По рассказу историка и художника ренесанса Джорджо Вазари, скульптура очень способного Микеланджело «Дремлющий купидон» была закопана в почву, после этого откопана и выдана за древнюю статую. Изваяние было признано подлинно древним и реализовано кардиналу Сан-Джорджио Рафаэлло Риарио за 200 дукатов, что лишний раз подтвердило необыкновенное мастерство Микеланджело.
Современные подделки изготавливаются отнюдь не для подтверждения мастерства их автора. Цена вопроса (от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов за картину признанного гения) такова, что одна успешная попытка подделки из сотни может разом обогатить ловкача. Исходя из этого вместе с развитием способов экспертизы подлинности, которой в обязательном порядке подвергаются все стоящие картины, столь же быстро развиваются и методы, благодаря которым их возможно обойти.
По понятным обстоятельствам участники данной «гонки» — искусствоведы, технологи и, само собой разумеется, сами авторы подделок — не ищут лишней известности и не торопятся раскрывать собственные способы. Для «Популярной механики» эксперт одной из ведущих столичных лабораторий сделал исключение, поведав об главных способах экспертизы произведений живописи.
Первый взор
Изучение любой картины включает искусствоведческую и технологическую экспертизу. Дабы установить подлинность, эксперты трудятся в двух главных направлениях — определение даты изготовления картины и поиск используемых в ней творческих и технологических приемов, характерных для конкретного живописца. С датой ясно — Рафаэль не имел возможности писать красками, изобретенными в середине XX века.
Датировочная информация, как говорят специалисты, может находиться в каждой части картины, а устроены хорошие шедевры не так легко, как думается на первый взгляд.
Картина пишется на базе — это возможно холст, дерево, металл, камень. Несложный холст уже содержит датировочный момент — с распространением новых видов ткацких станков уровень качества холста кардинально изменялось.
Холст живописец покрывает грунтом для придания ему гладкости. количество слоёв и Степень гладкости грунта определяются модой в полной мере определенных времен. В тех случаях, в то время, когда грунт может впитывать связующую базу краски (большая часть красок являются порошковый пигмент и связующее — к примеру, ореховое либо льняное масло), на него приходится класть изолирующий слой — имприматуру.
Обычная имприматура — это узкий слой масляной краски.
Первый слой картины, относящийся фактически к живописи, — это белильный подмалевок. Белила — оптическая база цвета, собственного рода «подсветка» изнутри картины. Она не видна зрителю, но имеет громадное значение — конечные цвета получаются методом наложения на подмалевок прозрачных красок. К примеру, в то время, когда живописец делает портрет, форму лица он сперва сооружает толстым слоем белил.
Белила не только создают прекрасный оптический эффект, но и оказывают помощь экономить дорогостоящий пигмент, намного меньшее количество которого требуется для прозрачных красок.
Следующие слои создают визуальное содержание картины. Они пишутся красками, каковые содержат больше лака, чем масла, и потому прозрачны. Эти слои технологи именуют лессировками.
Поверх лессировок кладется лак — прозрачный защитный слой.
Для каждого из обрисованных слоев существуют способы изучения, говорящие о дате изготовления картины. Одновременно с этим, специалистов подстерегает масса подводных камней. К примеру, картина, написанная при жизни великого мастера, вовсе не обязательно в собственности его перу.
Во времена, в то время, когда эстетическая сокровище картин считалась выше коллекционной, из мастерских гениев выходила масса копий, выполненных учениками, а подписанных самим маэстро. Наконец, на творении малоизвестного современника великого живописца уже отечественные современники имели возможность подпись. Искусствоведы шепетильно разбирают сходство изучаемой картины с известными произведениями тех либо иных периодов творчества живописца, принимая к сведенью технические и стилистические приемы, тематику работы, подробности биографии мастера. Но нетипичная картина может оказаться «пробой пера» либо «шуткой гения»
К сожалению, полностью правильных способов выяснить подлинность картины на сегодня не существует и не предвидится. Однако умелый эксперт, посмотрев на картину невооруженным взором, уже может очень многое о ней поведать.
Вооруженным глазом
При изучении картин специалисты применяют пара видов микроскопов. Участок картины, увеличенный в 20−50 крат, — зрелище чуть ли не более прекрасное, чем сама картина. Холст преобразовывается в череду холмов и впадин, лессировочные мазки покупают форму то ли морских волн, то ли горных каньонов. Особенно оптимален бинокулярный микроскоп, разрешающий посмотреть в глубь картины, почувствовать качество и толщину лака и, очевидно, разглядеть реставрационные вмешательства либо недостатки.
В ломаных трещинах, заполненных пылью, отражается продолжительная судьба шедевра либо же попытки состарить его искусственно (нагревая и быстро охлаждая).
В таковой микроскоп полезно посмотреть на подпись автора. изменение и Смывание подписи — один из несложных и одновременно с этим действенных способов подделки картин. В микроскоп превосходно видно, лежит ли подпись под лаком, над ним либо «парит» между двумя лаковыми слоями. Так называемая «подпись в тесте», которую живописец ставил на невысохшем лаке, должна быть легко утоплена.
Упомянутые выше трещины на пожилом лаке именуются кракелюром. В случае если подпись лежит поверх трещин либо затекает в них, — это показатель фальшивки. Не смотря на то, что и настоящая подпись могла быть легко неудачно обведена (в большинстве случаев, подписи не реставрируют).
Под поляризационным микроскопом (600 крат и более) проба с картины выглядит как россыпь сверкающих драгоценных камней. Эти «самоцветы» — не что иное, как частицы пигмента. Большинство пигментов в хорошей живописи являются растертые в порошок минералы.
сочетание и Вид пигментов дает специалисту представление не только о дате изготовления картины (различные пигменты употреблялись в различное время), но и об личном «почерке» конкретного живописца: различные мастера приобретали одинаковые цветовые оттенки, смешивая различные краски на палитре.
В невидимых лучах
Один из основных инструментов специалистов — ультрафиолетовое, рентгеновское и инфракрасное излучение. Ультрафиолетовые лучи разрешают выяснить старение лаковой пленки — более свежий лак в ультрафиолете выглядит чернее. В свете громадной лабораторной ультрафиолетовой лампы более чёрными пятнами проступают отреставрированные участки (ясно, что нетронутые реставраторами картины ценятся существенно выше, чем дописанные) и кустарно переписанные автографы.
Действительно, данный тест легко обойти. Умелые реставраторы сохраняют тампоны, которыми они смывают лак, перед тем как восстанавливать утерянные участки полотна. Промыв потом эти тампоны в растворителе, они приобретают тот же самый ветхий лак, аналогичный уникальному.
На данный момент лаки, не темнеющие в УФ-лучах, кроме того производят серийно.
Рентгеновские лучи задерживаются самые тяжёлыми элементами. В людской теле это костная ткань, а на картине — белила. Базой белил как правило есть свинец, в десятнадцатом веке стали применять цинк, а в XX-м — титан.
Все это тяжелые металлы. В конечном итоге на пленке мы приобретаем изображение белильного подмалевка. Подмалевок — это личный «почерк» живописца, элемент его собственной неповторимой техники, часть картины, которую он делал для себя, а не для клиента. Для анализа подмалевка употребляются базы рентгенограмм картин великих мастеров.
К сожалению, их публикации играются на руку не только специалистам.
Инфракрасные лучи, наоборот, разрешают заметить другую часть спектра картины. Специалисты применяют особые тепловизоры, принимающие волны длиной более чем 1000 нм. В инфракрасном свете проявляется нижележащий рисунок, сделанный живописцем тёмной краской либо карандашом, либо сетка координат, благодаря которой писалась правильная копия уникальной картины.
Химическое оружие
Химический анализ в живописи делится на две категории: с отбором и без отбора проб. Изучение картины без отбора проб осуществляется посредством рентген-флюоресцентного анализатора (РФА). Данный прибор определяет металлы, содержащиеся в веществе.
Как раз металлы являются хромофорами, другими словами несут ответственность за цвет тех либо иных веществ, отражая определенные световые волны (к примеру, свинец — белый, желтый, оранжевый; медь — светло синий, зеленый; железо — красный, желтый).
Более надежный и детальный поэлементный анализ вещества дает микрорентгеноспектральный анализатор, либо микрозонд. Для микрозонда с картины забирается проба. Она так мелка, что не видна невооруженным глазом, но содержит части всех слоев картины. Для каждого из них микрозонд образовывает спектр элементного состава вещества.
Помимо этого, микрозонд может трудиться в режиме электронного микроскопа. Для химического анализа употребляются кроме этого такие способы, как эмиссионный спектральный анализ, эмиссионный спектральный рентгенофазовый анализ и многие другие.
Состав — очень нужная информация. В помощь специалистам выпускаются подробные справочники с указанием дат выпуска заводских красок, лаков, грунтов, изготовленных по тому либо иному рецепту.
На данный момент на работе специалистов находится неорганическая химия. Связующими красок, воображающими собой органические вещества, во всем мире начали заниматься недавно. Кое-какие передовые способы органической химии, каковые имели возможность бы использоваться в экспертизе, уже существуют, но находятся в распоряжении армейских, академических институтов и криминалистов, каковые не торопятся делиться разработками с искусствоведами.
В экспертизе картин уже употребляются способы жидкостной и газовой хроматографии, ИК-спектроскопии.
Так сложилось, что в «гонке разработок» постоянно лидировали специалисты: изготовителям подделок приходилось оперативно реагировать на появление новых способов экспертизы и пробовать их обойти. Эксперты говорят: «В случае если нам удастся совсем разобраться в органической химии связующих, то мы победили на 50 лет вперед!»
Арт-инспекция
Любой слой картины, написанной маслом на холсте, имеет ответственное значение для специалиста и возможно изучен посредством разных технологических способов.
1. Базой картины возможно дерево, металл, камень либо привычный нам холст. Тип холста уже очень многое говорит о дате изготовления картины.
2. Холст натягивается на древесный подрамник. Конструкция подрамника разрешает мало расширять его при провисании холста посредством особых клиньев.
3. Грунт кладется на холст, дабы сделать его более ровным. Степень гладкости картины всегда была предметом моды, исходя из этого она также содержит датировочный момент.
4. Имприматура — это изолирующий слой, что предотвращает впитывание связующей базы краски некоторыми видами грунта, и задает тональную базу картины.
5. Предварительные наброски, делаемые карандашом либо тушью, оказывают помощь живописцу заблаговременно определиться с композицией картины и упрощают предстоящую работу над ней.
6. Белильный подмалевок формирует оптический эффект «подсветки» изнутри картины и есть базой ярких тонов.
7. Фактически живопись создается прозрачными красками (лессировками). Метод их изготовление на палитре, порядок наложения, форма мазков — личный почерк автора.
8. Финальный лессировочный слой пишется красками с малым числом пигмента. С его помощью живописец передает узкие нюансы цветовых оттенков.
9. Подпись автора имеет большое значение для экспертизы. На этапе проверки подлинности подписи выявляется большинство картин-подделок.
10. Всецело завершенная картина покрывается прозрачным лаком. Он защищает хрупкую живопись от негативных действий внешней среды.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№36, октябрь 2005).
Программа Среда обитания рассказывает про подделки ювелирных изделий
Интересные записи на сайте:
- 10 Животных ирастений, способных причинить адскую боль
- Травы: отлекарства доотравы: парадоксы фитотерапии
- Впоисках далеких планет: экзопланеты
- Учёные вылечили рак, но этого никто не заметил
- Мирный атом: ядерная энергетика
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Как забавные картины из интернета торгуются на бирже и становятся новой валютой. В середине января пользователи сети создали хранилище, наполненное…
-
Как искусственный интеллект учится на наших привычках и обманах
В большинстве случаев дабы обнаружить преступность в Сети, онлайн, необходимо знать, что искать. ИИ, что видит скрытые схемы, паттерны, может делать это…
-
Киноизмышлизм. стражи галактики. часть 2 — космические семейные узы (13+)
Что неспециализированного возможно у космооперы от киностудии Марвел и популярными у домохозяек бразильскими сериалами? Как выяснилось — очень многое. В…
-
Может ли компьютер думать за архитектора, или что такое параметрическое проектирование
Сравнительно не так давно тут была статья о параметрических строениях Захи Хадид, но из текста не через чур ясно, что же такое параметрическая…
-
Золотой стандарт: окончательное доказательство
30 мая 1997 года в Роксбери, одном из неблагополучных районов Бостона, милицейский Грегори Галлахер вышел из патрульной автомобили и направился к…
-
Считается, что у китайцев от Конфуция забрано нехорошее пожелание: чтобы тебе жить в эру изменений! Ну, поскольку живем же и уже давно, не без…