Тайна неизведанного

      Комментарии к записи Тайна неизведанного отключены

Тайна неизведанного

Человек-Почва-Вселенная — таков мир по образным представлениям и ощущениям в творчестве выдающегося осетинского композитора Жанны Плиевой. Жанна Плиева — человек из будущего, человек-космос, Вселенная, — так характеризуют ее многие критики, и люди, знакомые с ней. Человек из мира высоких материй, иногда непостижимых и недосягаемых, но наряду с этим земная и чрезмерно ранимая.

Каноны биологических ритмов неприменимы к ее по-детски восторженному отношению к подлинной красоте, к ее замечательной женской логике, в математически верных гармониях, в произведениях, созданных ею. Технически ясная музыка Жанны Плиевой узнаваема лишь ей свойственным орнаментом звучания, метроритмом и т.д. Жанна Плиева — явление знаковое на музыкальном Олимпе осетинской музыки. Ее творчество часто вызывает споры не только в среде музыкальной интеллигенции.

Влюбленная в горы и природу собственной Отчизны, покоренная их красотой, она посвятила им последовательность собственных произведений. Жанна творит, формирует, выполняет на характерном для нее музыкальном языке. Композитор, пианистка, педагог Жанна Плиева появилась в Цхинвале. Получала образование Орджоникидзевском (сейчас г.Владикавказ) училище искусств на отделении особого фортепиано у З.Лолаевой. В 1972 окончила Ленинградскую национальную консерваторию по профессии фортепиано, а в 1976 г. — по композиции.

В 1979-85 гг. — директор, учитель Цхинвальского музыкального училища. В 1985-89 гг. — глава президиума музыкально- хореографического общества Южной Осетии. Лауреат III премии Всесоюзного конкурса композиторов (1976 г., премия за Вторую симфонию).

Лауреат II Интернационального конкурса произведений для двух фортепиано (1993 г., Токио, особый приз за пьесу Мираж для двух магнитофонной ленты и роялей). Создатель музыки к мультиприкационному фильму Чудесная свирель, признанному лучшим фильмом 1998 года на Общероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе. Член Альянса композиторов с 1976 г. Заслуженный деятель искусств РСО-А (1989 г.). Выступает с концертами как пианистка в Российской Федерации и за границей.

С 1967 г. участвует во общероссийских, всесоюзных, интернациональных фестивалях современной музыки. В 2002 году была удостоена Национальной премии России за балет Небесное зеркало на сцене Национального обрядового музыкального театра Арваидан.

Ж.Плиева была удостоена Гран-при, приза музыкантов публики и приза оркестра в Интернациональном блиц-конкурсе композиторов Посвящение Моцарту за оркестровую пьесу Sospeso в Москве в 2006 г. Ж.Плиева создатель шести симфоний, трех балетов, в числе которых балет Фатима, Страсти по Эдему и Небесное зеркало, четырех многочисленных произведений и концертов камерной, певческой, инструментальной музыки, музыки кино и театральным постановкам, в числе которых Последний долг, Роковой ход и т.д. Узнаваемый музыковед Манашир Якубов в 1988 г. в издательстве Иристон г. Цхинвал опубликовал маленькую книгу-изучение, посвященное творчеству Ж.Плиевой.

Большое место в собственном изучении он дал трем, на его взор, самым большим и важным произведениям в творчестве Ж. Плиевой. Это балет Фатима по одноименной поэме Коста Хетагурова, певческий цикл Из осетинского эпоса и опера-сказка Дети солнца. Нисколько не умаляя преимуществ всех написанных ею произведений, Якубов дает достаточно широкую трактовку национальных корней в творчестве Ж.Плиевой.

Из изучения М.Якубова делается ясно, что творчество Ж. Плиевой глубоко основано на национальной тематике, на истории, литературе, на прошлом и будущем осетинского народа, ею горячо любимого. Вот что он пишет: Грандиозный мир горского эпоса, населенный множеством храбрецов, биографии которых изобилуют поражающими воображение удивительными приключениями и подвигами, неоднократно уже завлекал северокавказских музыкантов.

Достаточно отыскать в памяти балет Агунда и Ацамаз Дудара Хаханова, оперу-балет кабардино-балкарского композитора Трувора Шейблера Нарты… Ж.Плиева находит в этом воистину неисчерпаемом кладезе народного духа новые, личные, самобытные творческие импульсы.

Ее не прельстили ни фантастические переплетения событий, ни красочные картины смелых сражений, ни недосягаемо возвышенные образы нартов, этих полулюдей, полубожеств, образы, в которых столетиями концентрировались представления о высших преимуществах человека: силе, смелости, справедливости, независимости, уме… В произведении Ж.Плиевой нет и намека на какой бы то ни было увлекательный сюжет, нет и портретной чёрта конкретных храбрецов эпоса.

Музыкант захватывающей непосредственности, Ж.Плиева — не знаю, сознательно либо интуитивно — поставила перед собой тяжёлую, практически неосуществимую задачу: постараться воскресить эмоционально-психотерапевтическую воздух эпического мира, столь отдаленного от отечественной нервной эры. Для этого необходимо было продемонстрировать не условных сказочных храбрецов и не нарочито архаизированных полулюдей, получудовищ, а воссоздать настоящие, живые эмоции, переживания, страсти так, дабы слушатель поверил в их действительность и мог сопережить их вместе с безымянными храбрецами.

Музыкальная общественность России о Ж.Плиевой заговорила по окончании выполнения Первой симфонии в Москве и Ленинграде. Это был успех, и за Первой последовали Вторая, Третья и Четвертая симфонии. Для таковой интенсивной работы в сложнейшем жанре симфонической музыки от Жанны требовалось, кроме знаний и таланта, уже сформировавшееся зрелое отношение не только к музыке и творчеству по большому счету, но и жизни.

Ж. Плиева рано показала собственные артистические свойства, уже со школьной скамейки она удивляла окружающих незаурядной фортепианной техникой. Так, в первой половине 60-ых годов двадцатого века в оставшийся без концертмейстера Юго-Осетинский госдрамтеатр приняли на работу юную ученицу музыкальной школы Ж.Плиеву, которая превосходно справлялась с возложенными на нее обязанностями. Эти годы на всегда выяснили ее отношение к театру.

Театр она полюбила честно, к тому же сейчас знание кухни театральных постановок, и баз драматургии помогали ей писать музыку к театральным постановкам. Так, популярностью и большим интересом начала пользоваться ее опера-сказка Дети солнца, в базу которой легла пьеса К.Х.Дзугаева. Опера направлена прежде всего детям, по причине того, что, в случае если театр игра, то дети — ее самые преданные зрители.

Еще остается большое количество неизведанного и не открытого в творчестве Ж. Плиевой, чье активное неутомимая фантазия и творческое начало отражены в ее произведениях. Думается, что исследователей ее творчества ожидают новые открытия, по причине того, что музыкальное произведение вне выполнения остается закрытой книгой, и поклонники творчества Ж.Плиевой, открыв ее, отыщут в ней ответы на многие вопросы.

На данный момент Ж.Плиева, по окончании известных событий в личной судьбе, каковые не лучшим образом оказали влияние на ее здоровье, поправляется, за ней заботятся заботливые сестры. В сутки ее дня рождения собрались все родственники, дабы устроить любимой сестре маленькое торжество. Мы желали порадовать ее, дабы мало ее поддержать. Уже на данный момент она проявляет интерес к фортепиано, пробует наигрывать на нем, в общем, понемножку ей делается лучше, — говорит сестра.

Мы присоединяемся ко всем поздравлениям и хотим Жанне Плиевой выздоровления и всего самого наилучшего.
Тамара Котолова, газета Южноосетинская республика

Источник: Осетинское Радио и Телевидение

Самое глубокое место в мире.Тайны морских глубин.С точки зрения науки


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: