Укладом по науке

      Комментарии к записи Укладом по науке отключены

Укладом по науке

В скором будущем Совбез продолжит обсуждение значимого для страны документа – «Баз политики РФ в области технологий и развития науки на период до 2020 года и предстоящую возможность». Де-юре данный текст – базис для стратегического планирования всей сферы RD в Российской Федерации, на его базе правительством формируется замысел мероприятий и готовится ежегодный доклад президенту об их реализации.

Де-факто Базы – необязательная прокламация. Дело в том, что задачи, организованные в прошлых «Базах.. до 2010 года и на предстоящую возможность», в основном так и остались невыполненными. Однако последняя редакция проекта Баз, вынесенная на Совбез, имеется у нас в распоряжении.

Отчего бы не процитировать наиболее значимые места этого документа, внезапно в этом случае его примут всерьёз?

Неспециализированные положения

«Базы определяют стратегическую цель, главные задачи госполитики в области развития в Российской Федерации технологий и науки и главные направления деятельности страны по их постепенному ответу».

«Базы реализуются в обеспечение национальных заинтересованностей РФ, определённых Стратегией нацбезопасности РФ до 2020 года … Реализация Баз координируется с реализацией Концепции (стратегии) долговременного развития экономики РФ на период до 2020 года».

В случае если со стратегией нацбезопасности у нас всё более-менее нормально, то со стратегией\концепцией развития экономики всё сложнее. Принятый было вариант Концепции утратил актуальность в связи с кризисом, а новый на данный момент разрабатывает целый клубок групп экспертов, а также по инновациям.

Параллельно Министерства экономики России вместе с другими ведомствами уже подготовило собственную стратегию инновационного развития, а Министерства образования России вычислило нужное финансирование (да, львиную долю возьмёт Курчатник). В общем, тут отмечается некий стратегический бардак.

«Положения Баз являются ориентирами для национально-частного партнёрства в сфере наукоёмкого предпринимательства».

«Положения Баз конкретизируются в посланиях Главы Российской Федерации Федсобранию РФ…»

Стратегическая цель и главные задачи

Цель перед нами ставится неоднозначная. Первую её часть вы легко предугадаете:

«Выход РФ к 2020 году на всемирный уровень разработок и исследований на направлениях, определённых национальными научно-технологическими приоритетами».

А вот вторая способна поразить: «Освоение в настоящем секторе русском экономики шестого технологического уклада». Уклады (вики) – доморощенная концепция, порождённая умами масштаба бывшего секретаря Совета безопасности Андрея Кокошина. Считается, что главный вклад в развитие понятия технологических укладов внёс Сергей Глазьев, творчески переработавший идею волн Кондратьева.

Особенно полюбилась укладистость отечественным оборонным деятелям, патриотам «Булавы» и ГЛОНАСС. К примеру, директор университета авиационных материалов, академик Евгений Каблов информирует:

«Часть разработок пятого уклада у нас до тех пор пока образовывает приблизительно 10 процентов, да да и то лишь в самые развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической индустрии. Более 50 процентов разработок относятся к четвёртому уровню, а практически треть – и вовсе к третьему». Исходя из этого нужно скакнуть через пятый сходу к шестому.

Возвратимся к приоритетам. Базы постулируют три их типа: «направления фундаментальных изучений» («определяются при координирующей роли РАН»), «приоритетные направления развития науки, техники и разработок в Российской Федерации» («в порядке, установленном президентом Российской Федерации», в последний раз вот так) и «приоритетные направления регионального развития науки, разработок и техники».

Главные задачи, решаемые с целью достижения стратегической цели, следующие:

  • «Упрочнение роли страны в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, разработок, нужных для обеспечения национальной обороны, национальной и публичной безопасности, в других сферах и системах жизнеобеспечения ответственности страны».
  • «Совершенствование национально-частного партнёрства в развитии прикладной технологий и науки в интересах настоящего сектора экономики».
  • «Активация инновационных процессов в социальной сфере и национальной экономике».

Казалось бы, куда уж дальше продвигать государство в технологиях и науке, да и для чего? Из-за чего не постулировать необходимость развития легко разработок и частной науки? Так как как раз этого нам и не достаточно больше всего.

Дальше в Базах идёт раздел про факторы, содействующие и мешающие достижению великой стратегической цели.

На первом месте из благоприятных факторов «совокупность стратегического планирования в РФ». Из мешающих факторов ему соответствует «бессистемность национальных потребностей в итогах научной и научно-технической деятельности». Отмечается лёгкая шизофрения.

Ещё из негативных факторов:

«Низкая результативность разработок и координации исследований»;

«Чрезмерная децентрализация совокупности национального управления развитием технологий и науки»;

«Низкий уровень публичности результатов научной, технической и инновационной деятельности, и конкуренции в научной среде»;

«Проявления коррупции в сфере научной … деятельности, разрастание масштабов псевдо- и лженауки, наличие малорезультативных и неконкурентоспособных научных коллективов».

Всё-таки основное сообщили. Но про фактор недофинансирования науки нет ни слова.

Но среди помогающих факторов обнаружилась отечественная диаспора:

«Интернациональная социальная мобильность русских учёных высшей квалификации, интернациональные научные и научно-производственные кооперации с участием русских юридических лиц».

Первая задача

Три задачи, определённые в Базах, раскрываются в особых разделах. Самый объёмный посвящён упрочнению роли страны, поскольку это «приумножения и необходимое условие сохранения отечественного научного и научного потенциала перед лицом угроз и новых вызовов XXI века».

Иными словами, факт перекоса в сторону страны, фиксируемый всеми квалифицированными независимыми наблюдателями и в неспециализированном-то признаваемый за проблему в Министерства образования России, загадочных авторов Баз не тревожит. Напротив, воодушевляет и обнадёживает.

Ответ задачи упрочнения выражается прежде всего в «устойчивом наращивании бюджетных ассигнований на разработки и исследования».

В части распределения и контроля этих ассигнований в Базах снова отмечается двойственность.

С одной стороны, предполагается «централизация функций в совокупности национального управления по реализации и выработке единой госполитики … в сфере фундаментальной, технологий и прикладной науки, прежде всего в интересах обороны и безопасности государства», другими словами полный back in the USSR.

С другой – идёт обращение о «формировании на правовой базе свободного экспертного научного сообщества для принятие участия в определении национальных научно-технологических приоритетов и конкурсном отборе научных проектов, финансируемых из средств консолидированного бюджета».

Помимо этого, в тексте упомянуты:

  • «усиление организующей роли бюджетных фондов фундаментальных изучений»;
  • «создание национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям» (до тех пор пока создан лишь НИЦ на базе Курчатовского университета);
  • «развитие сети федеральных и национальных исследовательских университетов»;
  • «реализация и разработка государственные программы фундаментальных и поисковых научных изучений в области обеспечения обороны», и разработка прикладных оборонных программ и ещё множество направлений;
  • «развитие федеральной контрактной совокупности в части НИОКР путём систематизации национальных потребностей в разработках и исследованиях…», и «законодательное закрепление статуса «научная организация», аккредитация в рамках ФКС юрлиц, осуществляющих разработки и научные исследования, для принятие участия в исполнении национальных заказов и заданий»;
  • «создание национальной эффективности оценки деятельности и системы результативности национальных научных организаций, гармонизированной с западными стандартами в данной сфере». Тут какое-то недопонимание – западных стандартов оценки результативности не существует;
  • «введение особых таможенных режимов» для материалов и оборудования, употребляющихся только в RD;
  • «обеспечение перспективных молодых учёных национальных научных организаций материальными пособиями и служебным жильём».

Наконец, пара направлений реализации задачи имеют прямое отношение к ВАК, но при всей собственной революционности прописаны достаточно туманно:

  • «обеспечение полноты, достоверности и оперативности научно-технической информации … развитие унифицированной совокупности кодификации научных технологий и знаний с освещением информации и полным учётом о итогах …, взятых с применением бюджетных средств, включая результаты диссертационных изучений»;
  • «обеспечение соответствия тематики принимаемых к защите диссертационных работ национальным научно-технологическим приоритетам».

Вторая задача

«Национально-частное партнёрство в области технологий и развития науки … есть нужным условием наращивания внутренних затрат на разработки и исследования за счёт внебюджетных источников». Храброе и мало пугающее утверждение. Иными словами, кроме того не пробуйте что-то себе нарастить без страны.

Направления реализации задачи предполагаются соответствующие:

  • «законодательное оформление национальной инновационной совокупности, её территориальных и отраслевых составляющих, функционирующих при головной роли и с участием национальных организаций и органов»;
  • «организация и государственная помощь на конкурсной базе «технологических платформ» … ориентация их на использование и развитие критических разработок РФ».

Помимо этого, планируется развитие венчурного финансирования, облегчение и расширение доступности сети ОЭЗ, технопарков, центров трансфера разработок, развитие центров коллективного пользования, подготовка экспертов в соответствии с потребностям бизнеса, освещение в массмедиа «хода реализации национальных научно-технологических приоритетов» и т.д.

Третья задача

«Активация инновационных процессов в социальной сфере и национальной экономике предполагает повышение внутреннего потребительского спроса на новшества».

Тут необходимо подчеркнуть следующее:

  • «реализация и разработка национальных программ РФ в высокотехнологичных отраслях … расширение участия отечественных производителей … в исполнении национальных и муниципальных заказов»;
  • «формирование мерами антимонопольного, тарифного, технического и других видов регулирования мотивации больших компаний с государственным участием к реализации и разработке под госконтролем программ инновационного развития…»;
  • «функционирования опыта и обобщение создания … “Сколково” … с целью применения данного опыта в других районах…»;
  • «реализация и разработка комплекса мер по противодействию коррупции в сфере технологий и науки, проявлениям в Российской Федерации псевдо- и лженауки».

    «Усиление пропаганды научных знаний, научно-технической и инновационной деятельности в средствах массовой информации с отнесением денежного обеспечения таковой пропаганды к расходным обязательствам РФ». А я-то, неблагодарный, всё ищу в Базах какие-то недочёты!

Этапы реализации Баз

Этапов два: 2011–2015 и 2015–2020 годы.

На первом «главные упрочнения сосредотачиваются на упрочнении роли страны… активизации страной инновационных процессов в социальной сфере и национальной экономике». Часть внутренних затрат на RD в ВВП достигает 1,5 процента (в 2009 году – 1,24 процента).

На втором этапе «при кардинальном увеличении чувствительности к инновациям притока капиталов и российского бизнеса в высокотехнологичные отрасли русском экономики приоритет отдаётся направлениям деятельности согласно решению задачи совершенствования национально-частного партнёрства в развитии прикладной технологий и науки в интересах настоящего сектора». «За счёт интенсивного роста внебюджетных ассигнований» часть затрат на RD в ВВП возрастает до 2–2,5 процента.

Больше того, «в условиях интенсивного роста в Российской Федерации высокотехнологичного бизнеса … развитие технологий и науки по окончании 2015 года будет осуществляться с постепенным уменьшением прямого участия госорганов и организации, сокращением доли бюджетных затрат и передачей последовательности функций по формированию гражданской технологий и науки предпринимательским структурам».

В Министерства образования России отказались комментировать проект Баз и подтверждать его авторство, сославшись на закрытый темперамент дискуссии. Мы со своей стороны думаем, что документы для того чтобы уровня должны обсуждаться максимально открыто. В итоге, сам проект Баз содержит следующий пункт:

«Выработка совместно с предпринимательскими и публичными организациями стратегических инновационных инициатив, прогнозов и сценариев инновационного развития экономики и организация их публичного дискуссии в средствах массовой информации». Так что приглашаем к дискуссии.

Nauka tańca — proste układy taneczne


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: