Самарские конструкторы рассказывают о пуске ракеты-носителя союз-ст из гвианского космического центра

      Комментарии к записи Самарские конструкторы рассказывают о пуске ракеты-носителя союз-ст из гвианского космического центра отключены

Самарские конструкторы рассказывают о пуске ракеты-носителя союз-ст из гвианского космического центра

Пять лет назад, 21 октября 2011 года, из Гвианского космического центра во Французской Гвиане состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Альянс- СТ, созданной и изготовленной в отечественном самарском РКЦ Прогресс.
Это был основной итог долгой совместной работы в рамках интернационального проекта Альянс в ГКЦ. Самарские эксперты доказали: их знания, опыт разрешают делать самые непростые задачи интернационального уровня.
21 октября на Прогрессе за круглым столом собрались те, кто готовил совместную российско-французскую программу у нас в Самаре. Вспоминали прежнее, говорили об хороших рабочих, о людских взаимоотношениях с французскими сотрудниками… А через пара дней Роскосмос заявил о вероятной приостановке поставок ракет-носителей Альянс во Францию.

Обстоятельства — и политические, и денежные. Самарские эксперты весьма сохраняют надежду, что обстановка разрешится, она ни за что не умаляет достижений долговременного российско-французского сотрудничества в области космонавтики.
Начинали… с тысяч документов и спецсловаря терминов
— Французская сторона разрабатывала всю строительную часть проекта, объекты инфраструктуры космодрома, а отечественная русский несла ответственность за ракету-носитель и все наземное технологическое оборудование, которое находится в контакте с ракетой, и строила мобильную башню, — вспоминает помощник главного конструктора — основной конструктор по средствам выведения АО РКЦ Прогресс, начальник первого запуска самарской ракеты-носителя из Гвианского космического центра Дмитрий Баранов.
— В начале проекта мы трудились под управлением главного конструктора Дмитрия Ильича Козлова. Команда. Сильная и целеустремленная. Это и было залогом отечественных удач.

Большое количество сил положил в реализацию этого проекта председатель совета директоров Александр Николаевич Кирилин, — отмечает помощник начотдела Андрей Сидоренко. — Дискусия по вопросу началось еще в 1995 году, тогда сотрудники предприятия в первый раз посетили Гвианский космический центр. Наша страна уже была открыта, шел обмен опытом по самым различным направлениям, среди них и ракетно-космическому. Ответ о сотрудничестве произошло на уровне кабинетов министров двух государств.

К нам приезжал французкий президент, дабы заметить Самарский космический центр. Проект приобрел денежную помощь, и совместная работа началась.
— С 1998 года мы начали совместно прорабатывать техническую часть. С 1999- го на Альянсах запускались зарубежные космические аппараты, и французы убедились в надежности отечественной ракеты, — говорит начотдела по эксплуатации и разработке технических комплексов Александр Железнов. — Из-за чего потребовался столь долгий срок до первого пуска? Мы трудились по своим нормативным документам, у французских экспертов были пара иные процедуры.

Нам на первых порах кроме того казалось, что у них излишние требования по безопасности. Но, общаясь с зарубежными партнерами, мы осознали: так верно.
На том этапе, вспоминают самарские участники подготовки проекта, было создано и выпущено пара тысяч (!) документов по порядку проведения всех работ, надёжности и обеспечению качества, отслеживанию хода работ, правилам ведения документации. Кроме того был создан особый словарь терминов, дабы обе стороны максимально осознавали друг друга.
Ракета плыла по Атлантике
В последних числах Июля 2008 года во Французскую Гвиану прибыла первая партия русского оборудования. В августе начались пусконаладочные работы и монтаж.
— В первоначальный раз отечественная самарская ракета-носитель плыла морем. По земле ее доставили до Петербурга, оттуда началось морское, после этого океанское путешествие до побережья Южной Америки, — уточняет увлекательные нюансы Дмитрий Баранов. — Предстояло преодолеть около десяти тысяч километров. Ракета-носитель перевозилась блоками.

Кстати, блоками она доставляется и на космодромы Байконур, Плесецк. Что касается отечественного сотрудничества с французскими сотрудниками, 15 пусков В первую очередь действия программы Альянс в ГКЦ уже произведено, одна ракета на данный момент находится во Французской Гвиане, еще две собирались отправиться в такой же океанский путь к экватору.
Исторический старт
Первая ракета-носитель была послана за океан строго в сроки, каковые оговаривались договором. Но полетела она лишь через два года. В 2010-м прибывший в Гвиану расчет самарских экспертов совершил техобслуживание, включил и проверил все оборудование.

В мае 2011 года был совершён первый этап проверки стартового комплекса: вывоз ракеты-носителя, опробования без заправки компонентами горючего.
21 октября 2011 года состоялся исторический старт.
— Тот первый пуск, конечно же, был напряженным, психологически весьма тяжелым. Его отложили на дни из-за технического сбоя при заправке. Он планировался 20 октября.

Но после этого, 21-го, все прошло благополучно, — говорит помощник главного конструктора по средствам выведения Александр Черевань.
— На первом запуске ракеты с русского космодрома Восточный в апреле напряжение было таким же. Что ж, новые объекты, новые условия, — проводит сравнение Дмитрий Баранов. — Но это отечественная работа, отечественная ответственность.
Для истории точно будут увлекательны такие космические параллели: в ночь с 25 на 26 апреля 2016 года состоялся очередной старт самарской ракеты- носителя со стартовой площадки Куру, а через два дня — первый исторический старт со стартовой площадки Восточный. В космос кроме этого отправилась ракета, на которой могло быть написано Сделана в Самаре.
— Мы стараемся неизменно и везде выделить, что мы — эксперты Самарского ракетно-космического центра, — акцентирует Андрей Сидоренко. — Наша компания известна во всем мире, мы стараемся подтверждать отечественные удачи делом.
Этапы громадного пути
Июль 1998 года: принято решение о создании коммисии по вопросу строительства стартовой площадки для ракеты-носителя Альянс на Куру. Май 2002 года: подписан протокол Соглашения между Арианэспас, Росавиакосмосом и АО Старсем по созданию совокупности запуска РН Альянс на Куру.

Июнь 2002 года: Совет министров государств — участников Космического агентства ЕС принял политическое ответ о создании космодрома для РН Альянс- СТ с РБ Фрегат в Гвианском космическом центре. Сентябрь — декабрь 2002 года: самарское ЦСКБ — Прогресс приняло участие вместе с несколькими ракетно-объединениями и космическими организациями в разработке первой фазы эскизного проекта космодрома.

Декабрь 2002 года: бригада экспертов, в составе которой были и сотрудники самарского ЦСКБ — Прогресс, совершила первые рекогносцировочные работы на космодроме Куру. Май 2003 года: на уровне Космического агентства ЕС принято решение о финансировании проекта.

7 ноября 2003 года: подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о долговременном сотрудничестве в области создания и размещения ракет-ракеты и использования носителей-носителя Альянс-СТ в Гвианском космическом центре. 2004 — 2006 годы — подписаны договора на создание и проектирование мобильной башни обслуживания стартового комплекса, комплекса запуска и других объектов.

Июль 2008 года: прибытие во Французскую Гвиану первой партии наземного оборудования комплекса запуска Альянс. Ноябрь 2009 года: прибытие во Французскую Гвиану первых двух РН Альянс-СТ. 21 октября 2011 года: успешный первый пуск РН Альянс-СТ-Б. 16 декабря 2011 года: успешный пуск РН Альянс-СТ-А.

Так, комплекс запуска Альянс всецело введен в строй.
Дата: 30 октября 2016 , 11:20

Источник: Самарская газета

Запуск РН Союз СТ-А с КА SES-15


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: