Побужье, дикое поле и украина — страна козаков на картах боплана

      Комментарии к записи Побужье, дикое поле и украина — страна козаков на картах боплана отключены

Побужье, дикое поле и украина — страна козаков на картах боплана

Берега реки Южный Буг в средние века это часть Турции, Очаковская, либо Едисанская орда. Еди — семь, сан — почет, слава, преимущество. Едисан — множество племен.

Наряду с этим, как и во времена Римской империи, это не провинция, а некое буферное образование, не признающее твёрдых способов управления — Дикое поле.

небольшие военные и Имперская администрация гарнизоны осуществляют контроль лишь часть населенных пунктов. Эти пункты составляли многие тысячи лет опорный каркас территории. Необычное достаток природы выяснило промысловый, присваивающий темперамент местной экономики. Тут не приходилось применять рабский труд, добыча свободных рыбаков и охотников давала намного больше товаров.

В перепродаже и транспортировке этих товаров были более всего заинтересованы завоеватели, колонизаторы. Так сложилась идеология Дикого поля.

Французский армейский инженер, фортефикатор и артиллерист капитан Боплан это один из основной храбрецов превосходного фильма по роману Генрика Сенкевича «Пан Володыевский«. Причем, в случае если настоящие исторические прототипы Сенкевича обычно далеки от пафоса и романтики, то инженер Боплан был вправду необычным примером бесстрашного ученого.

Гийом Левассер де Боплан (Guilhelmum le Vafseur de Beauplan) — инженер, математик, картограф XVII в. Около двадцати лет собственной жизни совершил на Украине. В течение этого времени он всесторонне изучил экономику, нравы и быт украинского народа, в особенности, казачества, казацких перемещений, отнюдь не однозначных взаимоотношений украинского с русским, татарским, польским и ногайским народами.

Боплан продемонстрировал Украину, как независимое политическое и культурное явление в разгар освободительной войны под управлением Богдана Хмельницкого. Собственные впечатления он отразил в рукописи «Описание Украины» (1651 год).

Во второй половине 30-ых годов XVII века Гийом Л. де Боплан проводил топографическую съемку прилежащей территории и течения Днепра. В первый раз карты Днепра «Tractus Borysthenis» были опубликованы в первой половине 60-ых годов XVII века анонимно в Амстердаме на 3 страницах во 2-м томе латинского издания атласа голландского картографа Й. Блау (Blaeu) «Atlas Maior». Любой лист делится на две части; на шести частях нарисовано течение Днепра от Киева до Черного моря.

Первые два страницы имели масштаб 1:232000, третий — 1:463000.

Настоящая карта — нижнее течение Днепра, в те времена именовался Борисфен, (от Днепровских порогов до Черного моря).

О Боплане как мы знаем, что он лично не видел части территорий, представленных на его картах, например, ниже Хортицы.

В качестве соавтора Боплана по изготовлению карт Нижнего Днепра, начиная от Хортицы, выступил польский картограф Юзеф Наронович-Нароньский (1610-1678). Карта цветная и весьма красочная. На ней в верхней части изображены воинствующие казаки по бокам свитка с надписями заглавия карты.

В середине, на разделяющей границе двух частей — расположены свитки с условными обозначениями и масштабная линейка, между ними виньетка с домашними животными.

Гильом Левассер де Боплан. Описание Украины // Москва, 2004, стр.1-575.

В первой половине XVII века на работе у Польского короля Сигизмунда III Ваза (1587-1632) и его приемника Владислава IV (1632-1648) состоял географ военный и французский инженер Гильом Левассер де Боплан (Guillaume Levasseur de Beauplan), что около двадцати лет собственной жизни совершил на Украине. По большей части его работа заключалась в поиске подходящих мест для возведения упрочнений по всей территории Украины и их постройке.

За время собственного нахождения в том месте, он замечательно знакомится с политическими, публичными и бытовыми чертами страны и по возвращении к себе во Францию образовывает занимательнейшие записки о жизни крестьян и казаков, их нравах и обычаях, их жилищах, промыслах, которыми они занимались, методах ведения войны с неприятелем. Так же его руке принадлежат и подробнейшие карты Украины.

в течении нескольких столетий они считались самые полными и правильными, ими неоднократно пользовались сначала польские короли, а позднее все исследователи украинской истории. Данный труд французского инженера есть весьма увлекательным и чуть ли не единственным источником по украинской истории того времени. При начале восстания в южной Руси, предпринятого под руководством Богдана Хмельницого, Боплан оставляет польскую работу и возвращается на родину во Францию.

Свои работы Г.Л. де Боплан издал по возвращении в Руане, в первой половине 50-ых годов семнадцатого века. А второе издание вышло в том месте же в первой половине 60-ых годов семнадцатого века. В первый раз на русский язык книга была переведена Устряловым в первой половине 30-ых годов девятнадцатого века. В 1901 году в Киеве В.Г. Ляскоронский выпустил в свет монументальную работу “Гильом Левассер де Боплан и его историко-географические труды довольно южной России”. Затем многие исследователи обращались в собственных работах к анализу и цитированию произведения Боплана.

Но лишь в 2004 году коллективом авторов под руководством Российского госархива древних актов, Российской Национальной академии и академии наук наук Украины был издан, подготавливавшийся более десяти лет, один из самые полных, правильных и досконально снабженных комментариями, переводов “Описания Украины”.
Процитируем самые интересные фрагменты из его книги по этому изданию:

Описание УКРАИНЫ нескольких провинций королевства польского, простирающихся от пределов Московии до границ Трансильвании, и их обычаев, ведения войны и образа жизни. Сир де Боплан. В Руане, у Жака Каллуэ, при Королевском дворе, 1660.

“ Однако как раз из этого вышли те отважные люди, каковые на данный момент именуются запорожскими казаками и рассеяны с давних пор в разных местностях по Борисфену и в его окрестностях. Эти люди, каковые довольно часто, практически каждый год, предпринимают набеги на Понт Эвксинский и наносят большой ущерб туркам.

Они неоднократно грабили Крым, находящийся в собствености Татарии, опустошали Анатолию, разоряли Трапезунд и достигали кроме того устья Черного моря, в трех милях от Константинополя, откуда, предав все огню и мечу, возвращаются с громадной добычей и некоторым числом рабов, обыкновенно малых детей, которых оставляют у себя в качестве прислуги либо же дарят вельможам собственной страны. Пожилых людей они ни при каких обстоятельствах не забирают , разве что тогда, в то время, когда вычисляют их достаточно богатыми, дабы заплатить за себя выкуп.

Говоря об отваге казаков, совсем не лишним будет сообщить о том, каковы их занятия и нравы. Итак, вы определите, что среди этих людей видятся умелые по большому счету во всех нужных для жизни ремеслах: плотники, могущие строить как дома, так и суда, экипажные мастера, кузнецы, оружейники, кожевники, шорники, сапожники, бочары, портные и т.д. Они весьма искусны в приготовлении селитры, которая в изобилии имеется в этих краях, и делают отличный пушечный порох.

 Дамы занимаются пряжею шерсти и льна, из которых выделывают ткани и полотна для неспециализированного потребления. Все прекрасно могут возделывать почву, сеять, жать, печь хлеб, приготавливать мясо разных сортов, варить пиво, меды, брагу, курить водку и пр.
Нет ни одного человека между ними, к какому бы возрасту, полу либо состоянию он ни принадлежал, кто бы ни старался превзойти собственного товарища в гульбе и пьянстве. Нет среди христиан и таких, каковые бы в той же мере, как они, усвоили привычку не заботиться о завтрашнем дне.
Но, справедливости для, необходимо признать все они способны ко всякого рода занятиям, не смотря на то, что иные бывают более искусны, нежели другие, в тех либо иных ремеслах.
Они исповедуют греческую веру, именуя ее по-своему русской, свято почитают праздники и выполняют посты, длящиеся в течение восьми либо девяти месяцев в год и пребывающие в воздержании от потребления мяса. Они так упорны в соблюдении данной формальности, что убеждают себя, что спасение души зависит от различия пищи.

За то вместо, мне думается, вряд ли какой-либо народ в мире сравнялся бы с ними в способности выпивать, потому что не успевают они отрезвиться, как в тот же час же принимаются (как говорится) лечиться тем, от чего пострадали. Все это, но, происходит лишь в свободное время, но, в то время, когда они сражаются либо подготавливают какое-то дело, они очень трезвы, а грубость возможно подметить лишь в одежде.

Они остроумны и проницательны, смышлены и щедры без расчета, не стремятся к громадному достатку, но очень дорожат собственной свободой, без которой они не могли бы жить; как раз исходя из этого они столь склонны к восстаниям и бунтам против местных сеньоров, только лишь почувствуют притеснения со стороны последних. Так что редко проходит более 7-8 лет без того, дабы казаки не бунтовали и не восставали против них. Но, эти люди вероломные и коварные, предатели, которым возможно доверять, только прекрасно поразмыслив.
Они очень крепкого телосложения, легко переносят холод и зной, голод и жажду, неутомимы на войне, мужественны и смелы, а скорее безрассудны, потому что не дорожат собственной судьбой. Больше всего они выявляют стойкости и ловкости в бою в таборе под прикрытием возов (потому что они весьма метко стреляют из ружей, каковые составляют их простое оружие) и при обороне упрочнений; они недурны кроме этого и на море, но при езде верхом они не так искусны.

не забываю, мне произошло видеть, как всего 200 польских наездников обратили в бегство 2000 их наилучших солдат. Но правда да и то, что под прикрытием собственных таборов сотня казаков не побоится и тысячи поляков либо кроме того нескольких тысяч татар. Если бы они были так же доблестны в конных сражениях, как в пеших, то, думаю, были бы непобедимы.

Мало кто из них (казаков) умирает от заболевания, разве что в глубокой старости, большая часть гибнет почетной смертью, слагая головы на поле брани.
Шляхта среди них весьма немногочисленна, подражает польской, и, думается, стыдится того, что принадлежит к второй, не римской вере, в которую они переходят каждый день, не смотря на то, что вся знать и все те, кто носит имя князей, происходят из греческой (православной) веры.
Крестьяне в том месте весьма несчастны, поскольку вынуждены сомостоятельно отрабатывать три дня в неделю на собственных лошадях в пользу собственного сеньора и давать ему, сообразно размерам почвы, которую держат, определенное количество буассо зерна, множество каплунов, кур, цыплят и гусей к Пасхе, Рождеству и Троице; сверх того – возить дрова для потребностей собственного сеньора и отрабатывать тысячи вторых барщинных повинностей, каковые они не обязаны выполнять, не говоря уж о деньгах, требуемых с них сеньорами, и десятины от баранов, поросят, меда, всех плодов и одного из терх волов через каждые три года.
Но и это еще не самое серьёзное, потому, что их сеньоры пользуются бесконечной властью не только над их имуществом, вместе с тем и над их судьбой;
Вот как они выбирают собственного атамана. По окончании того как соберутся все старые казаки и старые полковники, каковые пользуются доверием в казачей среде, любой подает голос в пользу того, кого думает наиболее способным, и взявший большая часть голосов считается назначенным.

В случае если то, кто выбран, добровольно не принимает обязанность, ссылаясь на собственную посредственность либо неспособность, недочёт опытности либо старость, это ему никак не оказывает помощь, ему отвечают лишь только, что он вправду не заслуживает таковой чести, и, не мешкая, в тот же час же убивают его… Потом, в случае если избранный какза принимает должность атамана, то благодарит собрание за оказанную ему честь, и что не смотря на то, что он недостоин и неспособен к выполнению таковой обязанности, однако, он празднично заверяет, что попытается прилежанием и своими трудами стать хорошим чести помогать им – и всем совместно и каждому в отдельности и что он неизменно готов положить жизнь за собственных братьев (так они именуют друг друга). При этих словах любой хлопает в ладоши ему, крича “Слава!

Слава!” После этого все, друг за другом, с поклоном подходят к нему, любой сообразно собственному рангу, а атаман пожимает им руки, что образовывает у них простой метод приветствия. Вот как выбирают казаки собственного атамана, что часто случается у них среди Дикого поля. Они ему безоговорочно повинуются, данный атаман на их языке именуется гетман; власть его неограниченна, он в праве рубить головы и сажать на кол всех провинившихся.

Они (гетманы) весьма строги, но ничего не предпринимают без армейского совета, именуемого Радой.
Выполняя пообещанное , скажем пара слов о выполняемых ими обычаях, в частности о некоторых свадебных, и о том, как они время от времени действуют в амурных отношениях, что многим несомненно покажется новым и немыслимым.
Итак, в противоположность общепринятым у всех народов обычаям, тут возможно заметить, как девушки сами заботятся за парнями, каковые им понравились. Благодаря предрассудка, распространенного и прочно укоренившегося среди них, они ни при каких обстоятельствах не испытывают неудачи и более уверены в успехе, нежели мужчины, в случае если время от времени выбор исходит с их стороны. Вот как они действуют.

Влюбленная женщина приходит в дом своих родителей молодого человека (которого она обожает) в такое время, в то время, когда она рассчитывает застать дома отца, мать и скоего покорного слугу. Входя в помещение, говорит: “Помогай Всевышний”, что свидетельствует “Да благославит вас Господь”, другими словами простое приветствие, которое произносят, вступая под кров их домов, после этого сев, хвалит того, кто ранил ее сердце, обращаясь к нему с этими словами: “Иван, Федор, Дмитрий, Войтек, Митика” и т.д.

Словом, именует его одним из упомянутых выше имен, каковые самый распространены. “Я увидела в твоем лице определенное кротость, говорящее, что ты сможешь прекрасно опекать и обожать собственную жену, твоя добродетель дает мне предлог сохранять надежду, что ты будешь хорошим господарем. Эти твои хорошие качества побуждают меня покорно просить тебя забрать меня в жены”. Сообщив это, она повторяет то же матери и отцу, покорно прося согласиться на брак.

Получив отказ либо какую-нибудь отговорку, что он через чур молод и не готов еще к женитьбе, она им отвечает, что никуда не уйдет из дому, пока брак не будет заключен, , пока он любимый и она живы. По окончании того, как эти слова сказаны, а женщина настаивает на своем и настойчиво отказывается покинуть дом, пока она не возьмёт то, чего домогается, через пара недель мать и отец не только вынуждены согласиться, но и убеждают сына взглянуть на нее благосклонно, другими словами как на девушку, которая будет его женой.

Равным образом, юный человек, видя, как женщина упорствует в собственном жажде, начинает при таких условиях наблюдать на нее как на ту, которая будет однажды госпожой его жажд, и исходя из этого упорно требует у матери и отца позволения полюбить эту девушку. Вот так влюбленные девушки в этом государстве смогут в маленькое время достигнуть цели, вынуждая отца и своей настойчивостью, и мать, и собственных избранников выполнить то, что они хотят… Обычай, о котором я говорю, соблюдается лишь между людьми однообразного имущественного состояния.

источник: фамильный проект Петриченко http://www.petrichenko.info/istoriya/boplan

  • Фильмы по романам Генрика Сенкевича и прототипы его храбрецов — французский инженер Боплан одна из самых колоритных фигур в фильме «Пан Володыевский»

Гийом Левассёр де Боплан о Украине. Лекція Старого Дикобраза. Історія України.


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: