Россия: в дальний космос в штурвальном режиме?

      Комментарии к записи Россия: в дальний космос в штурвальном режиме? отключены

Россия: в дальний космос в штурвальном режиме?

Окажет помощь ли он ветхим ракетам прекратить падать, а новым отправиться за лунную орбиту? Юрий Караш 17.08.2012 Итак, точно установлено: в последней неудаче с выводом в космос двух космических аппаратов — Экспресс-МД2 и Telkom-3 виноват разгонный блок (РБ) Бриз-М. Это — и хорошая, и нехорошая новость в один момент.
Хорошая — по причине того, что снимают обвинение с ракеты-носителя (РН) Протон. Начиная с 2008 года и по отечественные дни, было запущено сорок восемь РН данного типа. Из них только четыре не долетели до цели.

А нехорошая — по причине того, что все четыре были связаны с отказом Бриза-М.
Этот РБ есть главным, намерено сделанным под Протон буксиром, талантливым дотащить спутник с низкой до геостационарной орбиты (ГСО). Имеется, действительно, еще ДМ, создававшийся под советскую лунную программу, но по последовательности показателей он уступает Бризу-М. Так, связка Протон — Бриз-М начинает очень сильно проигрывать соперникам из Китая, Америки и Европы как средство выведения космических аппаратов (КА) на ГСО.
Но последняя авария была всего лишь каплей, которая, "Наверное," переполнила бочку терпения правительства, и без того уже до краев наполненную чередой отказов русском ракетно-космической техники. За полтора года — семь неудач; утрачено десять спутников. Неспециализированный ущерб, нанесенный стране, образовывает более двадцати миллиардов рублей, не смотря на то, что по неофициальным подсчетам эта сумма достигает сорока пяти миллиардов.

Хлынувшее через край терпение верхов и материализовалось в заседаниях, совершённых: в понедельник под управлением помошника премьер-министра Дмитрия Рогозина, а во вторник — премьера Медведева.
Тройной корень зла
Премьер извлек его из очень удобренной финансами земли русском космонавтики, о чем не забыл упомянуть на заседании. Говоря об отказах, он выделил, что …это положение складывается, не обращая внимания на то, что мы из года в год вкладываем в развитие космической отрасли все более и более большие средства. Напомню, что с 2012-го по 2015 год планируется положить шестьсот пятьдесят миллиардов рублей.
Но, согласно точки зрения начальника направления аудиторско-консалтинговой группы Уральский альянс Дмитрия Ширяева, не в деньгах счастье. самая вероятная обстоятельство участившихся аварий, — отметил он в интервью Свободной газете, — неспециализированная деградация отрасли. Машиностроение десятилетиями испытывает кадровый голод, а квалифицированный персонал стареет и вымирает. Подпитка же фирм молодежью очевидно недостаточна…

Исходя из этого возможно высказать предположение, что рост финансирования результата не позволит. Эти меры уже запоздали. Обстановка вряд ли быстро улучшится в ближайщее время, не обращая внимания на повышение финансирования.
Медведев был пара более конкретен в описании корня зла, у которого, как он думает, имеется три отростка: Первое — это устаревшая производственная база: 90% мощностей находится в эксплуатации более двадцати лет, их нужно поменять. Второе — это не сильный электронная компонентная база, что есть неспециализированной бедой для отечественной индустрии, и для космической индустрии а также.

Помимо этого, отечественная ракетно- космическая техника не полностью обеспечена нужными конструкционными материалами, и это также неприятность. Все это ведет к разного рода отказам на разных стадиях эксплуатации.
Ну и третья неприятность — кадровая: дефицит квалифицированных рабочих, старение научных и производственных кадров. Численность работников до тридцати лет в отрасли на данный момент образовывает двадцать с маленьким процентов — это настоящая неприятность.
Первая жертва громов и молний Медведева
Но, согласно точки зрения специалистов, имеется еще, как минимум, две значительных неприятности в русском космической отрасли, приводящие к отказам уже, казалось бы, испытанной техники. Первая — это падение культуры производства, либо элементарное несоблюдение технологической дисциплины. Вторая — нецелевое применение (как это именует глава Счетной палаты Сергей Степашин) средств, выделяемых на космическую деятельность.
Потому, что каждую из этих двух неприятностей тяжело отнести к проявлению того, что сейчас именуют актуальным словосочетанием системный кризис (в действительности — дабы докручивать гайки на конвейере либо не красть, не обязательно поменять стратегию национального развития страны), премьер заговорил о персональной ответственности за недавние аварии. Необходимо определиться, кто виноват в серии последних неудач, где были допущены просчеты, и в любом случае выяснить меру ответственности всех сопричастных к этим проблемам. Часть ответов я приму сейчас,- дал обещание во вторник Медведев.
Тяжело сообщить, как отмеченная Степашиным неприятность имела отношение к Центру имени Хруничева, где был изготовлен отказавший Бриз-М, но первая (падение технологической дисциплины и культуры производства) разумеется, имела и яркое. Как согласился сам глава Центра Владимир Нестеров на протяжении заседания у Дмитрия Рогозина, отказ Бриза-М случился по причине того, что что-то попало в трубопровод РБ.
В четверг эту же обстоятельство подтвердил и начальник Роскосмоса Владимир Поповкин, сообщив, что случилось замусоривание магистрали наддува дополнительных топливных баков горючего Бриза-М. По всей видимости, предвидя, что ему не избежать персональной ответственности за серию последних неудач, Нестеров просил об увольнении с должности начальника Центра.
Без важной госприемки снова не избежать поломки
Снятия, наказания… Да, неверное, без них никак не обойтись. Особенно в случае если учесть, что быть начальником космического производства — дело не только важное, но и очень денежно вознаграждаемое. По словам Поповкина, у глав фирм ракетно-космической отрасли заработной плата в разы выше, чем у него самого.

Сойти с капитанского мостика для того чтобы предприятия значит лишиться очень солидного дохода. Вот и дополнительный стимул обеспечить качественную работу вверенного тебе производства, дабы не быть снятым с должности его капитана.
Но это — из области деструктивных мер. А как по поводу конструктивных? Предложены и такие. Одна из них — создать государственную корпорацию Роскосмос по примеру Росатома. Другими словами поменять структуру управления отрасли. Вторая — ввести госприемку. Это — что-то подобное военной приемки в период СССР, в то время, когда на фирмах были свободные от начальников данных фирм, но подчиняющиеся Минобороны армейские приемщики.

Если они подмечали какие-нибудь недоработки в изделиях, либо что-то, согласно их точке зрения, делалось не так, то они были в праве эти изделия не принимать либо кроме того вмешаться в производственный процесс с целью исправления обстановки.
В соответствии с этим принципом, в рамках космической отрасли, как утверждает Владимир Поповкин, случится создание свободной совокупности контроля качества, подведомственной Роскосмосу, выведение отделов технического контроля из подчинения глав цехов, замыкание этих подразделений на помощников начальников предприятий по качеству, согласование назначений этих чиновниковов с Роскосмосом для того, чтобы придать им большую независимость.
Мы вводим 13 этапов контроля за созданием космической техники, — продолжил развивать эту идея глава Роскосмоса (процитировано агентством Interfax). — На каждом этапе будем заслушивать чиновниковов, принимать решения, выдавать советы. Это разрешит хватать замечания не на этапе летно- конструкторских опробований, а давать предупреждение их на более ранних этапах… По большому счету, в случае если сказать о переходе к совокупности управления качеством, — резюмировал Поповкин, — это переход от совокупности поиска неточностей к совокупности их недопущения.
Согласно точки зрения Ширяева, создание корпорации Роскосмос прямого влияния на возможность аварий не окажет. А внешний контроль клиента — по аналогии с военной приемкой — может дать отличных показателей из-за независимости контролеров.
Мысль госприемки в полной мере здравая. Имеется, действительно, одна неприятность. О ней сообщил главред издания Новости космонавтики Игорь Маринин. Так как приемщики (либо контролеры — помощники начальников предприятий по качеству), — отметил он, — должны быть людьми весьма умелыми и квалифицированными, дабы компетентно произвести данную приемку.

И к тому же они должны быть всецело денежно и административно свободны от управления предприятия. Где вы на данный момент таких отыщете? Лишь в случае если искать среди старой гвардии. Но какое количество ее еще осталось?
Рогозин: не повторяйте вчерашний сутки и не опасайтесь грезить
При всей важности заседания, совершённого у премьера, то, которое прошло незадолго до у помошника премьер-министра, представляется более серьёзным и занимательным с позиций вскрытия системных, куда более глубоких обстоятельств кризиса, поразившего русского космическую отрасль.
Без стратегической цели — нет развития, а альтернативой формированию возможно лишь застой. Его мы на данный момент и замечаем в русском космонавтике. Попытка начать выход из застоя была сделана весной этого года, в то время, когда Роскосмос опубликовал Стратегию развития космической деятельности России до 2030 года. Голос Америки уже писал об данной сборной солянке в статье Как Российская Федерация Америку в космосе обогнала. Стратегия включает в себя строительство и новой околоземной станции, и космического лифта, и космических электростанций, и полет астронавтов на Луну, да большое количество чего еще.
Но, согласно точки зрения Рогозина, эти стратегические замыслы — разбросанные по полу зерна, каковые неизвестно, прорастут ли. Он назвал все стратегические проекты Роскосмоса прошлым днем. И с этим тяжело не дать согласие.
Как еще возможно охарактеризовать, к примеру, самый амбициозный план этого ведомства из тех, каковые оно собирается осуществить сомостоятельно, в частности — полет русских астронавтов на Луну? Так как по сути это будет повторением Аполлона, в особенности с учетом того, что Роскосмос непременно будет пробовать реализовать этот проект самый экономным методом. Кроме того в случае если Российская Федерация пошлёт астронавтов на Луну в первой половине 20-ых годов XXI века, Аполлону к тому времени исполнится больше полувека.
Основная неприятность космической отрасли содержится в том, выделил Рогозин, что у нее нет стратегической цели. Наряду с этим помошник премьер-министра совсем верно сформулировал условия для ее постановки. Нужно не опасаться грезить, — отметил он, — наблюдать дальше, привлекать к работе молодых инженеров — казалось бы, фантазеров, но их проекты — это проекты завтрашнего дня. А на следующий день лежит лишь в дальнем космосе, за пределами лунной орбиты.
Рогозин подчернул, что переводит космическую отрасль на ручное управление (в авиации это именуется штурвальный режим), наряду с этим сам будет держать руки на ее штурвале. Остается лишь захотеть, дабы, с одной стороны, он поставил перед русским космонавтикой цель — мечту, а с другой — сделал все возможное для ее успехи.

Источник: Голос Америки

Космический буран.Битва за космос.Документальный фильм


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: