Луч с орбиты. зондирование атмосферы — залог точного приземления космонавтов

      Комментарии к записи Луч с орбиты. зондирование атмосферы — залог точного приземления космонавтов отключены

Луч с орбиты. зондирование атмосферы - залог точного приземления космонавтов

N 15(2017)
14.04
В космических делах мелочей не бывает. Любая фаза полета на возвращения и орбиту с нее должна быть скрупулезно проработана, в противном случае жизнь астронавтов будет поставлена под угрозу. Скажем, мельчайшее отклонение при спуске приведет к посадке не в заданном районе, а где-нибудь в тайге — такие случаи бывали.

В Университете оптики воздуха им. В.Е.Зуева СО РАН разрабатывают разработке лидарного зондирования воздуха, каковые смогут оказать помощь перемещению спускаемых космических аппаратов по верной траектории. Напомним, лидар — это обработки информации и технология получения об удаленных объектах посредством активных оптических совокупностей, применяющих его отражения рассеяния и явления света.
На Малой станции высотного зондирования ИОА СО РАН лидарными изучениями занимаются В первую очередь 1980-х годов. Неспешно они купили комплексный темперамент: дистанционно определяются характеристики атмосферного аэрозоля, измеряется содержание озона в воздухе, отслеживаются колебания температуры. Эксперты выполняют регулярный мониторинг профилей аэрозольных параметров, плотности и температуры воздуха на высотах от 10 до 70 километров.

Полученные эти нужны при изучении глобальных трансформаций климата и составлении прогнозов для авиационной и космической отраслей. Ученые университета инициировали создание аналогичных лидарных станций в Петропавловске и якутске-Камчатском.
Сравнительно не так давно к директору университета Геннадию Матвиенко обратились представители РКК Энергия прося отыскать передовое техническое ответ, разрешающее зондировать воздух из космоса.
— Получение своевременной информации о настоящем высотном распределении плотности воздуха крайне важно для обеспечения точного управления перемещением капсул космических аппаратов. В то время, когда спускаемые аппараты пилотируемых космических межпланетных станций и кораблей возвращаются на Землю, нужно погасить их скорость за счет торможения в воздухе и осуществить мягкую посадку, — говорит Валерий Николаевич. — Для этого требуется знать темперамент колебаний плотности воздуха, поскольку кроме того маленькие ее трансформации приводят к большому отклонению траекторий спуска от расчетных, и к росту перегрузок а также механическим повреждениям спускаемого аппарата.
Традиционно при расчете параметров перемещения употребляется модель так называемой стандартной воздуха. Но эта модель не учитывает такие параметры, как время суток и года, расположение, что снижает точность проводимых расчетов.

Во всемирной практике известны случаи, в то время, когда определение плотности осуществлялось посредством высотных ракет, каковые запускались незадолго до момента входа космического аппарата в плотные слои атмосферы, к примеру, в Индийском океане с научно-исследовательских судов Воейков и Шокальский при каждом полете космического аппарата Зонд. Но таковой метод имеет последовательность недочётов, он не разрешает обеспечить постоянный мониторинг и есть весьма затратным. Ученые из ИОА СО РАН внесли предложение другой вариант — определять плотность воздуха с борта космического корабля посредством намерено сконструированного для этих целей лидара.
Он будет проводить активное дистанционное лазерное зондирование воздуха на высотах до 80 километров над поверхностью Почвы. На базе этих разрешённых будут вычисляться вертикальные профили плотности воздуха (и стратификация и температура аэрозоля) и строиться ее модели над заданными районами для обеспечения точности посадки космических аппаратов.
Лидар кроме этого будет употребляться для изучения механизмов образования, переноса и распределения аэрозольных полей, термического режима стратосферы. Это нужно для изучения климатических трансформаций на планете. Помимо этого, результаты зондирования понадобятся при разработке новой научной аппаратуры для космических станций.
Проект представлен на совещании секции Изучения Почвы из космоса координационного научного совета Роскосмоса и взял одобрение. Принято решение о включении в долговременную программу изучений космического опыта Лидарные измерения профилей плотности воздуха в нижней термосфере, стратосфере и мезосфере с борта русского сегмента МКС. В случае если будет выделено финансирование, ученые перейдут к следующему этапу, от модели — к созданию лидара и неповторимого программного комплекса для него, каковые обеспечат глобальный мониторинг воздуха Почвы из космоса и высокую точность расчетов траекторий перемещения космических аппаратов.
Ольга БУЛГАКОВА
Фото Владимира Бобрецова
На снимке: Закончен очередной сеанс лидарного зондирования средней атмосферы. Слева — основной научный сотрудник Валерий Маричев, справа — научный сотрудник Дмитрий Бочковский.

Источник: Поиск

Возвращение космонавтов на Землю


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: