Отец михаил шполянский о старой богдановке и свято-никольском храме. и маршрут к турецкому колодцу

      Комментарии к записи Отец михаил шполянский о старой богдановке и свято-никольском храме. и маршрут к турецкому колодцу отключены

Отец михаил шполянский о старой богдановке и свято-никольском храме. и маршрут к турецкому колодцу

Публикуем раздел из книги отца Михаила о Ветхой Богдановке и ее окрестностях, о истории местной Свято-общей истории и Никольской церкви этих мест от античности до нынешних времен.
Цель публикации — подготовка материалов для экскурсий, маршрутов познавательного туризма и учебных практик на новом туристическом коридоре по берегам Бугского лимана. Это продолжение обзора Ветхая БОГДАНОВКА: ОТ ХОРЫ ОЛЬВИИ ДО ЭКО АВТОСТРАДЫ НИКОЛАЕВ-ОЧАКОВ.

Маршрут продемонстрирован примерно, на местности достаточно осматриваться с возвышения, дабы выбрать эргономичный путь, а также повыше и подальше. Практически в любое время видны створные маяки, курганы, водная гладь Бугского лимана

Маршрут, о котором отправится обращение в приложении, кольцевой, а правильнее в форме петли. Начнем его от Свято-Никольского храма, после этого встанем по северному борту  Дереклейской балки, отыщем Турецкий колодец, а после этого по южному борту возвратимся в село к берегу Бугского лимана.

Маршрут Старобогдановская петля к Турецкому колодцу, Google Планета Земля Маршрут Старобогдановская петля к Турецкому колодцу, Google Планета Земля Маршрут Старобогдановская петля к Турецкому колодцу, Google Планета Земля

Фотографии октября 2016 года. ссылки и Ваши маршруты на фоторепортажи возможно отмечать на интерактивной карте, она кроме этого в приложении.

Создатель: Шполянский Михаил, протоиерей
Мой анабасис, либо Простые рассказы о сложной жизни.
Книга для чтения в трамвае
Книга священника Михаила Шполянского (1955-2014) — это автобиографические рассказы сельского батюшки (о. Михаил служил в Ветхой Богдановке, что под Николаевом). Слово «анабасис» свидетельствует «восхождение».

Восхождение автора книги отца Михаила — это духовный путь от воцерковления до священства, путь к настоящему служению ближнему.

Предисловие автора

Воспоминаний связь и боль.
Навек провалившееся сквозь землю пенье.
Неожиданное повиновенье
Доселе неподвластных фраз.

Что прежде было — снова пребудет,
Усиленное линзой лет.
Кому-то лепет либо абсурд,
Кому — чудо и пророчество.

… Само слово «анабасис» (греч.) практически переводится как «спуск и восхождение». Его возможно перевести и как «путь по буграм», «возвращение через горы». В первый раз в литературном контексте оно было использовано Ксенофонтом в качестве заглавия рассказа о возвращении к себе греческих наемников из неудачного похода в Персию. Кроме этого историк Арриан назвал «Анабасисом Александра» собственный описание похода Александра Македонского в Индию.

Потом слово «анабасис» часто оказалось в юмористическом ключе — как синоним похождений, приключений; к примеру, «Будийовицкий анабасис Швейка».
В книге использованы поэтические тексты. Я обязан предотвратить, что сами эти тексты прямого отношения к обрисованным в книге событиям не имеют и подобраны были мной только ассоциативно, по созвучию образа и настроения. Создатель стихотворений Алла Шполянская…

Кроме того со стороны привлекают внимание окна, они высокие, а верхняя арочная часть рамы очевидно напоминает по форме штурвал корабля. Форма храма кроме этого более всего напоминает корабль. Об этом пишет и морской инженер по образованию папа Михаил Шполянский

Часть 3.

И окрест — ни единой души:
Словно бы тем тут и дни хороши,
Что в резной, древесной глуши —
Ни одной, ни единой души.

Лишь дым над домишком стоит,
Только дорога слепит и скользит.
Лай псов да ворон тёмный грай,
До страдания дорог этот край.

Круговерть новизны, крутизны,
В белизне — белизны, белизны…
И окрест ни единой души,
Тут, в резной древесной глуши.

Ветхая Богдановка — поселение весьма занимательное. Расположено оно на обрывистом берегу над широким разливом вод Днепро-Бугского лимана, километрах в десяти южнее Николаева, ниже по течению. Местность эта завлекала обитателей в течение всей многотысячелетней истории отечественного края. Пятнадцатью километрами южнее находится известный причерноморский (понтийский) город Ольвия — наибольший наровне с Херсонесом центр древней цивилизации в северном Причерноморье.

На многие десятки километров около Ольвии размешались ольвийские хоры — сельскохозяйственные поселения. Такая же хора была и на месте будущей Ветхой Богдановки. Раскопки тут, как мне известно, не производились (большинство и самой Ольвии, не обращая внимания на практически столетнюю историю раскопок, до сих пор находится под почвой).

Но в обрыве над рекой присутствует толстый культурный слой, подобный ольвийскому, — осколки амфор и второй керамической посуды древнего времени. Помимо этого, и в самой Богдановке, и в окрестностях имеется большое количество скифских курганов — монументов расселения автохтонных современников ольвиополийцев.
Потом, в то время, когда местность принадлежала турецкому султанату и татарам, тут пребывало поселение с прекрасным заглавием Дереклея, что означает Роща. Невдалеке, вверх по Бугу, размешались заставы и станицы запорожского казачества: почвы Буго-Гардивской паланки.
До нынешнего времени на территории Ветхой Богдановки сохранились кое-какие монументы прошлого. Так, в пойме, выше пруда, и сейчас существует древний так называемый турецкий колодец, обложенный тесаным камнем-дикарем. Он, как и прежде, полон пресной водой.
Темперамент кладки турецкого колодца аналогичен подземным сооружениям на территории села — по всей видимости, они появились в одно время (местные предания кроме этого приписывают происхождение катакомб туркам). В церковном дворе мы раскопали два таких сооружения — вертикальную шахту с бутылочным горлышком в верхней части и уходившую наклонно вниз подземную галерею. Но из-за нехватки рабочих и многочисленных завалов рук так и не смогли их раскопать.
Ближе к реке, на бугре, еще недавно высился остов одной из башен сооружавшегося на протяжении Крымской войны 1853-1856 гг. сигнального семафора Николаево-Очаковской линии. Многим более протяженная линия связи строилась между Петербургом и Николаевом, но так и не была закончена. на данный момент остатки башни в Ветхой Богдановке из года в год становятся все ниже — местные обитатели, к сожалению, разбирают ее на камень.
Но возвратимся к истории. По окончании присоединения северного Причерноморья к Российской Федерации во времена Екатерины Великой почвы Побужья были пожалованы украинским воеводам. В частности, отечественная местность входила во владения гетмана Богдановича.
Им же и было основано село Богдановка и выстроена помещичья усадьба. Потом Богдановка стала Ветхой — по окончании основания в четырех верстах к северу Новой Богдановки.
В десятнадцатом веке Ветхая Богдановка принадлежала дочери гетмана Богдановича — Софии Богданович. София стала женой Николая Андреевича Аркаса — старшего сына грека Андрея из Аркадии, моряка на русской работе. Николай Андреевич, адмирал русского флота, известен как деятельный и успешный госдеятель.

Он покинул о себе хорошую память, будучи с 1871-го по 1881 год армейским командиром и губернатором Николаева портов Севастополя и Николаева. Появившийся в первой половине 50-ых годов девятнадцатого века старший сын Софии и Николая Андреевича — Николай Николаевич Аркас — прославился более всего собственной публичной и культурной деятельностью.

Николай Николаевич, патриот Украины, стал основателем существующего и поныне всеукраинского общества «Просвита», написал известную «Историю Украины-Руси» и исполняемую до наших дней оперу «Катерина». Николай Андреевич прилагал большое количество упрочнений для образования обитателей собственного села. В начале 80-х годов были еще живы старожилы, не забывавшие организованную им школу, и то, как он просто общался с крестьянами, возил зимний период в санях, а летом в карете крестьянских детей.
К сожалению, социальная история Ветхой Богдановки сложилась не через чур удачно. Во позднее волнений 1905 село и времена года являлось своеобразным аналогом столичного 101-го километра — ко мне высылали социальных маргиналов: смутьянов, революционеров и каждый неблагонадежный элемент. Северная часть Ветхой Богдановки — та, где расположен отечественный дом, — взяла кроме того местное наименование «Коммунарка».

Южная часть села, за поймой, именуется «Болгарка» — благодаря поселившимся в том месте бессчётным переселенцам из Болгарии (как, но, и из Греции, западной Украины, Румынии и пр.). Для отечественного края характерно многонациональное население. При всех собственных хороших качествах это дает и негативный эффект: прежде всего, полную потерю традиционных ценностей и традиционного уклада. Это относится как быта, фольклора, народных традиций, так и религиозности.

Чудесным образом сохранившаяся церковь Аркасов в послевоенные годы, в то время, когда она уже более не закрывалась, практически пустовала. Так, в церкви хранится том «Типикона» издания Столичной Патриархии 1947 года. На заднем форзаце проходивший службу в ней в те годы священник сделал печальную запись: «Люди совсем покинули церковь. Сейчас, в Великую Субботу, на богослужении не было ни одного человека. Было нужно выполнять крестный движение в одиночестве».

Приблизительно такое же положение было и к моменту отечественного переезда в Ветхую Богдановку в начале 1990 года — на воскресной работе редко находилось более одного-двух человек (не считая отечественной семьи). В престольный сутки — немногим более десятка приезжих. И это при том, что сама по себе церковь — превосходна.
Как я уже писал, поместье Богдановичей размешалось на бугре над разливом реки (родовым имением Аркасов была Христофоровка, но солидную часть времени они проводили в Ветхой Богдановке). От верхнего пруда через поместье к лиману шла липовая аллея, на берегу были выстроены купальни. С одной стороны аллеи был барский дом, с другой — в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века была заложена церковь, богослужения в которой начали совершаться уже в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века.

Завершение же строительства, если судить по документам, относится к году 1864-му. Тогда домовая церковь Аркасов и была освящена в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца — защитника всех мореплавателей и путешественников, и покровителя града Николаева и небесного их владельца старшего и покровителя поместья сына (которому стукнуло двенадцать лет). Необходимо заявить, что Свято-Никольская церковь, что в Ветхой Богдановке, вправду во многом неординарна.

Не сохранилось ни имен ее строителей и архитектора, ни изображений и планов начального вида. Но да и то, что дожило до наших дней, удивляет собственной гармоничностью и красотой.
Во-первых, это размещение храма: оно уникально для церковных построек в отечественной местности. Старобогдановская церковь не зажата между жилыми зданиями на сельской улице, но возвышается на бугре посередине широкого пустыря в центре села. Ее южный фасад находится на краю достаточно крутого спуска к реке, и, так, храм господствует над водами лимана и особенно красиво выглядит как раз со стороны реки.

Пустырь около храма, некогда бывший помещичьим садом, мы пробовали засадить кустарниками и декоративными деревьями, в чем в определенной мере преуспели. Но данный процесс был прерван не по отечественной воле…
Во-вторых, само церковное строение очень необычно. В отличие от везде распространенного крестового типа Старобогдановская церковь архитектурно является кораблём «» либо «базилику». Данный стиль характерен для старейших христианских храмов. Необходимо заявить, что вправду образ Старобогдановской церкви напоминает белый корабль — пропорции строения, выдающаяся вперед полукруглая абсида алтаря, три купола по длине крыши.

А огромные высокие арочные окна, занимающие чуть ли не половину площади стен, делают строение церкви неординарно ярким и весёлым.
Но будущее этого храма, как и множества вторых в кровавом двадцатом веке, была нелегка. Потом я приведу рассказ, слышанный мной от обитателей села, о том, как церковь была спасена очевидным чудесным образом Божиим. Действительно, обязан оговориться, что не все очевидцы одинаково подтвердили фактическую точность приведенной ниже версии.

Но сомневаться в добросовестности рассказчиков у меня основания нет: первый раз историю эту я услышал из уст долгого старосты церковного прихода в Ветхой Богдановке Бабия Степана Игнатьевича; потом рассказ был обоснован и другими свидетелями.
Итак… Финиш 30-х годов XX столетия. Разгар большевистских преследований Православную Церковь. Все храмы по правобережью Днепро-Бугского лимана от Николаева до Очакова закрыты, большая часть стёрто с лица земли.

В конце 20-х годов была закрыта и церковь святого Николая Чудотворца в селе Ветхая Богдановка. Церковь была перевоплощена в зерносклад и совсем разорена.
К тому времени главой колхоза в Ветхой Богдановке был Иван Григорьевич Жело, храбрец Первой Мировой, взявший Георгиевский крест за спасение судьбы собственного начальника. В начале 20-х годов Иван Григорьевич был старостой прихода церкви святого Николая, пробовал оградить ее от разорения, но попущением Божиим события были посильнее…
И вот в это ужасное время «ежовщины» в Ветхую Богдановку из районного совета есть представительная рабочая группа с документом, в котором предписывается разобрать строение церкви на камень. С документом ознакомили председателя колхоза, человека в районе известного и глубокоуважаемого за удачи его хозяйственной деятельности, внесли предложение расписаться в получении. Иван Григорьевич на бумаге пишет собственной рукой: «Я данный храм не строил, я его разбирать не буду».

Реакция руководства понятна: «Ну, Ваня, суши сухари, сам себе судьбу выбрал, едем на тебя документы оформлять…» Иван Григорьевич собрал нехитрые этапные пожитки, и принялись они с супругой вправду сушить сухари на продолжительную дорогу… Но проходит сутки, второй — все негромко. Что же произошло?

Скоро доходят слухи из района: до тех пор пока рабочая группа каталась по деревням со собственными бумагами, из Киева прибыли сотрудники соответствующих органов с предписанием арестовать все управление района за троцкистский уклон. В конторе уже ожидали… Поразительно, но в появившейся кутерьме взрывоопасная бумага как-то затерялась; по крайней мере, она уже ни при каких обстоятельствах и нигде не всплывала.

Иван Григорьевич остался главой колхоза, с началом войны был призван на фронт, прошел всю войну на передовой до последнего дня, получил несколько ранений, но в родное село возвратился живым и здоровым. Еще не один год проработал Иван Григорьевич на различных должностях в колхозе, вышел на пенсию. До конца своих дней он посещал богослужения в родном, спасенном им от разорения храме, служение в котором было возобновлено в первой половине 40-ых годов двадцатого века и с того времени уже более не прерывалось…
Весной 1997 года Иван Григорьевич праздновал собственный столетие; причастился Святых Христовых Таин, посидел с гостями за столом, повспоминал юность. Господь сохранил Собственного верного раба до самой смерти в силах, твёрдой памяти и здравом уме; он жил полноценной судьбой труженика и христианина. Через месяц по окончании дня рождения Иван Григорьевич зашел в дом с огорода, где он с пяти часов утра пропалывал грядки, лег в постель, сложил руки крестом и мирно предал дух собственный Небесному Отцу.
На третий сутки я при громадном стечении родных, родственников, односельчан отслужил христианское погребение раба Божиего Иоанна. Мирное, яркое чувство спокойствия свидетельствовало об упокоении души усопшего в селениях праведных…
Такова история Старобогдановской церкви и ее прекрасного спасения.

=============

Приложение.

Фотографии для маршрута СтароБогдановская петля (Свято-Никольский храм — башня Семафорного телеграфа — Старобогдановский пруд — Турецкий колодец в Дереклейской балке — Нижний створный маяк — «Голгофа» — пляж и причал на Бугском лимане). Для отдыха по окончании прогулки рекомендуется «бутылочно-витражное» кафе на Болгарке (южная часть Ветхой Богдановки). А начинается маршрут с северной части села, которая именуется «Коммунарка».

Ко мне сворачивает с шоссе Николаев-Очаков маршрутка номер 164. Она отправляется от Пригородного автовокзала, направляться через Варваровский мост и потом через дачи, Великую Корениху и когда по каменистой дороге она въедет в село и станет видна броская детская площадка, необходимо выходить и спускаться к храму. Он гармонично красуется как белый корабль на фоне Бугского лимана.

Из Николаева в Ветхую Богдановку идет маршрутка. Мимо данной детской площадки, от нее видна Свято-Никольская церковь, начало отечественного маршрута. Выше и левее площадки гастроном .

Бугский залив у Ветхой Богдановки, три лебедя и вид на порт Октябрьск Ветхая Богдановка, вид и спортивная площадка на руины башни Семафорного телеграфа Николаев — Парутино — Севастополь Дорога мимо фермы у Старобогдановского пруда и вид на Бугский лиман Верхний створный маяк для порта Октябрьск у Старобогдановского пруда Ферма у Старобогдановского пруда Целая стенки зарослей на северном борту Дереклейской балки СтароБогдановская лесостепь. А по большому счету маршрутная петля Ветхая Богдановка-турецкий колодец.

Для вело кросс кантри и мото эндуро. Пешочком с собачкой также здорово. Имеется фазаны.

ягоды и Лекарственные травы. Воздушное пространство! Чистота! Простор! вид на ферму над северным бортом Дереклейской балки Один из бессчётных курганов приглашает в путешествие по великой скифской степи В Дереклейской балке большое количество шиповника, боярышника и других плодов и злаков, кормятся прочая живность и фазаны Путь к Турецкому колодцу указан на фото стрелочками, а дорогу мы определили у местных пастухов Путь к Турецкому колодцу указан на фото стрелочками, а дорогу мы определили у местных пастухов Основной ориентир прекрасное ярко-желтое дерево над Турецким колодцем Думается, это вовсе не колодец, а вход в подземный ход, легко его затопило, в то время, когда заполнили Старобогдановский пруд СтароБогдановская маршрутная петля.

Турецкий колодец. Для пешеходных прогулок, а также с собакой, вело кросс кантри и мото эндуро. СтароБогдановская лесостепь. А по большому счету маршрутная петля Ветхая Богдановка-турецкий колодец. Для вело кросс кантри и мото эндуро. Пешочком с собачкой также здорово. Имеется фазаны.

ягоды и Лекарственные травы. Воздушное пространство! Чистота! Простор!

Вот такая степь выше Ветхой Богдановки в лесистой балке. Грибная, кривая самую малость, неординарно красивая. И весьма увлекательная для любителей катания по грунтовым дорогам Возвращаемся к берегам Бугского лимана, направо встанем к Створному маяку и над берегом попадаем к массивному каменному закругленному строению с крестом в честь апостола и святого Николая Андрее, в память о рыбаках и погибших моряках Причал уничтожен, над ним возвышается на гранитном куполе памятный крест.

Рядом весьма хороший чистый пляж Магазин, а правильнее его открытая площадка с витражами из бутылок различного цвета. Весьма удобно для отдыха групп на горных велосипедах либо мотоциклах эндуро, дабы отдохнуть, дождаться отставших, привести себя в порядок, перекусить.
Маршрут возможно пройти пешком (а также с собакой, для псов пород ньюфаундленд, тёмный терьер, лабрадор и других весьма полезным будет и купание по окончании прогулки в Бугском лимане). Для бега трусцой, оздоровительных поездок на горном велосипеде темперамент рельефа и грунта неординарно хороши. Лесные заросли (чигир по татарски, а по украински — хащи) непроходимы и полны живности, а также фазанов.

По склонам множество отдельных куртин шиповника, боярышника и других занимательных деревьев и кустарников. Непривычно чисто, глаз отдыхает на мягких линиях пейзажа.

Для поездок на горном велосипеде либо мотоцикле эндуро маршрут около балки Дереклея возможно существенно удлинить, встав к первому попавшемуся на глаза кургану. К примеру, один из них возвышается над Верхним створным маяком у СтароБогдановского пруда. От каждого кургана видны еще пара, так возможно путешествовать «куда глаза смотрят», выбирая маршрут по вкусу к дорогам. Многие предпочитают, дабы побольше вечных луж и липкой грязи.

А вот я обожаю плотные непыльные и сухие грунтовые дороги. Тут выбор достаточно богатый, хоть в болоте застрять и вытаскиваться лебедкой. А возможно по зеленым травянистым обочинам, так что резина станет тёмной и блестящей как новенькая.

Терекли-дере (в случае если обратиться к татарскому варианту) — лесистая балка. Терек- дерево, терекли — лесистая, дере — балка. В русском написании утвердилось Дереклея.

Базисная карта для маршрутного коридора экологического туризма Николаев — Ольвия — Очаков — Кинбурнская коса

Карта интерактивная, разрешает додавать новые слои. Прямая ссылка к редактированию карты. Базисную данные о туристических достопримечательностях, инфраструктуре, сервисе может додавать любой пользователь.

По каждой точке возможно ставить неограниченное число фотографий, тексты, отзывы.

Практически все села на пути от Николаева до Очакова поделены такими глубокими и широкими балками, но как раз в Ветхой Богдановке рельеф особенно занимателен, а древесная растительность неординарно богата, разнообразна и сохранила природную многоярусность. Тут кроме того грибы возможно собирать.

Сочетание склонов разной экспозиции, замысловатый рельеф, чередование целых зеленых стен с отдельными куртинами, прозрачный воздух и яркое небо воображают настоящее сокровище для пленэров и фотосессий — это уже готовые красивые композиции. Лишь остановить мгновение, перенести на холст либо экран.

Иван Григорьевич Брус


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: