Потусторону слов: эмоции

      Комментарии к записи Потусторону слов: эмоции отключены

Потусторону слов: эмоции

    Многим читателям понятия «невербалика» и «теория лжи» привычны по одноименному в русском переводе сериалу (в оригинале Lie to Me), что пара лет шел по Первому каналу. прообразом и Консультантом главного храбреца сериала стал доктор наук Пол Экман, главный теоретик «невербалики» Artanatomy — программа, созданная художницей Викторией Контрерас Флорес для обучения портретистов и аниматоров. Программа разрешает эмулировать выражения лица с учетом трудящихся сейчас мышц. Программой деятельно пользуются и психологи

Дабы проиллюстрировать, что общение — это не только слова, мы приведем широко известный пример: разговор по телефону. Как чаще случается не осознавать друг друга при неосуществимости наблюдать на собеседника! Казалось бы, все слова сообщены, все проговорено не по одному разу — но опять и опять чего-то не достаточно.

Нам думается: внезапно человек по ту сторону телефонной линии только делает вид, что важен, а в действительности чуть сдерживает хохот, зевает от скуки либо еще что-нибудь в таком роде?

Еще хуже дело обстоит с общением по переписке, в то время, когда мы не только не видим собеседника, но кроме того не слышим интонаций его голоса. Обстановку частично выручают смайлики, неизменный атрибут сетевого эпистолярного жанра, но и они грубо говоря не то. Нет ничего, что заменит возможности видеть человека, слышать его, а при необходимости дотронуться и убедиться, что он настоящий.

Существует наука, занимающаяся невербальными компонентами коммуникации, имеется и прикладные наработки, которыми может воспользоваться кто угодно. А некоторым людям свойство видеть, что находится по ту сторону слов, дана от природы.

Научная невербалика

Именуется упомянутая наука паралингвистикой, она появилась на рубеже 1940−1950-х годов в Соединенных Штатах. Предмет ее интереса на данный момент — комплекс явлений, воображающих собой часть людской коммуникации, но невербализуемых. Пускай вас не пугает вызывающая большие сомнения приставка «пара-: в этом случае она обозначает «около, рядом», другими словами, по сути, мы исследуем явления, находящиеся близко к лингвистике, но не входящие в сферу ее изучения.

Еще в 1930-х коммунистический лингвист Николай Юшманов начал изучения разных звуковых средств, обогащающих обращение, но не передающихся (либо передающихся только примерно) посредством фонем языка. Он назвал эту область «экстранормальной фонетикой». К ней относятся всевозможные хмыканья, покашливания, присвистывания, звукоподражания и междометия, и хохот.

На первый взгляд оно думается несерьезным, но в действительности все это код, несущий не меньше информации, чем фактически язык: мы куда чаще используем «неа» (которое в действительности что-то наподобие «м-м»), «угу» и «ага» вместо «да» инет», мы произносим что-то похожее на «хм-м-м», в то время, когда желаем сказать, что нам необходимо время поразмыслить, а в смешки, всевозможные «ха-ха», «хе-хе» и «хи-хи» возможно положить пропасть смыслов, равно как и в междометия наподобие «о-о», «у-у», «ы-ы».

Второе направление, которым занимается паралингвистика, — это фонационные изюминки речи — то, как как раз люди произносят слова. К средствам данной категории относятся интонация, тембр, громкость, внятность и скорость произношения, голосовые выговоры отдельных слов и т. п. Одну и ту же фразу возможно сказать так, что она будет иметь противоположные значения.

Еще одна дисциплина (кто-то из исследователей относит ее к паралингвистике, кто-то выносит в отдельную науку) именуется «кинесикой». Она занимается изучением жестикуляции, поз и телодвижений, сопровождающих коммуникацию, и мимики, передающей эмоции. О жестах, выражениях и позах лица будет отдельный рассказ, эти части коммуникационного процесса способны показывать информации чуть ли не больше, чем фактически слова.

Направление, изученное существенно хуже, — это проксемика, занимающаяся временем и пространством в контексте знаковых совокупностей. Термин ввел американский антрополог Эдуард Холл, он же начал исследования в этом направлении. Те либо иные дистанции между людьми в разных контекстах смогут восприниматься по-различному; в соответствии с Холлу, возможно выделить четыре главные расстояния: интимную (0 — 0,5 м), личностную (0,5 — 1,2 м), социальную (1,2 — 3,65 м) и публичную (более 3,65 м).

Возможно нормально относиться к тому, что друзья и родные на протяжении общения подходят близко, время от времени близко, но в случае если чужой человек будет нависать над вами и рукоплескать по плечам, это, вероятнее, приведёт к неприятию, чувство угрозы; посторонних комфортнее принимать с дистанции в несколько метров — но представьте, в случае если любимый человек начнёт держаться от вас на расстоянии!

А по большому счету передавать данные без слов возможно различными методами: одеждой, украшениями, макияжем (к примеру, возможно отыскать в памяти понятия «дресс-встреча» и «код без галстуков»); запахами (в европейских культурах обонянию уделяется очень мало внимания, но на востоке запах — весьма значимая часть восприятия собеседника); зрительными контактами и движениями глаз («выдержать чей-то взор», либо «отвести глаза», либо «стрелять глазками»), помимо этого, у различных народов существуют сложные ритуалы, к примеру, совместного приема пищи либо встречи по окончании продолжительного расставания, в классическую часть которых в большинстве случаев вплетается множество косвенной, несловесной информации.

Для чего вы меня обманываете?

Все средства невербальной коммуникации по происхождению делятся на две категории: культурно обусловленные и биологические. В случае если первые, в большинстве случаев, совершаются осознанно либо полуосознанно, то вторые, уходящие корнями в глубину эволюции Homo sapiens, не осознаются и слабо поддаются контролю. Желаем мы того либо нет, но в случае если имеется стимул — мы радуемся, смеемся, плачем, краснеем либо отдергиваем руку от чего-то страшного или неприятного.

Случается, эти неконтролируемые действия входят в несоответствие с тем, что мы говорим словами, — и выдают нас с головой. Другой соврет — и давай бегать глазами по стенкам, либо говорит, что ему весьма интересно, а сам чуть не зевает. И это видят все окружающие. А кроме того если не видят, то ощущают фальшь, несоответствие.

Такое несоответствие поведения словам психологи именуют «неконгруэнтностью».

С необходимостью прятать неправда непременно сталкиваются все. В большинстве случаев это происходит в раннем детстве, и кое-какие потом изрядно преуспевают в этом навыке. До поры единственным средством, на которое приходилось надеяться при общении с обманщиками, была личная природная проницательность, пока в один раз американский психолог Пол Экман не взялся за это явление научной хваткой и не создал «теорию лжи».

По определению Экмана, неправда — это намеренное ответ ввести в заблуждение человека, которому направлена информация, без предупреждения о собственном намерении сделать это. Ко мне относится не только сообщение заведомо недостоверных сведений, но и умалчивание, полуправда, разные применяемые в беседе хитрости а также истина, поданная под видом неправды, — всё это значит «ввести в заблуждение».

Имеется целая совокупность трансформаций в поведении, выдающих неискренность человека. Еще больше о человеке говорят проявляемые чувства — их тяжело натуралистично подделать, неестественный хохот постоянно звучит и выглядит чуть по-второму, чем искренний, настоящий. Выдают человека и микровыражения его лица. Микровыражениями именуются мимические перемещения, скоро подавляемые (они продолжаются не продолжительнее четверти секунды), соответствующие чувствам, испытываемым в действительности.

Большая часть людей не обращают на них внимания, а напрасно.

Это похоже на то, как трудится детектор лжи, но и тут не хватает мочь фиксировать изменения и малейшие несоответствия эмоций в поведении. Нужно осознавать, как верно трактовать взятую данные, а это отнюдь не просто. В большинстве случаев не редкость как: мы подозреваем человека в чем-то, позже видим подтверждение его неискренности (к примеру, он начал волноваться) и думаем: «ага! попался!» — а в это же время обстоятельством для его беспокойства могло быть что угодно, и ваше внимание а также.

Но, этому возможно обучиться, — к примеру, по книгам Пола Экмана, каковые выходили на русском.

Язык телодвижений

Те невербальные элементы коммуникации, каковые заложены в людскую природу, обычно не только воспроизводятся нечайно, но и воспринимаются собеседником неосознанно. Этим в полной мере возможно пользоваться; искренние чувства подделать тяжело, позы и жесты — куда несложнее. Основное знать, что и какую данные несет.

Изучение языка телодвижений связано с именем австралийца Алана Пиза. В отличие от Пола Экмана, Алан не ученый в отвлечённом смысле этого слова — он именно из тех, кого природа наделила способностью и наблюдательностью разбирать замеченное. Алан с детства трудился — сперва коммивояжером, позже страховым агентом — в таких неблагодарных областях, где ты или гений коммуникации, или тебя гонят взашей от каждой двери.

Как раз ему в собственности узнаваемая фраза: «У вас ни при каких обстоятельствах не будет второго шанса произвести первое чувство». Алан Пиз в совершенстве постиг мастерство располагать к себе людей, применяя язык телодвижений, а позже написал об этом книгу и стал миллионером. Он больше не торгует вразнос, сейчас он ездит по различным государствам с лекциями и консультирует наибольшие корпорации.

Итак, что же это за позы, движения и жесты, и что за данные люди передают друг другу с их помощью? Весьма интересно понаблюдать за собой и за окружающими, обращая внимание на несловесные, довольно часто неосознаваемые сообщения, показываемые собеседникам либо обществу по большому счету.

Большинство их происходит из доисторического прошлого Homo sapiens, а потому обозначают они действительно первобытные проявления людской натуры: рвение господствовать, различные формы агрессии или, напротив, пассивность, готовность подчиняться, потребность в защите. Отдельный громадный пласт воображают всевозможные символы внимания к сексуально привлекательным субъектам противоположного пола.

Человека, властного от природы или ощущающего себя хозяином обстановки, возможно определить по манере закладывать руки за пояснице, прислоняться плечом либо рукой к стенке, как бы обозначая претензии на территорию; садясь, таковой человек с возможностью оседлает стул, поставив его спинкой вперед, или закинет ноги на стол либо еще куда-нибудь — он чувствует себя свободно в пространстве, которое вычисляет своим. Наоборот, субъект робкий, готовый идти на уступки, делается как словно бы меньше ростом, сутулясь, — старается «не высовываться».

В случае если человек переживает, то часто он грызет ногти, либо ручку, либо еще что-нибудь, что подвернется, или легко то и дело тянет пальцы в рот. Разные прикосновения к лицу означают, что человек или говорит, или слышит неправда; самоё непосредственное проявление этого жеста — рука, закрывающая рот либо лицо. Но в случае если человек держится за подбородок, это значит, что на данный момент он, вероятнее, принимает какое-то ответ.

Скрещенные на груди руки либо нога, закинутая за ногу, — это символ, что человек чего-то опасается либо не согласен с тем, что слышит; по большому счету перекрещенные конечности — это барьер, попытка отгородиться от соперника. В случае если руки на поясе — значит, человек не просто не согласен, но и готов дать отпор. Об этом же свидетельствует и низкий наклон головы, взор исподлобья.

В противоположность этому человек, руки которого не перекрещены и никуда не уперты, а солидную часть времени обращены ладонями к собеседнику, благорасположен либо пробует казаться таковым. Это лишь главные, самый общеизвестные жесты и позы, за исчерпывающим перечислением возможно обратиться к книге Алана Пиза «Язык телодвижений».

В завершение материала необходимо осуществить оговорку: не нужно принимать раздельно забранные жесты как стопроцентную истину. В случае если человек положил ногу на ногу, это может означать, что он с вами не согласен, но в равной степени может оказаться, что у него мерзнут ноги либо он желает в туалет; если он то и дело трогает себя за шнобель — в полной мере быть может, что у него, скажем, насморк. Жесты-позы и знаки-символы проявляются комплексно: чем больше подтверждений вы заметили, тем вернее ваша предположение.

Ну и наконец, постоянно следует делать поправку на контекст, в котором проходит общение.

Перечень двигательных дескрипторов и единиц

0: лицо не высказывает ничего.

1−46 (не считая 40): задействованные двигательные единицы (любая цифра — это отдельная лицевая мышца либо несколько мышц).

51−60 и 83: перемещения головы (повороты, наклоны, кивки).

61−69: перемещения глаз.

70−74: коды видимости (говорят о том, что какая-то часть лица не видна).

40, 50, 80−82, 84−85, 91−92, 97−98: коды неспециализированного поведения (дрожь, пожатие плечами, глотание и др.).

Буквы A-E: степень интенсивности двигательной единицы.

Буквы B, U, L, R: симметричность / несимметричность перемещения.

Первоначально выражения кодировались вручную, но сейчас существуют компьютерные программы, разрешающие как считывать, так и воспроизводить фактически любое вероятное сочетание двигательных единиц.

Флирт как кодовая совокупность

Это сейчас под словосочетанием «строить глазки» знают лишь умение посматривать на объект собственного интереса соблазнительно и таинственно, а вот в целомудренном XIX веке это была целая кодовая совокупность, благодаря которой влюбленные имели возможность незаметно для окружающих обмениваться сообщениями.

Подмигивания различными глазами, в различной последовательности и с различной длительностью, прикосновения пальцами к столетиям и другие как бы естественные действия имели возможность означать «Я тебя (не) обожаю», «С опаской, на нас наблюдают», «Я замужем» и другое.

Совокупность кодирования лицевых перемещений

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века доктор наук Пол Экман и его сотрудник Уоллес Фризен создали совокупность FACS, разрешающую кодировать, другими словами записывать в виде буквенно-цифровых последовательностей, каждые выражения людской лица, соответствующие всевозможным чувствам (всего до 7000 вариантов).

Избранные коды мышц лица по Экману

(1,?2) — лобная мышца

(4) — мышца гордецов

(6,?7,?22−24) — круговая мышца глаза

(8) — круговая мышца рта

(9,?10) — квадратная мышца верхней губы

(11) — малая скуловая мышца

(12) — громадная скуловая мышца

(13) — мышца, поднимающая угол рта

(14) — щечная мышца

(15) — мышца, опускающая угол рта

(17) — подбородочная мышца

(38,?39) — носовая мышца

Примеры кодировки чувств:

искренняя ухмылка («ухмылка Дюшена»): 6+12

неискренняя («американская») ухмылка: 12

брезгливость: 9

ужас: 1+2+4+5+20+26

презрение: R12A+R14A

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№113, март 2012).

Татьяна Черниговская — Цикл Покажем зеркало природе


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: