География транспортного машиностроения россии. современные проблемы развития в условиях перехода к рынку.

      Комментарии к записи География транспортного машиностроения россии. современные проблемы развития в условиях перехода к рынку. отключены

География транспортного машиностроения россии. современные проблемы развития в условиях перехода к рынку.

Машиностроительный комплекс воображает сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специальные отрасли, сходные по разработке и применяемому сырью. Металлообработка включает промышленность железных конструкций и изделии, и ремонт оборудования и машин.

Машиностроение есть ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая самая активную часть главных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной мере влияет на направления и темпы научного прогресса в разных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития публичного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 количества производимой продукции индустрии страны, практически 1/4 главных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент производимой продукции машиностроения отличается громадным многообразием, что обусловливает глубокую разделение его отраслей и воздействует на размещение производств, производящих разные виды продукции.

В структуре машиностроения насчитываются 19 больших комплексных отраслей, более 100 производств и специализированных подотраслей.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и применяемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая индустрия; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная индустрия; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой индустрии.

В течение долгого периода темпы развития машиностроения опережали развитие индустрии в целом. Высокие темпы были свойственны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и прежде всего станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной индустрии, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Успехи машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом количеств его производства, но и выпуском и созданием прогрессивных видов продукции, внедрением более новейших технологий.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями обороны и экономики страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В следствии были созданы предметно-специальные фирмы с твёрдыми технологическими связями, мобильностью производства и низкой гибкостью.

Кризисная обстановка, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, значительно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Понижалась обновляемость изделий, износ главных фондов достиг 50%.

Отмечались монополизации производства и высокий уровень концентрации, избыточная, неэффективная производственная активность. Только около 1/4 новых разработок соответствовало мировому уровню.

Распад СССР как единого страны и образование новых свободных республик содействовали усугублению распада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, происхождение в широких масштабах бартерных сделок придали громадную интенсивность формированию экономического отдельных регионов и сепаратизма республик. Изменяются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения.

Большой уровень территориального разделения труда, и монополизм, свойственный машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в Российской Федерации многих производств, нужных для обычного функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны. Транспортное машиностроение, несколько отраслей машиностроения, производящих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная индустрия, Авиационная индустрия, Судостроение).  

Одной из основных отраслей среднего машиностроения есть автомобилестроение, где самый ярко выражена специализация и прослеживаются широкие связи по кооперации. Предприятия автопрома выстроены во многих регионах России. Грузовики средней грузоподъемности (3—6 т) производят столичный (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) фабрики, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ).

Новый центр по производству грузовиков создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Высококлассные автомобили создают в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные машины — в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные машины —• в Серпухове, Набережных Елабуге и Челнах. Создана широкая сеть автобусных фабрик (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно).

Автомобильная индустрия включает кроме этого производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Центры авиационной индустрии сформировались в районах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами. Предприятия данной отрасли размещены в центре европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Разные модификации самолетов типа «Ил» создают в Москве, Воронеже, Казани.

Самолеты типа «Ту» создают в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются кроме этого Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

Большое развитие взяла ракетно-космическая индустрия. Главные фирмы отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к речным портам и морским побережьям. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и особого оборудования, исходя из этого в судостроении очень сильно развито кооперирование с другими фирмами, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов.

Главные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Петербург, Выборг), специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море основной центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся кроме этого лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на наибольших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из наибольших речных центров судостроения есть Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» производят суда разного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море», суда на подводных крыльях, морские ЖД паромы. Речные суда сходят со стапелей Сталинграда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Политика протекционизма ( помощь собственного производителя + гос. Контроль импорта)

Новые разработки + новое оборудование

Научная база ( спецы) приобретение патентов на новые открытия ( опыт Японской скупки по окончании 2-й всемирный)

Вероятно привлечение зарубежных инвестиций и найм зарубежных инженеров

Отечественные автомобили будут конкурентоспособными и для людей

Проблемы гигантского транспортного комплекса


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: