Нас на церемонию не пустили. какой ценой доставались оскары советским режиссерам

      Комментарии к записи Нас на церемонию не пустили. какой ценой доставались оскары советским режиссерам отключены

Нас на церемонию не пустили. какой ценой доставались оскары советским режиссерам

Юрий СОЛОМИН с Максимом МУНЗУКОМ совершили больше года на Дальнем Востоке
40 лет назад коммунистический фильм Дерсу Узала взял известную приз
В текущем году актёры и съёмочная группа отмечают 40-летие награждения фильма Дерсу Узала самой почетной призом мирового кинематографа. Ассистентом японского классика Акиры КУРОСАВЫ и вторым режиссером на картине стал Владимир ВАСИЛЬЕВ. Незадолго до юбилея мы встретились с Владимиром Николаевичем в Доме кино и определили, какой ценой достаются премии и награды.
— Во второй половине 70-ых годов двадцатого века никого из нас не разрешили войти на церемонию Оскар , по причине того, что не верили, что Дерсу Узала возьмёт приз, — вспоминает Владимир Васильев. — Куросава не отправился, по причине того, что был в контрах с американцами. В итоге статуэтку забрал Георгий Данелия, что был на вручении. Мы ее позже спецпочтой полгода ожидали.

Хранится Оскар на Мосфильме. Десять лет назад, в то время, когда я собирал съемочную группу, пришел Карен Шахназаров со статуэткой и разрешил ее подержать Юрию Соломину, сыгравшему этнографа Арсеньева. Вот так, через 3 десятилетия, Юра дотронулся до статуэтки.
— А у нас фильм приняли?
— Реакция была различной. киновед и Драматург Александр Мачерет по окончании премьеры подошел ко мне и поблагодарил: Фильм сделали на столетия! А секретарь Бюро режиссеров Альянса кинематографистов Джанета Танбиева сообщила: Никому не скажи, что ты с Куросавой трудился. Такое дерьмо сделали.

Ясно, фильм о лесном человеке во второй половине 70-ых годов двадцатого века не воспринимался без шуток. Это на данный момент слово экология звучит на каждом углу.
Картина в пику Америке
— Поведайте, как вы стали работать с Куросавой?
— В прошлом генерал милиции и уверенный сталинист, а в то время первый помощник главы Госкино, Николай Сизов обожал японского классика Куросаву и как-то пригласил меня к себе: Акира обязан приехать снимать картину. Что ты о нем знаешь? Я, до этого трудившийся ассистентом режиссера на картине Абрама Роома Гранатовый браслет, выпалил: Я по большому счету не обожаю японские картины! Но с Сизовым спорить было нереально: А сейчас будешь ежедневно наблюдать картины Куросавы, в противном случае он приедет, а ты и фильмы его не видел.

И я начал ездить в Госфильмофонд. не забываю, режиссёр и поэт Григорий Поженян, определивший о моих просмотрах, дал совет: Плюнь на него, картина никому не нужна, не считая Куросавы.
— Для чего отечественной стране было давать деньги на фильм, что ставит японец?
— Политика. СССР спас Куросаву. Он в Голливуде взялся снимать фильм о нападении японцев на Перл-Харбор — Тора! Тора! Тора!, но ему американцы навязали собственные взоры, и он расторг договор, выплатил громадную неустойку. Был в отчаянии. Мы его спасли — позволили сделать кино.

Получается, он перешел от американцев к нам.
ВАСИЛЬЕВ на могиле КУРОСАВЫ в пригороде Токио
— КГБ учавствовал в съемках?
— На площадке дежурили агенты. не забываю, меня позвал первый помощник главы Госкино Борис Павленок и сообщил: Из-за чего у вас в фильме китайские заглавия? Убрать! Я тогда оправдывался, ссылался на сценариста, писателя Юрия Нагибина и ежедневники автора книги Арсеньева.

Целый видеоматериал просматривали компетентные люди. Куросава писал в ежедневниках: Пленки не дают, в группе трудятся одни идиоты и стукачи. Мне было нужно половину съемочной группы поменять.
— Куросава сам выбрал сценарий?
— Сперва он желал сделать Тараса Бульбу, позже начал писать сценарий по повести Достоевского Записки из мертвого дома, но он не оказался. А тут его тема природы очень сильно зацепила. У нас в первой половине 60-ых годов XX века фильм Дерсу Узала уже был снят режиссером Бабаяном, но глава Альянса кинематографистов СССР Лев Кулиджанов решил: Пускай Куросава снимает. Все равно хуже не сделает.

На проект отпустили солидные деньги. В среднем фильм стоил 400 тысяч рублей, а тут дали 2 миллиона. Пять режиссеров по вине данной картины остались без работы, по причине того, что их проекты отложили.
Куросава доходил к делу ответственно: с отечественными девушками не крутил, в гулянках не принимал участие… не забываю, 22 апреля 1974 года, перед отъездом в экспедицию на Дальний Восток, на Мосфильме устроили субботник. Внезапно Куросава говорит: Мы также желаем принимать участие. Мы дали согласие.

Но нас через час позвал определивший директор киностудии и говорит: Вы воображаете, что в заграничных газетах покажется фото и подписью Куросава в Альянсе трудится дворником. Дабы японцы на территории Мосфильма с ведрами не оказались!
Встреча Леонида БРЕЖНЕВА с президентом США Джеральдом ФОРДОМ прошла на наибольшем уровне: с водочкой, охотой и икоркой. Фото с сайта imgur.com
Погиб от зависти
— Поведайте, что вам запомнилось со съемок?
— Имеется персонаж у Арсеньева — Ли Цунбин, пожилой китаец из богатой семьи, что ушел в тайгу и жил один. Куросава меня попросил отыскать настоящего китайца. Я откопал в Москве одного, договорился. Но через месяц он погиб. Нашли другого китайца, уже ехать в экспедицию, а тот умирает. Третьего еду уже искать в Приморский край, город Арсеньев. Нашли старика, сторожа Дядю Гришу, заработная плат 15 рублей. Жил он в комнатке шесть квадратных метров.

Растолковали: На Волге ездить будем, питание безвозмездно. Привезли. В этот самый момент с ним знакомится актер Максим Мунзук. И поведал ему, что приобретает в сутки аж 40 рублей!

И дядя Гриша бегом ко мне: Из-за чего мне лишь 5 рублей? Не буду сниматься. И мне платите по 40 рублей в сутки. Никакие объяснения, что Мунзук — заслуженый артист, депутат, самый узнаваемый человек в Туве, не действовали.

Еле уговорил. Снялся у нас дядя Гриша, возвратился к себе и через три дня погиб.
— Вам-то, возможно, по окончании Вручения Оскара вычислять копейки не было нужно?
— В то время, когда все определили, моей жене Светлане стали звонить: Ты сейчас не будешь трудиться! Но дали лишь премию мне, оператору Федору художнику — 400 и Добронравову рублей Юрию Ракше — 250. Я и Добронравов приобрели холодильники, а Ракша — краски. Остальные ничего не взяли.
— Вы дружили с Мунзуком. Книгу о нем написали…
— Его со съемок имел возможность любой увести, и я следил, дабы он не выпил лишнего. не забываю, Мунзук должен был прыгать на сук утонувшего дерева в таежной речке. Он опасается, отпрашивается у Куросавы, дескать, заболел. Я это дело пресек. Едем в машине, а Мунзук говорит: Ты не обожаешь актеров. Вот Куросава не отправился, по причине того, что не желал видеть, как умирает актер.

Выяснилось, он плавать не умел. В общем, сцену снимали пара раз, по причине того, что Мунзук тонул в кадре, а не прыгал на сук.
Косуля Катя — артистка, а не трофей генсека БРЕЖНЕВА
Медведица подвела
— тигра и Медведя для съемок забрали из цирка?
— Нет, их поймали охотники в тайге, а мы их год выращивали. Медведица Рита стала ручной, а нам нужен дикий зверь. Наступил сутки съемок. Мы осознавали, что Рита рванет — неизвестно, в какую сторону, исходя из этого поставили четыре камеры.

Снимаем одним дублем, по причине того, что второго уже не будет. Лишь отечественная медведица не в сторону рванула, а ринулась к самой высокой ели. Залезла наверх и целый сутки качается — аж ель ходуном ходит.

Мы с камерами до вечера ожидали, в то время, когда Рита спустится. А она вместо того, дабы убежать, ринулась в родную клетку. Сдали Риту в зоопарк.
— Косулю также было нужно в зоопарк дать?
— Косулю Катю также забрали маленькой. в один раз на съемки приехали важные товарищи: По поручению Политбюро мы заберем эту косулю для одного мероприятия. Я возразил: Как это вы заберете косулю?!

Она — артистка. А мне растолковывают доходчиво: Мы так как можем и вас вместе с косулей выпустить в вольер… Выясняется, у Леонида Брежнева в первой половине 70-ых годов XX века была запланирована встреча с президентом США Джеральдом Фордом и генсек желал развлечь гостя охотой. Забрали отечественную Катю, мы ее уже вечером поминаем, слезы льем.

Но через 14 дней нам вернули косулю. И вдобавок привезли из америки издание: на одной странице Брежнев целится в Катю, а на другой — Форд закрывает дуло карабина ладонью. Заголовок таковой: Вот о чем грезит генсек Леонид Брежнев! В советское время, если бы поведал об этом, меня бы послали в Магадан.
Прикинь!
В честь Дерсу Узала названы астероид, село, фонд и жук развития экотуризма.
Имей в виду
Лесной человек Дерсу одно время жил у Арсеньева в городе, но решил возвратиться в тайгу. На память от Арсеньева он взял ружье, в результате которого и был убит неподалеку от железной дороги бывшим каторжником. На этом месте в память о Дерсу посадили ель.
— У меня похитили звездный час, — сожалеет Юрий Соломин
— Куросава сделал лучший фильм о природе и человеке, — вычисляет заслуженый артист России Юрий Соломин. — Меня пригласили в отель Москва, где были накрыты столики и на экране показывали прямой эфир церемонии награждения. Но я не досмотрел и ушел. О том, что отечественная картина взяла Оскар, я определил от жены. Я редко плачу, но у меня потекли слезы.

Супруга не осознала, и я растолковал: Осознай, у нас с Мунзуком похитили отечественный звездный час. В Госкино никто нас не поздравил… А выбрал меня на роль Арсеньева режиссер по сериалу Адъютант его превосходительства, что он взглянул.

Проб не было. На съемках отмечали мой сутки рождения. Куросава, по первому образованию живописец, нарисовал для меня картину — тигра.

Она хранится у меня в театре.
СОЛОМИН, КУРОСАВА и МУНЗУК создали фильм-легенду
Кстати
— Как мне поведали, Соломина не разрешили войти в Соединенных Штатах из-за одного сотрудника FBI, что сообщил: Вы сошли с ума? Вы не видели его в Адъютанте его превосходительства. Он опытный разведчик, — поделилась актриса Ирина Линдт.
Все отечественные Оскары
* 1942 г. — документальный фильм Ильи и Леонида Варламова Копалина Разгром фашистских армий под Москвой
* 1968 г. — художественный фильм Сергея Бондарчука Война и мир
* 1976 г. — художественный фильм Акиры Куросавы Дерсу Узала
* 1980 г. — художественный фильм Владимира Меньшова Москва слезам не верит
* 1994 г.- художественный фильм Никиты Михалкова Утомленные солнцем
* 2000 г. — мультфильм Александра Петрова море и Старик
Режиссер Владимир ВАСИЛЬЕВ с заветным Оскаром

Источник: Экспресс газета

Номинанты на Оскар 2015: Лучший фильм


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: