Как мывоспринимаем время: тооно тянется, тонесётся

      Комментарии к записи Как мывоспринимаем время: тооно тянется, тонесётся отключены

Как мывоспринимаем время: тооно тянется, тонесётся

Оптические иллюзии учат нас: с позиций людской существования принципиально важно не только то, что имеется в действительности, но да и то, как мы эту действительность интерпретируем. Причем нужно идти мало впереди реальности, прогнозировать развитие событий, планировать личные действия. У мозга имеется технологии, разрешающие делать это на базе сенсорных данных и достаточно скоро, но скорость достигается другой раз ценой заблуждений: мы видим то, чего нет.

Иллюзии, которые связаны с временем, менее известны, но и в них проявляется тот же эффект: корректирующая работа мозга при обработке данных, взятых от органов эмоций, ведет к происхождению достаточно необычных ощущений.

Замершая стрелка

Может ли время останавливаться? Для людской психики — непременно. Это явление именуется греческим термином «хроностазис», что, фактически, и переводится как «остановка времени».

В качестве иллюстрации в большинстве случаев приводится пример с секундной стрелкой. В далеком прошлом увиден таковой эффект: в случае если человеческий взор случайно падает на циферблат часов, то секундная стрелка словно бы бы на какое-то время замирает на месте, а ее последующий «тик» думается более долгим, чем все остальные. Что бы ни говорили физики о природе времени, для человека это в первую очередь не теоретическое понятие, а чувство. Феномен хроностазиса наука растолковывает изюминками людской зрения.

Дело в том, что отечественные глаза всегда совершают саккады — небольшие стремительные перемещения, как бы сканирующие окружающий мир. Но мы их практически не чувствуем. Дабы убедиться в этом, достаточно совершить маленький опыт — подойти к зеркалу и сперва сфокусировать взор на, скажем, правом глазу, а позже на левом.

Либо напротив. Вот чудо-то: в зеркале глаза остаются неподвижными! Где же то перемещение, которым мы перевели взор с одного глаза на другой? А оно от нас скрыто (не смотря на то, что сторонний наблюдатель подтвердит, что глаза двигались). Если бы мы принимали зрительную действительность, как ее принимает камера, другими словами непрерывно, недискретно, то окружающий мир виделся бы нам размытым.

Вместо этого мозг подавляет данные, взятую зрительным нервом на протяжении саккады, продлевая во времени то четкое изображение, которое было получено перед ее началом. Хроностазис — второй метод ощутить эту особенность зрения. Натолкнувшись на некое новое перемещение (в этом случае перемещение секундной стрелки), мозг делает для нас стоп-кадр, а позже скоро приводит чувство времени к простому.

Похожий эффект, уже проверенный в лабораториях, возможно замечать в опытах с чужеродным изображением. К примеру, с определенной частотой на определенный однообразный временной отрезок нам показывают изображение яблока. И внезапно среди этих картин появляется рисунок с башмаком, и его демонстрируют нам ровно столько же, сколько показывают яблоко.

Но наряду с этим появляется четкое чувство, что башмак показывали продолжительнее. Мозг цепляется за новое и дает нам возможность разглядеть инородное вкрапление. В далеком прошлом развенчан миф о 25-м кадре, что якобы нереально заметить при просмотре фильма, но что действует только на подсознание.

И хоть инерционность людской зрения такова, что мы вправду не видим отдельных кадров, но только медлено движущуюся картину при скорости 24 кадра/с, засунутый единичный кадр считывается, и не подсознательно.

Ужас останавливает время?

Существует расхожее вывод, словно бы мозг повышает разрешающую свойство восприятия времени в критических, страшных обстановках. Всем точно приходилось слышать рассказы о воинах, каковые видели, как медлительно, прямо у них на глазах, разрывается боеприпас, либо о жертвах автокатастроф, перед которыми сцена аварии разворачивалась в замедленном режиме, «в рапиде», как говорят киношники.

Для проверки догадки об ощущении замедления времени в момент возникновения угрозы два американских нейрофизиолога — Чесс Дэвид и Стетсон Иглмэн — поставили в 2007 году увлекательный опыт (наблюдай врезку внизу). Для опыта они сняли в аренду в парке аттракционов башню, с 31-метровой высоты которой возможно упасть, оставшись невредимым: внизу страховочная сетка. Результаты опыта догадки не подтвердили.

Действительно, остается вопрос — вправду ли участие в аттракционе формирует тот необходимый уровень стресса, поскольку испытуемые заблаговременно знали, что их жизни и здоровью нет ничего, что угрожает. Но послать людей на встречу с настоящей смертельной опасностью, очевидно, никто не решится.

Свет из прошлого

Но тем же Стетсону и Иглмэну удалось выполнить работу, которая существенно продвинула науку по пути понимания временных иллюзий. Дабы растолковать ее суть, для начала нужно отыскать в памяти, что человек приобретает данные по различным сенсорным каналам и не все эти каналы трудятся с эффективностью и одинаковой скоростью. К примеру, в условиях нехорошей освещенности ухудшается зрение и замедляется обработка зрительной информации.

А при обычном свете тактильные эти идут по нервным каналам продолжительнее, чем зрительные. Чесс Стетсон приводил таковой пример: вот идет человек по лесу, наступает на сучок и слышит хруст. Вправду ли данный хруст донесся от растоптанного им самим сучка?

Либо сучком хрустнул поблизости кто-то громадный и хищный? Человеку для выживания знать это было принципиально важно, а потому, согласно точки зрения Стетсона, мозг выработал механизм синхронизации сенсорных каналов и моторики, дабы Homo sapiens четко осознавал сообщение собственных действий с замеченными, либо услышанными, либо идентифицированными посредством осязания результатами.

Американский нейрофизиолог назвал данный механизм перекалибровкой (recalibrating) — в ее ходе мозг смещает во времени данные о действии ближе к информации о результате, и так вся отечественная осознанная деятельность лежит как бы чуть-чуть в прошлом. Мы действуем раньше, чем это поймём. В случае если возвращаться к аналогии с сучком, то сперва человек наступил на него, и лишь позже, спустя пара миллисекунд, сучок хрустнул.

А воспринимается дело так, словно бы хруст слышится в один момент с перемещением ноги. Но подобный механизм возможно попытаться легко одурачить, и тогда получаются занимательные иллюзии восприятия времени.

Опыт Стетсона и Иглмэна отличался немыслимой простотой. Они просили испытуемых нажимать на кнопку, по окончании чего с лагом в 100 миллисекунд зажигалась лампочка. Это происходило многократно, но к концу опыта лампочка начинала загораться без всякого лага, а конкретно по окончании нажатия кнопки. Сейчас у испытуемых появлялось чувство, что лампочка загорается еще перед тем, как надавлена кнопка.

Так, мозг, сблизив во времени моторику с информацией от зрения, при уменьшении лага не успевал перестроиться и уводил информацию о результате в прошлое если сравнивать с данными о действии.

Скачущие зайцы

Итак, чувство времени нельзя считать безотносительным — мы принимаем время лишь в совокупности и в связи с другими факторами окружающего мира. Это подтверждает еще одна временная иллюзия — так называемый каппа-эффект. Отмечается он на протяжении также весьма несложного опыта. Перед испытуемым размещают два источника света. В какой-то момент зажигается одна лампочка и через временной отрезок — вторая.

Сейчас, в случае если лампочки отодвинуть друг от друга на большее расстояние, а после этого зажечь их последовательно с тем же самым промежутком времени, то субъективно испытуемый оценит второй промежуток как более долгий. Одно из предложенных объяснений результата именуется догадкой постоянной скорости и исходит из предположения о том, что в ощущении пространственно-временных параметров играет роль оценка перемещения.

В более сложном варианте опыта источники света числом больше двух последовательно вспыхивали на протяжении мнимой линии. И не смотря на то, что расстояние между вспышками было неодинаково, лампочки зажигались через однообразные промежутки. Человеческий мозг же, разумеется, принимает эту последовательность как проявления одного предмета, находящегося в движении.

И конечно, в случае если высказать предположение, что он движется с однообразной скоростью, то неодинаковые расстояния между различными вспышками он обязан проходить за различное время. Но кроме того в случае если это не верно, иллюзия сохраняется. Не временная, но схожая по сути иллюзия названа «кожным зайцем» (cutaneous rabbit).

В случае если с маленьким промежутком прикоснуться к запястью, а позже к локтевому сгибу, то покажется чувство каких-то прикосновений по всей внутренней стороне локтя — как словно бы заяц проскакал. Другими словами и тут мы замечаем рвение мозга объединить последовательные и разнесенные в пространстве события в некую траекторию.

Статья «Путешествия мозга во времени» размещена в издании «Популярная механика» (№140, июнь 2014).

В каком возрасте начинают нестись перепела?


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: