Питер уоттс: самый сложный писатель xxi века

      Комментарии к записи Питер уоттс: самый сложный писатель xxi века отключены

Питер уоттс: самый сложный писатель xxi века

Ученый-гидробиолог, профессор биологии Питер Уоттс — приверженец жёсткой научной фантастики, идеально выверенной, доказательной, сложной. В конце каждой из его книг приведен перечень использованной литературы. Его дебютный роман «Морские звезды» вышел во второй половине 90-ых годов двадцатого века, с того времени Питер издал еще четыре романа и сборник рассказов, что, к слову, не так долго осталось ждать выйдет в русском переводе, и стал одним из ведущих научных фантастов мира.

Мы решили поболтать с писателем о судьбах научной фантастики, человечества и технического прогресса в целом.

Питер, первый вопрос с места в карьер. «Фальшивая слепота» — сверхсложный для чтения роман, фактически постмодернистский. Вы полагаете, что научная фантастика вправду должна быть как раз таковой?

Нет, нет, что вы! Я бы с наслаждением излагал собственные идеи более дешёвым образом, по причине того, что трудность восприятия в целом вредна для книги. Легко я не могу. Мой сотрудник Скотт Бэккер написал роман «Нейропат», что довольно часто сравнивают с «Фальшивой слепотой» в плане применяемых художественных средств. Наряду с этим «Нейропат» — это хороший детективный триллер, сделанный по канону.

FBI в этом романе расследует серию правонарушений; серийный убийца не сомневается в том, что мы — куклы, а свобода воли — ничто, и он обосновывает это уникальным образом. К примеру, отключает у одной жертвы свойство выяснять лица. Это сложно, научно подано, но книга, без сомнений, есть увлекательным, прекрасно написанным литературным произведением.

Посредством «Фальшивой слепоты» я пробовал отыскать компромисс между литературой и наукой. Бэккер обошелся достаточно обыденным приемом, милицейским расследованием, мне же пригодилось забираться в глубочайший космос. И мне думается, что его книга лучше моей — как раз вследствие того что он справился с задачей более несложными средствами. «Нейропат» достиг собственной цели, но «выстрелила» как раз «Фальшивая слепота».

Я не знаю из-за чего.

«Фальшивая слепота» стала бестселлером. Но это скорее исключение, нежели правило

Как раз. К сожалению, бестселлерами значительно чаще становятся проектные книги, в особенности новеллизации компьютерных игр и фильмов. Да и «Фальшивая слепота» — бестселлер только по меркам научной фантастики.

Я вряд ли когда-либо достигну таких продаж, как у авторов фэнтезийных саг. Я знаю людей, каковые пишут специально для рынка, но считаю, что подобная методика — это дискредитация литературы. Они трудятся по принципу: в случае если читатель может не осознать какое-то слово, мы используем более простое; в случае если кто-то может не осознать сюжет, мы его упростим.

Я также стараюсь писать так, дабы это было возможно просматривать, но наряду с этим отталкиваюсь от собственного уровня эрудиции.

А для чего нужен перечень использованной литературы в конце художественного произведения?

В то время, когда вы уходите из науки, дабы стать писателем, ваши сотрудники расценивают это приблизительно так, словно бы вы кинули глубокоуважаемую работу для карьеры в детской порнографии. Все начинают наблюдать на вас косо, по причине того, что у них имеется настоящая работа, а вы пишете НФ.

С одной стороны, перечень — это такая образовательная фишка. Может, кто-то отправится по ссылкам, заинтересуется поднятым в книге вопросом на более важном уровне. Не смотря на то, что в действительности я этим перечнем от лютых технарей из собственного университета — я был уверен, что они будут искать в моем романе блох совершенно верно так же, как искали их в моих научных публикациях.

Тут еще одна забавная вещь. У меня имеется две научно-фантастические публикации в издании Nature. По поводу второго рассказа один критик написал следующее: «Вклад Уоттса в Nature больше, чем вклад его бывших сотрудников, каковые не решились кинуть науку и сейчас вынуждены проводить остаток собственных дней в бесплодных попытках напечататься в Nature!»

Для многих людей искать ляпы в ваших романах — это квест

Да, и это сильно! Был случай, в то время, когда я смешно совершил ошибку, сославшись на какую-то работу, о которой считал, что она посвящена восприятию самого себя в зеркале. А позже оказалось, что факт, что я привел, был верным (по причине того, что я его знал), а вот для его объяснения я сослался на книгу по биохимии!

Возвратимся к глобальным вопросам. Что вы думаете о будущем научной фантастики? Куда отправится жанр дальше?

Я полагаю, что каждая художественная литература со временем станет интерактивной. Люди меньше просматривают и все больше играются в игры. В течение долгого времени разработке просто не разрешали сделать реалистичную интерактивную историю.

на данный момент же мой опыт подсказывает, что метафорические описания закатов и восходов уходят в прошлое. Если вы кинематографист либо гейм-дизайнер, вы имеете возможность это. Люди ленятся мнить вещи, им несложнее взглянуть на готовое.

на данный момент игры — только имитация интерактивности. В будущем сюжет игры будет полностью зависеть от игрока — чем выше его мастерство, тем лучшую историю он сможет поведать. Диалоги станут не комплектом глупых фраз, а действом, воздействующим на сюжет.

Игры будут все более изощренными, с имплантацией сенсоров прямо в мозг.

Но наряду с этим я не пологаю, что чтение станет прерогативой избранных; рассказывание историй останется как вид мастерства, по причине того, что человек все равно испытывает недостаток в том, дабы слушать, восхищаться самим языком. Но обстоятельство будет уже не в том, что технологии не смогут совладать с проблемами, каковые способен преодолеть язык, а в том, что мы легко любим сам процесс.

А вы когда-либо вспоминаете о том, что написанное вами через пять десятилетий прекратит быть фантастикой?

Время от времени мы утверждаем, что предсказанное 50 лет назад стало действительностью. Если вы выстрелите дробью в мишень, как минимум одна дробинка попадет в яблочко — люди видят эту дробинку и говорят: смотрите, НФ предвещает будущее! На каждое сбывшееся предсказание приходится 10?000 несбывшихся. У Уильяма Гибсона, блестящего футуролога, в «Нейроманте» имеется сцена, где храбрец идет на протяжении линии таксофонов, и любой звонит, в то время, когда он проходит мимо него.

Это прекрасно, но это не требуется, в случае если у каждого имеется мобильник! НФ ни при каких обстоятельствах не ставила собственной целью угадать, она только оказывает помощь нам верить в будущее. По причине того, что в то время, когда дробинка попадает в яблочко, это нас воодушевляет.

В «Ложной слепоте» и «Морских звёздах» экспансия человека происходит в морских глубинах и в далеком космосе. Какая из этих предположений более перспективна?

Мне думается, что океан мы покорим стремительнее, чем космос. Он ближе и он более либо менее ограничен — и наряду с этим менее изучен, чем поверхность Марса. Само собой разумеется, мы будем спускаться и изучать его — но в итоге, я уверен, мы в обязательном порядке его замусорим и ничего толкового не извлечем.

Несколько лет назад один океанолог из Бергенского университета заявил, что ученые находятся в двух шагах от создания подводных краулеров для добычи нужных ископаемых, и это будет настоящая золотая жила. Океан — это как схватить самый нижний плод на ветке. Отправиться в космос — существенно дороже, но я считаю, что это направление предпочтительнее, по причине того, что у нас не окажется загадить космос и астероиды в целом.

Чем стремительнее мы вынесем тяжелое производство с планеты, тем выше будут шансы ее спасти.

Как вы думаете, наука в итоге погубит человечество либо спасет?

Я не писал бы столь мрачных произведений, если бы у меня не было надежды. Я также время от времени пологаю, что все плохо, что нам остается только отыскать виновных, извлечь их на улицы и загрызть. Но в большей мере я оптимист. Вы не злитесь на человека, если не думаете, что имеете возможность его поменять.

Вы злитесь, по причине того, что ожидаете от людей большего.

Вы не вините молоток в том, что он разбил чей-то череп, и не хвалите его за то, что он выстроил дом. И в том и другом случае это легко молоток. Технологии — это ровно то же самое.

Я уверен, что наука оказывает помощь нам двигаться вперед, а разработка — это ее следствие и в один момент инструмент, тот самый молоток. Вопрос в том, в чьи руки он попадет.

Роман «Фальшивая слепота» полностью пронизан уникальными научными идеями из самых различных отраслей знания. Мы решили разглядеть самый запоминающиеся:

1) Маскировка с применением саккад

Инопланетяне продолжительное время остаются невидимыми для людей. Дело в том, что глазные яблоки человека всегда подёргиваются — эти перемещения именуются саккадами. В следствии «картина» смазывается, мозг не успевает обрабатывать эти, и глаз улавливает лишь изолированные «стоп-кадры», выключаясь в промежутках.

В случае если предмет движется лишь на протяжении этих промежутков, мозг его игнорирует. Инопланетяне-«болтуны» могут подстраиваться, двигаясь лишь в моменты, в то время, когда человек не имеет возможности их воспринять.

2) Китайская помещение

Инопланетяне в романе создают чувство разумных, логично отвечая на вопросы людей. Однако они лишены сознания, и их ответы являются «китайскую помещение». Ее сущность в том, что человек закрыт в помещении и через щель в стенке приобретает листочки с иероглифами. У него имеется указание порядка и база правил, в котором иероглифы должны сочетаться, но нет их перевода.

Применяя правила, он образовывает верные, но не имеющие смысла сочетания, отправляя их в качестве ответов через ту же щель. Как раз так функционирует ум инопланетян.

3) «Крестовый глюк»

Вампир Сарасти из романа опасается креста. Это связано с тем, что у него слиты две сети зрительной коры, поделённые у людей: в случае если сети, важные за восприятие горизонтальных и вертикальных линий, стимулируются в один момент, это ведет к эпилептическому припадку и противоречию. Исходя из этого вампир не имеет возможности наблюдать на прямой угол либо крестообразное пересечение линий.

4) Метод беседы

Герой романа Сири Китон есть киборгом: одно полушарие его мозга заменено компьютером. Вследствие этого он не может к эмпатии и реагирует на поведение человека сугубо логически, разбирая поступки оппонента. Его женщина умирает в поликлинике, и Сири обязан ответить на ее последний звонок телефона, но он физически не имеет возможности этого сделать, потому, что в его мозг не заложен метод ответа умирающему человеку.

Так Уоттс обыгрывает состояние, в котором мы не можем отыскать верных слов.

Приключения Питера Уоттса:

1958 Питер Уоттс показался на свет.

1980−1991 работа и Обучение в области морской биологии, множество доктора и степень наук научных публикаций.

1990 Первая художественная публикация.

1999 Выход первого романа «Морские звезды».

2006 Выход романа «Фальшивая слепота». Первоначально роман был отвергнут всеми издательствами. Снискал популярность по окончании бесплатного размещения Уоттсом на своем сайте, с того времени пережил десятки изданий.

2009 Конфликт на границе с США, в то время, когда автор за вопрос «В чем обстоятельство задержки?» был обвинен в сопротивлении полиции и попал в американскую колонию на четыре месяца (приговорен к двум годам, но высвобожден досрочно).

2011 Уоттс умудрился подхватить некротический фасциит, вызываемый бактериями, каковые поражают соединительные ткани и подкожную клетчатку; в отличие от большинства заболевших, он не только остался в живых, но и не утратил пораженную конечность. В том же году женился.

В 2014 году Уоттс в первый раз приехал в Россию, причем его приключения с оформлением визы хороши описания в отдельной книге.

Статья «Фальшивая слепота Питера Уоттса» размещена в издании «Популярная механика» (№144, октябрь 2014).

Самый сложный и загадочный перекресток в Санкт Петербурге


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: