«Великий поход-7»: новое семейство ракет-носителей китая

      Комментарии к записи «Великий поход-7»: новое семейство ракет-носителей китая отключены

«Великий поход-7»: новое семейство ракет-носителей китая

В прошлую субботу удачно прошёл первый пуск китайской ракеты-носителя «Великий поход-7» среднего класса. Это уже вторая ракета нового семейства. А скрытность китайской космонавтики преподнесла нам сюрприз — выясняется, одной из нужных нагрузок этого экспериментального пуска был макет нового пилотируемого космического корабля.

Наведем порядок

Под неспециализированным заглавием «Великий поход» (потом они же CZ, Чанчжэн либо LM) китайцы объединили самые различные ракеты, исходя из этого нужно навести некий порядок с обозначениями. Легкая ракета «Великий поход-1»запустила первый китайский спутник, а версия 1D предлагалась для коммерческих пусков. Клиентов не нашлось, исходя из этого CZ-1 была запущена всего два раза, а CZ-1D три раза испытывала боеголовки.

«Великий поход-2» есть семейством ракет сам по себе. Были созданы легкие предположения ?2A, C, D (до трех тысячь киллограм на низкую орбиту) и средние E (9200 кг на НОО) и F (8400 кг на НОО). CZ-2E уже не летает, а ?2F есть рабочей лошадкой китайской пилотируемой программы.

«Великий поход-3» — это подсемейство ракет-носителей легко-среднего класса, от 5 до 13 тысячь киллограм на низкую орбиту. Более грузоподъемные варианты B и C употребляются для вывода спутников на геостационарную орбиту.

«Великий поход-4» в различных вариантах выводит 4-4,2 тонны на низкую орбиту и употребляется для пусков на полярную орбиту.

Все перечисленные выше ракеты применяют в качестве топливной пары гептил и амил. Гептил (несимметричный диметилгидразин) — это вещество высшего класса опасности, яд, канцероген, мутаген, тератоген и в целом редкостная мерзость. Амил (тетраоксид азота) — пакость чуть менее противная, ядовит всего лишь как хлор, и от него растения лучше растут.

Эти компоненты были удобны для боевых межконтинентальных ракет, по причине того, что имели возможность храниться в жидком виде при комнатной температуре, и ракета имела возможность в любую секунду стартовать. Они кроме этого весьма эргономичны в космосе, по причине того, что не требуют особой теплоизоляции.

И в случае если пара сотен килограмм отравы на разгонном блоке, спутнике, межпланетном аппарате либо космическом корабле еще возможно пережить, то много тысячь киллограм гептила и амила на первых ступенях ракет-носителей — это по современным представлениям уже перебор. Они кроме этого более дорогие, чем керосин и кислород, и требуют для производства особых фабрик, на которых кроме этого приходится принимать меры безопасности, дабы не потравить персонал и живущих в округе. Исходя из этого, как и в случае с отечественным «Протоном», дни этих ракет подходят к финишу. А на их место придут более экологически чистые ракеты:

«Великий поход-11» — это новая твердотопливная ракета-носитель легкого класса, в первый раз полетевшая в 2015 году и имеющая грузоподъемность 700 кг на низкую орбиту.

И, наконец, новое семейство кислородно-керосиновых ракет:

«Великий поход-6» — ракета-носитель легкого класса (одна тонна на полярную орбиту, пара на низкую околоземную). В первый раз полетела в сентябре 2015.

«Великий поход-7» — ракета-носитель среднего класса, 13,5 тысячь киллограм на низкую орбиту, в первый раз полетела в субботу.

«Великий поход-5» тяжелая ракета-носитель, 25 тысячь киллограм на низкую орбиту, первый полет ожидается во второй половине этого года.

Также как мы знаем, что CZ-9 — это проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 130 тысячь киллограм.

А эта диаграмма показывает годы работы каждого типа ракет.

Родня по двигателям

Из-за чего эти три ракеты возможно отнести к одному семейству? Дело в том, что они применяют одни и те же двигатели. С двухтысячных годов Китай разрабатывает разработку жидкостных ракетных двигателей закрытого цикла.

В результате были созданы два кислородно-керосиновых двигателя: YF-100 и YF-115.

YF-100 — двигатель тягой 136 тысячь киллограм в вакууме. Говорят, что КБ «Южное» (Украина) в начале 90-х годов реализовало в Китай документацию на двигатель второй ступени РН «Зенит» РД-120, и на ее базе китайцы стали делать ракетные двигатели замкнутого цикла. Кроме того в случае если дело было вправду так, YF-100 не есть прямой копией, его тяга заметно больше, чем 85 тысячь киллограм РД-120, а удельный импульс ниже.

YF-115 — двигатель тягой 15 тысячь киллограм, с удельным импульсом 341 секунда, выше, чем YF-100 (335 секунд) и ниже РД-120 (350 секунд).

Применение закрытого цикла, при котором выброс из газогенератора подается в камеру сгорания, разрешило взять высокие значения удельного импульса, что поставило эти двигатели на хороший всемирный уровень. Для сравнения, самый большой удельный импульс кислородно-керосиновых двигателей у РД-0124 (359 секунд), а удельный импульс Merlin Vacuum на сайте SpaceX указан равным 348 секундам.

«Великий поход-6»

В случае если на первую ступень поставить один YF-100, на вторую ступень — один YF-115 и добавить третью ступень для вывода нужной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту, то мы возьмём ракету-носитель CZ-6. Маленькая, стартовой массой всего 103 тонны и большим диаметром 3,35 м, «Великий поход-6» создана для несложного обслуживания:

и простой транспортировки:

15 сентября CZ-6 удачно вывела на солнечно-синхронную орбиту 20 маленьких спутников:

«Великий поход-7»

В случае если мы заберём 2 YF-100 на центральный блок (вторую ступень), добавим четыре боковых блока (первая ступень) с одним YF-100 на каждом, а на третью ступень поставим четыре YF-115, то окажется «Великий поход-7». Стартовая масса в 594 тонны разрешит поднять на низкую орбиту 13,5 тысячь киллограм. Большой диаметр блока в 3,35 м позволяет без проблем перевозить ракету автотранспортом от порта:

После этого собирать в монтажно-испытательном комплексе и вывозить на старт:

Фото субботнего пуска:

Видео:

Весьма любопытно, что ракета по сути ближе к двухступенчатой. Из видео направляться, что вторая ступень сбрасывается всего через 14 секунд по окончании отделения четырех блоков первой ступени, это весьма необычно и очень неэффективно. Возможно, YF-100 не имеет возможности трудиться продолжительнее трех мин.?

«Великий поход-5»

Ну и, наконец, в случае если мы заберём первую ступень из четырех блоков с двумя YF-100 на каждом, а на вторую и третью ступень поставим кислородно-водородные двигатели (YF-75 и YF-77), то окажется ракета «Великий поход-5» с грузоподъемностью 25 тысячь киллограм на низкую орбиту. Про нее как мы знаем, что вторая и третья ступень будут иметь диаметр 5,2 м, а стартовая масса ракеты оценивается в 867 тысячь киллограм. Уже имеется фото вывоза макета ракеты на старт:

Малоизвестный корабль

Через двадцать часов по окончании запуска главная нужная нагрузка приземлилась, и оказалось, что это тестовый аппарат, из которого будут разрабатывать не то грузовой, не то пилотируемый корабль.

Из-за китайской секретности совсем неясно до тех пор пока, как это именуется и как будет дальше испытываться. Если судить по размеру, это скорее всего масштабная модель, меньше, чем оригинал. Так же, если судить по видео и фото, вероятнее в этом полете на модели не было двигателей мягкой посадки (либо другой совокупности смягчения удара о почву), которая должна быть на полноразмерном корабле.

Заключение

Раздельно стоит упомянуть проскочившую в одном из интервью фразу о том, что в пятилетке 2016-2021 годов ракет этого семейства будет запущено полторы много, что дает годовое количество в 30 пусков. В таком случае Китай будет соревноваться за первое место по количеству пусков в год (по этому параметру последние годы лидирует Российская Федерация, но США с пусками «новых частников» уже начинают дышать в затылок). Отдельный вопрос — где и какую нужную нагрузку отыщет Китай на эти пуски?

Источник: http://lozga.livejournal.com/117244.html

Китай провел успешный запуск новой ракеты-носителя «Великий поход-7»


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: