Приводим статью Юрия Алексеева «Невидимая нога рынка«, где создатель приводит убедительные аргументы, из-за чего проект «Фалькон-9» обречен на неудачу:
Пару дней назад в очередной раз шарахнулось о посадочную баржу и сгорело чудо американской коммерческой космонавтики — «Фалькон-9». Еще один кусочек великой грезы сгорел в дымном керосиновом огне.
В противном случае говоря, гений американского инновационного бизнеса, надежда человечества — Илон Маск — снова жидко обгадился…
А кто таков данный Илон Маск, что с ним так все носятся? «Википедия» говорит, что это «канадско-американский инженер, предприниматель, инвестор и изобретатель, миллиардер».
При внимательном рассмотрении, но, обнаруживается, что послужной перечень этого инвестора имеет лишь один успешный проект — маленькое участие в организации платежной системы PayPal. На волне бума дот-комов начала века Маск удачно реализовал собственную долю (11,7%) от PayPal компании eBay и получил на этом 165 миллионов долларов. Предстоящие его дела не столь однозначны.
Народный электромобиль для фриков
Мировая слава Илону Маску пришла с великим инвестиционным проектом электромобиля «Тесла». Как инженер-конструктор по первой профессии, я пристально отслеживаю техники и разные новинки науки. В первый раз о проекте «Тесла» я услышал в далеком 2003 году. Распиарено было по-американски щедро: мол, вот, вольный американский бизнес на данный момент ка-а-ак возьмется и ка-а-ак изобретет народный электромобиль… Меньше, мат и шах вам, производители бензиновых «вонючек», через несколько лет человечество пересядет на электротягу…
Прошло 13 лет. Что на выходе? Имеется «народный электромобиль»? Хе-хе… Имеется набитый китайскими батарейками «суперкар», ценою в 5 приличных «Тойот». Чья будущее — ездить от розетки до розетки.
Возможно, «Тесла», как бизнес, дает прибыль? Нет. Новостные ленты уже много лет пестрят скорбными сообщениями, как производитель машин — компания Tesla Motors поимел очередной квартальный убыток то в 100, то в 200 млн. долларов.
Так может, «великий изобретатель» Илон Маск со своей «Теслой» время? Человечество не готово воспринять достижение с острия науки? Напротив!
Человечество с нетерпением ожидает, в то время, когда покажется хоть что-то, талантливое заменить бензиновые/соляровые тележки. Любой информационный вброс об электромобилях оно глотает с удовольствием идиота.
Более того: «Теслу» холят и лелеют на всех вероятных и неосуществимых национальных уровнях. Освобождение от налогов-налогов, бесплатные зарядные станции, бесплатные парковки… впредь до прямых дотаций приобретателям этого электрического чуда. А уж пиар, что совсем безвозмездно приобретает данный проект — за гранью фантастики.
Первый полет человека в космос взял меньше прессы, чем «Тесла» за 13 лет существования.
Отчего же не пошло? Огорчу вас: никакого «острия науки», никакого технологического прорыва в автомобиле «Тесла» нет. В моем розовом детстве 50 лет назад я уже держал в руках прототип этого автомобиля — игрушку. Батарейка, электромоторчик… Поиграться весьма интересно, но батарейка скоро садится и стоит дорого. Совершенно верно то же представляет собой и масковская «Тесла». Батарейка, электромоторчик. Плюс неистовая куча дисплеев-светодиодов и другой футуристической чепухи.
Батарейка — дорогая и садится скоро, как и было в моем детстве.
Первая презентация «Теслы» случилась 10 лет назад. С того времени ее переделывали раз 10. Как я осознаю, взявшись за «народный супер-электромобиль», великий изобретатель Маск 10 лет ожидает чуда — в то время, когда мировая наука изобретет недорогой, легкий, надежный, мгновенно заряжаемый аккумулятор.
Плюс к нему — источник бесплатной электричества. А ни того, ни другого — нет. И обозримой перспективе не предвидится…
В итоге из революционного глобального транспортного средства «Тесла» превратилась в дорогую игрушку для богатых фриков. Третий (четвертый, пятый) автомобиль в гараже миллиардеров. Для выездов «с понтом» в клуб. Что и следовало ожидать…
Многоразовый космический презерватив
Параллельно с проектом великого народного электромобиля «канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, миллиардер и инвестор» озвучил еще один собственный прекрасный проект — многоразовую космическую ракету, которая будет выводить на орбиту груз в 10-20 раз дешевле, чем сейчас существующие. Под это дело он основал компанию SpaceX, заявив себя главным инженером оной.
Не знаю, как ему удалось уболтать прижимистых государственныхы служащих НАСА, но они ему отвалили из собственного бюджета аж 1,6 млд дол. Поразительная щедрость! Особенно, в случае если учесть, что «основной инженер» компании за собственную жизнь не изобрел ничего, кроме того близко относящегося к космосу.
Если не считать компьютерной стрелялки Blast Star, в которой, как написано в биографии изобретателя, «игрок обстреливал последовательности инопланетян из лазерной пушки». Да, фактически, он и высшее образование так по судьбе и не взял…
Космическая одиссея Илона Маска — SpaceX запустилась в 2002 году. С того времени всю землю с замиранием сердца смотрит за достижениями американского коммерческого космоса. Смотрит за его фейлами — «Ютьюб» полон видеороликов очередных падений «Фальконов».
Картина неизменно прекрасная, с дымом и огнём.
14 лет прошло. 14 лет, Карл! Приблизительно столько, сколько пригодилось бедному, уничтоженному войной СССР, чтобы с полного нуля вывести на орбиту первого астронавта планеты… Все, чего до тех пор пока что добился коммерсант Маск — вывод несложных грузов на несложные орбиты — то, что в далеком прошлом уж делают китайцы, индусы а также северные корейцы.
И что умела команда отечественного советского Сергея Павловича Королева полвека назад.
Так может, «многоразовый» космический проект Илона Маска снова опередил время? Наука не догнала полет мысли великого изобретателя-миллиардера? Гм… Наука говорит, что посадка космических судов на реактивной струе придумана еще век назад писателями-фантастами.
Но что разрешено писателям, не всегда дозволяется инженерам.
Так как, что собой воображает эта первая ступень? Огромная бочка с горючим плюс замечательный реактивный двигатель, чья задача — выбросить корабль со второй ступенью через воздух в ближний космос — километров эдак на сто. А позже плюхнуться в воздух, где сгореть к чертовой матери.
«Гениальность» идеи Илона Маска была — эту самую первую ступень сажать в сохранности и целости на землю, дабы запустить в космос еще раз, эх раз и еще много-много раз… Для этот цели на бочку с горючим они навесили чертову кучу приспособ: вместо одного двигателя — аж девять, с регулируемым вектором тяги. Плюс — двигатели ориентации-стабилизации, плюс — посадочные «ноги», плюс — целый комплекс аппаратуры управления всем хозяйством. Как это утяжелило аппарат — возможно лишь догадываться.
Но и это не всё: одноразовая первая ступень выжигает горючее до миллиграмма, а сажаемая должна иметь изрядный запас, дабы затормозиться и мягко приземлиться на реактивной струе…
Неприятность чисто арифметическая: любой лишний килограмм веса первой ступени в конце ее работы вычитается из веса веса и второй ступени конечного груза (за что клиент платит деньги). И в случае если на земле литр космического керосина (килограмм металла конструкции) стоит условно американский доллар, то на высоте в 100 км ценник умножается приблизительно на тысячу-полторы. Законы физики не одурачишь.
Мой друг, эксперт по ракетостроению (он в свое время принимал участие в проекте «Буран»), выяснил идею многократного применения первой ступени, как многократное применения презерватива. Оттрахать по полной, позже бережно «приземлить», почистить, подлатать дыры, проверить на прочность… И дрожать при каждом следующем «старте», а что если порвется? Приобрести новый — дешевле.
Кстати, о деньгах. Сотворить чудо на рынке космических одолжений инженеру-миллиардеру Маску не удалось. На данный момент расчетная цена запуска килограмма груза на низкую орбиту его лучшим творением — «Фальконом-9» образовывает 4300 долларов.
Sic: расчетная — это в то время, когда суда на орбиту летают пачками с точностью германских электричек, а не валятся с дымом и огнём на баржи. Наряду с этим ветхий хороший коммунистический «Протон» (созданный на полвека раньше) возит коммерческие грузы не орбиту по 2700 долларов за кило. С хорошей прибылью, кстати.
А бедное НАСА, истратившее кучу денег на финансирование проектов Илона Маска, вынуждено закупать ракетные двигатели у России (собственных-то нет) и обтекать от позора, возя американских астронавтов на орбиту «клятыми москальскими», а по сути — советскими судами. Как альтернатива для НАСА — батут, по меткому замечанию юмориста Рогозина. Кто не прыгает на батуте — тот не астронавт!
Хе-хе!
Изобретения на букву Ё
Пару дней назад «изобретатель-миллиардер» Илон Маск заявил о новом суперпроекте: это — «электрический самолет, что будет стартовать и садиться вертикально и летать стремительнее звука». Снова мировая пресса ссыт кипятком: вот же, гений, вот же — человечище! Но что-то мне подсказывает, что щедрых инвесторов Маск уже не отыщет.
В Российской Федерации также имеется собственный небольшой Илон Маск. Кличут — Михаил Прохоров. Данный за 5 лет истратил миллиард на создания «Ё-мобиля». Итог его обильно распиаренного проекта был реализован за 1 американский доллар национальному университету НАМИ (основанному еще при Ленине).
Инженеры университета, говорят, до сих пор ржут, рассматривая любительские чертежи «Ё»-чуда. И ужасаются сметам, на каковые развели наивного миллиардера его «менеджеры проектов».
К чему я? А к тому, что и Илон Маск, и Михаил Прохоров для меня являются эдакими сильно выраженными олицетворениями «невидимой руки рынка». Которая по религии догматиков-либералов «сама все отрегулирует» и приведет человечество к зияющим высотам прогресса. Не приведет.
В то время, когда Илон Маск на пенной струе дот-комов удачно реализовал собственный кусочек «ПейПала», в то время, когда Михаил Прохоров торговал советским алюминием, «невидимая рука рынка» для них трудилась. А как они решили выйти за рамки очевидных торговцев — тут же взяли увесистый пинок от «невидимой ноги».
Пичалька для адептов либеральной религии: ваша «невидимая рука» трудится лишь в том месте, где критерий успеха ограничивается рамками «приобрести недороже — реализовать подороже». А когда задача стоит на уровне «открыть, изобрести, создать» — включается «невидимая нога рынка».
А что такое «невидимая нога»? В этом случае — полностью нерыночные национальные КБ и НИИ, где за маленькую заработную плат сидят за кульманами настоящие учёные и инженеры. Где нет дорогих пиарщиков, маркетологов и других мерчендайзеров…
Жаль, что таковых делается меньше и меньше. Потому и летает в космос человечество на судах, придуманных еще в СССР.
Многоразовый силиконовый презерватив $1.04
Интересные записи на сайте:
- Проект seti
- Наса создало первое зеркало из углеродных нанотрубок
- Наса опубликовала снимок «галактического вихря»
- Черная дыра колеблет вещество, окружающее её
- «Хаббл» обнаружил парочку галактик, пришедших из космической пустыни
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
0 155 Экономика День назад, 21:53 0 Предприниматели-новички разламывают стенки, воздвигнутые около космической отрасли, показывая, что покорение…
-
Космическим полетам скоро придет конец
Не считая мусора на орбите полно трудящихся до тех пор пока спутников, каковые также не так долго осталось ждать станут мусором На мусорной свалке,…
-
Как бороться с космическим мусором? рецепты от boeing
Цивилизованного человека, пожалуй, верно было бы назвать не человеком разумным, а человеком мусорным. Где бы ни ступала его нога, везде за ним тянется…
-
Руководство для космического туриста: лунный туризм 2042
Берт Рутан, основатель компании Scaled Composites и призер отечественного конкурса Breakthrough Leadership Award за 2006 год, снят в собственного корабля…
-
В космическом масштабе. университетская обсерватория решает амбициозные задачи
N 46(2016) Дризе Юрий 18.11 Чувство было такими сильным, что доктор наук Михаил Панасюк, директор НИИ ядерной физики им. Д.В.Скобельцына МГУ им….
-
Космический корабль dragon отправится в первый коммерческий полет в октябре
Новый американский космический корабль Dragon совершит в октябре собственный первый коммерческий полет к МКС по договору с NASA. Соглашение между…