Сергей добролюбов: «космические технологии проникли во все области физической географии»

      Комментарии к записи Сергей добролюбов: «космические технологии проникли во все области физической географии» отключены

Сергей добролюбов: «космические технологии проникли во все области физической географии»

Источник: пресс-служба Региональной конференции Международного географического альянса

О том, как технологии дистанционного зондирования Почвы представлены в программе Региональной конференции Международного географического альянса, поведал декан географического факультета московского университета, член РАН Сергей Добролюбов.

С.А. Добролюбов

В программе Региональной конференции Международного географического альянса, которая пройдёт с 17 по 21 августа Москве, будут затронуты перспективы применения и особенности проведения дистанционного зондирования Почвы. Из-за чего это актуально сейчас?

В области географических изучений космические разработки в настоящее одни из самых действенных. Лишь в современной экономической географии нет настоятельной потребности в спутниковых данных, ответственнее национальная и региональная статистическая информация, социологические опросы, а в физической географии практически все науки применяют способы космического зондирования Почвы. Это и геоморфология, гляциология, и биогеография, и гидрология суши, и океанология, и метеорология.

В Арктике, к примеру, по определённым формам рельефа спутники разрешают изучать состояние мерзлоты, а последовательные снимки от года в год дают данные об отступании берегов. Правда в полярной территории существует одна особенность — наклонение орбиты спутника довольно часто не разрешает видеть самые северные районы. Эта неприятность решается, показались кроме того особая арктическая группировка спутников.

Она будет употребляться в навигации для проводки судов по морям Арктики.

Дистанционное зондирование разрешает кроме этого выяснить границы природных территорий и их перемещение. На снимках видны и породы деревьев – новейшие технологии разрешают приобретать изображения в весьма высоком разрешении, из космоса возможно кроме того заметить положения гнездовий птиц, лежбищ моржей.

Само собой разумеется, самый интенсивно употребляются спутники для метеорологических наблюдений, составления прогнозов погоды, и определения очагов лесных пожаров.

Как развиваются космические разработки для географии в Российской Федерации? Какие конкретно неприятности существуют?

Основная неприятность, на мой взор, это отсутствие русских спутников в нужном для изучений количестве. Мы чаще пользуемся данными чужих устройств — канадских, индийских, китайских. Но они трудятся в первую очередь для потребностей собственной территории, с определённым наклонением орбиты, да и информация дорога. Для каждого изучения необходимо выбрать собственный самый эффективный специальный спутник.

В Российской Федерации их не хватает. По окончании 1990-х технологическая база была полностью разрушена, сейчас не достаточно специалистов. Наряду с этим, мы первенствовали в пилотируемом космосе, вкладывали деньги в межпланетные полёты. В итоге, это выяснилось не столь необходимо экономике. на данный момент прикладная наука делается все более серьёзной.

Нас интересуют прямые утилитарные задачи, которые связаны с оценкой действия мерзлотных процессов, опасностей лавин, загрязнения воздуха, обеспечением морской навигации и определением очагов пожара. Не смотря на то, что необходимо осознавать, что эти технологии с применением дистанционного зондирования строятся на фундаментальном знании.

Как технологии дистанционного зондирования Почвы связаны с другими способами, применяемыми в современной физической географии?

Возможно заявить, что существует триединая совокупность – картографирование, геоинформатика и дистанционное зондирование. Зондирование из космоса даёт данные, она обрабатывается и создаётся некая база данных, а обычно и численная модель процесса, которая позже преобразовывается в специальные карты. Раньше вершиной была бумажная карта, сейчас так называемая совокупность помощи принятия ответов — компьютерная совокупность, которая осуществляет анализ и сбор громадного количества информации.

К примеру, по окончании одного нажатия кнопки выводятся эти, в то время, когда наводнение дойдёт до населённого пункта, сколько домов окажется под водой, и какое количество людей потребуется переселить.

Кто представит эти способы участникам Конференции в МГУ?

С лекцией в Москве выступит президент Интернациональной картографической ассоциации доктор наук Георг Гартнер. Кроме этого среди делегатов – учёные-геоинформатики из Столичного национального университета, из Университета географии РАН, Университета космических изучений РАН. В целом, космические способы изучений пробрались во все области физической географии, исходя из этого более 30% докладов будет связано с применением спутниковых разработок.

Как именно работа и знакомство с космическими разработками интегрирована в образовательный процесс на географическом факультете МГУ? С чем сталкиваются студенты на протяжении обучения?

Космические разработки употребляются в учебном ходе на всех кафедрах факультета. Кроме неспециализированных направлений ( Космические способы, к примеру) и потоковых направлений (к примеру, это Дистанционные способы наблюдений в гидрометеорологии), существуют еще и специальные кафедральные (к примеру, на моей кафедре Спутниковая океанология для магистров).

Помимо этого, практически любой курс на физико-географическом потоке включает в качестве информации или космические снимки, или эти, полученные с их помощью (снежный покров, уровень океана. экологическое состояние лесов, заливов и водохранилищ, разливы нефти, эрозионные процессы и т.д.). Для студентов эта информация — нужный инструмент в написании курсовых и выпускных работ. Любой студент имеет навыки обращения с космическими снимками, заказа их через Геопортал МГУ.

Другое дело, не все их используют на практике.

Чего на Ваш взор, не достаточно в образовательных программах вузов и школ (по профильным предметам / направлениям обучения) с позиций знакомства обучающихся с космосом, разработками ДЗЗ и т.п.?

По-моему, основное для школ — уровень образования преподавателей. Если они могут пользоваться таковой информацией, знают, где ее отыскать в сети, а в школах имеется возможность скачивать снимки — значит, и ученики обучатся, заинтересуются, захотят поступать на соответствующие профессии в вузах. Исходя из этого упор на данный момент следует сделать на университеты и педвузы, готовящие а также преподавателей.

Источник: пресс-служба Региональной конференции Международного географического альянса

«Интервью дня»: доцент кафедры физической географии и геоинформационных систем АлтГУ


Подобранные по важим запросам, статьи по теме: