Россия и испания: векторы взаимодействия (к 40-летию установления дипломатических отношений)

      Комментарии к записи Россия и испания: векторы взаимодействия (к 40-летию установления дипломатических отношений) отключены

Россия и испания: векторы взаимодействия (к 40-летию установления дипломатических отношений)

Яковлев Петр Павлович — начальник Центра иберийских изучений Университета Латинской Америки (ИЛА) РАН, доктор наук Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор экономики .
9 февраля 2017 года исполняется 40 лет со дня установления дипотношений между СССР и постфранкистской демократической Испанией. За данный период двустороннее сотрудничество купило собственную кинетическую энергию, разрешившую сохранить хорошие импульсы кроме того в условиях усилившихся российско-западных противоречий.

Сейчас новые элементы в российско-испанские отношения вносят эффект Трампа, Brexit, сирийский кризис, многие другие геополитические и геоэкономические перемены на глобальной карте. Политико-дипломатическая ткань Мадрида и взаимодействия Москвы делается более узкой и сложной, что еще больше повышает значимость экономической прагматики.
В истории российско-испанских межправительственных взаимоотношений сегодняшний, 2017 год — особенный. 9 февраля исполняется 40 лет со дня установления дипотношений между СССР и постфранкистской демократической Испанией, а в декабре две государства отметят 350-летие прибытия на испанскую почву первой российской официальной дипломатической миссии. Эти события — естественный предлог подвести итоги, оценить текущее состояние дел и сверить замыслы на будущее.
Само собой разумеется, 40 лет — относительно маленький период в истории российско- испанских связей, берущих начало в шестанадцатом веке. Эта история знала большое количество броских и ужасных страниц, ее творили народы двух государств и их представители, среди которых было много известных деятелей. В этом легко убедиться, познакомившись с размещённым в 2016 г. фундаментальным изучением, посвященным русским дипломатам, трудившимся в Испании в течении трех с половиной столетий [Российские…].

Но, история историей, но как раз в последние десятилетия двусторонние российско-испанские связи разрешили войти глубокие корни, структурно консолидировались и купили полномасштабный, взаимовыгодный темперамент. Данное событие дает о себе знать и в сложной текущей обстановке, отмеченной практически фронтальным интернациональным ухудшением. В этих условиях отношения между Испанией и Россией — модельные для понимания изюминок сотрудничества Москвы с теми государствами — участниками ЕС , каковые присоединились к антироссийским санкциям в силу институциональной принадлежности к Западу и вопреки собственным торгово- экономическим заинтересованностям.
У истоков взаимоотношений
В декабре 1667 г. (350 лет назад) в испанском порту Кадис сошли на землю члены русском дипломатической миссии во главе с царским стольником П.И. Потемкиным, положившей начало регулярным политическим контактам между двумя странами.

Развитие этих контактов происходило в русле постепенного проникновения в европейскую интернациональную совокупность пребывавшего на историческом подъеме русского страны и подготовило землю для установления официальных дипотношений между Испанией и Россией. Данный ход был сделан Петром I в 1722 г., а уже в 1723 г. в Мадриде было открыто российское представительство, которое возглавил юный князь С.Д. Голицын [Волосюк…с.

8, 135-137]. Источники свидетельствуют, что у российского императора, прорубившего окно в Европу, были далеко идущие замыслы в отношении Испании, включавшие в себя не только выстраивание политического сотрудничества в сложнейшей дипломатической игре на европейском континенте, но и налаживание торговых связей.
Первым испанским послом в Российской Федерации (1727-1730 гг.) был прямой потомок королевы Марии Стюарт герцог де Лириа, покинувший подробное описание судьбы русского императорского двора и политико-дипломатической обстановки того времени. Влиятельный испанский дипломат прибыл на место работы в начале царствования нового правителя — Петра II, в окружении которого были сильны позиции приверженцев традиционалистской линии во внешней политике.

Они настояли на переезде императора из Санкт-Петербурга в Москву и противились более вовлечению России в европейские дела, а также расширению сотрудничества с неизвестной для них страной Гишпанией на противоположном краю Европы. В следствии в конце 1730 г. российско- испанские дипотношения, не приобретавшие содержательного политико- экономического наполнения, были прерваны на продолжительные 30 лет [История…с. 152- 153].
Вся предстоящая траектория взаимоотношений между Испанией и Россией — нескончаемая череда периодов увеличения замораживания и взаимного интереса фактически всех контактов в официальном формате. Но всегда по окончании очередного мертвого сезона связи восстанавливались, а прерванный российско-испанский диалог на межгосударственном уровне возобновлялся.
Стало общепризнанным, что Испания и Россия занимают очень своеобразное место в европейской и всемирный истории. Вправду, эти две страны в XV-XVII столетиях прочно связали Европу с другими континентами (Америкой, Африкой, Азией, Дальним Востоком). В каком-то смысле они были, любая по- собственному, предтечами современного процесса глобализации. В один момент Россия и Испания много лет являлись преградами на пути чужеземных вооруженных экспансий, угрожавших европейским нациям.

Хорошие параллели — испанская реконкиста (возвращение земель, ранее завоеванных арабами) и сопротивление Руси монгольскому нашествию, смелая и и в том и другом случае подлинно народная борьба против наполеоновской агрессии. Это, без всяких преувеличений, была выдающаяся патриотическая миссия. Наконец советские добровольцы и испанские республиканцы первыми в Европе вступили в схватку с итальянским фашизмом и германским нацизмом. Примеры для того чтобы рода возможно множить.

Принципиально важно то, что современное российско-испанское сотрудничество строится не на безлюдном месте, а имеет под собой в полной мере определенный исторический фундамент.
Кроме того на протяжении долгой паузы в дипотношениях (1939 — нач. 1977 гг.) между СССР и франкистской Испанией существовала обоюдная потребность в контактах, например, в сфере морских перевозок и торговли.

Особенно четко это проявилось на рубеже 1960 — 1970-х годов, что разрешило открыть в Мадриде в 1969 г. представительство Черноморского морского пароходства и стало причиной подписания 15 сентября 1972 г. в Париже советско-испанского межгосударственного торгового соглашения, по условиям которого стороны предоставляли друг другу режим громаднейшего благоприятствования. Смерть Франко и демонтаж университетов диктатуры открыли путь к налаживанию полномасштабного сотрудничества двух стран. По окончании интенсивных двусторонних переговоров 9 февраля 1977 г. Испания и Советский Союз обменялись нотами об установлении дипотношений [Российские…, с. 226-228].
В Западной Европе и Российская Федерация, и Испания продолжительное время воспринимались (и часто воспринимаются до сих пор) как страны, хорошие от европейского цивилизационного ядра, как через чур особые, с другой национальной идентичностью и культурой.
Испания геополитически преодолевала это глубоко укоренившееся предубеждение, вступив в Объединенную Европу, и на данный момент Мадрид — один из самых последовательных приверженцев сохранения Европейского союза, деятельный еврооптимист. РФ пережила период сближения с Европой, но сейчас старается идти своим методом, расширяя внешнеполитические и внешнеэкономические горизонты, диверсифицируя трансграничные связи, делая ставку на сближение и евразийство с странами Азии.
Вместе с тем во всемирной экономике Испания и Россия не первичны, не смотря на то, что и занимают в некоторых областях заметные позиции. Из этого — заинтересованность Мадрида и Москвы в увеличении собственной роли в мирохозяйственных связях, например, через расширение внешнеторговых обменов и наращивание инвестиционного сотрудничества. С учетом того объективного факта, что русский и испанские экономики — взаимодополняемы (то, что по большей части экспортирует Российская Федерация, Испания закупает, и напротив), у двух государств имеются предпосылки для взаимовыгодного товарообмена.
Факторы экономического сотрудничества
Сегодняшний этап двусторонних связей стартовал 27 декабря 1991 г., в то время, когда испанские власти признали РФ в качестве правопреемницы СССР. Основной правовой базой испано-русских взаимоотношений есть Союзный договор, подписанный в Мадриде 12 апреля 1994 г. Первоначально имевший 10-летний срок действия, данный базисный документ потом много раз продлевался и сейчас помогает целям, зафиксированным в его тексте.
Опорой всей конструкции взаимоотношений стали российско-испанские торгово- экономические связи, каковые регулируются несколькими десятками контрактов, соглашений, протоколов и других двусторонних документов, подписанных как во время СССР, так и по окончании декабря 1991 года. Начиная со второй половины 1990-х гг., отмечался устойчивый интерес русских и испанских организаций, деловых кругов и компаний к формированию двустороннего сотрудничества.

Широкий спектр экономических взаимоотношений включил в себя торговлю услугами и товарами, предпринимательское, инвестиционное и научно- техническое партнерство. Пакет межгосударственных межведомственных документов и соглашений был подписан в 2006 г. на протяжении официального визита в Испанию президента В.В. Путина.

Достигнутые тогда соглашения выяснили условия сотрудничества в таких сферах, как использование и исследование космоса в мирных целях, судостроение, отношения между денежными учреждениями, туризм [Заявление].
Во время до кризиса 2008-2009 гг. российско-испанское сотрудничество отличалось динамичным ростом обоюдного товарооборота (см. таблицу 1). С 1995 по 2008 гг. количество торговли между двумя государствами вырос в 7,4 раза и превысил 10 млрд евро. Наряду с этим российский экспорт стабильно превышал импорт, снабжая России хорошее внешнеторговое сальдо.

Лишь в 2005-2008 гг. его суммарный размер составил практически 20,5 млрд евро.
Таблица 1Российско-испанская торговля товарами (миллионов евро)
Год
Экспорт
Импорт
Оборот
Сальдо
1995
1084
309
1393
+775
2000
2446
578
3024
+1868
2005
5190
1098
6288
+4092
2006
7424
1514
8938
+5910
2007
7891
2093
9984
+5798
2008
7493
2837
10330
+4656
Источник: Ministerio de Industria, Turismo y Comercio. — comercio.mityc.es/
Российско-испанская торговля характеризовалась структурной стабильностью, что свидетельствовало о наличии сформировавшихся товарных потоков. Главной причиной опережающего роста русского экспорта являлось повышение размера поставок в Испанию нефтепродуктов и (минерального топлива нефти), на которое в целом приходилось более 80% русского экспорта в эту страну. Около 10% составляла часть тёмных металлов, занимавших вторую позицию.

На третьем месте пребывали цветные металлы (никель и алюминий) — порядка 2,5%. Потом следовали драгоценные и полудрагоценные камни, удобрения, пиломатериалы. Размер поставок оборудования и машин русского производства, включая транспортные средства и различную аппаратуру, не смотря на то, что и возрастал в безотносительном выражении, но оставался на уровне 0,3% совокупного экспорта. Со своей стороны, российский импорт был значительно более диверсифицированным.

В первом десятилетии текущего века более 900 испанских промышленных и сельскохозяйственных компаний поставляли около 150 наименований продукции в Россию. В их числе: продуктовые товары (мясные и молочные продукты, вино, растительное масло, фрукты и овощи и т.д.), автомобили и оборудование, транспортные средства, электроприборы, керамические изделия и строительные материалы, другие товары и мебель для дома, обувь и одежда, металлоизделия и металлы, химические продукты [SАnchez…p. 36, 37].
Не обращая внимания на относительно высокую динамику двусторонней торговли, количество товарооборота далеко не отражал настоящих хозяйственных возможностей двух государств. Это разъяснялось, с одной стороны, сильно выраженной монотоварной (энергетической) составляющей русского экспорта, а с другой — не сильный ориентацией испанских экспортеров на товарных рынках РФ, их повышенной осторожностью в принятии ответов о выходе на российские регионы, и отсутствием у многих компаний собственных сбытовых сетей, что приводило к падению конкурентоспособности испанских предпринимателей если сравнивать с товаропроизводителями из таких государств-членов Евросоюза — партнеров Испании по ЕС, как Германия, Италия, Франция, Нидерланды.
Слабо развивалось российско-испанское инвестиционное сотрудничество, в котором приняло участие ограниченное число компаний двух государств. Не смотря на то, что структура испанских инвестиций в Российской Федерации охватывала разные отрасли, размеры инвестиций оставались малыми. За период с 2003 по 2010 гг., согласно данным испанской статистики, их совокупный количество составил всего около 920 миллионов евро [Ministerio].

Являясь одним из основных мировых экспортеров капитала, Испания, грубо говоря, осталась в стороне от инвестиционного процесса в Российской Федерации, кроме того во время инвестиционного бума на русском рынке на фоне больших цен на источники энергии. В следствии часть России в зарубежных испанских капиталовложениях в предкризисный период составляла менее 0,3%. Но наряду с этим главные инвестиции направлялись в настоящий сектор: горнодобывающую, пищевую и табачную индустрию.

Так, испанские капиталовложения в Российской Федерации являлись в основном производственными и направлялись на расширение товарного рынка.
Особенное место в российско-испанских связях в 2000-х годах занял туризм, правильнее — большой прирост числа граждан РФ, отдыхающих на курортах Испании. В 2005-2008 гг. количество туристов из России росло опережающими темпами, а их удельный вес в общем туристическом потоке в Испанию практически удвоился (см. таблицу 2).
Таблица 2Количество русских туристов в Испании (тыс. человек)
Показатель
2001
2005
2006
2007
2008
Всего туристов в Испании
48565
55914
58005
58666
57192
Туристы из России
281
298
342
427
509
Часть русских туристов (%)
0,6
0,5
0,6
0,7
0,9
Источник: Movimientos turisticos en fronteras (FRONTUR). — iet.toutspain.es/
Исходя из сложившейся структуры экономического сотрудничества, выделим главные интересы Испании в ее хозяйственных отношениях с Россией к концу 2000-х годов. Эти интересы заключались в следующем:
— сохранить Россию в качестве большого источника энергоносителей. На ее долю приходилось более чем 20% испанского импорта нефти (около 13 млн т в год). Это превосходило долю любого другого экспортера (для сравнения: часть Мексики составляла 12%, Саудовской Аравии — 10, Нигерии и Ливии — по 9, Ирана — 8, Ирака — 6%) [Яковлев Испания: период…с. 72].

Стратегическое значение имело возможность иметь развертывание в Российской Федерации производства сжиженного газа (СПГ) и его экспорта в Испанию. С учетом того, что испанские фирмы купили богатый опыт применения СПГ, это в полной мере имело возможность стать мегапроектом, талантливым поднять двусторонние экономические отношения на новую высоту;
— закрепиться на русском потребительском рынке: машины, другие товары и мебель для дома, обувь и одежда, продовольствие. Увеличить географию коммерческой активности за счет Сибири и регионов Урала;
— обеспечить испанским строительным и инжиниринговым компаниям участие в реализации инфраструктурных проектов на территории РФ, включая модернизацию энергетических объектов, создание и развитие транспорта туристических территорий на побережье Черного моря;
— интенсифицировать двустороннее сотрудничество в сфере науки, высоких технологий и образования (а также в производстве новых других топлива и видов энергии);
— действенно содействовать предстоящему повышению потока русских туристов на курорты Испании.
Так, обращение шла о больших и долгосрочных проектах, охватывавших широкий спектр предпринимательской деятельности. Их реализация не противоречила стратегическим заинтересованностям России, потому, что имела возможность теснее связать экономики двух государств и открыть перед русским бизнес-сообществом новые ниши в сфере интернациональных обменов. Такая обоюдная заинтересованность являлась стимулом к поиску дополнительных возможностей (и форматов) хозяйственного, политического и дипломатического сотрудничества.
Партнерство для модернизации: ожидания и просчеты
В первом десятилетии XXI века во главу угла поднялись неприятности инноватизации и системной модернизации русском экономики. На этом фоне интенсификация российско-испанских взаимоотношений, включая контакты на наибольшем уровне (напомним, хотя бы, неоднократные встречи В.В. Путина с королем Хуаном Карлосом), подготовила прорыв в двустороннем сотрудничестве.

Он материализовался 3 марта 2009 г., в то время, когда на протяжении визита в Испанию президента Д.А. Медведева произошло подписание Декларации о стратегическом партнерстве. В документе говорилось: Настоящей Декларацией провозглашается установление взаимоотношений стратегического партнерства между Королевством и Российской Федерацией Испания, которое охватывает все сферы взаимоотношений, включая политический, экономический, культурный, научный, технический и образовательный нюансы.

Основывающееся на доверии и взаимопонимании друг к другу, такое стратегическое партнерство предполагает вывод связей между обеими государствами на еще более большой и как следует новый уровень и одновременно с этим придание им характера очень тесного и динамичного сотрудничества как в области двусторонних взаимоотношений, так и в мире [Декларация].
Согласно точки зрения управления двух государств, перевод российско-испанских межправительственных связей на уровень стратегического партнерства означал, что в непростых условиях кризиса 2008-2009 гг., что очень болезненно отразился на Испании и России, принципиально важно было не только сохранить хорошую динамику взаимоотношений, но и выяснить форматы сотрудничества и дополнительные сферы. Подписав в Мадриде Декларацию о стратегическом партнерстве, Кремль давал отечественному бизнесу стратегические вводные для предстоящего делового сотрудничества с банками и испанскими компаниями, ориентировал предпринимательские круги на активизацию двусторонних контактов в главных отраслях, определяющих технический прогресс и задающих вектор процессу инноватизации.
На данной базе была предпринята попытка выстроить парадигму Партнерства для модернизации, заявленную и деятельно обсуждавшуюся на саммитах Российская Федерация — ЕС 2009-2010 гг. В логике данной парадигмы, российско-испанское сотрудничество было способно принести ощутимые хорошие результаты в нескольких областях.
К примеру, Испания показала интерес к развитию сотрудничества в энергетической сфере, что разъяснялось не только количествами импорта углеводородного сырья из России. За счет русских поставок обогащенного урана Испания покрывала 30% потребностей собственных АЭС, производивших более чем 11% потребляемой местным рынком энергии.

Испанские компании-фавориты энергетической отрасли — Repsol, Ibedrola, TИcnicas Reunidas и другие — показали готовность принимать участие (и во многих случаях принимали участие) в реализации масштабных проектов в России, таких как разработка новых месторождений углеводородов, строительство электростанций заводов и комбинированного цикла по сжижению газа, создание объектов ветряной энергетики, модернизация АЭС [Яковлев Испания во всемирной…с. 342-343].
Заметное место в главных областях инвестиционного сотрудничества имело возможность занять строительство объектов инфраструктуры в Российской Федерации. Испанские строительные компании деятельно действуют за границей и располагают замечательным промышленным и денежным потенциалом. конкурентные преимущества и Международный опыт испанских девелоперов могли быть взаимовыгодно использованы в разных регионах РФ при проектировании, постройке, модернизации и комплексном оснащении объектов транспортной инфраструктуры (дорог, аэропортов, вокзалов, железных дорог, подземных парковок), и центров логистики, промышленных полигонов, технопарков, объектов туристического и публичного назначения.
Дающим слово направлением двустороннего сотрудничества являлась космическая сфера. Так, еще в октябре 2003 г. испанский астронавт Педро Дуке совершил полет на корабле Альянс ТМА-3 на Интернациональную орбитальную станцию. В рамках реализации совместной программы в космической области были конкретизированы направления сотрудничества между Роскосмосом и Центром технологического развития индустрии Испании.

Была создана коммисия по проекту Глобальной космической обсерватории. Научный центр своевременного мониторинга Почвы и Национальный университет космической техники Испании вели разработку соглашения в области дистанционного зондирования Почвы [Яковлев Испания: вызовы…с. 110-111].
Было разумеется, что никакая модернизация не могла быть осуществлена без прорывов в сферах образования и науки. Эти области должны были привлечь большое внимание специалистов обеих государств, но на практике было сделано мало, что без шуток ослабило импульсы сотрудничества. Как и во многих вторых случаях, препятствием явилось отсутствие действенно трудящихся межнациональных университетов.
Говоря конкретно, практическому воплощению концепции Партнерства для модернизации в отношениях между Испанией и Россией в решающей степени помешали следующие события:
— не была создана прочная институциональная рама экономического сотрудничества, которую имели возможность бы составить, к примеру, деятельно трудящиеся двусторонние организации большого бизнеса, бессчётные совместные фирмы, регулярные специальные форумы и т.д.;
— власти не озаботились созданием денежной базы производственного сотрудничества. На низком уровне оставались межбанковские связи, не раскрывались (за редким исключением) представительства и филиалы кредитных учреждений страны-партнера, не был создан критически ответственный российско-испанский фонд инвестиций;
— не удалось подобающим образом интенсифицировать межрегиональные связи — хозяйственные отношения между отдельными русскими и испанскими регионами. Им не был придан структурированный и систематический темперамент: отсутствовали межрегиональные региональные представительства и торговые палаты, практически не проводились встречи представителей и промышленные выставки деловых кругов, не осуществлялся обмен информацией об имеющихся коммерческих и инвестиционных возможностях;
— и основное: не стало приоритетом сотрудничество в сфере высоких технологий и науки, в то время как партнерство для модернизации потребовало принципиально иного, намного более прагматичного и нацеленного на итог характера научного сотрудничества двух государств. Двусторонние связи в данной области не были ощутимо расширены и направлены на решение модернизационных задач.
России не удалось развернуть собственную внешнеэкономическую машину в направлении системной реализации задач Партнерства для модернизации. Со своей стороны, испанский и в целом европейский бизнес кроме этого в практическом замысле слабо воспринял идеи сотрудничества с партнерами из России в новых форматах.

Европейцы действовали в прошлой парадигме, разглядывая Россию не как контрагента в инновационном технико- технологическом развитии, а как рынок и источник сырья сбыта готовой промышленной продукции. В следствии в сфере российско-испанских экономических взаимоотношений не случилось качественных трансформаций. Это явилось одной из обстоятельств заметного невооруженным глазом понижения интереса в Мадриде и Москве к Партнерству для модернизации.

Повестка дня данной ответственной инициативы была исчерпанной прежде, чем была наполнена конкретным содержанием.
Эффекты санкционной войны
В 2014 г. российско-испанские отношения заметно осложнились, что было связано с участием Мадрида в денежных и экономическую санкциях Европейского союза против России, из-за событий в Крыму и около Украины, и с антисанкциями Москвы. Действительностью стало то, что Испания и Россия (в рамках так именуемого Объединенного Запада) были по различные стороны геополитических баррикад. Место уже ставшего привычным политико- дипломатического дискурса о партнерстве для модернизации заняли обвинения и взаимные претензии, до предела накаляющие интернациональную воздух и ограничивающие возможности общеевропейского сотрудничества.
Появившиеся негативные тренды пагубно сказались на динамике российско- испанской торговли. Количество обоюдной торговли, достигнув собственного исторического максимума в 2013 г. (более чем 11 млрд евро), в 2015 г. сократился практически на 55%. Еще больше (на 59%) упал российский экспорт в Испанию (см. таблицу 3), что в основном было связано с падением стоимости одного бареля нефти.
Таблица 3Российско-испанская торговля товарами (миллионов евро)
Год
Экспорт
Импорт
Оборот
Сальдо
2009
4576
1476
6052
+3100
2010
6126
1995
8121
+4131
2011
8463
2526
10989
+5937
2012
8067
2930
10997
+5137
2013
8232
2818
11050
+5414
2014
5987
2546
8533
+3441
2015
3341
1692
5033
+1649
Источник: Ministerio de Industria, Turismo y Comercio. — comercio.mityc.es/; Ministerio de EconomМa y Competitividad. Informe Mensual de Comercio Exterior. Diciembre de 2016, enero de 2017.
Но дело не только в огромных масштабах денежных утрат. В российско- испанских отношениях отмечается экономическое явление, известное как отклонение торговли: переориентация импорта и экспорта партнеров на другие интернациональные рынки. Данный эффект может и в будущем помешать фирмам двух стран выйти на прошлые количества товарообмена.
Испания появилась в числе европейских государств, максимально пострадавших от контрсанкций. В 2015 г. такие товары, как фрукты, овощи, рыба, мясо и молочные продукты полностью прекратили импортироваться в Россию. Импорт оборудования и машин сократился на 24%, машин — на 58%, фармацевтической продукции — на 65%. На грани были и интересы в Российской Федерации испанских производителей очень востребованной на русском рынке промышленной продукции.

К примеру, строго следуя логике провозглашенного правительством РФ курса на импортозамещение, президент В.В. Путин задним числом критиковал управление РЖД за приобретение 140 ЖД вагонов у испанской компании Talgo (договор был подписан в июне 2011 г.) [Putin].
2014 год стал поворотным и для русского туризма в Испанию. В случае если в 2001?2013 гг. наблюдался стабильный ежегодный прирост отдыхающих россиян на популярных испанских курортах, то в 2014 г. их число сократилось более чем на 10% (причем на фоне неспециализированного заметного повышения зарубежного въездного туризма в Испанию). В 2015 г. тенденция сохранилась и усилилась, и лишь в 2016 г. наблюдалась контртенденция — некое повышение числа отдыхающих из России.

Но до показателя 2013 г. остается еще далеко (см. таблицу 4).
Таблица 4Количество русских туристов в Испании (тыс. человек)
Показатель
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Всего туристов в Испании
52677
56177
57701
60676
64995
68138
75600
Туристы из России
605
863
1206
1584
1421
956
1100
Часть русских туристов (%)
1,1
1,5
2,1
2,6
2,2
1,4
1,5
Источник: Movimientos turisticos en fronteras (FRONTUR). — iet.toutspain.es/
Понижение интенсивности экономическую обменов с Россией не имело возможности не встревожить испанские деловые круги. Убедительным свидетельством этому стал визит в Москву в декабре 2014 г. Карлоса Эспиносы де Лос Монтерос — большого представителя национальной программы по продвижению хорошего имиджа Испании за границей (Марка Испании).

На протяжении нахождения в русском столице К. Эспиноса имел контакты с испанскими предпринимателями, трудящимися России, и посетил МИД РФ, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по туризму и другие ведомства. Подводя итоги встреч в Москве, влиятельный испанский деятель заявил: Мы входим в ЕС и поддерживаем принимаемые государствами-участниками ответа.

Но мы деятельно участвуем в дебатах и, в случае если сказать о санкциях, находимся в числе тех государств, кто верит: от санкций нет никакого позитива. И потом: Отечественная первая задача — остановить гонку санкций и контрсанкций, не допустить новых. Вторая цель — постараться отыскать компромиссные ответы, каковые разрешили бы покинуть санкции в прошлом [Наша].
Вправду, органы управления Европейского союза — это собственного рода фильтр, вмонтированный в отношения между Россией и отдельными европейскими странами. При помощи для того чтобы механизма конкретные национальные интересы в хозяйственной сфере смогут быть заблокированы (и обычно блокируются) политическими ответами Брюсселя. В интересах всех партнеров нормализация взаимоотношений России с ЕС обязана состояться, по крайней мере, на среднесрочном горизонте.

В условиях возросшей глобальной и неопределённости и европейской нестабильности очень принципиально важно согласованно двигаться как раз в этом направлении.
Приверженцы здравого смысла и приверженцы продолжения испано-российского экономического сотрудничества показывают на живые примеры его взаимовыгодного характера. В частности, не обращая внимания на девальвацию рубля и негативные последствия санкций, одна из наибольших испанских корпораций и всемирный фаворит ритейла INDITEX (владелица популярных марок Zara, Bershka, Massimo Dutti, OYSHO и др.) рассматривает российский рынок в качестве одного из наиболее значимых.

По состоянию на 30 октября 2016 г. в Российской Федерации имелось 529 торговых точек данной группы [INDITEX]. Очень важно да и то, что в начале 2015 г. русский ЖД совокупность в первый раз начала использоваться для транспортировки коммерческих грузов между Китаем и Испанией, что принесло ощутимую материальную пользу всем трем государствам [Carbajosa].
В апреле 2016 г. в Торгово-промышленной палате РФ произошло организационное совещание Комитета предпринимателей Российская Федерация — Испания, главная задача которого — оказание содействия организациям и российским предприятиям в поиске бизнес-партнеров в испанском бизнес-сообществе, и проработка конкретных проектов в области инвестиций и торговли, организации выставочных и других деловых мероприятий. На должность главы комитета стал глава Правления ОАО НОВАТЭК Л.В. Михельсон.
Все это показывает, что кроме того в условиях войны санкций остаются возможности продвинуть вперед российско-испанские экономические отношения, например, через сближение взаимное-переплетение и бизнес структур предпринимательских капиталов.
Геополитика и экономическая прагматика
Преодолевая тяжелые последствия экономического кризиса 2008-2009 гг., Испания сделала одну из основных ставок на расширение внешнеэкономических связей и благодаря росту внешней торговли (в основном, товарного экспорта, см. таблицу 5) смогла компенсировать провалы внутреннего рынка и выйти на траекторию роста поизводства.
Таблица 5Внешняя торговля Испании (млрд евро)
Год
Экспорт
Импорт
Сальдо
Экспорт/импорт (%)
2007
185,0
285,0
-100,0
64,9
2008
189,2
283,4
-94,2
66,8
2009
159,9
206,1
-46,2
77,6
2010
186,8
240,1
-53,3
77,8
2011
215,2
263,1
-47,9
81,8
2012
226,1
258,0
-31,9
87,6
2013
235,8
252,4
-16,6
93,4
2014
240,6
265,6
-25,0
90,6
2015
249,8
274,8
-25,0
90,9
2016 (11 месяцев)
233,8
250,1
-16,3
93,5
Источник: Ministerio de EconomМa y Competitividad. Informe Mensual de Comercio Exterior. Diciembre de 2016, enero de 2017.
Эти говорят о том, что в 2007-2015 гг. испанский товарный экспорт вырос на 35% (с кризисного 2009 г. — 56%), в то время как импорт не только не увеличился, но кроме того мало сократился — практически на 2%, в следствии чего недостаток торгового баланса снизился в четыре раза, а экспортные доходы, покрывавшие в 2007 г. менее 65% затрат на закупку товаров за границей, на данный момент превышают 90% количества импорта. Бизнес-правящие элиты и сообщество Испании расценивают данный большой структурный сдвиг как следствие либерального режима интернациональной торговли в условиях глобализации и демонстрируют заинтересованность в сохранении сложившихся во всемирной экономике правил игры.
Сделав замечательный рывок в области внешних экономических связей — не просто так на официальном уровне выдвинут слоган Spain Everywhere — EspaЯa en todo el mundo (Испания везде в мире), Мадрид претендует на более значимую роль в европейской политике (особенно в контексте твёрдого варианта Brexit, что испанцы пробуют обратить в собственную пользу).
Основной внешний вызов для страны сейчас — политика новой вашингтонской администрации. Победа Дональда Трампа для Испании, как и для большинства государств-членов Евросоюза, стала неприятной неожиданностью, чреватой, согласно точки зрения испанских политических и экспертных кругов, большими проблемами в сфере интернациональных экономических взаимоотношений.
В этом отношении испанская обстановка отличается от русского, где сейчас существуют надежды на улучшение взаимоотношений с США при нынешнем хозяине Белого дома. Показательный факт: в соответствии с опросам публичного мнения, совершённым известной интернациональной консалтинговой компанией Ipsos Group в разных государствах, 84% испанцев уверены в том, что Д. Трамп будет нехорошим президентом, в то время как 74% россиян придерживаются противоположного мнения и уверенны, что он будет хорошим президентом. Это — самые высокие национальные показатели со символами минус и плюс [President].
Но вряд ли стоит проигнорировать то событие, что отдельные пункты экономической программы президента-миллиардера (к примеру, резкое повышение в Соединенных Штатах добычи нефти и газа), если они будут полностью реализованы, смогут нанести России и вторым государствам-экспортерам углеводородов тяжелый денежно- экономический урон.
В Испании действительно опасаются, что действия правительства Д. Трампа в мире станут детонатором нежелательных для Мадрида изменений, поменяют вектор изменения мирового устройства в невыгодном для государств-членов Евросоюза направлении, приведут к разбалансировке сложившейся глобальной экономической совокупности. Особенное беспокойство приводят к протекционистским шагам Белого дома, каковые, согласно точки зрения испанских специалистов, открывают путь к формированию нового порядка во всемирной торговле [Larrouy].
В редакционной статье ведущей испанской газеты El PaМs внешнеэкономические взоры Д. Трампа были названы протекционистским бредом, угрожающим экспорту Испании в Соединенных Штатах. В частности, отмечалось в публикации, ограничительные меры Вашингтона смогут ощутимо затронуть интересы сотен испанских фирм, поставляющих на рынок американских компоненты для автопрома [Delirio].
В более широком замысле в испанском истеблишменте уверены в том, что приход во власть Д. Трампа знаменует собой новую политико-экономическую парадигму, отменяющую ставшие уже привычными механизмы и ориентиры трансатлантического партнерства. Как и во многих других европейских столиц, в Мадриде очень плохо восприняли заявления хозяина Белого дома, ставящего под сомнение релевантность НАТО (президент США назвал альянс устаревшей организацией, чем чуть не довел до инфаркта союзников в Европе) и требующего от стран Ветхого Света раскошелиться на обеспечение континентальной безопасности.

Особенно больного реакцию привели к Д. Трампа торпедировать формирование Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), за создание которого боролась администрация Б. Обамы, убеждая европейцев, часто вопреки очевидным фактам, в чрезвычайной пользе этого интеграционного проекта для обеих сторон [ЯковлевТрансатлантическое…]. В Испании, не смотря на то, что и не сходу, восприняли доводы прошлой вашингтонской администрации и настроились на участие в ТТИП. И вот сейчас Белый дом совершает поворот на 180о.
С громадной долей подозрения в Мадриде следят за сближением Лондона и Вашингтона на земле особенных взаимоотношений между этими двумя государствами и их критики ЕС и многосторонних интеграционных проектов типа ТТИП. Визит английского премьера Терезы Мэй в Соединенных Штатах в последних числах Января 2017 г., на протяжении которого Д. Трамп очертя голову поддержал Brexit, подогрел для того чтобы рода опасения и был расценен как ход в направлении формирования собственного рода интернационала Трампа — объединения стран, поддерживающих слом существующего мирового и европейского порядка [Bassets].
Эффект Трампа, Brexit, сирийский кризис, многие другие геополитические и геоэкономические перемены на глобальной карте привносят новые элементы в российско-испанские отношения. Политико-дипломатическая ткань Мадрида и взаимодействия Москвы делается более узкой, что еще больше акцентирует значимость экономической прагматики.

Наряду с этим российский и испанский бизнес-сообщества должны приспособиться к изменившимся и сложным условиям работы, обновить парадигму делового сотрудничества. Тогда котировка акций российско-испанских взаимоотношений может пойти вверх.
От России нужно активизировать помощь высокотехнологичного экспорта в Испанию. Тут полностью должно показать себя Агентство по страхованию экспортных кредитов — ЭСКАР, которое, к примеру, уже организовало финансирование выхода на испанский рынок компании IntelMet Technologies, трудящейся в метал

Государственный гимн Российской Федерации


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: