Н.Б. Ялдыгина
Работы по созданию Совокупности обеспечения вызова экстренных своевременных работ по единому номеру «112» (потом — Совокупность-112) проводятся на данный момент во многих субъектах РФ. Планируется, что Совокупность-112 объединит и скоординирует разные работы, оказывающие экстренную помощь населению, разрешит автоматизировать сбор, анализ и передачу информации о происшествиях.
Большое значение для работы Совокупности-112 играются геоинформационные (ГИС) сервисы, снабжающие отображение карты местности, точек происшествия, размещения транспортных средств экстренных своевременных работ и т. д. О составе ГИС-сервисов, их функциях и назначении в рамках Совокупности-112 и отправится обращение в данной статье.
ЧТО ТАКОЕ СОВОКУПНОСТЬ-112
Первое, что приобретают граждане при внедрении Совокупности-112, — это возможность информировать о любых происшествиях на единый номер «112». Это, непременно, комфортно, поскольку сейчас нет необходимости не забывать разные номера для экстренных вызовов (к примеру, «03» для вызова скорой помощи с городского телефона, «103» для вызова абонентом «Билайн», «030» для вызова абонентом МТС и т. д.).
Но в действительности Совокупность-112 дает значительно больше, чем лишь единый номер для экстренных вызовов. Увеличивается надежность передачи информации о происшествиях благодаря регистрации вызовов в совокупности, автоматическому восстановлению прерванных соединений, определению расположения абонента; позвонившие смогут взять помощь психолога либо передать данные о происшествии на зарубежном языке.
не меньше серьёзные преимущества дает применение Совокупности-112 и работам экстренного реагирования. Автоматизируется регистрация и приём информации о происшествиях (к примеру, машинально заполняется информация о телефонном номере абонента, координаты точки вызова; ведется запись беседы с абонентом). Сотрудничество экстренных работ делается более действенным благодаря доступу к единой базе происшествий.
Наконец, наличие неспециализированной базы происшествий дает дополнительные возможности анализа и оценки текущей обстановке в регионе.
Совокупность-112 создается независимо в каждом субъекте РФ. К 2018 г. в соответствии с действующей на данный момент федеральной целевой программе Совокупность-112 должна быть внедрена во всех субъектах РФ.
СТРУКТУРА СОВОКУПНОСТИ-112
Совокупность-112 представляет собой достаточно сложную в техническом замысле автоматизированную совокупность, включающую в себя телекоммуникационное оборудование, совокупности хранения данных, совокупности резервного копирования, вычислительные серверы, автоматизированные рабочие места операторов и др. Совокупность-112 складывается из шести систем, назначение и перечень которых выяснены в нормативных правовых актах:
- Телекоммуникационная система для обработки и приёма вызовов, поступающих в единую работу, их передачи в ДДС.
- Информационно-коммуникационная система для обработки информации о взятых вызовах и получения информации из архива в своевременном режиме.
- Система консультативного обслуживания для оказания информационно-справочной помощи населению по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- Геоинформационная система для отображения на электронной карте разных черт территории, мест происшествий, размещения транспортных средств экстренных своевременных работ.
- Система мониторинга для приема и сигналов и обработки информации от датчиков на контролируемых стационарных и подвижных объектах.
- Система обеспечения информационной безопасности для средств и защиты информации ее обработки в Совокупности-112.
Правильный состав функций систем в подзаконных актах и законах не регламентирован: их определяет самостоятельно любой субъект РФ, внедряющий Совокупность-112. Но имеются методические материалы по созданию Совокупности-112, созданные по заказу МЧС России, в которых, например, разъясняются функции и принципы работы каждой системы.
ПРАВИЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Типовая схема функционирования Совокупности-112 в части обработки и приёма вызовов выглядит следующим образом (рис. 1):
- Оператору Совокупности-112 поступает вызов от абонента, позвонившего на номер «112». Общаясь с абонентом, оператор формирует в автоматизированной совокупности карточку происшествия, в которую вносит все данные о происшествии (тип происшествия, адрес, количество пострадавших и т. д.). Часть информации заполняется машинально – к примеру, координаты абонента и телефонный номер.
- В зависимости от типа происшествия оператор отмечает в карточке происшествия те дежурно-диспетчерские работы (ДДС), каковые важны за реагирование на происшествие (пожарная, полиция, скорая и др.), и при необходимости переадресует вызов диспетчеру ДДС (рис. 2).
- Диспетчеры ДДС организовывают реагирование на происшествие (высылают бригады экстренного реагирования на место происшествия и т. д.) и вносят данные о выполненных действиях в карточкупроисшествия.
- Оператор Совокупности-112 осуществляет контроль действия, предпринятые дежурно-диспетчерскими работами по этому происшествию, и отмечает в карточке происшествия факт окончания работ.
Рис. 1. Схема функционирования Совокупности-112 Рис. 2. Прием вызова оператором 112
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ СОВОКУПНОСТИ-112
Для эргономичной и действенной работы операторов/диспетчеров Совокупности-112 большое значение имеют геоинформационные сервисы (возможности, предоставляемые геоинформационной системой).
- Карта
Оператору нужна подробная карта местности, на которой отображаются строения, дороги, разные объекты инфраструктуры (рис. 3). Общаясь с абонентом и видя перед собой карту, оператор может более определить Рис и место
происшествия. 3. Подробная карта города
после этого сориентировать бригады экстренного реагирования, выезжающие по вызову. На карте кроме этого должно отображаться расположение абонента, определяемое машинально. При происхождения чрезвычайной обстановке, влияющей на большую территорию (к примеру, при выбросе загрязняющих веществ в воздух), оператор сможет скоро отыскать социально значимые объекты (школы, поликлиники и др.), попадающие в зону загрязнения, и спланировать меры по эвакуации людей.
- Поиск информации
Нужны сервисы поиска, разрешающие обнаружить объект на карте по его адресу либо заглавию. К примеру, в случае если клиент, позвонивший по номеру «112», при описании места происшествия упомянул городскую достопримечательность, наименование торгового комплекса либо номер школы, то посредством функций поиска возможно скоро отыскать необходимый объект на карте. Кроме этого нужны возможности пространственного поиска, предназначенные для нахождения объектов определенного типа в указанной области карты.
Это разрешит, к примеру, скоро отыскать все поликлиники, расположенные неподалеку от места пожара.
- Мониторинг транспорта
Рис. 4. Мониторинг транспортных средств
Предполагается, что транспортные средства экстренных своевременных работ будут со временем оснащены терминалами ГЛОНАСС/GPS, передающими данные о текущем расположении транспорта. Оператор Совокупности-112 должен иметь возможность отображать размещение транспортных средств на карте, дабы обнаружить ближайшие к месту вызова бригады и отслеживать процесс реагирования на происшествие (рис. 4).
Нужна кроме этого возможность получения подробной информации о транспортном средстве (к примеру, национальный номер, контакты водителей, состав бригады), и поиска транспорта.
- Построение маршрутов
Рис. 5. Построение маршрутов транспорта
Чтобы оператор имел возможность оказать информационную помощь бригаде экстренного реагирования при перемещении к месту происшествия, должны быть предусмотрены функции построения оптимального маршрута (рис. 5). Маршрут прокладывается между указанными на карте пунктами остановок с учетом правил дорожного перемещения, текущей дорожно-других факторов и транспортной обстановки.
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ СИСТЕМАМИ
Полноценно функционировать геоинформационная система может лишь в связке с другими системами.Так, для отображения на карте точек происшествий либо расположения транспортных средств нужно получение соответствующих координат из информационно-коммуникационной системы. Передача информации осуществляется и в обратную сторону. Так, при вводе информации о месте происшествия оператор может не показывать правильный адрес, а отметить точку происшествия на карте.
Тогда в геоинформационной системе будут машинально выяснены координаты и адрес указанной точки и переданы в информационно-коммуникационную систему.
ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
В конце 2013 г. компания «Совзонд» участвовала в проекте по созданию Систе мы-112 в Краснодарском крае в количестве первой очереди, сделав работы по развертыванию геоинформационной ее интеграции и подсистемы с другими системами. Главным исполнителем работ являлась компания «Ростелеком»; подрядчиками выступали компании «Энвижн Груп», «ИскраУралТел» и «Совзонд». В рамках данного проекта осуществлялось развертывание компонентов Совокупности-112 в городах Краснодар и Сочи.
Главным пользовательским приложением в Совокупности-112 есть консоль оператора, реализованная в виде веб-приложения, трудящегося в браузере Mozilla Firefox (рис. 6).
Рис. 6. Консоль оператора 112
Посредством консоли операторы Совокупности-112 просматривают данные о происшествиях, принимают вызовы, вносят данные о реагировании на происшествия. Геоинформационная система кроме этого является вебом -приложение и выглядит как карта с инструментами, раскрывающаяся в отдельной вкладке браузера (рис. 7).
Рис. 7. Геоинформационная система
Интерфейс геоинформационной системы есть несложным и интуитивно понятным. Для работы с картой предусмотрены стандартные инструменты навигации: изменение масштаба, перемещение, переход к полному экстенту карты, окно обзора и др. Операторы смогут подключать дополнительные слои карты: социально значимые объекты (школы, поликлиники и пр.), дежурно-диспетчерские работы, и просматривать легенду.
Щелкая по объектам, возможно приобретать подробную данные о них.
Для нахождения нужной информации реализованы инструменты поиска по координатам, заглавию либо адресу объектов (рис. 8). Поддерживается поиск по части заглавия, и допускается возможность опечаток.
Рис. 8. Поиск объектов
Для планирования перемещения транспортных средств предусмотрен комплект инструментов построения маршрутов. Пользователь отмечает на карте нужные пункты остановок, по окончании чего машинально строится оптимальный маршрут через заданные точки и формируется маршрутный лист (описание перемещения).
Если перемещение по какой-либо части города блокировано (к примеру, в следствии подтопления некоторых улиц), оператор может указать ограничения перемещения (т. е. участок, запрещенный для проезда), и тогда маршрут будет машинально перестроен в обход отмеченной территории (рис. 9).
Еще один комплект инструментов, реализованных в геоинформационной системе, — это статистики и инструменты анализа. Доступ к этим инструментам предоставляется лишь аналитикам и руководителям, которым нужна сводная информация о появляющихся происшествиях. Посредством этих инструментов возможно отобразить на карте точки происшествий за определенный период времени в соответствии с заданными параметрами запроса (к примеру, происшествия по работе «03», случившиеся в феврале 2014 г. на территории г. Краснодара).
Рис. 9. Построение маршрута транспорта
Кроме этого возможно строить тематические карты происшествий, на которых районы города окрашены в разные цвета в зависимости от количества происшествий за определенный период времени (мало происшествий – «успешный» район, подсвеченный зеленым цветом; большое количество происшествий – неблагополучный» район, подсвеченный красным цветом) (рис. 10).
Рис. 10. События и карта происшествий
В качестве программной платформы для геоинформационной системы употреблялась линейка продуктов Esri (ArcGIS for Desktop, ArcGIS for Server, дополнительный модуль Network Analyst), которая зарекомендовала себя как надежное и многофункциональное ответ для геоинформационных совокупностей любого назначения и уровня.
При подведении итога, хочется подчернуть, что использование геоинформационных сервисов в составе Совокупности-112 повышает эффективность работы операторов благодаря эргономичному отображению пространственных данных, возможностям анализа и поиска информации. Это вносит собственный вклад в достижение главной цели создания Совокупности-112 — обеспечения качественной и стремительной помощи населению при происхождении экстренных обстановок.
Геоинформационная система Службы — 112
Интересные записи на сайте:
- Развитие и современное состояние спутниковых навигационных систем и сервисов. интеграция технологий дзз и гнсс
- Обзор основных методик обработки радарных данных дзз и их реализация в программном комплексе sarscape
- Программный комплекс envi для обработки данных дзз
- Признаки нефтегазоносности акватории по данным космической радиолокационной съемки
- Завершились геодезические изыскания на месте строительства керченского моста
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Создание, внедрение и использование муниципальных геоинформационных систем
А. И. Милюков О использовании и внедрении информационных совокупностей разного назначения в органах местного самоуправления пишут большое количество, и у…
-
Б.А. Дворкин Активное внедрение информационных спутниковых разработок как составной части бурно развивающейся информатизации общества кардинально меняет…
-
Создание геопортала земельно-информационной системы республики беларусь
Н.П. Бобер РУП «Проектный университет Белгипрозем» совместно со собственными дочерними фирмами, расположенными в каждом областном центре, делает…
-
Картографическое обеспечение региональных информационно-аналитических систем
В.Е. Алексеев В наши дни, время инноваций, электронного правительства и нанотехнологий, более половины управленческих ответов принимается лишь по…
-
Роль велосипедов в изменении системы городского транспорта
Любой, кто когда-либо сталкивался с уличным перемещением в больших городах России, знает о опасностях и хаосе, каковые оно в себе несет. В любую секунду…
-
Создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности: комплексный подход
А.И. Милюков Информационная совокупность обеспечения градостроительной деятельности (потом ИСОГД) это уже не просто шкаф с полками, содержащий документы…