РАСПОРЯЖЕНИЕ
Правительство России
25 августа 2006 г.
N 1188-р
(НТЦС)
- Одобрить прилагаемую Программу координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в РФ.
- Министерства образования России:
- обеспечить совместно с заинтересованными федеральными органами аккуратной власти и организациями реализацию Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в РФ;
- воображать каждый год, начиная с 2007 года, во II квартале доклад в Правительство РФ о результатах и ходе реализации указанной Программы.
Примьер-министр РФ М.ФРАДКОВ
25 августа 2006 г.
N 1188-р
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
РФ
от 25 августа 2006 года
N 1188-р
ПРОГРАММА
КООРДИНАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
И НАНОМАТЕРИАЛОВ В РФ
I. Введение
Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в РФ (потом – Программа) создана в соответствии с ответом Правительства РФ и направлена на реализацию новых подходов к преобразованию русском индустрии.
Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов призвано обеспечить реализацию стратегических приоритетов РФ, изложенных в Базах политики РФ в области технологий и развития науки на период до 2010 года и предстоящую возможность.
II. Главное принципы и назначение Программы
Главное назначение Программы – достижение целей, определенных Концепцией развития в РФ работ в области нанотехнологий на период до 2010 года.
Программа является комплексом мер, направленных на обеспечение координации работ по развитию и созданию научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в РФ, и на объединение упрочнений федеральных органов аккуратной власти и организаций в интересах ускоренного формирования наноиндустрии в РФ, и есть наиболее значимым организационным инструментом реализации указанной Концепции.
Ключевыми принципами Программы являются:
- системный подход к ответу задач развития наноиндустрии, включающий межотраслевую координацию работ федеральных органов аккуратной власти и организаций по реализации проектов и программ в данной области;
- коллегиальность принятия ответов, которые связаны с реализацией Программы, и широкое применение свободной и межведомственной экспертизы в этих целях;
- направление большой части средств, выделяемых из бюджета и бюджетов субъектов РФ, и средств внебюджетных источников на решение приоритетных задач в области развития наноиндустрии и создание совокупности контроля эффективности их расходования;
- межведомственная открытость для дискуссии результатов и эффективных механизмов организации работ.
Состав участников Программы формируется из федеральных органов аккуратной власти, научных организаций, субъектов инновационной совокупности, частных организаций наукоемких высокотехнологичных других организаций и отраслей экономики.
Участники Программы самостоятельно реализуют исследовательские, образовательные, инфраструктурные либо производственные проекты в области наноиндустрии, и согласовывают механизм обмена информацией о собственной деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы есть поддержание и достижение паритета с развитыми государствами мира в приоритетных направлениях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, создании экологически адаптированных современных промышленных производств, здравоохранении, производстве продуктов питания, уровне и качестве судьбы населения, а также в обеспечении безопасности и необходимого уровня обороноспособности РФ за счет повышения координации и результативности работ в области нанотехнологий и наноматериалов.
Главными задачами Программы являются:
- развитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, снабжающее расширение присутствия и повышение конкурентоспособности РФ в мире наукоемкой высокотехнологичной продукции;
- увеличение эффективности применения бюджетных и внебюджетных средств за счет согласованных действий участников Программы в области нанотехнологий и наноматериалов;
- понижение уровня угроз терактов, других факторов и техногенных катастроф негативных внешних действий методом широкого внедрения особой наносистемной техники;
- совершенствование оружия, военной и особой техники на базе применения достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;
- профилактика, лечение и диагностика болезней методом внедрения в сферу здравоохранения способов, лекарственных средств и медицинской техники, взятых в следствии применения достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;
- увеличение уровня экологической безопасности и улучшение среды обитания за счет применения наносистемной техники для защиты и мониторинга окружающей среды.
С целью достижения цели Программы предусматриваются:
- определение приоритетных направлений развития нанотехнологий и наноматериалов, ресурсного обеспечения форм межведомственного сотрудничества;
- учет, оптимизация и планирование расходуемых бюджетных средств в области нанотехнологий и наноматериалов;
- формирование национальной нанотехнологической сети;
- распределение компетенции по вопросам разработок и проведения исследований в области нанотехнологий и наноматериалов, распространение взятых результатов в отраслях экономики и стимулирование спроса на продукцию наноиндустрии;
- совершенствование и координация процедур трансфера нанотехнологий и наноматериалов;
- совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности при вовлечении ее в хозяйственный оборот.
Главными направлениями координации работ в рамках Программы являются:
- совершенствование и создание исследовательской и инновационной инфраструктуры по формированию работ в области нанотехнологий и наноматериалов;
- крупномасштабное развитие фундаментальных изучений по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в области нанотехнологий и наноматериалов, и долговременная национальная
помощь прикладных изучений, нацеленных на коммерциализацию разработок;
- развитие международного взаимовыгодного сотрудничества в области наноиндустрии;
- подготовка, закрепление и привлечение кадров (в первую очередь молодых экспертов) для применения в разных сферах деятельности в области нанотехнологий и наноматериалов, и увеличение их квалификации.
IV. Направления развития нанотехнологий и наноматериалов и мероприятия Программы
Перспективными направлениями развития нанотехнологий и наноматериалов являются:
- создание научно-технологической и метрологической базы наноиндустрии;
- разработка наноинженерии и наносистемной техники;
- создание функциональных и конструкционных наноматериалов;
- разработка нанобиотехнологии;
- переподготовки и осуществление подготовки кадров для наноиндустрии.
Для реализации Программы утверждается замысел мероприятий, включающий следующие направления работ:
- организация научного прогноза в области нанотехнологий и наноматериалов, определение места РФ в мире продукции наноиндустрии;
- определение и компетенции участников и согласование приоритетов Программы, а также по формированию инфраструктуры наноиндустрии;
- согласование тематики научно-исследовательских и умело-конструкторских работ, по которой участниками Программы планируется исполнение либо размещение заказа;
- информирование участников Программы о направлениях, результатах и партнёрах международного научного сотрудничества в области нанотехнологий и наноматериалов;
- обмен результатами научно-исследовательских и умело-деятельности и конструкторских работ в сфере коммерциализации разработок наноиндустрии, обеспечение трансфера созданных разработок в индустрию, а также для национальной безопасности и обеспечения обороноспособности РФ;
- опись научного, технического, технологического и производственного потенциала РФ в области нанотехнологий и наноматериалов;
- определение индикаторов и показателей Программы.
Замысел действий по стимулированию наноиндустрии в РФ представлен в приложении.
V. Совокупность управления реализацией Программы
Начальником Программы есть науки и Министр образования РФ.
Координатором Программы есть Минобразования РФ.
Управление реализацией Программы производится на базе соглашений координатора Программы с каждым из ее участников.
Для реализации Программы координатор Программы:
- разрабатывает и принимает в пределах собственных полномочий, а также совместно с иными участниками Программы, нормативные акты, нужные для реализации Программы;
- планирует экспертные испытания исполнения отдельных мероприятий участниками Программы;
- воображает участникам Программы в соответствии с двусторонними соглашениями статистическую, справочную и аналитическую данные о исполнении мероприятий Программы;
- дает заключение по предложениям основных распорядителей бюджетных средств – участников Программы, связанным с вопросами повышения финансирования мероприятий Программы;
- готовит ежегодный доклад Правительству РФ о результатах и ходе реализации Программы.
Координационно-коллегиальным органом есть Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов.
В его состав входят представители основных распорядителей бюджетных средств – участников Программы, ученые, и представители больших бизнес-сообществ, заинтересованные в развитии русском наноиндустрии.
Технический координатор Программы – Федеральное агентство по инновациям и науке – делает следующие функции:
- организация сотрудничества участников Программы с головной научной головными организациями и организацией Программы отраслей, установленными в настоящем разделе;
- организация внедрения IT в целях управления реализацией Программы и обеспечение размещения в Интернете материалов о реализации Программы, финансировании мероприятий
Программы и привлеченных внебюджетных средствах;
- ведение и организация мониторинга реализации Программы;
- информационно-аналитическое обеспечение подготовки ежегодного доклада Правительству РФ о реализации Программы;
- представление координатору Программы статистической, справочной и аналитической информации о реализации Программы.
В рамках Программы реализовывают деятельность следующие субъекты инновационной совокупности:
- головная научная организация Программы;
- головные организации отраслей;
- научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих институтов страны;
- центры коллективного пользования научным оборудованием;
- центры трансфера разработок;
- венчурные фонды и иные специальные денежные университеты, включая фонд развития наноиндустрии;
- частные организации – участники Программы.
Головная научная организация Программы, определяемая координатором Программы на конкурсной базе, делает следующие функции:
- осуществляет научное и методическое обеспечение разработок и координации исследований для создания технологической базы в рамках Программы;
- осуществляет комплексную научную и технологическую экспертизу мероприятий Программы в области соответствующих разработок и исследований, включая экспертизу результатов и определение потенциала их продажи и производства;
- осуществляет научное и методическое обеспечение координации проектов международного научного сотрудничества;
- оценивает возможности и производит советы по применению разработок и результатов исследований гражданского, двойного назначения и военного (по согласованию с соответствующими федеральными органами аккуратной власти);
- снабжает сотрудничество с головными организациями отраслей по вопросам научных изучений, коммерциализации разработок, организации серийного производства;
- осуществляет научное и методическое обеспечение подготовки экспертов.
Организация, претендующая на получение статуса головной научной организации Программы, обязана осуществлять:
- разработку новых разработок, использование которых вероятно во многих отраслях экономики;
- разработку принципиально новых разработок, снабжающих развитие новых секторов экономики.
Головные организации отраслей – организации, уполномоченные федеральными органами аккуратной власти – участниками Программы на осуществление научно-методического сопровождения следующих направлений деятельности:
- ответ наиболее значимых неприятностей развития высокотехнологичных освоения секторов и отраслей экономики наукоемкой продукции мирового рынка;
- координация разработок конкурентоспособных в мире коммерческих разработок, а также с применением механизмов лично-национального партнерства;
- координация проектов международного научного сотрудничества в сфере компетенции федеральных органов аккуратной власти по направлениям Программы;
- координация проектов трансфера нанотехнологий;
- интеграция научной и образовательной деятельности в целях развития соответствующей отрасли и подготовки экспертов для данной отрасли;
- отраслевой мониторинг мероприятий Программы, включая сбор информации о продаже и производстве продукции наноиндустрии.
Начальники федеральных органов аккуратной власти – участников Программы в рамках собственной компетенции отвечают за ее конечные результаты и реализацию.
Организация, претендующая на получение статуса головной организации отрасли, обязана осуществлять в рамках отрасли разработку новых разработок, конкурентоспособных на мировом рынке.
Создание фонда развития наноиндустрии как специального университета будет помогать совершенствованию финансирования коммерциализации и механизма разработок производственных проектов в области нанотехнологий и наноматериалов.
Отдельные частные организации – участники Программы реализовывают разработки и научные исследования, переподготовку и подготовку экспертов, выпуск и проектирование серийной продукции по направлениям Программы.
Для своевременного и точного информирования участников Программы создается совокупность обмена результатами, взятыми в рамках ее реализации. Указанная совокупность включает в себя:
- систему информационных обменов участников Программы;
- систему управления, контроля и экспертизы реализации Программы;
- систему информационной помощи процесса коммерциализации нанотехнологий и наноматериалов;
- систему интернациональных научно-технических обменов в области нанотехнологий и наноматериалов;
- систему популяризации достижений в области нанотехнологий и наноматериалов.
VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Мероприятия Программы финансируются ее участниками в соответствии с правилами за счет средств бюджета страны, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. В качестве источников финансирования мероприятий Программы смогут учитываться средства целевых программ, средства, выделенные на содержание учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств, и на реализацию внепрограммных мероприятий, включая средства национальных научных фондов.
источники и Объёмы финансирования мероприятий Программы устанавливаются и корректируются ее участниками каждый год, по окончании утверждения каждым участником годового замысла работы, в пределах имеющихся бюджетных и иных средств, но не позднее II квартала каждого года.
VII. Критерии оценки эффективности и ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Параметрами оценки эффективности реализации Программы являются:
- достижение настоящих результатов в экономике РФ на базе реализации продукции наноиндустрии;
- рост количества продаж продукции наноиндустрии на внешнем и внутреннем рынках;
- рост числа патентов, контрактов об уступке лицензионных договоров и патента в области нанотехнологий и наноматериалов;
- расширение лично-национального партнерства в ходе реализации Программы и рост количеств привлеченных внебюджетных средств;
- повышение количества публикаций русских ученых в изданиях мирового уровня, и докладов, которые связаны с тематикой Программы, на интернациональных конференциях.
В следствии реализации Программы предполагается:
- качества жизни и повышение уровня населения РФ;
- безопасности уровня и повышение обороноспособности РФ;
- рост и диверсификация конкурентоспособности русском экономики, повышение доли мирового рынка продукции наноиндустрии, понижение доли сырьевого сектора в экономике, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем высокотехнологичной продукции;
- достижение разработок и мирового уровня исследований, снабжающего развитие и реализацию русского потенциала наноиндустрии и активное участие России в интернациональной научно-технической кооперации.
Приложение
к Программе координации работ
в области нанотехнологий
и наноматериалов в РФ
ЗАМЫСЕЛ
ДЕЙСТВИЙ ПО Стимулированию
НАНОИНДУСТРИИ В РФ
Вид документа | Срок представления | Важные | ||
в Правительство | исполнители | |||
Русском | ||||
Федерации | ||||
2. | Разработка федеральной | проект | III квартал 2006 г. | Министерства образования |
целевой программы по | распоряжения | России, | ||
формированию | Правительства | Министерства экономики | ||
нанотехнологий | Русском | России, | ||
Федерации | Русский | |||
академия наук, | ||||
заинтересованные | ||||
федеральные органы | ||||
аккуратной | ||||
власти | ||||
4. | Проведение детального | доклад в | IV квартал 2006 г. | Министерства образования |
мониторинга научно- | Правительство | России, | ||
технологического | Российской | заинтересованные | ||
потенциала Русском | Федерации | федеральные | ||
Федерации в сфере | органы | |||
наноиндустрии | аккуратной | |||
власти | ||||
6. | Создание фонда | проект | II квартал 2007 г. | Министерства экономики |
развития наноиндустрии | распоряжения | России, | ||
Правительства | Министерства образования | |||
Российской | России, | |||
Федерации | заинтересованные | |||
федеральные | ||||
органы | ||||
аккуратной | ||||
власти | ||||
8. | Подготовка предложений | доклад в | III квартал 2007 г. | Министерства образования |
по стимулированию | Правительство | России, | ||
спроса на | Русском | Министерства экономики | ||
нанотехнологическую | Федерации | России, | ||
продукцию в | заинтересованные | |||
акционерных обществах, | федеральные | |||
в уставном капитале | органы | |||
которых часть | аккуратной | |||
РФ | власти | |||
образовывает более | ||||
50 процентов | ||||
10. | Разработка концепции | приказ | IV квартал 2007 г. | Министерства образования России |
национальной совокупности | Министерства образования | |||
разработок | России | |||
и мониторинга | ||||
исследований в сфере | ||||
нанотехнологий и | ||||
создание данной совокупности | ||||
Лекция 4.4. Нанотехнологии | Наноматериалы | Михаил Астахов | eNANO | Лекториум
Интересные записи на сайте:
- 7 Космических фантазий от nasa
- Гипоксия: почему жир полезнее кислородных коктейлей
- Журнал «редкие земли» приглашает посетить имтех 2015
- Миры системы trappist-1
- Новый шаттл orion начнут испытывать в следующем году – nasa
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Российский академик леонид келдыш – лауреат первой международной премии в области нанотехнологий
Русский академик Леонид Келдыш удостоен первой интернациональной премии в области нанотехнологий RUSNANOPRIZE-2009. 3 млн рублей – таков ее размер –…
-
Приказ «о национальной системе мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий»
Минобразования РФ (Министерства образования России) ПРИКАЗ О национальной совокупности разработок и мониторинга исследований в сфере нанотехнологий Во…
-
Xi международная научная конференция «химия твердого тела: наноматериалы, нанотехнологии»
В Ставрополе завершила работу IX интернациональная научная конференция «Химия жёсткого тела: наноматериалы, нанотехнологии». На протяжении семи дней…
-
В пензенской области представили новые разработки центра коммерциализации нанотехнологий
Губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв посетил технопарк «Рамеев», где сотрудники Центра коммерциализации нанотехнологий представили пензенскому…
-
Приказ о национальной системе мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий
Минобразования РФ (Министерства образования России) ПРИКАЗ О национальной совокупности разработок и мониторинга исследований в сфере нанотехнологий Во…
-
Гк «роснанотех» и российская академия медицинских наук (рамн) подписали соглашение о сотрудничестве
Сейчас, 10 июля, председатель совета директоров ГК «Роснанотех» Леонид Меламед и Президент РАМН Михаил Давыдов подписали Соглашение о сотрудничестве….