Полуне пли!: естьли налуне вода икак еенайти?

      Комментарии к записи Полуне пли!: естьли налуне вода икак еенайти? отключены

Полуне пли!: естьли налуне вода икак еенайти?

    Инженеры компании Northrop Grumman в Редондо-Бич, штат Калифорния, спускают космический корабль LCROSS в вакуумную камеру, где имитируются условия космического полета. В будущем данный корабль разобьют о лунную поверхность, делая программу поисков на Луне замерзшей воды Удар по луне Бомбардировщик на подлете: Поиск замерзшей воды на лунной поверхности будет вести небольшой шестигранный космический корабль, закрепленный на безлюдном топливном баке весом приблизительно 2 т. Данный бак, а правильнее, разгонный блок ракеты-носителя Atlas V, имеет собственный собственное имя — Centaur.
    Космический корабль выведет эту ступень на очень сильно вытянутую околоземную орбиту, а позже будет неспешно поменять ее параметры, пока это не приведет к столкновению с Луной. Вся процедура по окончании запуска обязана занять от 90 до 120 дней.
    Разделение аппаратов перед атакой Корабль отстыкуется от ракеты-носителя и направит ее соплом вперед в сторону одного из кратеров на лунном полюсе, сам же совершит торможение, а через четыре 60 секунд выйдет на ту же траекторию, что и отправленный вперед «камикадзе». Светочувствительные устройства на корабле окажут помощь экспертам NASA определить кое-какие подробности о химическом составе лунной поверхности по спектру вспышки, которая случится при ударе.
    Полет через ураган При ударе Centaur выбьет в лунной поверхности воронку глубиной 5 м и выкинет фонтан породы высотой 10 км. Корабль обязан пролететь через данный фонтан, ведя наблюдение при помощи инфракрасных спектрометров и видеокамер. Это разрешит определить, имеется ли в выкинутых в космос породах вода, а вдруг имеется, то какое количество.
    Корабль будет передавать результаты наблюдений на Землю, пока не врежется в лунную поверхность. Ученые возьмут результаты через пара мин. по окончании первого удара.

Все астрологи ненавидят Луну. Это непомерно броское небесное тело ослепляет телескопы — совершенно верно так же, как низкое солнце слепит водителей. На Луне нет атмосферы, а все геологические процессы в далеком прошлом стихли.

Возможно, по данной причине кроме того спустя десятилетия по окончании того, как по Луне прошлись Нил Армстронг и Базз Олдрин, карты Марса более подробны, чем карты отечественной ближайшей соседки.

Но сейчас NASA испытывает потребность в новой информации. К 2020 году на лунную поверхность должны возвратиться космонавты, и это будет первым шагом в организации в том месте стационарного форпоста. Лунная база имела возможность бы стать совершенным местом для развертывания таких производств, в которых желательны малые уровни гравитации. Тут возможно кроме этого добывать гелий-3 для обеспечения ядерных реакторов будущего.

Помимо этого, NASA разглядывает Луну как совершенную сборочную и стартовую площадку для планируемых в будущем экспедиций на Марс.

Во всех этих грандиозных замыслах вода играется важную роль, потому, что ее возможно разлагать на кислород для лунных поселений и водород для ракетного горючего. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века беспилотный зонд Prospector отыскал показатели водорода в кратерах рядом от лунных полюсов. Правда, пока еще никто не уверен, что водород в этом случае есть свидетельством наличия замерзшей воды, которая имела возможность бы попасть на Луну с метеорами и кометами.

Первый решительный ход, идеальный NASA на пути к созданию лунной базы, — это Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), спутник, специально предназначенный для подробнейшего картографирования лунных ландшафтов. В январе 2006 года по окончании нескольких лет работы разработчики проекта LRO решили для запуска собственного аппарата применять более замечательный носитель, Atlas V, что разрешило расширить нужную загрузку на целую тонну.

Агентство выступило с обращением к своим десяти исследовательским центрам — как бы вы внесли предложение применять эти дополнительные возможности? Ответ должно быть принято до октября 2008 года, в то время, когда будет открыто первое «окно» для вероятного запуска LRO.

Розыгрыш льготного билета

Дэн Эндрюс, уроженец Кремниевой равнины, трудящийся в NASA уже 21 год, первым оперативно отреагировал на призыв собственного агентства. Вместе с несколькими инженерами из исследовательского центра NASA им. Эймса он организовал команду «светло синий лед» (Blue Ice).

В ветхих военно-морских казармах был задуман проект проведения взрывного зондирования приполярных кратеров в отыскивании воды.

На кон было поставлено больше, чем легко выяснение, существует ли на Луне замерзшая вода. «Это для нас шанс возвратиться в громадную игру», — говорит Эндрюс. Стареющие аэродинамические трубы центра им. Эймса и покрашенные военно-морской шаровой краской строения в Кремниевой равнине, когда-то колыбель космических изучений, — все это на данный момент пребывает в тени, отброшенной новыми местными гигантами Гугл и eBay.

NASA уже урезало программы этого филиала и угрожает ему полным закрытием. В таковой ситуации перед исследовательским центром забрезжила надежда — показался шанс совершить реструкуризацию и выступить в роли компании, талантливой оперативно воплощать малобюджетные космические проекты.

Эндрюс не обладал средствами для дорогостоящего посадочного модуля, что на Луне занялся бы действительно поиском воды. Наряду с этим направляться иметь в виду, что условия в зоне всегда затемненных полярных кратеров, где установились температуры около -160°С, убийственны практически для любой конструкции лунохода. Но команда «светло синий лед» совместно со собственными партнерами из Northrop Grumman выступила с наглым предложением — наизнанку кусочек лунной поверхности.

Примитивный донельзя космический корабль, что уже стал называться Lunar Crater Observation and Sensing Satellite (LCROSS), обязан поместиться прямо на вершину ракеты Atlas под аппаратом LRO. По окончании запуска, в то время, когда LRO нормально отправится в сторону Луны, LCROSS останется пристегнутым к отработанному разгонному блоку Centaur ракеты Atlas.

Посредством гравитационного поля Луны LCROSS будет сейчас руководить перемещением блока Centaur и приведет его на вытянутую околоземную орбиту, разрешающую устроить падение на один из лунных полюсов. Как говорит Эндрюс, «вся эта выдумка напоминает буксировку автобуса силами микролитражки». За девять часов до столкновения, в 40 000 км от лунной поверхности LCROSS обязан отделиться от блока.

Двухтонный Centaur врежется в затемненный кратер со скоростью, в два раза превышающей скорость винтовочной пули, и поднимет на высоту 10 км фонтан взрытой породы. Четыре 60 секунд спустя к этому фонтану приблизится LCROSS, вооруженный разнообразными измерительными устройствами. Перед тем как совершенно верно так же врезаться в лунную поверхность, он обязан успеть совершить химический анализ пролетающей мимо него породы на предмет наличия в том месте воды и передать результаты измерений на Землю.

Через три месяца по окончании того, как NASA заявило о собственном предложении, LCROSS победил в конкурсе 18 вторых проектов, выдвинутых такими ведущими научными центрами, как Лаборатория реактивного перемещения (JPL) и Центр космических полетов Годдарда. Сейчас инженерам «Голубого льда» остается лишь собрать данный первый в собственном роде космический аппарат.

Для этого им отведено мало времени (всего 30 месяцев) и выделена более чем скромная сумма ($79 млн). «Что бы сейчас ни произошло, — язвит Марвин Кристенсен, выполняющий в Центре им. Эймса функции директора, — но произойти оно должно с фантастической (по меркам NASA) скоростью».

Ценовой барьер

Эндрюс и его команда знают, что им некогда доводить проект до совершенства — хватит, если он просто сработает. По классификации NASA LCROSS заявлен темой «класса D», другими словами работой с средним и низким уровнем «приоритета или большим уровнем возможности, что задание не будет удачно выполнено».

Говоря попросту, агентство решило самую малость поиграть в азартные игры, другими словами Эндрюс со своей командой взяли право запустить собственный аппарат, не снабжая его всеми принятыми тут резервными совокупностями и не доведя до конца простую схему опробований. «Все другое доделаем по окончании того, как врежемся в Луну, — шутит Скотт Горовиц, бывший космонавт, что впредь до прошлого года руководил исследовательским отделом NASA и собственноручно дал проекту LCROSS «зеленую улицу». — Дабы всецело обеспечивать успех, цену проекта было нужно бы утроить. Но так как лучше за такие деньги выполнить целых три запуска, а также в случае если один из них окажется неудачным, мы все равно останемся в выигрыше».

Независимая разработка «с нуля» всего «железа» угрожала сразу же вывести проект за рамки бюджета, так что создатели аппарата LCROSS старались как-то объединить в нем уже существующие компоненты. Внутренний топливный бак космического корабля — это подробность, оставшаяся от разработки одного из спутников связи. Вся аппаратура управления легко скопирована с LRO.

Несущая конструкция, алюминиевая муфта, больше всего похожая на канализационный коллектор с шестью горловинами, позаимствована из хозяйства ВВС Соеденненых Штатов — когда-то ее создали чтобы одной ракетой-носителем выводить на орбиту пара спутников.

У инженеров «Голубого льда» из данной железки оказался хороший корпус космического корабля, а его шесть люков именно подошли для размещения оборудования — солнечных батарей, аккумуляторов и приборов. Команда LCROSS уже заразила своим энтузиазмом сотрудников из компании Northrop. «Я именую это стилем «Франкенсат» (другими словами спутники по принципу Франкенштейна), — говорит Стивен Хиксон, вице-президент отдела передовых стратегий. — Ну, не то дабы уж прямо закупать все подробности в хозмагах типа Home Depot, но что-то в этом духе».

На приборную начинку в большинстве случаев уходит 10−15% бюджета, выделяемого на постройку корабля. В проекте LCROSS на это ушло приблизительно 3%, другими словами всего $2 млн. В то время, когда научный руководитель проекта Энтони Колаприт обратился за электронными комплектующими к большим космическим фирмам, они, заметив предложенный бюджет, его на хохот.

Было нужно обратиться к маленьким частным компаниям. Так, спектрометр ближнего инфракрасного диапазона приобрели в компании, которая создаёт их для своевременного контроля крепости пива на пивоваренных фабриках. Специалистам агентства, настаивавшим на анодировании алюминиевых боксов, Энтони ответил, что не откажется сэкономить кроме того эту тысячу баксов.

Последние мгновения судьбы спутника будут отслеживать наземные телескопы, LRO и космический телескоп Hubble. Столкновение должны заметить и астрологи-любители из западной части США с их достаточно скромными телескопами. Эндрюс с сотрудниками будут смотреть за полетом собственного аппарата из центра управления полетами в Эймсовском центре, сидя за простыми столами, уставленными персональными компьютерами.

Создатели этого аппарата сами обрекают его на смерть в трагедии, и однако все они выполнены боевого духа. «Грядущее вдохновляет, — говорит Эндрюс. — Все мы покинем на Луне частичку себя».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№72, октябрь 2008).

БОЛЬШОЙ ОБМАН. АМЕРИКАНЦЫ НА ЛУНЕ


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: