Стройные шеренги мачт с трехлопастными винтами в далеком прошлом уже стали частью пейзажа холмистой степи на северо-западе Крыма у озера Донузлав и на Керченском полуострове. Курортная архитектура Крыма не столь футуристична как эти ветроустановки, запечатленные уже в инопланетных пейзажах фильма «Обитаемый остров». Огромные лопасти идеально соответствуют с фестивалями КАЗАНТИП, СОСЕДНИЙ МИР, ТОЧКА СБОРКИ.
Но начав собственный путь в теории с 1918, а с 1931 с ветроэлектроэлектростанции у Ялты, самой большой в мире, на сегодня ветроэнергетика остается областью споров, ошибок и проб.
Валерий Чумаков
Ветер первенствовал энергоносителем, что человек смог приручить и от которого он отказался, перейдя на углеводородное горючее. Практически столетие для ветра не было важной работы. Но пора его бессрочного отпуска подходит к концу: человечество все активнее пробует избавиться от нефтяной зависимости.
И значительную помощь в этом может оказать одна из замечательнейших земных стихий. Фото вверху FOTOBANK.COM/GETTY IMAGES
К началу прошлого века в вопросе применения энергии ветра Российская Федерация была в числе самых передовых государств. У нас крутилось более 250 тысяч ветряных мельниц, а их неспециализированная мощность зашкаливала за гигаватт. В 1918 году русский доктор наук В. Залевский создал «полную теорию ветряных мельниц». Не смотря на то, что вернее было бы назвать эту работу «теорией ветровых двигателей», потому, что фактически мельничного дела, другими словами процесса помола зерна, доктор наук в ней не касался.
Но в теории был сформулирован ряд условий к действенной ветроустановке. Чуть позднее второй русский ученый, Николай Жуковский, организовал в основанном имЦентральном аэрогидродинамическом университете (ЦАГИ) отдел ветровых двигателей. К этому времени уже стало ясно, что из ветра возможно извлекать не только механическую, но и электрическую энергию.
Нефтяной излом
Вместе с эрой электричества начиналась и эра нефти. Со временем стало ясно, что и пшеницу молоть, и воду качать значительно эргономичнее и удачнее посредством установок, трудящихся не на переменчивом ветре, а на надежных и недорогих солярке и угле. К середине 1920-х годов в СССР численность ветряных мельниц сократилась втрое.
Но, совсем отказаться от энергии ветра человек был еще не готов. В первой половине 30-ых годов двадцатого века неподалеку от Ялты получила спроектированная ЦАГИ наибольшая в мире промышленная ветровая электростанция (ВЭС) Д-30 мощностью 100 кВт. В первой половине 30-ых годов XX века под управлением Ю.В. Кондратюка был подготовлен проект огромной 12-мегаваттной ВЭС на горе Ай-Петри с башней высотой 165 метров и двумя 80-метровыми ветроколесами, размещенными на двух уровнях.
Идею поддержал лично нарком Орджоникидзе, и уже во второй половине 30-ых годов двадцатого века в Крыму начались строительные работы. Но в будущем году, по окончании смерти Орджоникидзе, соперники Кондратюка добились сокращения проекта до одноуровневой 5-мегаваттной установки, а во второй половине 30-ых годов XX века Главэнерго принимает ответ прекратить строительство и по большому счету свернуть каждые работы по созданию замечательных ВЭС.
Все, что осталось от плана крымской ветровой суперэлектростанции — опыт проектирования огромной бетонной башни, удерживаемой изнутри натянутыми металлическими тросами. Спустя три десятка лет эти расчеты понадобились на протяжении проектирования Останкинской телебашни.
И не смотря на то, что эта история не лишена политической интриги, принятое в итоге ответ разъяснялось не только ею: интерес к ветру ослабевал везде. Так, в США в первой половине 40-ых годов двадцатого века выстроили ветроэнергетическую установку мощностью 1250 кВт, которая проработала пара лет. В то время, когда же одна из лопастей на ней повредилась, ремонтировать ее не стали.
Оказалось, что установка дизельной электростанции обойдется дешевле. Однако малые ветрогенераторы (до 30 кВт) производили . В СССР в 1950-е годы их делали по 9000 штук в год, по большей части для северных поселков и целинных земель.
Тогда же на целине была выстроена первая ветродизельная электростанция (ВДЭС) мощностью 400 кВт.
Совсем интерес энергетиков к ветру пропал к началу 1960-х. «Нефтяное» электричество было такими дешёвым и эргономичным, что тягаться с ним стало сложно. Не смотря на то, что ветер и оставался бесплатным энергоресурсом, производство из него электричества вовсе не отличалось дешевизной. С учетом 20— 30-летнего срока работы ветряков себестоимость электричества доходила на рубеже 1970-х и 1980-х годов до 40 центов за киловатт-час.
А тот же киловатт-час, снимаемый с простой теплоэлектростанции (ТЭС), стоил менее 4 центов.
В это же время еще в начале 1970-х человечество испытало первый нефтяной кризис. Произошло это 16 октября 1973 года на протяжении конфликта Израиля с Египтом и Сирией, взявшего наименование Войны Судного дня. В тот сутки арабские государства заявили, что не будут реализовывать нефть странам, поддерживающим Израиль.
И уже к вечеру цены на «тёмное золото» подскочили с 3 до 5 долларов за баррель (чуть меньше 160 литров), а за следующий год цены выросли до 12 долларов. В следствии, не смотря на то, что Израиль победил в вооруженном конфликте, выяснилось непросто выяснить, кто же в итоге извлек из него больше пользы. Так как как раз тогда арабские государства почувствовали, что, применяя стоимость бареля нефти, смогут руководить практически всем миром.
С того времени нефтяные кризисы сотрясают планету с завидной регулярностью: во второй половине 70-ых годов двадцатого века — в связи с войной между двумя большими нефтедобытчиками Ираком и Ираном; в первой половине 90-ых годов XX века — в связи с нападением Ирака наКувейт; в 2000 году — в то время, когда оказалось, что мировая транспортная инфраструктура не осилит с потребностями в нефти. С того времени стоимость одного бареля нефти настойчиво ползет вверх.
Тот факт, что от нефтяной зависимости нужно освобождаться, стал очевиден уже на протяжении первых кризисов, исходя из этого к началу 1980-х разработки и годов исследования в области другой энергетики были расконсервированы и продолжены.
Промышленные альпинисты контролируют состояние ротора ветродвигателя на ВЭС в почве Бранденбург, Германия. Фото: LAIF/VOSTOCK PHOTO |
По горизонтали и по вертикали
Основным источником ветровой энергии на отечественной планете, как и двигателем большинства вторых земных процессов, помогает самая близкая к нам звезда — желтый карлик по имени Солнце. Как раз его излучение, неравномерно нагревая планету, формирует в ее атмосфере территории разного давления. Воздушное пространство пытается перетечь из территории большого давления в зону низкого. Эти перемещения образуют широкомасштабные воздушные течения, каковые именуются ветром.
Принято вычислять, что он «начинается» со скорости перемещения воздуха 0,6 м/с. Все, что находится ниже данной черты, определяется как штиль. Но ветровая энергетика более требовательна, для нее нужна скорость ветра не ниже 5—6 м/с.
Только при таковой скорости ветрогенераторы начинают производить энергию надлежащего качества. Оптимальной считается сила ветра 14—17 м/с. У поверхности почвы такие скорости бывают нечасто, исходя из этого ветроустановки устанавливаются на башни высотой десятки метров.
Современные ветродвигатели делятся на два главных типа: карусельные, с вертикальной осью вращения, и крыльчатые — с горизонтальной. Последние имеют более привычный вид, напоминающий ветхие мельницы, лишь лопастей у них меньше. Строители древних неторопливо крутящихся ветряков старались сделать побольше «крыльев», дабы лучше применять силу ветра.
Но эффективность растет с числом лопастей нелинейно: четыре лопасти не будут в два раза действеннее, чем две. А с ростом скорости вращения эффективность все больше зависит от аэродинамических показателей, а не от числа лопастей. В случае если учесть, что в замечательных ветроустановках до 40% стоимости может приходиться на ротор, то делается понятным, из-за чего сейчас у многих замечательных ветряков только две-три лопасти (а в некоторых случаях, правда достаточно редко, — всего одна с противовесом).
Главным параметром, воздействующим на мощность установки, есть протяженность лопастей. Она доходит до 60 метров, в противном случае и больше в отдельных случаях. Их протяженность ограничена скоростью перемещения финишей лопастей, которая не должна превосходить приблизительно треть скорости звука.
К тому же согласно расчетам инженеров корпорации Boeing, ведущей компании по производству лопастей для промышленных ветрогенераторов, при диаметре ротора более 120 метров растет риск того, что разновысотные ветры дорогую установку.
Дабы эффективность установки была большой, ее нужно разворачивать перпендикулярно ветру. В мелких бытовых ветрогенераторах с данной задачей справляется хвостовой стабилизатор, действующий по принципу флюгера. Но развернуть промышленный ветрогенератор неспециализированным весом в десятки, в противном случае и много тысячь киллограм таковой стабилизатор уже не в силах, и эти функции возложены на особую совокупность электронного управления рысканьем (поворотами по азимуту).
В карусельных ветряках такая совокупность не нужна, и это одно из основных их преимуществ. Работа таковой установки не зависит от направления ветра, а высота не ограничена теми большими 120 метрами, что останавливают проектировщиков крыльчатых установок. Вдобавок карусельные ветроустановки начинают действующий при намного меньшей скорости ветра, чем крыльчатые.
Устанавливаемый на крыше бытовой ветряк дает мощность до 1,5 кВт. При стоимости устройства около 5 тысяч фунтов электричество получается многократно дороже промышленного. Фото: SPL/EAST NEWS |
Несложный карусельный ветряк употребляется в приборе для измерения скорости ветра — анемометре. На финишах горизонтальной перекладины закреплены чашки. В одну из них ветер «задувает», а другую «обдувает» со дна. Ясно, что давление воздуха на первую чашку будет больше, чем на вторую. Перекладина начинает вращаться около вертикальной оси, и чем посильнее ветер, тем стремительнее.
На ось возможно насадить большое количество таких перекладин, и вдобавок эргономичнее прикрепить к ней высокие корытообразные лопасти. Теоретически их высота может измеряться хоть километрами.
Но при всех плюсах карусельных ветряков коэффициент нужного применения силы ветра у крыльчатых конструкций до тех пор пока существенно выше, исходя из этого и распространены они значительно шире. на данный момент на их долю приходится более 90% всех промышленных энергоустановок в мире. Положение смогут поменять ортогональные карусельные ветроустановки.
В них лопасти-полубочки заменены вертикальными крыльями, сделанными по принципу самолетных. Таковой ветродвигатель сперва нужно закрутить посредством какого-нибудь стороннего агрегата, но, выйдя на рабочий режим, он теоретически способен развить мощность в 20 МВт, тогда как самые замечательные «крыльчатки» выдают 5—6 МВт.
Ветровых генераторов выстроено уже много. Одна лишь датская компания Vestas Danich Wind Technology В первую очередь 1980-х годов возвела в мире более 11 тысяч ВЭС. На Западе ветровая энергетика входит в число самых быстрорастущих отраслей энергодобычи. Согласно данным Глобальной ветроэнергетической ассоциации (WWEA), суммарная установленная мощность ВЭС в мире возрастает на 25—27% в год и в конце 2007-го достигла 94 ГВт — это приблизительно 1,3% от всего количества потребляемой человеком энергии.
Тут, действительно, нужно учитывать, что из-за неравномерности ветровой нагрузки настоящая энергоотдача ВЭС выясняется в 2—6 раз ниже установленной мощности. Однако в некоторых государствах, к примеру в Дании, часть ветровой энергетики образовывает более 20%. А в Испании 22 марта 2008 года дули такие сильные ветра, что местные ВЭС обеспечили в тот сутки 40,6% всего энергопотребления страны.
Абсолютным фаворитом ветроэнергетики есть Германия, где установлено более 22 ГВт ветровых мощностей. Тут трудятся и самые большие в мире ветрогенераторы мощностью 6 МВт (компания Enercon, 2005 год) и 5 МВт (REpower Systems, 2004 год). Высота башни 5-мегаваттного великана образовывает 120 метров, диаметр ротора — 126 метров, а гондола (верхняя часть установки, включающая турбину и генератор) весит более 200 тысячь киллограм.
В пятерку фаворитов ветроэнергетики входят кроме этого США (16,8 ГВт), Испания (15,1 ГВт), Индия (7,9 ГВт) иКитай (6 ГВт).
Змей-мореход
В феврале 2008 года в собственный первое плавание по маршруту Германия — Венесуэла отправилось грузовое судно Beluga SkySails. В этом не было бы ничего примечательного, если бы судно это не выяснилось первым океанским «грузовиком», приводимым в перемещение настоящим воздушным змеем. Действительно, кайт, как на технологическом языке именуется змей, тащит корабль не в одиночку, а вместе с судовыми двигателями, но его использование разрешает экономить около 20% топлива.
Проекты применения в помощь морякам ветра существовали и раньше, но идеи новых парусников разбивались о необходимость оборудовать их огромными мачтами. Парусу этого корабля мачты не требуются, а управление им всецело компьютеризировано. Кроме того точка крепления буксировочного троса к корпусу выбирается программой в зависимости от того, куда и с какой скоростью обязан идти корабль и как дует ветер.
Неприятности чистого источника
Использование новейших технологий, постройка новых замечательных генераторов и господдержка разрешили существенно снизить себестоимость электричества, создаваемого на ветряках. К примеру, в Соединенных Штатах она образовывает 5 центов за киловатт-час при средней скорости ветра 7 м/с и 3 цента при скорости ветра 9 м/с. Это меньше себестоимости электричества, создаваемого на ТЭС (в тех же США — 4,5—6 центов за киловатт-час).
Но перед ветроэнергетикой стоят еще и другие неприятности неэкономического характера. Основной ее недочёт — непостоянство. Ветер, как мы знаем, то дует, то нет.
И дует отнюдь не равномерно: то слабо, то очень сильно, то порывами. Получается, что сейчас генератор выдает одну мощность, на следующий день — другую, а послезавтра ветер затих и электричество вовсе пропало. Исходя из этого в случае если ветряк обслуживает какой-то конкретный объект, к нему приходится додавать целый комплекс аппаратуры.
Во-первых — инвертор, что преобразует взятую энергию в ток промышленного качества (для России — 220 В, 50 Гц). Во-вторых — батарею аккумуляторная батарей для выравнивания мощности. В-третьих — резервный дизель-генератор на случай долгого безветрия. Добавление всех этих агрегатов, каковые большую часть времени будут простаивать, увеличивает себестоимость создаваемой энергии в 2—3 раза.
Исходя из этого лучший выход — подключение ветрогенераторов к единой энергетической совокупности. Тогда дефицит электричества от одного ветрогенератора будет компенсироваться избытком от другого, а при широкого штиля — усиленной работой других участников процесса энергопроизводства.
Два типа экспериментальных карусельных ветряков в Южном Уэльсе, Англия. Фото: SPL/EAST NEWS |
Вторая неприятность — довольно низкая интенсивность. Средний промышленный ветрогенератор выдает порядка 1 МВт электрической мощности. На площади в 1 км2 возможно разместить десяток-второй таких установок, лишь тогда они не будут мешать работе друг друга. С учетом непостоянства ветров с 1 км2 возможно снимать в среднем 5—10 МВт электричества, а для получения 1 ГВт пригодится площадь 100—200 км2.
Для сравнения: Курская АЭС мощностью 4 ГВт совместно со всеми запасными сооружениями а также с рабочим поселком занимает площадь 30 км2. Обычный метод ответа данной неприятности — отведение под ВЭС пустующих земель или применение пустующей территории ВЭС для выращивания сельскохозяйственных культур. Несложнее говоря, сдача их в аренду фермерам по сниженным стоимостям.
Помимо этого, многие страны стали создавать «морские ветропарки», застраивая ветряками прибрежные шельфовые территории.
Пребывать рядом с действующим ветряком не через чур комфортно, потому, что он изрядно шумит. В этом и состоит третья неприятность. Конкретно рядом с гондолой замечательного ветрогенератора интенсивность шума может быть около 100 дБ, как на станции метро, на которую прибывают сходу два поезда.
У подножия башни шум образовывает около 60 дБ, как на улице громадного города. Дабы снизить его до приемлемого уровня в 35—45 дБ, характерного для негромкой улицы либо городского двора, фактически во всех государствах, где используются промышленные ветроустановки, законом установлено, что расстояние от них до ближайшего жилья должно быть не меньше 300 метров.
Не считая шума имеется и другие неприятности, которые связаны с родным соседством ветрогенераторов и населенных пунктов. В то время, когда во второй половине 80-ых годов двадцатого века британцы установили на Оркнейских островах экспериментальный ветродвигатель, местные обитатели стали жаловаться на то, что он мешает им наблюдать телевизор. Снабженные железными молниеотводами лопасти генератора создавали замечательнейшие помехи для телевизионного сигнала.
Было нужно устанавливать на острове дополнительный телевизионный ретранслятор. А обитатели города Бун (США), около которого в первой половине 80-ых годов двадцатого века выстроили ВЭС мощностью 2 МВт, стали жаловаться, что у них в шкафах гремит посуда, а с полок падают горшки с цветами. Оказалось, что станция при работе, не считая простого звукового шума, создавала еще и инфразвук частотой 6—7 Гц, неощутимый людской ухом, но создающий вибрацию и по большому счету небезопасный для организма.
От данной неприятности полностью удалось избавиться методом доработки лопастей генераторов.
Кстати, ремонт ВЭС — также сложная задача. Лопасти и генератор весом в сотни и десятки тысячь киллограм нужно поднимать на башню высотой 80 метров — практически 30-этажный дом. Оказывают помощь в этом деле особые краны, изначально встроенные в башни многих современных ветроэнергетических установок.
Имеется и другие неприятности: попадание птиц в лопасти трудящихся агрегатов, маленькие трансформации микроклимата в районах больших ВЭС, опасность пожара установки от трения подробностей, привлекательность башен для молний и, наконец, изменение пейзажа. Но не обращая внимания на все это, генераторы строят . И не только вследствие того что дорожает нефть. Недавно для их применения показался новый стимул — Киотский протокол.
ВЭС, в отличие от ТЭС, не выбрасывают в воздух ни одного грамма углекислого газа, соответственно, не содействуют «глобальному потеплению». На научном языке это именуется «нулевой эмиссией» парниковых газов. Для развитых стран, которым протокол предписывает уменьшать эмиссию, перевод части энергетики на экологически чистые источники, каковыми являются Солнце и ветер, — хорошее и эргономичное ответ.
ВЭС в Российской Федерации не необходимы?!
Сейчас во многих развитых государствах приняты особые законы, поддерживающие дело строительства ветрогенераторов. Для компаний, каковые решаются инвестировать в это нужное дело, предусмотрены высокая цена и льготное налогообложение приобретения электричества страной, снижена арендная ставка на землю, облегчена процедура подключения к неспециализированной энергетической совокупности. В следствии большинство ВЭС в мире строится сейчас на деньги частных инвесторов.
Иное дело в Российской Федерации. К сожалению, от прежнего лидерства нашей страны в применении энергии ветра не осталось и следа. В перечне 75 государств, в энергосистемы которых входят ВЭС, Российская Федерация занимает пятидесятое место. На конец прошлого года неспециализированная мощность ВЭС в стране исчислялась 16,5 МВт. Это в 1350 раз меньше, чем вГермании, в 5,5 раза меньше, чем на Украине (89 МВт) а также в 2 раза меньше мощностей карликового страны Люксембург (35,3 МВт), по площади сравнимого с муниципальным округом Сочи.
Следом за Россией в этом перечне обозначены Кооперативная Республика Гайана (13,5 МВт) и заморская территория Нидерландов в Карибском море — Кюрасао (12 МВт). Уже давно мы занимали 49-ю строке, но в прошедшем сезоне Россию обошла Республика Чили, запустившая 18-мегаваттную ВЭС.
Это тем более жалко, что экономический потенциал у русского ветроэнергетики огромен. По подсчетам экспертов, он образовывает 260 миллиардов киловатт-часов в год, другими словами практически треть производства электричества, вырабатываемой всеми электростанциями страны. Наибольшая в Российской Федерации Куликовская ВЭС вКалининградской области была запущена в 2002 году.
Ее мощность сейчас образовывает 5,1 МВт, за год она выдает в среднем 6 миллионов киловатт-часов электричества. Помимо этого, трудятся Анадырская ВЭС (2,5 МВт), ВЭС у деревни Тюпкильды (Башкортостан, 2,2 МВт) и пара небольших электростанций мощностью до 1,5 МВт.
Существует и намерено принятая «Программа развития ветроэнергетики РАО ЕЭС России», проработаны и приняты программы строительства больших ВЭС. Кое-какие из них кроме того начали строить. В 20 километрах от Элисты заложена площадка Калмыцкой ВЭС с планируемой мощностью 22 МВт, существуют проекты Ленинградской ВЭС (75 МВт), Морской ВЭС (Карелия, 30 МВт), Приморской ВЭС (30 МВт), Магаданской ВЭС (30 МВт), Чуйской ВЭС (Алтай, 24 МВт), Усть-Камчатской ВДЭС (16 МВт) и без того потом.
В 2005 году совместно с датской компанией Ramboll и Датским энергетическим управлением было начато строительство Морского ветропарка мощностью 50 МВт в Калининградской области. В замыслах была установка на берегу моря 25 мачт высотой по 60 метров с 2-мегаваттными ветрогенераторами. Но в прошедшем сезоне реализация этих проектов была приостановлена из-за отсутствия национальной помощи. По отечественным законам экологически чистые ВЭС ничем не отличаются от ТЭС либо АЭС.
Они облагаются теми же налогами, их совсем не просто встроить в неспециализированную энергосистему, а хозяева должны сами обустраивать инфраструктуру, подводить ЛЭП, оборудовать подъездные дороги и другое. В следствии ВЭС в Российской Федерации употребляется не хватает действенно (пример тому Куликовская ВЭС со средней энергоотдачей 13% от установленной мощности), и, как следствие, ветровой киловатт-час обходится в полтора раза дороже ядерного. А раз так, то лучше разрешить войти деньги на постройку АЭС.
Что у нас до тех пор пока и делают.
Тягач доставляет лопасти крыльчатого ветряка для ВЭС в окрестностях индийского города Читрадурга. Фото: SPL/EAST NEWS |
Ветры изменений
Вышеперечисленные российские проекты пока не закрыты, и их приверженцы еще не отказались от своих замыслов — и спонсоры, и разработчики ожидают принятия русскими законодателями «Закона о малой энергетике». А на Западе тем временем вводят новые мощности и создают новые конструкции.
Согласно расчетам WWEA, неспециализированные мощности всемирный ветроэнергетики к 2010 году вырастут до 170 ГВт, другими словами практически в два раза если сравнивать с 2007 годом. К этому времени Англия собирается построить 2000 ветряных ферм и довести долю ветровой энергии в собственном балансе до 10%. США собираются за данный же период расширить собственные ветровые мощности в пять раз.
В мае 2005 года климатологи Кристина Арчер и Марк Джекобсон из Университета Стэнфорда составили глобальную планетную карту ветров на высоте 80 метров. По словам ученых, энергия ветров планеты более чем в 100 раз превышает энергию ее рек. Пользуясь новой картой, современные ветроэнергетики смогут сейчас выбирать самые ветреные участки для постройки собственных установок.
В Российской Федерации самый перспективны в этом смысле районы Обской губы, Кольского полуострова, прибрежная полоса Дальнего Востока. Средняя скорость ветра тут держится на уровне 11—12 м/с. Имеется у нас и более ветреные места. К примеру, на островах, расположенных рядом с Владивостоком, на высоте 150 метров скорость ветра ни при каких обстоятельствах не опускается ниже 11 м/с.
А ведь 150 метров — это 50-метровая башня на 100-метровом бугре.
Но ветряк возможно поднять и выше. Причем для этого вовсе не обязательно строить огромные башни. Компания Magenn Power, к примеру, планирует для этого карусельный ветряк с дирижаблем. Другими словами применять в качестве оси вращения ротора заполненный гелием аэростат.
Предложенная конструкция, взявшая рабочее наименование MARS (Magenn Power Air Rotor System), поднимается на высоту около 300 метров, где средняя скорость ветра может доходить до двадцати метров/с, и в том месте уже вращается, передавая вырабатываемый ток по кабелю на землю. У таковой конструкции имеется множество преимуществ. Она фактически не занимает места на земле, мобильна, да и шума от нее особенного нет. Компания собирается построить первый гелиевый ветряк к концу будущего года. Заказы на воздушные генераторы уже принимаются.
Мощность их будет до тех пор пока небольшой, от 10 до 25 кВт, чего, но, с лихвой должно хватить, к примеру, для полного энергоснабжения средних размеров коттеджа. Примерная цена — от 3 до 5 тысяч долларов за киловатт мощности.
Но и 300 метров над почвой для ветрогенераторов — далеко не предел. Доктор наук Брайан Робертс из Сиднейского технологического университета и американская компания Sky WindPower предлагают поднять их еще выше — на 4,5 километра. Установка FEG (Flying Electric Generators) напоминает вертолет с четырьмя несущими винтами.
Для полета она применяет принцип воздушного змея, рабочую поверхность которого именно и составляют эти четыре винта, они же — роторы ветрогенераторов. Согласно расчетам, цена создаваемого FEG электричества не превысит 2 центов за киловатт-час. Уменьшенная модель аппарата уже прошла успешные опробования, и по сей день разработчики ищут инвестора, готового заплатить 3 миллиона долларов за первый промышленный экземпляр.
Что именуется, зря тратить деньги. В самом прямом и удачном смысле.
Житель Санкт-Петербурга построил дачу в Крыму. Опыт удаленного строительства
Интересные записи на сайте:
- Крым, маршруты для самостоятельных путешествий: симферополь — скалистое – бакла – научный (т-01-16, 14 км)
- Национальные природные парки украины для туризма
- Крепление велосипедов на автомобиль в путешествиях, на транспорте и в экстренных случаях
- Новый материал улавливает углерод, сохраняя до 50% энергии
- Рыба-робот контролирует состояние окружающей среды
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Кривое зеркало мира: антиматерия
Принцип электромагнитной ловушки противоборство и Сосуществование вещества с антивеществом составляют великую тайну Вселенной, раскрыв которую удалось бы…
-
Левиафаны науки: очень большая наука
Новое детище ЦЕРНа — Большой адронный коллайдер, самый большой в мире ускоритель, что на эйфорию физикам всей земли будет запущен весной следующего года…
-
Арнауты капнисты, графы, герои, казак, поэт и актриса. видео
25.10.1993 умерла Марія Капніст, українська актриса, графиня; совершила 20 років в радянскiх таборах. Належить до роду отамана Івана Сірка. Крымские…
-
10 Самых странных экспериментов сэмбрионами животных
10. Цыпленок с мозгом куропатки Генетики различных государств много раз пробовали пересадить часть мозга зародыша дикой куропатки эмбриону домашнего…
-
Квантовая телепортация: туннель
Такую машину-телепорт выстроили в фильме «Контакт». С ее помощью героиня Джоди Фостер совершила путешествие в второй мир, быть может — и нет В…
-
Путь компании kenwood: первые полвека
Kenwood Издание РАДИОЛОЦМАН, февраль 2016 Юрий Петропавловский В 2016 году отмечают 70-летние юбилеи пара основанных по окончании Второй мировой японских…