Экономическое и социальное развитие румынии.

      Комментарии к записи Экономическое и социальное развитие румынии. отключены

Экономическое и социальное развитие румынии.

Эволюция национальной экономики Румынии по окончании 1990 года напрямую зависела от хода рыночных преобразований, жесткости мер по экономической стабилизации, от преодоления инфляции и экономическими заинтересованностями хозяйствующих субъектов. Пик спада в Экономике пришелся в Румынии на 1990—1992 гг. ВВП сократился за три года практически на 30% (в 1990 — на 5,6%, в 1991 — на 12,9, в первой половине 90-ых годов двадцатого века — на 12,5%). В 1993—1994 годах удалось остановить спад производства.

Но экономическая депрессия достигла страшной грани, за которой маячит опасность деиндустриализации, утраты научно-технологического потенциала, вытеснения национальных товаропроизводителей с внутреннего рынка. Особенно наглядно это видно на положении в индустрии. Благодаря критического сокращения внутреннего спроса, количество промышленной продукции в первой половине 90-ых годов двадцатого века составил приблизительно 50% от дореформенного 1989 года (в отраслях, создающих потребительские товары, — 25—30%).

С не меньше непростыми проблемами столкнулось сельское хозяйство. Обвальная земельная реформа 1991 года, сопровождавшаяся стихийной ликвидацией кооперативов, передачей почвы в частные руки, изменением госхозов в акционерные общества, значительно подорвала материально-техническую базу, возможности интенсификациии расширенного воспроизводства в отрасли.

За четыре года реформ практически втроеуменьшилось использование химикатов, упали энерго- и машинонасыщенность производства, начался процесс парцеллизации землепользования, следствием чего стали резкие колебания производства растениеводческой продукции, тяжелый урон нанесен животноводству. Не смотря на то, что в первой половине 90-ых годов двадцатого века стране удалось обеспечить себя продуктовым зерном, неспециализированная зависимость от импорта пищевкусовой продукции быстро возросла.

Социальная цена рыночных преобразований кроме этого была выше ожидаемой. Не смотря на то, что на протяжении реформы и удалось заложить фундамент социальной защиты и социального партнерства (совокупность индексации всех видов доходов, адресная помощь малоимущих слоев, совокупность коллективных соглашений и др.), платежеспособность населения, качество и уровень его жизни быстро снизились.

При среднем росте цен на услуги и потребительские товары за период с октября 1990 года по декабрь 1994 года приблизительно в 80 раз, средние пенсии и зарплата увеличились в 60 раз. По оценкам же профсоюзов, уровень настоящей зарплаты уменьшился вдвое. В обществе начались процессы стремительного имущественного расслоения; растет безработица (на конец 1994 года 10% активного населения, в отдельных районах — до 15%).

Усилилась эмиграция, что совместно со понижением рождаемости стало причиной сокращению за годы реформ населения страны практически на 2 процента. По официальным оценкам, в 1993—1994 годах румынская экономика прошла пик кризиса и согласно расчетам правительства в ближайщее время возможно ожидать  подъёма экономики и упрочения стабилизации.

Оптимизм правительственных заявлений во многом опровергается политической лидерами и оппозицией профсоюзов, постоянными выступлениями трудящихся против растущего социального неравенства, ухудшения условий судьбы. Все это заставляет с конца 1992 года вносить в стратегию реформ важные коррективы.

От идей рыночного радикализма, заложенных впервой программе реформ 1990 года и предусматривавших переход к рыночной совокупности за два-три года, управление страны все более склонялось к эволюционной модели преобразований. Наиболее значимые трансформации были внесены в приватизации собственности и процесс разгосударствления. Выбранная в стране модель приватизации (бесплатная раздача населению 30% гос собственности и продажа остальных 70% румынским и зарубежным физическим и юридическим лицам) натолкнулась на сложность настоящей оценки госимущества, сопровождалась большими хищениями, происхождением разных бюрократических структур, всепроникающей коррупцией (по некоторым оценкам, количество теневой экономики составил в первой половине 90-ых годов двадцатого века практически две пятых от ВВП).

Либерализация стоимостей, начавшаяся с октября 1990 года в условиях товарного недостатка, монополизма производителей, спада производства, привела к инфляции затрат, поменявшую инфляцию спроса на начальной стадии реформы. Но правительство только неспешно, в течение двух-трех лет отпускало цены на главные услуги и потребительские товары, держало под контролем ценообразование на стратегически серьёзные виды продукции.

Центральным звеном дефляционной политики стали меры по сдерживанию финансовой и кредитной эмиссии. От практики недорогих кредитов начала реформ Нацбанк Румынии (НБР) перешел с апреля 1991 года к твёрдому ограничению кредитной эмиссии, либерализации учетных ставок, а с мая 1992 года — к введению реально хороших ставок на заемные банковские средства, к уменьшению льготного кредитования.

На протяжении реформы шло создание новой налоговой совокупности, сближенной с европейской моделью. Был забран курс на умеренное налогообложение, разделение форм налоговых изъятий, повышение льгот для последовательности серьёзных с народнохозяйственной точки зрения видов экономической деятельности.

Созданные правительством средне- и долговременные программы развития национальной экономики до 2000 года, сохраняя правила последовательной либерализации экономической судьбе, вместе с тем делают ставку на более полный учет национальной интересов и специфики, на поиск сочетания действий рыночных механизмов и национального регулированием. Выговор переносится на оживление материального производства, на стимулирование, в первую очередь, отечественных производителей экспортной продукции.

На первый замысел на период до 2000 года выходят задачи структурной модернизации, создания комплекса конкурентоспособных производств. Большую роль в этом ходе должны сыграть активная, строго избирательная госполитика, предполагающая целенаправленную помощь «точек роста», производств и тех отраслей, каковые имеют громаднейшие шансы в мире.

Президентские и выборы в парламент, прошедшие в сентябре 1992, нашли более либо менее настоящую расстановку политических сил, соотношение реформаторских и идей и иных концепций, степень их социальной помощи. Более чем убедительную победу одержали на выборах И. Илиеску, взявший более 61% голосов избирателей, и поддерживающий его Демократический фронт национального спасения, позднее переименованный в Партию социальной народовластии Румынии (ПСДР). Но ПСДР, взявшей в законодательном органе страны 28% мест, не удалось создать пропрезидентский и проправительственный блок с конгломератом партий называющиеся Демократическая конвенция Румынии (ДКР), что вместе с Демократической партией Румынии (ДПР) и Демократическим альянсом венгров Румынии (ДСВР) располагает в верхней и нижней палатах парламента 44% мест.

Настоящей политической силой Румынии финиша 1990-х стали профсоюзы, раскол в политических симпатиях и структуре которых не мешает им выступать с единых позиций недовольства политикой правительства. Массовые демаршы, совершённые профсоюзами в 1990—1994 годах, значительно повлияли на тактику экономических реформ, стали обстоятельством смены правительственного кабинета в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

По окончании 90-го года начался процесс сближения с европейским союзом. Более 15 лет в Румынии происходили строгие политические, экономические и социальные реформы, были приложены большие упрочнения как денежные, так и моральные,  чтобы приблизиться к европейским стандартам. Законодательство было полностью приведено в соответствие с требованиями Брюсселя, и по сей день оно вводится в практику.

1 января 2007 года Румыния вступила в ЕС .

Осталось большое количество нерешённых  вопросов. К примеру, Румынии нужно продолжить экономическую и административную реформы, необходимо сохранить собранный большой темп роста поизводства последних лет (в 2006 году – 8,4 %) и  производства и высокий уровень конкурентоспособности.

Продолжение реформы юридической совокупности, борьба со взятками, понижение уровня бюрократии, усиление приграничного контроля, модернизация и развитие сельского хозяйства, совокупности образования, здравоохранения, открытие финансового сектора и рынка труда и т.д. являются крайне важными задачами правительства по окончании вступления Румынии в ЕС, каковые должны быть решены. В плане обеспечения безопасности страны НАТО есть главным поручителем  безопасности Румынии и по окончании вступления в ЕС. Существует громадный потенциал сотрудничества между НАТО и ЕС.

Главным приоритетом внешней политики как Румынии, так и ЕС есть энергобезопасность континента.

Успех поиска оптимальных дорог формирования демократичного общества в Румынии и создания рыночной экономики находится в зависимости от комплекса внутренних и внешних условий, а также от успеха политики социального партнерства, чувствительности общества к новым реалиям, масштабов западной помощи в виде кредитов и инвестиций, каковые во многом и выяснят эффективность реформ.

49. Болгария

Неспециализированные сведения

Площадь — 111 тыс. км2, население — 7,8 млн чел. (2004 г.). Геополитическое положение: находится в Юго-Восточной Европе на северо-востоке Балканского полуострова, граничит с Румынией, Сербией, Черногорией, Македонией, Грецией, Турцией; имеет выход к Тёмному морю. Форма правления — парламентская республика.

Климат — умеренно континентальный, на юге — переходный к средиземноморскому. Нужные ископаемые: свинцово-цинковые, бронзовые, металлические руды, бурый и каменный уголь, поваренная соль, мрамор и др.

Население

Главные тенденции:

O  Понижение естественного прироста населения (в 2001 г. рождаемость составила 8,6‰, смертность — 14,1‰, естественный прирост стал отрицательным: -5,5‰ (2002)).

O Старение населения (удельный вес молодых возрастов (до 20 лет) уменьшился с 51,1% в 1900 г. до 21% в 2003 г., а пожилых (60 лет и старше) вырос с 8,4% до 22,5%).

O Превышение численности женского населения (в 2003 г. мужчин 48,7% населения, жен-щин — 51,3%).

O Возрастает городское население (на его долю в 1965 г. приходилось 46,5%, а к 2004 г. — 70%).

O Увеличение возраста выхода на пенсию (в 2003 г. он составлял 57 лет для года и 62 женщин для мужчин).

O Главное вероисповедание — православие (82,6% населения).

Экономика

Годы роста ВВП (1,7 – 2,6%)

Годы тяжелого кризиса

1993 г.

1995 г.

1994 г.

1996 г.

н.1995 г.

1997 г.

Составляющие экономического кризиса:

1. Повышение государственного бюджета к 1996 г.;

2. Медленные темпы реформирования экономики;

3. Повышение убыточности госпредприятий;

4. Прекращение приватизации в стране (за целый период приватизации поступления в казну составили 800 миллионов.);

5. Громадный национальный внутренний и внешний долг;

6. не сильный денежная дисциплина, коррумпированность высшего управления банков, выдача безвозвратных кредитов:

  • болгарские «пирамиды»;
  • выдача громадных кредитов горнодобывающим фирмам, каковые не распределялись на предприятии, а переправлялись в западные банки;
  • «хлебный голод» (из-за не сильный власти контрабандой было реализовано большое количество зерна в республики Югославии по завышенным стоимостям). В следствии 700 миллионов. было израсходовано на закупку хлеба для собственной страны, что опустошило казну.

Годы всплеска инфляции:

® 1991 г. — «шоковая терапия». Потребительские цены повысились в 5,7 раз;

® 1996 – нач. 1997 г. — кризис денежной и финансовой системы (н. 1996 г. 1 долл.= 74 лева, вт. пол. 1996 г. — 1 долл.=1076 лева; ко вт. пол. 1996 г. быстро упало промыш. пр-во, с/х, жизненный уровень страны.

В 90-е гг. среднестатистическая заработная плата — 200 долл, в 1996 г. —      25 – 30 долл. Около 80% населения жили за чертой бедности, безработица составляля около 20%);

® За 1996 – 2002 гг. среднегодовые потребительские цены возросли в 39 раз;

® Уровень инфляции в 2001 г. — 4,1%, в 2002 г. — 4,8%.

Процесс выхода из кризиса

O 1997 г. — создание валютного совета, что наделялся всеми функциями Болгарского народного банка и Минфина;

O установление фиксированного валютного курса лева, привязанного к евро;

O повышение золото-валючных резервов с 3,5 млрд долл. в 2000 г. до 4,75 млрд долл. к 2003 г.;

O 1998 г. — соглашение с международным валютным фондом, вступление в ВТО, страна стала участником Совета Европы;

O упрочнения по помощи среднего и малого бизнеса, приватизация (46% составляла личная собственность в госсекторе в 2000 г., 70% ВВП страны создается в частном секторе), пересмотрено законодательство по инвестированию, что стало причиной потоку инвестиций в страну (в 1990 – 1992 гг. прямые зарубежные инвестиции в страну составляли 0,1 млрд долл., в 2004 г. — 7,569 млрд долл.), громадную помощь оказали западные государства, в особенности Германия;

O ориентация на сокращение государственного бюджета (1,1% к ВВП в 2000 г., 0,7% в 2002 г.).

Черта трудовых ресурсов Болгарии

Экономически активное население, млн чел. (2004)

Безработица, % от рабочей силы (2005)

Среднемесячная зарплата, долл. США (2005)

3,5

13,8

218,7

Структура производства ВВП

Сельское хозяйство

Структура индустрии

1 – обрабатывающая (80%), 2 — добывающая (5%), 3 – снабжение электро- и теплоэнергией, газом, водой

Часть занятых в с/х от всего работа-ющего населения, % (2004)

Часть ВВП, создаваемого в с/х, % (2004)

Структура с/х

Главные с/х культуры

Главные отрасли животноводства и др. отрасли с/х

Жив-во, %

Раст-во, %

25,6

26,2

50

50

u зерно

u овощи

u фрукты

u табак

u свиноводство

u птицеводство

u КРС

Ведущие отрасли обрабатывающей индустрии

u пищевая

u цветная металлургия

u производство нефтепродуктов

u производство кальцинированной соды, минеральных удобрений

u машиностроение (св. 10% валовой продукции)

Туризм

Количество туристов , млн чел. (2004)

Страны, из которых прибывает наибольшее число туристов

Главные дестинации

3,5

Македония, Сербия, Черногория, Греция, Англия, Российская Федерация

Черноморские курорты: Золотые пески, Солнечный берег, Албена.

Зимние курорты: Банско, Боровец, Пампорово, Паничище

Развитие транспорта

ЖД транспорт

Автомобильный транспорт

Летный транспорт

Водный транспорт

Протяженность дорог, км

Грузо-пере-возки, млн т в год

Кол-во пасса-жиров,   млн в год

Протяженность дорог, тыс. км

Грузо-пере-возки, млн т в год

Кол-во пасса-жиров, млн в   год

Кол-во само-летов

Гр-пере-возки млн т в год

Кол-во пасса-жиров млн в   год

Дл. пу-тей, км

Гр-пере-возки млн т в год

Кол-во пасса-жиров, млн в   год

6400

18,5

90

37,3

58

500

35

0,01

2,5

3000

15,6

1,5

Внешняя политика

Экспорт

V=6,2 млрд долл. (2004)

  • с/х автомобили
  • сельскохозяйственная продукция

Импорт

V=8,1 млрд долл. (2004)

  • сельскохозяйственная продукция (пшеница, птица, яйца, мясо…)

   

50. Чехия

Дата независимости

1 января 1993 (от распада Чехословакии)

Официальный язык

Чешский

Столица

Прага

Наибольшие города

Прага

Президент
Глава правительства

Вацлав Клаус
Мирек Тополанек

Территория
• Всего
• % водн. поверхн.

114-я в мире
78 866 км?
2

Население
• Всего (2005)
• Плотность

79-я в мире
10 241 138
129 чел./км?

ВВП
• Итого (2004)
• На одного человека

41-я в мире
187,5 млрд. $
18.308 $

Валюта

Чешская крона
(CZK, код 40)

Чешская Республика, государство в Центральной Европе, образованное 1 января 1993 по окончании распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С 1918 по 1992 включительно – составная часть Чехословакии. В ее состав входят чешские почвы: Чехия, Моравия и часть Силезии.

Площадь страны – 78 864 кв. км, численность населения – 10,3 млн. человек. Республика граничит на северо западе и-западе с ФРГ, на севере – с Польшей, на востоке – со Словакией и на юге – с Австрией. Столица – город Прага

Территория Чехии образовывает 78,9 тыс. квадратных километров. Чешский ландшафт очень разнообразен. Западная часть (Богемия) лежит в бассейнах рек Эльбы (Лабе) и Влтавы (Молдау), окруженных по большей части низкими горами (их часть и Судеты — Крконоши), где находится высочайшая точка страны — гора Снежка высотой 1602 м. Моравия, восточная часть, кроме этого достаточно холмиста и по большей части лежит в бассейне реки Морава (Марх), и содержит источник реки Одер (Одра).

Реки из не имеющей выхода к морю Чехии текут в три моря: в Северное, Балтийское и Тёмное.

Климат умеренный с теплым летом и холодной, пасмурной, мокрой зимний период, определяется смешением морского и континентального влияния. Летом средняя температура окружающей среды +20° C, зимний период ?5° C.

Румыния — чемпион ЕС по росту экономики — economy


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: