Вся европейская литература уходит собственными корнями в библейскую, в особенности в произведениях, где поднимаются этические вопросы. Джейн Джордж и Остин Элиот в собственных романах задавались мыслью, как темперамент воздействует на свойство быть радостным, и в определенной степени это есть продолжением библейской истории о моавитянке Рут. В то время, когда Диккенс писал о общественных институтах и людях, которым характерно пренебрежительное отношение к таким понятиям, как человеческое достоинство и справедливость, это напоминало критические отповеди пророков евреев, обращенные к обществу и царям.
Звездные войны, Властелин колец и им подобные произведения выстроены на идее, что космос — это поле битвы сил добра и зла. Таковой взор на мир максимально близко повторяет идеологию, в случае если и не ТаНаХа, то, по крайней мере, Свитков и кумранских рукописей Мертвого моря — борьба происходит где- то в том месте, а не тут и по сей день, другими словами на космическом уровне, но не в душе человека.
Существует и еще одна, достаточно редкая форма повествования, которая наилучшим образом представлена как раз в библейских текстах — история без финала. Такая форма повествования не соответствует общепринятым литературным концепциям, в соответствии с которым рассказ обязан складываться из сюжета с заложенными в него несоответствиями, и разрешаться они будут в самом финале. Такая форма изложения разрешает зрителям и читателям почувствовать чувство завершенности.
Мы не готовы наблюдать на незаконченную скульптуру, просматривать обрывающуюся посередине поэму либо книгу без развязки. Восьмая неоконченная симфония Шуберта — редчайшее исключение.
Но большая часть библейских историй — это как раз повествование без финала. Кроме того основная из них, идущая через целый текст Торы, начавшаяся с ухода Авраама из дома отца собственного в отыскивании Почвы Обетованной, которую его потомки возьмут в вечное владение, заканчивается вместе с последней страницей Торы по факту ничем — Моисей умирает, а население украины все еще остается по ту сторону реки Иордан, так и не удостоившись до тех пор пока ступить на Святую Почву. Истории без классического финала неизбежно оставляют чувство незавершенности.
Еще одна такая история без финала либо, правильнее, с отложенным на столетия финалом — рассказ о смерти и жизни Иосифа. в течении библейской книги Берешит мы читаем, как Иосиф, реализованный братьями в рабство, посланный по навету в колонию, поднимается в следствии до отметки фактического правителя Египта, выручая и эту величайшую империю того времени, и собственную семью. Но в недельной главе Ваехи, венчающей книгу Берешит, Иосиф, умирая, так и не смог получить завершенности — последнего пристанища и вечного покоя.
Я умираю. В то время, когда Б-г отыщет в памяти о вас и выведет из страны Египетской в почву, обещанную Аврааму, Ицхаку и Яакову, вынесите кости мои из этого, — сообщил Иосиф братьям и погиб в возрасте ста десяти лет. Тело же его забальзамировали и положили в саркофаг, — говорится в главе Ваехи, которую иудеи всей земли просматривают на этой неделе.
И в этом образе временных похорон опять предстают несбывшиеся надежды, конечный пункт и неоконченное странствие путешествия, все еще остающийся за горизонтом.
И такая форма повествования библейского текста сложилась не просто так. оптимальнее , сама того не зная, это растолковала Ханна Арендт в собственном фундаментальном труде Обстановка человека. Многие отечественные поступки смогут быть губительными как для нас самих, так и для окружающих, и основная неприятность в том, что мы ни при каких обстоятельствах не можем предугадать последствия отечественных поступков, чем они для всех обернутся, а совершив — уже мало что можем поменять.
Так, мы не ведаем, что творим, но наряду с этим неизменно виноваты в последствиях. В принципе, одного этого уже достаточно, дабы отчаяться и окончательно отвергнуть человека, с презрением относясь к эмансипации и идеям свободы. Скептики в большинстве случаев поднимаются на данный путь.
Но, согласно точки зрения Ханны Арендт, надежду на будущее и обнуление квитанций способно даровать прощение.
Если бы не свойство человека прощать, мы бы ни при каких обстоятельствах не смогли оправиться от последствий отечественных действий, освободиться от них. Прощение — как единственная возможность освобождения от травм прошлого и тому, кто прощает, и тому, кому прощено. прощение и Раскаяние — высшие проявления свободы выбора человека, потому, что выводят нас из нескончаемого круговорота мести и возмездия.
Свобода дается только тем, кто способен прощать. И отечественное личное и коллективное освобождение содержится лишь в отечественной способности забыть обиду. И как раз тогда, в соответствии с работам Ханны Арендт, иллюстрирующим иудейскую систему ценностей, наступит золотой век для человечества.
В базе многих древних культур лежала теория цикличности времени, в соответствии с которой все и постоянно возвращается на круги собственная. Греки заложили фундамент катастрофы, в которой корабль мечт разбивался о камни настоящей судьбе. Европейские мыслители эры Просвещения внесли предложение линейную концепцию времени, созвучную с идеями прогресса. В двадцатом веке были в моде теории о том, что мир начинается по спирали, и любой виток повторяет прошлый, но на своем уровне.
Иудеи же принимают время в категориях Завета, что, по меткому выражению доктора наук и бывшего ректора Бар- Иланского университета Гарольда Фиша, есть условием отечественного существования во времени, соответственно, уже в настоящем воплощает в себе живую память о будущем, ожидающем собственного часа.
Заложенная греками катастрофа крушения рождает пессимизм. Линейная концепция времени — оптимизм, действительно, не ясна конечная цель перемещения. Цикличные и спиральные модели времени лишь и учат нас, что покорности — принимать все происходящие кошмары как должное.
А время в совокупности Завета призвано рождать надежду. Пессимизм, надежда и оптимизм — не просто различные эмоции. Они являются три различных макрокосмоса восприятия и способа жизни и находят собственный выражение в различных формах повествования, каковые мы выбираем, говоря собственные истории. Иудейская концепция времени показывает на то, что будущее не предопределено.
Последняя глава пока не написана, финал еще в первых рядах. Соответственно, история длится, и все мы ее творим.
Лорд Джонатан Сакс
????????
Источник: Jewish.ru
Каких евреев уничтожали фашисты
Интересные записи на сайте:
- Новый этап в изучении марса
- Развертывание дополнительных приемных станций для радиоастрона
- Сми: потеря протона останется безнаказанной
- Солнечные вспышки оказались в три раза мощнее, чем считалось ранее
- Проницательность следом за любознательностью
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Валерий матвеенко: верю, что смутные времена преобразований скоро пройдут
Беседа с академиком РАН, главой Пермского научного центра Уральского отделения РАН, директором Университета механики целых сред До сих пор не утихают…
-
Историческая география побужья времен геродота (5 век до новой эры)
Перед тем как доказать, что уличи это прямые потомки ольвиополитов, народ греческих корней и византийской культуры, другими словами народ, превосходящий…
-
Как мывоспринимаем время: тооно тянется, тонесётся
Оптические иллюзии учат нас: с позиций людской существования принципиально важно не только то, что имеется в действительности, но да и то, как мы эту…
-
Почему опасно пить во время еды
Кое-какие медики уверены в том, что выпивать (запивать) на протяжении еды категорически запрещено. Это строгое правило имеет отношение и к воде, и к чаю,…
-
Gps-клетки в мозге отслеживают время и расстояние
В прошедшем сезоне Джон О Киф (John O Keefe) с сотрудниками взял Нобелевскую премию за открытие совокупности в головном мозге, которая разрешает…
-
День назад умер первый американец совершивший орбитальный полет — Джон Гленн. В Российской Федерации кроме того не многие отыщут в памяти его имя:…