Организация и результаты спутникового мониторинга нефтяных загрязнений в юго-восточной части балтийского моря

      Комментарии к записи Организация и результаты спутникового мониторинга нефтяных загрязнений в юго-восточной части балтийского моря отключены

Организация и результаты спутникового мониторинга нефтяных загрязнений в юго-восточной части балтийского моря

В.И. Буканов

Спутниковый мониторинг Юго-Восточной Балтики есть неотъемлемым элементом комплексного производственного экологического мониторинга, организованного и проводимого по заказу русском нефтяной компании «Лукойл-Калининградморнефть» в районе морской ледостойкой платформы (МЛСП) на месторождении «Кравцовское» (Д-6) с 2003 г.

Основной изюминкой производственного экологического мониторинга есть то, что добыча нефти ведется в открытом море в 3,5 км от необыкновенной экономической территории Литвы и в 22,5 км от побережья Куршской косы, включенной в 2000 г. в Перечень глобального наследия ЮНЕСКО.

В 2004–2005 гг. проводились экспериментальные работы по спутниковому мониторингу нефтяных загрязнений морской поверхности. Для исполнения данной работы был привлечены сотрудники Университета океанологии им П.П. Ширшова РАН (Москва), Университета космических изучений РАН (Москва), Геофизического центра РАН (Москва), Атлантического НИИ океанографии и рыбного хозяйства (Калининград), Морского гидрофизического университета НАНУ (Украина, Севастополь), ФГУП Российский НИИ космического приборостроения (Москва).

На базе взятого опыта в 2006 г. была принята оптимальная схема спутникового мониторинга района нефтедобычи на месторождении «Кравцовское» (рис. 1). С этого времени первым в Российской Федерации ООО «СЛИК» в сотрудничестве с норвежской компанией Kongsberg Satellite Services (KSAT) делает на постоянной базе мониторинг нефтяных загрязнений на море.

Рис. 1. Схема организации своевременного спутникового мониторинга нефтяных загрязнений в Юго-Восточной Балтике

планирование и Заказ радиолокационной съемки согласуется с панъевропейским проектом Clean Sea Net. Время доставки конечной информации потребителю с момента пролета спутника образовывает 30 мин..

Потребитель имеет эргономичный web-интерфейс для просмотра сведений о нефтяном загрязнении, радиолокационных изображения (РЛИ) полного разрешения, метеорологической информации, кроме этого имеется техвозможность подключения автоматической модели идентификации дрейфа и системы судов нефтяного пятна. Информация о параметрах нефтяного загрязнения дешева в текстовом формате. Инструментарий  веб-интерфейса разрешает потребителю самому определять координаты, измерять линейные размеры объектов, выводить разные слои: координатную сетку, экономических зон и границы государств, заглавия населенных пунктов, нефтяные платформы, автострады подводных трубопроводов  и другое.

Для своевременного обнаружения нефтяных загрязнений употребляются радиолокационные изображения спутников Envisat (Космическое агентство ЕС) и RADARSAT-1 (Канада). С осени 2008 г. первыми в Российской Федерации мы стали использовать Канада и данные-2 (спутника). Оптимальные режимы съемки для спутника Envisat: Wide Swath, размер кадра 400х400 км, пространственное разрешение 150 м, а для спутников RADARSAT-1 и RADARSAT-2 — ScanSar Narrow, размер кадра 300х300 км, пространственное разрешение 50 м.

Рис. 2. Сводная карта нефтяных загрязнений найденных недалеко от мониторинга в 2006–2010 гг.

заказ положения и Планирование кадра РЛИ реализовывают эксперты отечественного предприятия, в большинстве случаев, на 3 месяца и более, применяя соответствующие ПО. Раннее планирование принципиально важно для исключения распрей при заказе разными пользователями.

Найденные нефтяные пятна заносятся в базу данных. Каждый квартал и каждый год составляются сводные карты нефтяного загрязнения, каковые  разрешают выявлять межгодовую и сезонную изменчивость. За период постоянных наблюдений  в Юго-Восточной Балтике найдено около 700 нефтяных пятен, из них практически добрая половина недалеко от мониторинга (рис.

2).

Большая часть нефтяных пятен расположено на главных судоходных автострадах и в портовых территориях. Это подтверждает существующее представление о том, что главным источником нефтяных загрязнений в открытом море есть морской транспорт. Наряду с этим из года в год четко проявляется тенденция уменьшения количества нефтяных пятен.

Так  в 2006 г. было найдено 212 пятен, в 2007 г. — 199, в 2008 г. — 137,   в 2009 г. — 90, а в 2010 г. — всего 57. Наряду с этим суммарная годовая площадь нефтяного загрязнения уменьшилась в 5 раз. Нельзя исключать, что широкое распространение в регионе информации о проведении отечественных наблюдений сыграло не последнюю роль.

Результаты комплексного экологического мониторинга Юго-Восточной Балтики, среди них и спутникового, каждый год публикуются в бюллетенях, электронные предположения которых размещены на сайте нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» (http://www.lukoil.ru/static_6_5id_2135_.html).

ГЛОНАСС и GPS мониторинг


Подобранные по важим запросам, статьи по теме: