Главный труд социолога и немецкого экономиста А. Вебера «О размещении индустрии: чистая территория штандорта» был размещён в 1909 г. Ученый поставил перед собой дачу создать неспециализированную «чистую» теорию размещения производства на базе рассмотрения изолированного предприятия. Он сделал значительный ход вперед если сравнивать с И. Тюненом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более неспециализированную оптимизационную задачу: минимизацию неспециализированных издержек производства, а не только транспортных.
А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Причиной размещения он именует экономическую пользу, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность.
Эта польза содержится в сокращении издержек по сбыту и производству определенного промышленного продукта и свидетельствует, следовательно, возможность изготовлять этот продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте». В следствии отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от расположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы, издержки на рабочую силу и транспортные издержки.
Но первый из них — отличие в стоимостях на применяемые материалы — возможно, как вычисляет Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из независимого анализа. Все остальные условия, включающие размещение предприятия, он разглядывает как некую «объединенную агломерационную силу», либо третий штандортный фактор. Так, анализируются три фактора: транспорт, рабочая сила и агломерация.
Предстоящий анализ ведется последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три главные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.
Транспортная ориентация.
В соответствии с Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом расположения источников сырья и потребительского центра транспортные издержки минимальны. Данный пункт имеется транспортный штандорт.
Для его нахождения употребляется весовой треугольник В. Лаунхардта. Наряду с этим ключевую роль играются два показателя: материальный индекс и штандортный вес.
Штандортный вес равен материальному индексу плюс единица. Существуют производства, у которых материальный индекс меньше единицы. Исходя из соотношения указанных показателей, легко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с маленьким индексом – к центру потребления.
Рабочая ориентация. Потом, учитывая различия в издержках на рабочую силу, определяется рабочий пункт, т.е. пункт с мельчайшими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в следствии чего производство или останется в транспортном пункте, или переместится в рабочий пункт.
Такое перемещение может случиться тогда, в то время, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.
Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных рабочей силы и издержек А. Вебер прибегает к построениям так называемых изодапан, суть которых содержится в следующем. Приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, возрастают с удалением от транспортного пункта, причем более либо менее равномерно в любом направлении удаления.
Исходя из этого в каждом направлении должны существовать пункты, для которых приросты транспортных затрат будут однообразными. Линии, соединяющие эти пункты однообразных издержек отклонения, и именуются изодапанами.
Рис. 2 рабочие и Транспортный пункт пункты, и изодапаны
Графически такие линии возможно представить в виде замкнутых кривых, каковые описываются около пункта транспортного минимума (Р) и соединяются точки однообразных отклонений в транспортных издержках при перемещении производства в рабочие пункты (P1 либо P2). Наряду с этим изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, именуется критической изодапаной для данного рабочего пункта.
В случае если этот рабочий пункт лежит в собственной критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, а вдруг вне ее, то перемещение невыгодно. К примеру, в случае если для рабочего пункта P1 критической изодапаной есть А3 , то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. В случае если критической изодапаной есть А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте P1.
Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия Вебер совершил на базе оценки трансформаций, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, взятой на базе транспортной и рабочей ориентаций. Для этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений.
Проводимый анализ влияния фактора агломерации на размещение производства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, не считая транспортного. Исходя из транспортной ориентации, отыскиваются отклонения производства транспортных пунктов, обусловленные действием фактора агломерации. Такие отклонения целесообразны, в случае если издержки отклонения перекрываются сбережениями в агломерационных пунктах.
Для определения места размещения агломерационного производства около транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометрическое место точек, где перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства. Вебер говорит, что отклонение изолированных производств от транспортных пунктов имеет суть лишь тогда, в то время, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы собственных критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте. Таким местом есть площадь неспециализированного сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так когда в этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той пользы, которая, получается, от соединения, т.е. не превышает агломерационных сбережений.
Рис. 3 площадь агломерации и Транспортные пункты производств
Агломерируемые производства должны размещаться в штрихованном сегменте. Выбор точки размещения происходит с учетом транспортного фактора. В более неспециализированном случае пара фирм образуют несколько, а пара сегментов.
А. Вебер разглядывает разные обстановки при осуществлении агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов.
формула агломерации:
Агломерация
Агломерация имеется скопление, либо сосредоточение производства в каком-либо месте, вытекающее из публичной природы производства. Такое скопление возможно выражено в виде укрупнения и простого расширения производственных единиц либо благодаря совместного размещения этих производств, ранее рассредоточенных по территории. Пользы от аналогичного сосредоточения связаны со понижением издержек производства, создаваемых не самой концентрацией индустрии, а близостью к тому либо иному географическому пункту.
В будущем теория штандортов подвергалась критике, уточнению, трансформации с применением нового математического аппарата линейного программирования и векторного анализа. Уже сам Вебер в разделе Неспециализированная ориентация указал, что при переходе от теоретических построений к действительности, нужно пересмотреть многие допущения теории, начиная с обособления производства от сырьевого до готовой продукции.
Особенное внимание Вебер уделял историческому анализу формирования и среды совокупности рабочих пунктов.
А. Веберу первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на способы количественного анализа. Так же как и его предшественник В. Лаунхардт, А. Вебер не вышел за рамки неприятности размещения отдельного предприятия. Но его изучения стали замечательным стимулом для более неспециализированных теорий размещения.
Земля под коммунальные, складские, производственные объекты
Интересные записи на сайте:
- Эпоха религиозного раскола. эпоха абсолютизма.
- Географическая зональность
- Экономико-географическая характеристика юар
- Картографирование рельефа. понятие о цмр.
- Задачи экономической географии
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Вселенная своими руками: теория инфлатонов
Возможно, мы на данный момент ломаем голову над значением фундаментальных физических постоянных и их соотношением как раз вследствие того что…
-
Сверим часы?: теория относительности
Теория относительности — физическая теория, разглядывающая пространственно-временные закономерности, честные для любых физических процессов. самая общая…
-
Естьли жизнь набране?: теория струн
Пример разомкнутой струны Пример замкнутой струны Пример замкнутой струны В теории суперструн принимается, что струна имеется свободный физический…
-
Становление теории размещения принято связывать с публикацией в 1826 г. книги германского экономиста Иоганна Генриха Тюнена «Изолированное государство в…
-
Как украинский агросектор перешел от советских колхозов к современным ит-решениям
30.09 В случае если еще недавно лидером развития и драйвером экономики по привлечению валюты в страну была тяжелая индустрия, то сейчас пальму первенства…
-
Обозреватель рс александр сергеев — о новом этапе развития американской астронавтики
Взлет ракеты Falcon x Взлет ракеты Falcon Другие статьи на эту тему Валентин Барышников В Соединенных Штатах совершен ракетный запуск с грузом для…