Функциональное разнообразие городов отражается на системной структуре самого города. Структура — способы и система элементов их связей. Планировочная структура — муниципальный организм в единстве связи разных его частей.
В отличие от функциональной планировочная структура владеет большей инерционностью, т.к все ее части имеют привязку к местности. Планировочная структура образует планировочный каркас. Планировочный каркас — совокупность главных функциональных транспортных соединений и узлов. Сердцевиной планировочного каркаса есть центральный район города. Любой город к конечном итоге формирует собственную неповторимую планировочную структуру.
Неспециализированные закономерности таковой структуры проявляются в подавляющем большинстве городов современного мира, что есть одним из проявлений глобального действия процессов урбанизации. Любой город включает в себя три наиболее значимые системы:
?— население,
— экономическую базу,
— инфраструктуру.
Элементами планировочной структуры города являются функциональные территории (районы): жилые, промышленные, транспортные, рекреационные, научно-образовательные, публичных центров, деловых районов и другие. В большинстве случаев самую громадную площадь в городе занимают жилые районы, связанные ежедневными и еженедельными людскими потоками со всеми остальными функциональными территориями.
Одним из ключевых принципов рациональной территориальной организации города есть его функциональное зонирование. Это указывает разделение территории города по типу и характеру ее применения
Разделение территории города на структурные территории, владеющие различной сокровищем и характеризующиеся различными типологическими изюминками – свойство всех городов мира. В базе функциональной организации территории города лежит принцип выделения территорий города, делающих однотипные функции.
в течении многих лет практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифференциации во времени и пространстве главных функций жизнедеятельности человека: работы, жилища и отдыха. Это отыскало собственный отражение в методике функционального зонирования территорий, которая в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* предполагает деление города на три главные территории: селитебную, производственную, ландшафтно-рекреационную (рис. 1.1).
В единое целое эти территории связывает совокупность транспорта.
Селитебная территория (территория расселения населения) — территориальное пространство, предназначенное для реализации бытовых функций населения. В ней размещаются жилищный фонд, сооружения и общественные здания, и отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных территорий.
Главными элементами селитебной территории являются:
? кварталы и жилые микрорайоны;
? участки предприятий и учреждений обслуживания внемикрорайонного
значения;
?зеленые насаждения неспециализированного пользования внемикрорайонного значения;
?улицы, дороги, проезды, площади внемикрорайонного значения.
Производственная территория предназначена для размещения предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их умелыми производствами, коммунально-складских объектов, объектов инженерной инфраструктуры сооружений внешнего транспорта, дорог внегородского и пригородного сообщений. В составе производственной территории в большинстве случаев выделяют подзоны (районы):
?? промышленные;
?? научные и научно-производственные;
?? санитарно-защитные;
?? коммунально-складские.
Производство довольно часто формирует негативные санитарно-гигиенические и экологические условия как на самой территории предприятия, так и на прилегающей территории. Это делает нецелесообразным размещение фирм в жилых кварталах либо в территориях обслуживания населения.
Для защиты населения города от производственных выбросов между жилой застройкой и промышленным районом формируется санитарно-защитная территория. При размещении предприятий ответственными являются санитарно-гигиенические характеристики производства, каковые в значительной мере воздействуют на размер санитарно-защитных территорий, условия формирования промышленных всей структуры и районов города.
Коммунально-складская территория формируется для размещения складов торговых организаций; предприятий по обслуживанию транспортных средств (трамвайных депо, троллейбусных и таксомоторных парков, парков уборочных автомобилей и др.); фирм бытового обслуживания (к примеру, фабрик-и фабрик прачечных химической чистки); снабженческо-сбытовых баз и складов материально-технического снабжения.
Ландшафтно-рекреационная территория- территория, в которой находятся места массового отдыха населения, большие массивы зелени, районы и курортные территории защищаемого ландшафта.
Городская территория включает в себя кроме этого другие почвы, где размещают питомники, кладбища, отдельные объекты инженерной внешнего транспорта и инфраструктуры, полигоны по обезвреживанию бытовых отходов, почвы для ведения сельского хозяйства и др.
В чистом виде перечисленные функциональные территории, в особенности селитебные и производственные, создаются редко. В большинстве видов тип территории формируется по преимущественному размещению объектов определенного функционального значения. При формировании этих территорий запрещается предусматривать в них объекты, содержимое размещение которых не допускается санитарно-гигиеническими и противопожарными и техническими правилами.
При проектировании городов серьёзное значение имеет верное взаиморазмещение функциональных территорий. К примеру, селитебная территория обязана занимать в городе самые благоприятные участки – сухие, повышенные, прекрасно инсолирумые, приближенные к водоёмам и зелёным ивам. По отношению к промышленной территории селитебные территории направляться располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.
Коммунально-складские районы нужно приближать к прошенным районам города, применяя неудобные и ограниченно пригодные для постройки почвы и санитарно-защитные территории предприятий.
Ландшафтно-рекреационную территорию целесообразно вырабатывать на участках, имеющих водоёмы и естественное озеленение, с учетом возможности обеспечения их эргономичными транспортными связями.
Особенная роль наряду с этим отводится пригородной территории как территории, предназначенной в значительной степени для отдыха населения. Сооружения внешнего транспорта рекомендуется увязывать с улично-дорожной сетью. ЖД вокзалы направляться размещать со стороны главной части селитебной территории, снабжают подобные транспортные связи с городским центром, жилыми и промышленными районами. Грузовые ЖД станции размещают за пределами селитебной территории.
Верное функциональное зонирование территорий по сравнению со свободным размещением элементов города имеет экономические и социальные преимущества. Экономические заключаются в возможности экономии муниципальных территорий, в уменьшении расхода средств на постройку инженерных и транспортных коммуникаций, на благоустройство территорий. Социальные преимущества проявляются в уменьшении и сохранении нагрузки на природную среду города, в улучшении условий проживания населения за счет увеличения удобств при пользовании объектами и транспортом культурно-бытового обслуживания.
Градостроительная практика финиша XX — начала XXI вв. продемонстрировала, что настоящий процесс функционирования больших развивающихся городов не укладывается в рамки «хорошего» функционального зонирования.
Во-первых, на данный момент отмечается, а в будущем ожидается еще более резкое повышение занятости населения в сфере обслуживания и управления, т. е. именно в тех учреждениях, каковые по условиям собственного размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным территориям. Исходя из этого делается все тяжелее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то определенной территории города.
Она охватывает и промышленные территории, и общегородской центр, и жилые районы города. Жилые кварталы скоро насыщаются сетью учреждений обслуживания; объекты рабочий застройки неспешно внедряются в состав жилой застройки.
Во-вторых, догматическое использование функционального зонирования территории города породило спальные районы и вымирающие к вечеру промышленные территории. Наряду с этим отмечается отрицательная реакция населения обособленных жилых кварталов на замкнутость жилых образований, их оторванность от интенсивно функционирующих мест города.
Твёрдый функционализм, некогда явившийся новаторским прорывом к пониманию города как целостной социально-экономической совокупности, на данный момент претерпевает явный кризис. Построение функциональной структуры города на базе конкретно фиксированной в пространстве схемы «работа — жилище — отдых» представляется на данный момент многим экспертам недопустимым анахронизмом, в особенности в больших и наибольших городах.Главная тенденция современного градостроительства пребывает в отказе от функционального зонирования территории чёткого определения и общегородского центра границ функциональных территорий, переходе к созданию многофункциональных комплексов, каковые несут все функции, свойственные городу: жилье, работа, отдых, публичное обслуживание.
10 Самых опасных аномальных зон России!!
Интересные записи на сайте:
- Составные части географической оболочки
- Типология стран мира по экономическому развитию
- Оперативное геоинформационное картографирование
- Структура мирового промышленного производства и ее особенности
- История развития ландшафтной оболочки земли. направленность и периодичность в развитии ландшафтов.
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Функциональные зоны в концентрической модели планировки города парка и берджесса.
Чикагские социологи были одними из пионеров муниципального зонирования. — Ответственным вкладом чикагцев в урбанистику была модель «концентрических…
-
Сравнение преимуществ и недостатков шахматной и лепестковой пространственных структур города.
Планировочная структура города — членение территории города на планировочные районы, функциональные территории и на районы более низких рангов,…
-
Сравнение преимуществ и недостатков линейной и радиально-кольцевой пространственных структур города.
Полосовидная, либо линейная структура. Появляется естественным образом, в то время, когда существуют препятствия для концентрического развития города, и…
-
Территориальная структура хозяйства. территориальная структура промышленности
Территориальная структура изменяется существенно медленнее, чем отраслевая структура, поскольку главные ее элементы посильнее привязаны к конкретной…
-
Изучение структуры, взаимосвязей и динамики явлений по картографическим изображения
Существуют методы работы с Картами: анализ отдельной серии и карты карт. Изучение структуры: Анализ конфигурации картографических образов (геометрия:…
-
Озеро белая стена к юго-западу от пещерного города эски-кермен
GPS 44°37’11.77?С 33°43’29.42?E Озеро (а правильнее пруд) сделано искусственно посредством земляной плотины, возможно, в 1960-е либо 1970-е годы. Балка,…