Сады и парки городов и местечек белоруссии в xviii-xx веках

      Комментарии к записи Сады и парки городов и местечек белоруссии в xviii-xx веках отключены

Сады и парки городов и местечек белоруссии в xviii-xx веках

Эта маленькая работа написана хорошим языком, рекомендуется для устного сообщения (доклада) и может служить основой для эксурсионных текстов.

Широкий перечень литературы разрешает развить эту работу до отметки курсовой и дипломного проекта, и окажет помощь в проектировании парков, скверов, приусадебных и отельных территорий отдыха. 

Особенно полезным есть внимание к местечкам (малым населенным пунктам торгово-ремесленного назначения), как раз посёлки и исторические малые города для зеленого экологического туризма самый занимательны.

парки и Сады городов и местечек Белоруссии в XVIII-XX столетиях

 Введение

Парк — широкая (в большинстве случаев больше 10-15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин пробрался в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу либо участок леса с красивыми аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т. п. На данный момент парки рассматриваются как наиболее значимый элемент городском рекреации и системы озеленения; они делают оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции.

Актуальность моей работы содержится в том, что хоть и садово-парковое мастерство есть достаточно изученным нюансом истории, но все же остаются кое-какие нюансы, каковые были не затронуты либо малоизученны. Как раз исходя из этого я выбрала изучение муниципального садово-паркового мастерства, его развитие в течении XVIII — начале XX столетий, влияние садов и парков на судьбу муниципального населения в целом.

Целью моей курсовой работы есть продемонстрировать развитие и становление садово-паркового строительства в городах Белоруссии в XVIII — начале XX вв.

Выбранные мною хронологические рамки не случайны — это развития и период становления садово-паркового мастерства на территории Белоруссии. Это период от появления частновладельческих парков предназначенных лишь для их гостей и хозяев дворян (XVIII век) до строительства первых городских парков предназначенных для всего городского населения.

В собственной работе я разглядываю развитие парков таких городов как Минск, Могилев, Гомель, Несвиж, Витебск и местечек как Ружаны, Слоним, Кобрин, Свислочь и др. В каждом и перечисленных городов и местечек в изучаемый мною период имелись сада и парки, причем они могли быть не одни. Я желаю разглядеть эволюцию паркового строительства на территории Белоруссии, проследить за трансформацией стилей паркостроения, выделить в них что-то общее и их различия.

Помимо этого я желаю продемонстрировать, что парк не был лишь место где росли редкие деревья и высажены цветы, но да и то, что парк, в особенности середины XIX столетия, являлся весьма популярным местом с целью проведения свободного времени у всех кругах муниципального населения. И эта особенность проявляется лишь в городе.

Предметом моего изучения являются муниципальные парки Белоруссии.

Объектом моего изучения есть садово-парковое строительство в белорусских городах в течении XVIII — начале XX столетий.

С целью достижения данной цели мной решены следующие задачи:

1. Изучить литературу о садово-парковом мастерстве на территории Белоруссии.

2. Проанализировать развитие культуры в городах Белоруссии в XVIII — начале XX вв.

3. Охарактеризовать важнейшие монументы садово-паркового мастерства Белоруссии.

4. Проследить эволюцию в садово-парковом мастерстве на территории Белоруссии в XVIII — начале XX вв.

Главные способы мое изучения, каковые я применяла при написании собственной курсовой работы — это:

  • историко-описательный: я обрисовывала садово-парковые композиции городов Белоруссии, их строительство и историю.
  • историко-сравнительный я сравнивала парки и сады частновладельческие и муниципальные, городов и местечек.

1. историография и Источники

Для изучения данной темы я применяла литературу современных авторов, каковые обрисовывают садово-парковое мастерство Белоруссии, и краеведческую литературу обрисовываемого мною периода (XVIII — начало XX вв.). Ниже я подробнее обрисую применяемую мной литературу.

В работе Л. Виноградова «Гомель. Его настоящее и прошлое», которая была написана в начале ХХ века, создатель говорит историю города с момента его происхождения сейчас. Обрисовывает развитие экономики города Гомеля.

Он приводит в пример разные показатели экономического замысла. Приводит схемы и различные таблицы. Приводит описание внешнего вида города.

Для собственной работы я применяла описание автором муниципального парка князя Паскевича его значение и внешний облик его для местных жителей [5].

В работе А. С. Дембоветского «Опыт описания Могилевской губернии» я применяла второй том, что был издан еще в конце XIX, создатель детально обрисовывает города Могилевской губернии, говорит об их населении, внешнем виде, развитии экономики. Особенное внимание создатель уделяет городу Могилеву. Приводит схемы и различные таблицы. Для собственный работы я применяла описание автором города Могилева, строительство муниципального отношение и парка к этому событию жителей.

Так же я забрала описание гомельского парка его историю и современный тогда внешний вид [26.].

В историческом очерке Н. Я. Никифоровского «Странички из недавней старины города Витебска» создатель в увлекательной форме обрисовывает город Витебск финиша XIX — начала XX столетий. В книге детально рассказывается история города, описание его внешнего вида, занятия и жизнь жителей. Для собственной работы я применяла описание автором садов и парков города Витебска, их значение в жизни муниципального населения [17].

Кроме этого я применяла географическо-статистический очерк о городе века группы и Гомель начала авторов: Ф. Я. Жудро, Н. А. Сербова, Д. Н. Довгялло. Тут написана краткая история города Гомеля, его современный внешний вид, детально описывается архетиктура города. Для собственной работы я применяла описание авторами садов и парков города Гомеля, их внешний вид, и роль в жизни муниципального населения [25].

В монографии Антипова В. «Парки Белоруссии» в увлекательной форме создатель говорит о развитии и становлении паркового строительства в Белоруссии, его связи с садово-парковым мастерством России, Западной Европы и Польши. Изложенный материал иллюстрирован из истории развития отдельных композиций и ансамблей парков. Обрисованные парки забраны под охрану страны.

При характеристике древесных видов выделены самые ценные с дендрологической точки зрения породы, и имеющие главенствующее композиционное значение. Для собственной работы я брала описание паров городов Белоруссии, их внешний вид на момент создания и современный, описание редких видов деревьев[1].

В работе Федорука А. Т. «Садово-парковое мастерство Белоруссии»изложены главные исторические этапы развития садово-паркового мастерства на территории Белоруссии. Характеризуются регулярный и пейзажный парки, особенности их планировочного построения, многообразие архитектурных сооружения, насаждений и водоёмов. Для собственной работы я применяла описание парков городов Белоруссии в XVIII — начале XX веков[18].

В 6 томе серии «Белорусы» называющиеся «Публичные традиции», что посвящен изучению неприятностей исторического развития разных форм публичных традиций белорусов. С позиции современной этнологической науки освещены работа сельской общины, ремесленных цехов, православных братств, земств, городского самоуправления, развитие судебной совокупности.

Раскрываются характерные черты публичных форм провождения свободного времени, особенности христианских, календарных, опытных и национальных праздничных дней. Для собственной работы я забрала описание свободного времяпрепровождения жителей в XIX — начала XX столетий. Особое внимание уделила роли парков в свободном времени и отдыхе у жителей [4].

В книге «культура городского и Общественный быт населении Белоруссии» рассматривается публичный духовная и производительный быт культура муниципального населения Белоруссии начиная с XV века и до отечественного времени. Особенное внимание уделяется советскому периоду. Для собственной работы я применяла информация о провождении свободного времени городского населения, особенное внимание уделяла роль парков в жизни муниципального населения [6].

В монографии З. В. Шибеко «Странички судьбы дореволюционного города» описывается город Минск в дореволюционное время. В Минске, очень сильно уничтоженном в годы ВОВ, в отличии от большинства древних городов практически не сохранилось уголков — свидетелей его многовековой истории. Авторы предприняли попытку воссоздать образ города финиша XIX начала ХХ века.

Основываясь на архивных документах, периодических и иных изданиях того времени, они обрисовывают улицы строения, скверы дореволюционного Минска, говорят о занятиях жителей, рисуют картины муниципальный судьбы, знакомят с представителями различных классов и социальных групп. Для собственной работы я применяла описание авторами внешнего вида города, рассказы об его постройке, описание улиц, парков, скверов, их роль в жизни муниципального населения [22].

В работе А. Н. Кулагина «Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Беларуси, вторая добрая половина XVIII — начало XIX вв.» анализируется развитие дворцово-усадебной архитектуры Белоруссии периода вторая добрая половина XVIII — начало XIX вв., сложный путь ее художественно-стилевого развития от позднего барокко к классицизму. Рассматриваются главные элементы дворцов и усадебных комплексов: архитектура дворцов и усадебных домов, их интерьеры, парки с малыми архитектурными формами, хозяйственные и служебные постройки. Для собственной работы я применяла описание усадебных парков городов Белоруссии, их описание и художественно-стилевое развитие [13].

В монографии А. Атрушкевича «Дорожками ветхого парка» рассказывается о парке им. Луначарского в городе Гомеле. Тут идет рассказ о истории строительства парка и о современном внешнем виде. Для собственной работы я применяла описание строительства его изменения и парка в течении XIX столетия. [3]

Так возможно сделать вывод, что литература о истории садово-паркового строительства Белоруссии имеется. В ней достаточно детально описывается создание и история парков Белоруссии, но не акцентируется внимание на городских парках и на их роли в жизни муниципального населения.

2. Неспециализированная черта садов и парков городов и местечек Белоруссии в XVIII — начале XX вв.

История дворцово-паркового мастерства на территории Беларуси, есть неизученным нюансом многогранной истории нашей страны. Парки всегда являлись примером творчества, самовыражением той либо другой их создателей и эпохи. Парки были серьёзной составляющей судьбе не только самой состоятельной части тогдашнего общества — дворянства, но и простолюдинов.

Развитие садово-паркового мастерства определялось прежде всего социально-мировоззренческими взглядами и экономическими условиями, исходя из этого в древних парках нашли собственный отражение уклад судьбы, идеи, эстетические воззрения соответствующей эры. На утверждение необычного культа природы в садово-парковом мастерстве громадное влияние оказали философия, публицистика, театр, наука.

Усадебно-парковые ансамбли Беларуси представляли собой высокохудожественные образцы, в которых воплотились прогрессивные планировочные идеи собственного времени. направляться подчернуть, что для Беларуси, в отличие от России и Западной Европы, свойственны были парки намного меньших размеров. Им были свойственны довольно малые площади, более скромное декоративное убранство, интимность, несложные симметричные композиции.

С белорусскими усадьбами связаны имена таких известных исторических деятелей, искусства и представителей литературы, как Н.П. Румянцева, И.Ф. Паскевича, А.В.

Суворова, Ф. Богушевича, В. Ваньковича, М. Ельского, М. Огинского, Ю. Немцевича, И. Репина и др. К сожалению, очень многое в садово-парковом мастерстве безвозвратно утеряно. Но то, что осталось, есть историческим наследием, имеющим огромное научное, практическое и воспитательное значение.

Первые попытки декоративного садоводства на территории Беларуси предпринимаются только с середины XVII в. (в Западной Европе — с XV в.). Это происходило вследствие того что тесные дворы средневековых белорусских замков, феодальных усадеб были неудобны для создания парковых композиций.

Вынужденные защищаться от постоянных иноземных набегов, междоусобной борьбы феодалы возводили неприступные крепости с огромными толстыми стенками и маленькие по площади, что не давало формированию паркового строительства. С потерей замками собственного оборонного значения к середине XVIII в. Быстро расширят собственную географию дворцово-усадебное строительство. Оно выходит за пределы собственных городов крепостей, распространяется в землевладениях шляхты и магнатов.

Феодальная резиденция формируется в дворцово-парковый либо усадебный комплекс с широким комплектом служебных и хозяйственных построек (дворцы Огинского в Слониме, Тизенгауса в Гродно) [13., с. 3].

Происхождение первых декоративных садов (парков) происходило под влиянием идей итальянского Восстановления. Как раз исходя из этого, эти посадки стали называться «итальянских садов» (Несвиж, Мир). Со временем парковые насаждения становятся неотъемлемыми и нужными атрибутами фактически каждой дворянской усадьбы.

До середины XVIII в. главным стилистическим направлением в садово-парковом мастерстве было барокко. Его эра связана с созданием ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, музыка, садово-парковое и прикладное искусство были отмечены печатью импозантности и торжественности. Парки итальянского типа создавались в тех случаях, где местность имела пересеченный рельеф.

В «итальянских» парках на базе регулярно-осевой совокупности предусматривалось оформление передов рельефа местности в виде террас, пандусов, гротов, лестниц. Как правило в таких парках рельеф обыгрывался 3 — 4 террасами. У их основания, в большинстве случаев, устраивался водоем.

В один момент с «итальянскими садами», развиваются «французские» парки — парки регулярного типа. Для них были свойственны четкость форм, уравновешенность и ясность композиций, господство прямых линий, строгость пропорций и геометрическая правильность, добропорядочная простота.

Главной изюминкой классического стиля явилось применение многоосевых структур, связанных рядом композиционных узлов в однородное законченное единство. Парки могли быть симметрично-осевыми, многоосевыми, многоэлементными. Композиционно их составные части характеризовались четкостью пропорций, регулярным ритмом размещения. Любой участок отличался идеальной точностью линий и тщательной обдумательностью подробностей.

Парковым ансамблям этого периода было свойственно рвение к парадности, раскрытию главных видов на дворец.

На красивых равнинах Белоруссии, являющихся красивой ландшафтной базой, был создан последовательность парков регулярного характера — в Слониме, Поставах, Ружанах, других городах и Рогачеве и местечках. Белорусские регулярные парки, в большинстве случаев, были маленькими по размерам, умеренно декоративные, с очевидно выраженными чертами хозяйственного назначения. Они органически сливались с окружающими ландшафтами, а определяющей композиционной изюминкой являлись дальние возможности.

Парки имели в основном симметрично-осевое построение, вытянутую на протяжении планировочной оси прямоугольную форму. Время от времени создавались на террасах. Центральная аллея в большинстве случаев совпадала с композиционной осью всего усадебного комплекса.

Главными паркообразующими элементами были аллеи и боскеты, в большинстве случаев формируемые из граба и липы. В боскетах пребывали площадки для танцев и игр, «театр», манеж либо лабиринт. Лабиринты в парках того времени были весьма популярны.

Все это разрешало создавать единый комплекс, включавший архитектурные элементы и окружающую их среду [18, с. 17-18].

Композиция зеленых насаждений как бы продолжала внутреннее пространство дворца, его нарядный интерьер. кустарники и Деревья обрабатывались шаровидно, кубовидно и пирамидально, преобразовываясь в верные объемные элементы, равноценные архитектуре сооружений.

Громадный интерес воображает парк в Ружанах. Он имел радиально-кольцевую планировку аллей, берущих начало у дворца, возможность которых по внешнему периметру замыкали отдельные павильоны.

Создание аналогичных парков потребовало огромных денежных затрат на последующий уход и строительство. Исходя из этого заложить парк регулярного типа имел возможность позволить себе только весьма состоятельный человек. Довольно часто для паркового окружения магнаты приглашали французских мастеров паркостроения. Так, для разбивки парка при дворце Тизенгауза в Гродно был приглашен ботаник из Лиона Жан Эммануил Жильбер.

В мелкопоместных усадьбах подобные парки отличались особенной простотой, поскольку устраивались прежде всего с хозяйственной целью. Одной из главных линия белорусских парков было то, что они формировались на фоне величественных природных панорамах, каковые раскрывались из намерено предусмотренных видовых точек дворцового окружения. Регулярный стиль господствовал в усадебном паркостроении впредь до 80-х годов XVIII в.[18, с. 20].

В пример возможно привести ветхий парк регулярного типа в Витебске, что принадлежал Слебсу. Парк несколькими ступенями спускался к пойме реки витьба, на нижней террасе пребывали два пруда, они существовали до того времени, в то время, когда на месте парка был устроен ботанический сад [1, c.7].

К числу ветшайших в Белоруссии относится парк им. А. В. Суворова в Кобрине. Имение известному полководцу было пожаловано Екатериной II в 1795 году. Современный парк занимает ровную территорию, имеет симметрично-осевое построение характерное для регулярных парков Белоруссии XVIII в., вытянут на протяжении оси в виде прямоугольника.

Главная композиционная ось ориентирована направлении север — юг. С северной стороны в парк ведет широкая липовая аллея, заложенная по окончании 1905 г. На месте предней из тополя тёмного пирамидального. Ее продолжением есть центральная парковая аллея.

Усадебный одноэтажный дом размешался на основной оси за парадным партером в глубине парка. По распоряжению А. В. Суворова служебные постройки выносятся за пределы парка, а неподалеку от дома сооружается маленькая часовня. На протяжении композиционной оси вытянут маленькой прямоугольной формы пруд. Две аллеи, расположенные симметрично центральной, и поперечные образуют в парке совокупность прямоугольных боскетов.

В регулярном парке они являлись главными объемно-пространственными композиционными элементами, формируемыми из деревьев и кустарников и предназначенными для отдыха, спортивных игр. Часто они были местом выращивания цветов, плодов и ягод. В парке прослеживается 16 боскетов разных размеров.

В их обсадке использованы деревья разных возрастов [18, с. 41- 43].

В общем возможно заявить, что белорусские парки во французском стиле периода Речи Посполитой к настоящему времени фактически не сохранились либо же сохранились отдельные полуразрушенные фрагменты. Полостью провалились сквозь землю созданные в Слониме превосходно парки и устроенные сады. Прекрасными садами был окружен господский дом в местечке Яново (Брестская область) — родовое имение Шуйских. В местечке Свислочь возможно видеть остатки широких садов и шикарного дворца.

В том месте сохранились следы громадных террас с малыми перепадами, завершающихся водоемом, и боковая аллея. Позднее около парка был высажен последовательность экзотов: пихты бальзамической и сибирской, псевдосуга серая и сизая. Лиственница американская , европейская, сибирская и др.[1. с. 13 -15].

В последней четверти XVIII в. на смену регулярным паркам приходят пейзажные («британские сады»). Утверждению парка нового пейзажного типа содействовал проявившийся в это время обостренный интерес общества к природе родного края. Паркостроение шло параллельно с мастерством живописи, в произведениях которой все чаще высказывался восхищение к свободным самопроявлениям нетронутой природы.

Кроме этого на утверждение необычного культа природы в садово-парковом мастерстве громадное влияние оказали кроме этого философия, литература, публицистика, театр, наука. Их средствами отвергалось подчинение природы абстрактной геометрической схеме и проповедовалось раскрытие неиссякаемых возможностей пейзажа в красивой многообразии его проявления. В Белоруссии появляются паркостроители, обучавшиеся содово-парковому мастерству в Лондоне (Миклер, Дионизи).

В общем композиция парка пейзажного типа планировки основывалась на реализации 6 ключевых принципов, определяющих: 1 — построение паркового интерьера; 2 — элемент регулярности в парадной части ансамбля; 3 — связь с окрестным ландшафтом; 4 — использование и подбор не сильный; 5 — устройство водоема; 6 — распространение архитектурных сооружений в парковой среде [13, с. 112].

Дворцово-парковая архитектура этого периода отличается величественной простатой. Внешней импозантности придворного мастерства прошлого было противопоставлено благородство образов, строгость рисунка, чёткость и уравновешенность композиции. Для пейзажных парков Беларуси были свойственны свободная динамичная красивая композиция, раскрытие бесконечного природного ландшафта.

Первоосновой пейзажных парков являлся рельеф, определяющий их объемно-пространственную структуру. Они закладывались на самых красивых территориях — с лесными массивами, ледниковыми формами рельефа, буграх. Особенно громадна была роль дальней возможности в парках, расположенных на высоких речных террасах (Гомель, Хальч, Славгород и др.).

Композиция парка строилась на свободной трассировке дорожек и аллей в их естественном целесообразном устройстве. В зависимости от размеров пейзажные парки подвергались разнообразному функциональному зонированию. В них создаются нарядный партер, прогулочные маршруты, водоемы, вольтеры и пр.

В парках этого периода обширно употреблялась чугунная, так называемая вечная, мебель. Стулья, скамьи, столики при помощи маленьких колес относительно легко передвигались. В их орнаменты вводились стилизованные формы растений, чем достигалось соответствие архитектурных изделий парковой среде.

С учетом новых канонов в Белоруссии видоизменялись ветхие, регулярные, и создавались новые парки. На месте боскетов формировались лужайки и древесные группы свободных очертаний, вместо прямолинейных аллей пришла извилистая дорожно-тропиночная сеть с видами на парковые пейзажи. Бывало и без того, что парк регулярного стиля оставался без трансформации, а рядом формировался новый на базе пейзажной организации [18, c. 34 — 35].

В парковых композициях пейзажного типа громадное внимание уделялось разным водоемам. Часто водоемы размешались симметрично перед партером, фиксируя въезд в усадьбу, либо помогали естественной границей парка. Водотоки с уклоном имели не только чисто композиционное значение несмолкаемые говор воды придавал парковым пейзажам особенную привлекательность в различное время года. Кроме этого местные мастера добились громадных удач в создании неестественных водоемов.

В отличие от водоемов регулярных парков верной геометрической формы, с чёткостью и исключительной прямолинейностью береговых линий, в пейзажных парках они имели естественное, свободное очертание. На некоторых водоемах создаются неестественные острова с арочными мостами и беседками. Водоемы определяли построение парковых пейзажей. [18, c. 37 — 39].

В садово-парковом мастерстве этого периода воплотились лучшие черты романтизма. Отрицая неизменность канонической совокупности классицизма романтизм провозгласил творческую свободу живописца. В соответствии с романтическим восприятием природы микромир парка был направлен на раскрытие настроения, душевного состояния человека, его узкого психологизма.

Уединение в садах не средством к философскому углублению в сущность природы, а красивым само по себе. Смена настроений достигалась различными приемами: чередование радостных солнечных полян с чёрными рощами и массивам; введение в композиции руин, монументов, камней с эпитафиями, этнографических сооружений на мотивы сельской судьбе, подбору деревьев с чёрными страницами и др.

В каждом парке громадное внимание уделялось архитектурно-декоративному оформлению (павильоны, башни, беседки, перголы и др.) Они акцентировали композиционно серьёзные территории пейзажа, подчеркивали их особенности.

Особенности композиции парка подчеркивали древесные насаждения в виде солитеров, групп, массивов, аллей и др. Благодаря «росписи растениям, произрастающим в окрестностях г. Гродно…», составленной И. Жилибером известно о произрастании в Белоруссии

Проект 112 — Все города Беларуси


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: