О плане мероприятий («дорожной карте») «энерджинет» национальной технологической инициативы

      Комментарии к записи О плане мероприятий («дорожной карте») «энерджинет» национальной технологической инициативы отключены

О плане мероприятий («дорожной карте») «энерджинет» национальной технологической инициативы

Совещание президиума Совета при Президенте РФ по инновационному развитию и модернизации экономики России

Из стенограммы:

Д.Медведев: У нас сейчас очередное совещание президиума совета по инновационному формированию. Но сначала желал бы сообщить (по причине того, что это имеет отношение и к деятельности отечественного совета, и к некоторым вторым ответам, каковые принимаем): подписал документ о создании в Тольятти территории опережающего развития экономики.

Надеюсь, это будет содействовать привлечению в город инвесторов, постройке нового бизнеса, а также инновационного. Рассчитываем, что в ближайшие три года в том месте покажется порядка 12 тыс. новых рабочих мест, а также на средних и малых фирмах, увеличатся и налоговые поступления. Кроме этого рассчитываем на то, что это разрешит оздоровить экономику города и в конечном счёте будет содействовать преодолению кризиса монозависимости этого большого населённого пункта, что однако есть монопрофильным.

Сейчас конкретно к повестке дня.

Сейчас в рамках Национальной технологической инициативы мы разглядываем «дорожные карты» по продвижению русских разработок. Были уже одобрены четыре карты: «Аэронет», «Автонет», «Маринет» и «Нейронет». Сейчас разглядим ещё одну «дорожную карту» – по созданию «умных» электрических сетей «Энерджинет».

Проект, непременно, амбициозный для нашей страны. Спрос на электричество в мире всегда растёт. Компании, каковые смогут предложить самые эффективные ответы по распределению энергопотоков и понижению утрат энергии, становятся обычно фаворитами рынка. За последние годы производственные разработки шагнули вперёд, но изменились и требования к энергосистемам. Они должны быть надёжными и одновременно с этим эластичными, снабжать качественное, бесперебойное снабжение энергией.

Для этого нужно иметь возможность подключения к ним разных типов генерации, возобновляемых источников энергии и тех, каковые применяют другие ресурсы.

Во-вторых, энергосистемы должны быть, исходя из современных требований, «умными», скоро реагировать на трансформации, на появляющиеся неприятности, мочь в некоторых случаях кроме того такие неприятности прогнозировать, действенно распределять имеющуюся энергию, не допускать утрат энергии. И всё это с применением разработок интеллектуальной энергетики.

В-третьих, сети должны быть ориентированными на сотрудничество с потребителями, как с компаниями, так и с физическими лицами, с обладателями распределённых энергетических объектов, а также возобновляемых источников энергии малой и сверхмалой мощности. У них должна быть возможность посредством особых сервисов пребывать в контакте с энергокомпаниями, легко подключаться и пользоваться энергосистемой, приобретать энергию из сети и выдавать энергию в сеть при необходимости.

Энергия и энергетика будущего – это комплексные совокупности, очень интеллектуальные сервисы, и сейчас мы начнём работу над их компонентами в рамках «дорожной карты». В Российской Федерации существуют большие возможности для внедрения таких разработок.

Сетевой комплекс страны, как мы знаем, очень очень сильно устарел, износ фондов достигает 70%, исходя из этого нужна современная энергетическая совокупность, в базе которой – передовые достижения и инновационные разработки науки, и применение экологически чистых источников энергии, среди них и возобновляемых, в особенности в тех регионах, где на данный момент существует энергодефицит. Такая распределительная генерация способна значительно повысить надёжность энергоснабжения.

Тут определённые шаги уже сделаны, например, государство компенсирует затраты обладателей на присоединение генерируемых объектов мощностью не более 25 МВт, каковые трудятся на возобновляемых источниках. Такое распоряжение Правительства подписано намедни, и оно уже вступило в силу.

Ещё один момент. Большая часть технических регламентов разрабатывались более 15 лет назад. Сейчас эти регламенты, эти стандарты устарели, и необходимо обновить нормативную базу, внести современные понятия, выяснить новый правовой статус и потребителей, и производителей распределённой энергетики, информировать об этих условиях всех участников рынка, организовать кроме этого требования для пилотных проектов, дабы позже применять их в масштабах всей энергосистемы.

Принципиально важно кроме этого не утратить преимущества, каковые даёт громадная энергетика и централизованное энергоснабжение. И необходимо создавать перспективную модель розничного рынка электричества с распределённой генерацией. Такие модели смогут быть рассмотрены уже в конце этого года – начале следующего.

Сейчас я попросил бы сотрудников выступить с сообщениями. Начнём с позиции Министерства энергетики, о ней доложит первый помощник Главы минэнерго Алексей Леонидович Текслер.

А.Текслер (первый помощник Главы минэнерго РФ): Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Глубокоуважаемые сотрудники! На данный момент вправду происходит изменение классической энергетики, формируется энергетика будущего, развитие накопителей энергии, распределённой генерации, а также на базе возобновляемой энергетики.

Внедрение «умных» сетей, потребительских сервисов размывает границы между потребителями и производителями. Дмитрий Анатольевич, Вы детально поведали о тех эффектах, каковые разумеется будут, мы их уже замечаем в целом по миру. Возможно заявить, что в том месте имеется и прямой экономический эффект, в частности понижение излишней резервируемой мощности, что полезно будет для отечественных потребителей.

Эти глобальные тренды, конечно, актуальны и для нашей страны. В данной связи совместно с АСИ и широким кругом заинтересованных сторон была создана «дорожная карта» Национальной технологической инициативы «Энерджинет». «Дорожная карта» направлена на развитие отечественных разработок в сфере интеллектуальной обеспечение и энергетики выхода русских компаний на лидерские позиции на новых мировых высокотехнологичных рынках энергетики будущего. «Дорожная карта» предусматривает реализацию последовательности пилотных проектов, перечень которых не окончателен, и определяет нужные условия для развития кадрового потенциала, талантливого решать такие новые, нестандартные задачи. Помимо этого, для и внедрения новых разработок требуется совершенствование нормативной базы, что кроме этого определяется в рамках «дорожной карты».

Рынки классической громадной энергетики растут на пара процентов в год, в то время как рынки «Энерджинет» растут значительно более стремительными темпами, и прежде всего растут сегменты, выбранные целевыми в «дорожной карте», такие как сегмент надёжных и эластичных электросетей. Это интеллектуальное информационные системы и коммутационное оборудование управления им.

Это интеллектуальная распределённая энергетика, а также на базе ВИЭ (системы и накопители управления производством электричества). Это потребительские сервисы, каковые разрешают руководить потреблением и накоплением, и в будущем такие сервисы – это настоящая альтернатива сбытовым организациям.

Одна из составляющих «дорожной карты» «Энерджинет» – это реализация проектов. Такая реализация требует обеспечения в части новых правовых норм, технического регулирования, стандартизации.

Главная роль Минэнерго России на протяжении выполнения «дорожной карты» – это именно проведение комплексного анализа нормативного обеспечения, проведение и определение всех мероприятий по его совершенствованию.

Документом предусмотрена реализация комплексных масштабируемых пилотных проектов. Перечень этих пилотных проектов указан на четвёртом слайде, он неокончательный. Фактически, сущность «дорожной карты» – это постоянное появление таких проектов, каковые разрешат двигать всю эту идею вперёд.

Желал бы привести пара примеров таких проектов. В частности, цифровая электроэнергетическая сеть, складывающаяся из интеллектуальных коммутационных аппаратов (реклоузеров), совокупностей управления, учёта энергии, оперативно-диспетчерского управления, каковые разрешат на четверть снизить цена владения сетью, не меньше чем на 50% уменьшить утраты в ней и более чем на 70% снизить возможность аварий. Первый этап для того чтобы проекта мы уже начали совместно с «Россетями» и «Тавридой электрик» реализовывать в Калининграде.

Перспективный проект – это виртуальная электростанция, которая объединит объекты распределённой генерации, потребителей с управляемой нагрузкой и накопители электричества для их совместной работы на рынках, что разрешит снизить затраты на поддержание и создание работоспособности резервов.

Следующий проект – это аккумуляторные батареи громадной мощности, новые, с низкой удельной ценой хранения киловатт-часа, каковые разрешат сглаживать пики нагрузки и во многих случаях ликвидировать потребления и неразрывность производства электроэнергии.

Наконец, очень важная часть «дорожной карты» – это развитие сферы образования под потребности энергетики будущего. Ко мне входит определение потребности в новых экспертах путём составления матрицы компетенций, разработка новых образовательных стандартов, реализация программ, а также интернациональных, по главному и дополнительному образованию, а также профобразованию – от школьников до аспирантов, конкурсы инновационных разработок и профмастерства, встречи с ведущими учёными в данной области.

Это разрешит уже через пять-семь лет организовать пласт молодых, и умелых экспертов, подготовить задел из нынешних школьников чтобы получить профессиональное образование, исходя из формирующейся энергетики будущего.

Выход на новые рынки интеллектуальной энергетики, и закрепление на них остаётся за бизнесом. За Минэнерго России – координация заинтересованных сторон и обеспечение развития новых электроэнергетических разработок.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Коллеги! Прошу вас одобрить «дорожную карту» «Энерджинет», и поручить по её реализации, а также ресурсному обеспечению.

Д.Медведев: Давайте сейчас отечественных сотрудников послушаем, каковые занимались со своей стороны этими вопросами, руководителей и экспертов компаний.

Борис Александрович Рябов, прошу вас, управляющий партнёр фонда Bright Capital.

Б.Рябов (управляющий партнёр венчурного фонда Bright Capital): Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Глубокоуважаемые сотрудники!

В дополнение и в развитие доклада Алексея Леонидовича желал бы подчернуть, что главная мысль «дорожной карты», которую защищает коммисия «Энерджинет», – это познание того, что трансформации в энергетике следуют за паттерном таких трансформаций, каковые пришли из информационных технологий и отрасли телекоммуникаций. Другими словами мы видим, что на данный момент и в будущем совокупности управления в энергетике становятся не просто дешевле, но и компактнее, не требуют присутствия человека, более распространены. Из отрасли финансов к нам приходят механизмы работы децентрализованных множественных транзакций и рынков мультиагентных сетей.

На стыке вот этих двух громадных трендов и происходит большая революция в энергетике. Как раз этим разъясняется логика, которая защищает рабочие группы, – мы именуем это «интернетом энергии». По солидному счёту мы понимаем, что это относится не только электричества, но это относится многих услуг ЖКХ и методов управления инфраструктурой.

Как раз исходя из этого мы думаем, что «дорожная карта» – это окно возможностей для наших технологий и наших компаний.

Коммисия изучила основные рынки , на каковые возможно войти, каковые растут самые быстрыми темпами. Мы видим, что это рынки, каковые через 20 лет будут занимать значительную долю в энергетике как такой – до 800 миллиардов долларов. Это относится лишь расширенного перечня государств БРИКС.

Мы понимаем, что глобально это значительно более большой рыночный сегмент, рядом с ним находятся сегмент коммунальных совокупностей и сегмент «умных» городов, на каковые возможно выйти так.

Четыре группы проектов, по которым действует «дорожная карта», – это надёжные и эластичные сети, интеллектуальная распределённая энергетика (тут имеется пара проектов, по которым мы двигаемся), потребительские сервисы (это относится инфраструктурных сервисов и денежных) и комплексные проекты, нужные чтобы те проекты, о которых мы говорим, не представляли собой легко отдельные инициативы, но интегрировались в площадки либо платформы для консорциумов русских участников, дабы они имели возможность выходить на глобальные рынки действенно.

Желал бы раздельно остановиться на проектных направлениях «дорожной карты». Отечественная логика направляться выбору больших эксклавов, больших регионов, в которых возможно делать большие комплексные пилоты (это Севастополь и Калининградская область) в части надёжных и эластичных сетей, это относится «последней мили», это относится распределительных сетей.

В интеллектуальной распределённой энергетике прежде всего мы трудимся с микрогрядами, либо микроэнергосистемами, от кампуса либо промышленной площадки до района, города, создавая самообучаемые, самоуправляемые микроэнергосистемы. Это значит, в каком-то смысле, энергетика без энергетиков: понижение требуемой квалификации на конечных точках и самоуправляемые совокупности.

Мы понимаем, что это единственное ответ, которое будет актуально для развивающихся государств в мире. В этом смысле технологии и те наработки, каковые мы имели возможность бы создать в Российской Федерации, будут применимы и далеко за её пределами.

В части потребительских сервисов мы практически следуем логике развития, технологии интернета вещей. Для этого на одной из пилотных площадок мы создаём так именуемую фабрику сервисов интернета вещей. Это необходимо чтобы в режиме акселератора попытаться различные разработки предоставления сервисов на базе множественных распределённых совокупностей энергетики. Это потребует и денежных одолжений. Для этого будут созданы и биллинговые совокупности нового поколения.

Совершенно верно так же это нужно для многих государств, а также развивающихся – Африки, Азии, Латинской Америки.

И, не считая другого, всё это замыкается комплексными ответами «Энерджинет». Такие инициативы существуют в нескольких больших государствах, и нам нужно сделать что-то подобное.

Содержательное ядро данной работы – это архитектура «Энерджинет» примерно в той же логике, как когда-то в сети показались единые протоколы и показались операционные совокупности с открытым кодом, на которых начало развиваться множество других систем более большого уровня.

Не считая другого, отмечаем, что комплексные ответы по «умным» муниципальным совокупностям – это то, что необходимо. Быть может, это в меньшей степени необходимо России – Российская Федерация уже прошла собственный демографический скачок, уже давно, но в южной Азии и странах Африки он ещё не пройден. Данные государства предъявят в ближайшее десятилетие фундаментальный спрос на комплексные совокупности муниципальный инфраструктуры.

Мы понимаем, что мы на данный момент уже находимся в урбанизированном мире, не только в государствах первого и второго мира.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, совершенно верно так же прошу одобрить «дорожную карту», поддержать отечественную работу по всем направлениям.

Д.Медведев: Благодарю.

ПЕСКОВ Д.Н. «Национальная технологическая инициатива»


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: