Путешествие в синем троллейбусе против часовой стрелки

      Комментарии к записи Путешествие в синем троллейбусе против часовой стрелки отключены

Путешествие в синем троллейбусе против часовой стрелки

Фото: http://mosmuseum.ru
Елена Губайдуллина
Столичная оттепель среди зимы…
В Музее Москвы открылась выставка Столичная оттепель: 1953-1968. Экспозиция о замечательном 15-летии заняла 1,5 тысячи кв. м. Но и данной площади думается мало, дабы поведать о времени, в то время, когда страна расправила крылья, задышала полной грудью, открыла границы, семимильными шагами продвинулась фактически во всех областях судьбы.
Переворот в сознании, произошедший в те годы, возможно сравнить с коперниковским поворотом от геоцентрического к гелиоцентрическому пониманию мира, — уверяют кураторы выставки не без космического преувеличения. Ну так так как и в космос мы рванули как раз тогда… Тщась представить все сходу — успехи в космонавтике, науке, архитектуре, литературе, изобразительном мастерстве, кинематографе, — устроители своевременно спохватились и сосредоточились на главном: на внутреннем мире людей, свидетелей и участников оттепели.
Первым главным словом, как ни парадоксально, стала решетка. Оказалось, что к свободе данный термин имеет значительно больше отношения, чем к неволе. В равномерном распределении прямоугольников нет ни властной вертикали, ни главного центра. Как на картинах Рогинского либо Мастерковой, где чередование несложных элементов равняется бесконечности.

Как на замыслах новых городов и районов, где одинаково значимо каждое строение. Согласно точки зрения кураторов, свободная структура — метафора нового типа сознания, высвобожденного от страха.
Следующее понятие — капсула. Другими словами замкнутое пространство: Мой дом — моя крепость. Массовое строительство, расселение коммуналок, возможность огородить собственный, личное.

Картины, фотографии, монитор с фильмами Натансона и Хуциева (великое кино тех лет показывают практически в каждом разделе выставки). В центре — предметы быта. Столы, кресла, торшеры, секретеры воспроизводят жилую среду — эргономичную и несложную.

Быт — ненавязчивый и скромный фон в жизни энтузиаста науки, учительницы либо инженера, завсегдатаев авангардных вечеров и выставок новой поэзии, зрителя премьер сравнительно не так давно Современника и открытых Таганки.
Свободная решетка поделила выставку на девять отсеков-капсул. Разделы — обособленные пространства, огороженные белыми досками. Изучение недавнего прошлого посредством артефактов и вещдоков похоже на занимательную игру.

Правильно отысканные обобщающие понятия объединяют сферы высокие (от мастерства до самого космоса) и обыденные, воображая жизнь 1950-1960-х во всем многообразии.
Очень многое тогда казалось новым, прорывным. Раскрывались все дороги, казалось, так будет неизменно… Картины, фото, фильмы, новинки индустрии того времени — все это свидетельства поиска, обретения себя.

Тему Новое логично продолжает Ритм. Ритмы оттепели сравнимы с учащенным сердцебиением взволнованного человека. Они ощутимы в джазовых импровизациях, доносящихся из ветхих радиоприемников, в напряженных цветосочетаниях абстракций Льва Нусберга и Евгения Кропивницкого (авангард в мастерстве, открытость мировым художественным течениям — неоспоримое достижение оттепели). Энергичные ритмы носились в воздухе, подчиняя себе и стихотворные строчки, и линии архитектуры.

Неслучайно на выставке соседствуют фотографии новых проспектов 60-х — и сборники стихов Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Друниной.
Раздел Мобильность — о постоянном перемещении вперед и управлении скоростями. Соседство экспонатов остроумно: элегантные платья, не стесняющие перемещений, автомобиль Москвич, модели космических судов рядом с вентиляторами, пылесосами и сифонами. Любой физик был лириком, математик — поэтом.
Устаревает мода, техника, кроме того архитектура (в далеком прошлом пошли под снос те же столичные хрущевки). Но по отношению к философии оттепели — чувство, что мы не уходим от нее вперед, а из года в год отстаем все больше. Вот что такое, например, Прозрачность? Лишь ли стекло, легкие ткани либо оптическая техника? Быть может, открытость внутреннему содержанию? Осознаёшь, из-за чего в ту превосходную оттепель так хочется возвратиться.

Думается, в том месте до сих пор разъезжает светло синий троллейбус, последний, случайный, быстро встав в который, в соответствии с Окуджаве, возможно пересилить беду и одолеть отчаяние (песни Окуджавы тут как позывные — слышны в различных уголках огромного зала).
P.S. В наступающем 2017-м тему оттепели подхватывают Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина и Парк культуры имени Неприятного. Что ж, отголосков того богатого открытиями времени — не на одно поколение.
выставка, Музей Москвы, Столичная оттепель

Источник: Газета Труд

Есть вопрос: ПОЧЕМУ ПО СТАДИОНУ БЕГАЮТ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ?


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: