Современный пещерный храм: православие, паломники, хозяйство, экскурсии

      Комментарии к записи Современный пещерный храм: православие, паломники, хозяйство, экскурсии отключены

Современный пещерный храм: православие, паломники, хозяйство, экскурсии

Приводим полную копию репортажа из газеты «МК в Крыму». Для целей отечественного проекта весьма интересно комплексное развитие этого пещерного храма, в котором красиво, умно, весьма интересно решены сходу пара наиболее значимых задач отечественного времени. И среди них — экологические!

— 27 Октябрь 2014. — События

Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову. Во времена преследований церковь воинствующим атеистам не под силу было с ними расправиться, как это происходило с рукотворными храмами в сёлах и городах. Многие из них так и останутся историей, а кое-какие обретают вторую жизнь. «МК в Крыму» посетил восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы, что примечателен не только своим прошлым, но и настоящим — собственный пещерный скит монахи покрыли бисером!
За великолепием по тропе грешников

Мы, непривыкшие на долгое время покидать город, вряд ли сами будем искать пускай и красивые, но удаленные от цивилизации места. Дабы попасть в скит праведницы Анастасии необходимо приложить упрочнения. Подняться пораньше, выдержать часовую поездку на автобусе, а позже с полчаса карабкаться вверх по «тропе грешников», которую, дабы не размывали снега и дожди, монахи выложили автомобильными шинами.

Мелкий горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близь пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились.

на данный момент скит разросся: выросли на горе скромные, но комфортные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необыкновенный сад — металлические бочки, в которых растут фрукты и овощи, издали слышится мычание коров.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать таковой объемный грот осознать сложно. Нынешние жители скита пробовали создать похожий уже посредством современной техники, но гор им не поддалась.

Вход в церквушку через маленькую древесную пристройку. Похожий на громадную, поблескивающую от жидкости, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот лишь и каменную глыбу сходу не подмечаешь — глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками – а ведь это лишь «прихожая».

Какими мы привыкли видеть храмы? Строгие, в основном яркие, в то время, когда солнечный свет струиться из высоких окон, расположенных под крышей церкви… А тут не так. Глубокая пещера, по которой уже и не сообщишь, что это пещера, освещается лишь огнями лампадок. Пламя свечей отражается в тысячах бисеринок, образуя на стенах и потолке причудливые тени. Потолок храма поделили поделённые чередой висящих лампадок бисерные византийский крест и Вифлеемская звезда.

Свободное пространство заполнено уменьшенными копиями этих православных святынь. Наряжали приход практически три года. Монахи трудились над украшением обители поздней в осеннюю пору и зимний период, в то время, когда делать другие работы на улице было уже холодно.

— Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, аналогичных тем, что на святой горе Афон. Забрали их за базу, а позже мало собственного добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа посоветовала нам таковой вариант — гор известковая, сырая и, если бы кроме того желали сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось.

А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой базе, — говорит о храме папа Агафадор.

В каждой вещице дух монастыря

какое количество в церкви лампадок монахи затрудняются ответить. Но подсказывают экскурсоводы, каковые водят в скит большие группы паломников, – тут 65 лампад с бисерными подвесками, и ни одной однообразной. Часть из них легко украшения, а часть зажигаются на протяжении работ, но лишь на протяжении праздничного богослужения загораются все. Десятки светильников, мерцая как мелкие маячки вселенной, порождают чувство жаркой звездной августовской ночи.

Так создается особенная, благодатная для молитвы ситуация. Но светильниками и потолком не заканчивается бисерное великолепие церкви. Стоят в храме стасидии — древесные кресла с откидными сиденьями, подлокотниками и высокой спинкой — на них опираются монахи на протяжении всенощных бдений. На спинках стасидий — десять Божьих Заповедей, вышитых бисером по бисеру.

Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Любой способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Выбирая с любовью каждую бусинку, любой камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие собственной искусной простотой. Рельефные картины с цветочным орнаментом, бисерные тарелочки с ликами святых, громадные древесные кресты, украшенные лакированными камушками – все это возможно не только заметить, но и забрать к себе.

На территории скита имеется церковная лавка, где посетители и прихожане обители смогут купить не только украшения, но и нужные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением разных горных трав, ароматное масло из этих же трав, мелкие магниты, повторяющие орнаменты храма. Любая созданная с молитвой вещица, говорят монахи, хранит в себе дух монастыря.

Люди, в один раз посетившие обитель, в следующее паломничество везут подарки монахам и друзьей об этом же просят. Несут бисер, ненужную бижутерию, пуговицы, морские камушки – тут все идет в движение.

В признательность – украшают икону

По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и пара послушников. Помимо этого, насельники заботятся за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива а также хурма. Имеется у скита и маленькое хозяйство – 12 коров и пара телят.

— В то время, когда показались буренки, братья обучились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сперва не получалось, а после этого освоились – и по сей день излишки идут на продажу. Имеется у нас собственная пекарня, в которой мы печем хлеб, булочки, пироги, просфоры для работы, — говорит папа Агафадор.

Не считая монашеских келий на территории выстроена гостиница для паломников. Тут же смогут остановиться и трудники – люди, каковые желают пожить в монастыре и поработать во имя Всевышнего.

— Сутки в ските начинается в половине шестого утра с утреней молитвы. По окончании завтрака все идут на послушание – делают вверенную им работу. В монастыре положено труд соединять с молитвой, но время от времени человек забывается, уходит в себя, — делится папа Агафадор, — Исходя из этого раз в час звучит колокол, напоминая о долге каждого инока. Через пять мин. второй удар колокола извещает о возврате к работе.

Вечером работа, позже ужин и вечернее молитвенное правило. Такие дни проходят в монастыре, мало похожие друг на друга.

Прихожан у храма мало, сетуют монахи, всего около 40 человек и те приезжие — из Бахчисарая, Симферополя и Севастополя. А вот обитатели окрестных сел в храм редко наведываются. Но приезжают из разных уголков и Украины России — кроме того из якутии и Башкирии.

Просят святую Анастасию о различном, но церковный люд говорит, что Анастасия – покровительница тех, кто находятся в заключении. Довольно часто паломники возвращаются с признательностью святой. Это видно по храмовой иконе праведницы Анастасии: на ней различные подвесочки, серёжки и крестики – их люди несут в признательность за молитвенную помощь небесной заступницы.

Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Богоматери «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: громадная, с колоколами и куполами, яркая – противоположность пещерной часовне. Но, отмечают монахи, его внутреннее убранство также сделают бисерным.

Из досье «МК»
Правильных сведений, в то время, когда появился пещерный монастырь праведницы Анастасии, нет. Если судить по отысканным археологами высеченным греческим крестам, характерным для того времени, и сохранившейся переписке преподобного Иоанна епископа Готского со святителем Стефаном епископом Сурожским, случилось это приблизительно VIII веке, говорят в обители. Тогда в Византии именно начались преследования христиан за иконопочитание — и, спасаясь от казни, монахи переселялись в Таврику, распространяя почитание святой праведницы Анастасии, названной Узорешительницей за ее облегчения и служение страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.

Справка «МК»
Как добраться
Из Симферополя от автостанции Западной любой час отправляются маршрутки до Бахчисарая. В том месте необходимо пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапного. Остановка «Качи-кальон» расположена между деревнями Предущельное и Баштановка.
Редакция сайта благодарит журналиста изд. «МК в Крыму»  Екатерину Крутько за предоставленный материал. 

ПРАВОСЛАВИЕ В ГРУЗИИ. მართლმადიდებლობა საქართველოში


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: