).

Институциональная структура ЕС:

6. Европейский совет (Евросовет) – совещательный орган правительств и глав государств, снабжающий основной политический импульс развития ЕС;

7. Совет (министров) – законодательный орган, играющий ключевую роль в реализации единой политики ЕС;

8. Еврокомиссия – основной аккуратный орган ЕС;

9. Парламент EC – представительный орган, он не есть законодательным органом, его функция содержится в назначении участников Еврокомиссии и контролем за её деятельностью;

10. Европейский суд.

Роль ЕС во всемирной экономике:

Часть ЕС в мировом ВВП и промышленном производстве достигает ¼, во всемирной торговле образовывает практически 2/5 . Страны ЕС занимают ответственные позиции не только в производстве классической промышленной продукции (станки, машины), но и во многих наукоёмких отраслях. В среднем в Европе часть третичного сектора в структуре ВВП образовывает 65%, в некоторых из них – и более 70%. Это говорит о постиндустриальной структуре их экономики.

Европейский союз имеет тесные экономические связи с другими частями мирового хозяйства. Среди его партнёров – США, Япония, Китай, страны Латинской Америки, Африки, вторых регионов. Экономическими соглашениями разнообразные страны ЕС связаны с 60 вторыми странами.

Особенности интеграции европейских государств:

1). Входящие в ЕС страны отличаются по собственной экономической мощи, исходя из этого в интеграционные процессы они врастают «с различными скоростями». Эти страны время от времени подразделяют на две многочисленные группы: «богатый» Север (Англия, Германия, Франция, страны Бенилюкса, Швеция, Австрия, северная часть Италии) и «бедный» юг (Испания, Португалия, Греция, южная часть Италии, Болгария, Румыния), и выделяют занимающие как бы промежуточное положение между ними Финляндию и Ирландию;

2). В отличие от бывших советских республик в ЕС объединились страны небогатые природными ресурсами. (Так, Норвегия до сих пор не вступила в ЕС, поскольку находит рынки сбыта и не входя в Европейский союз).

Неприятности интеграции государств в ЕС:

1).Кризис либерально-рыночной модели экономразвития, которая господствует последние 20 лет в умах правящей элиты Западных государств (Н., «максимализация» прибыли объективно ведёт к замедлению роста поизводства и иногда ухудшению качества товаров). Налицо фактическая стагнация в экономике в самый богатых государствах Европы (значительное замедление динамики экономразвития), потом устойчивые бюджетные недостатки;

2). Разворачивается такая картина, что на месте региональной структуры, которая до недавнего времени считалась наглядным примером успешной всесторонней интеграции, появляется более аморфное образование, складывающееся из нескольких стран, активных игроков на мировой арене, и толпы государств, жаждущих урвать большой кусок из «общеевропейского пирога» разных субсидий. Препятствием стало вступление в 2004 году одним залпом сходу 10 новых стран-участников;

3). Рост социальной напряжённости в связи с ростом уровня безработицы (Н., во Франции уровень безработицы достиг 10%, в Германии (2005) – 12%, что происходит из-за рвения больших промышленных корпораций переводить часть собственных производств из стран Европы в государства с более недорогой рабочей силой), сокращением уровня и численности доходов «среднего класса» (к которому относится более половины населения развитых государств).

Стабильный экономический рост в странах еврозоны — economy


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: