Высшая школа: современные приоритеты современные приоритеты

      Комментарии к записи Высшая школа: современные приоритеты современные приоритеты отключены

Высшая школа: современные приоритеты современные приоритеты

В последних числах Января Государственной думой российской федерации принят закон о федеральных университетах. В противном случае говоря, создаются условия для приоритетности и конкурентоспособности институтов, талантливых осуществлять собственную деятельность в новых условиях. Это со своей стороны должно повлечь и сокращение неперспективных институтов.

Столь твёрдые правила устанавливаются чтобы верховная школа в условиях рыночной экономики имела возможность производить «кондиционных» экспертов, талантливых реализовать собственный потенциал в инновационной экономике и готовься к научно-исследовательскому поиску в условиях новых разработок. Но что же делать остальным, классическим, институтам? Так как и их существование в полной мере оправдано.

И они производят пускай и не гениев, но нужных для индустрии, сельского хозяйства, культуры, образования экспертов. И тут вопросов больше, чем ответов. Собственный видение этих неприятностей высказывает глава Совета ректоров институтов республики, ректор ДГТУ, доктор наук Тагир Исмаилов

Тагир Абдурашидович, Вы управляете Совет ректоров Дагестана. Что сейчас происходит в высшей школе республики, и в каком направлении движется реформа образования?

Сравнительно не так давно Президент РФ Д.Медведев заявил об укрупнении институтов. В январе Государственная дума российской федерации на законодательном уровне утвердила положение о создании федеральных институтов. Выяснены регионы, призванные стать наибольшими научно – исследовательскими базами институтов. Чем это позвано?

И как это отразится на отечественной республике?

Современное состояние экономики, характеризуемое восстановлением производства во многих отраслях народного хозяйства, требует подпитки новыми концептуальными подходами, снабжающими ее действенное развитие. Одним из подходов и действенным рычагом, содействующим действенному и конкурентоспособному формированию народного хозяйства, будет инновационная деятельность как в территориальных рамках, так и в отраслях.

Базой для таковой деятельности в большей мере есть совокупность высшей школы, владеющая замечательным научным потенциалом и играющая роль моста, соединяющего производство и науку. Для инновационной инновационного производства и экономики нужны высококлассные специалисты, обладающие новейшими технологиями, владеющие рыночным мышлением и конкурентоспособные на интернациональном уровне. Исходя из этого совокупность высшего профобразования вправду испытывает недостаток в реформировании, и главной задачей реформирования есть увеличение уровня качества подготовки экспертов.

На данный момент принят закон о федеральных университетах, в соответствии с которому будет создано маленькое количество укрупненных федеральных университетов. Вторая часть институтов приобретёт статус исследовательских, национальных, инновационных, часть национальных институтов, думаю, будет иметь статус региональных. На сегодня созданы три федеральных института:

Сибирский, Южный и Дальневосточный, каковые являются собственного рода большими учебно-научными центрами по формированию инновационных разработок в регионах. Они же созданы для ответа конкретных больших, долговременных инновационных проектов, а не просто для объединения нескольких институтов. Не ставится цель либо сократить институты.

Как показывает практика, простое слияние значительно чаще не дает ожидаемого так именуемого синергетического результата, и от этого уровень качества подготовки экспертов не улучшается.

Такая реформа позвана, во-первых, тем событием, что современному обществу требуется новая совокупность инновационного обучения, ориентированная на будущее, основанная на новых новых и социокультурных принципах моделях обучения, содействующая формированию новой действия и культуры мышления. Во-вторых, необходимостью создания условий для приоритетности и конкурентоспособности институтов в условиях усиливающейся интернациональной борьбе в данной области и, наконец, целесообразностью сокращения неперспективных институтов и бессчётных «искусственно» созданных филиалов.

Что касается республиканских институтов, то, на мой взор, все национальные институты должны быть сохранены. В Дагестане уже много лет функционируют специальные институты, и они были целенаправленно созданы для организаций республики и обеспечения предприятий нужными кадрами. Что на данный момент изменилось? Разве уменьшилась потребность в преподавателях, докторах, инженерах, ученых? Само собой разумеется, нет.

Более того, эти потребности возросли и количественно, и как следует. Аграрная республика не имеет возможности развиваться без экспертов сельского хозяйства, не может быть устойчивого экономического развития без инженерно-технических кадров, республика занимает не лучшие позиции в стране и по обеспеченности населения докторами, преподавателями и другими высококвалифицированными кадрами. В Дагестан обозримой перспективе не приедут эксперты из центральных городов России, как это было в 50-е и 60-е годы прошлого столетия.

С учетом опыта работы специальных национальных институтов республики вектор модернизации высшего образования направляться ориентировать не по направлению слияния существующих национальных институтов с последующим уменьшением количества обучаемых, а по ужесточению требований к созданию подготовки условий и качеству специалистов для качественной организации образовательной деятельности. Одновременно с этим нужно осознавать, что сложившаяся совокупность образования кроме того с учётом тенденций её реформирования не разрешает появляющихся противоречий, которые связаны с новыми социально-экономическими и культурно-потребностями развития и образовательными условиями дагестанского общества.

Исходя из этого неприятности образования заключены не столько в финансировании, сколько в характере и целях содержания самого образования. Лишь глубинное и содержательное реформирование всего образования может содействовать его полноценному проявлению в качестве фактора устойчивого развития дагестанского общества. И лишь преодолевая нынешнее состояние, преобразуя содержание всего образования, формы и методы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение образовательного процесса, выращивая иную профессионально-педагогическую культуру, существующие сейчас совокупности образования смогут ответить на вызов времени и стать настоящим ресурсом страны и развития Дагестана в целом.

В складывающейся ситуации нужно, на мой взор, выработать единую политику развития институтов Дагестана а также региона и создать проект федеральной целевой инвестиционной программы развития совокупности высшего образования в таком проблемном регионе, как Дагестан. В рамках таковой программы направляться, на мой взор, предусмотреть создание действенного механизма горизонтальной интеграции институтов республики на уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов и создание межвузовской инфраструктуры по реализации и выработке корпоративных предложений по совершенствованию совокупности высшего образования в Дагестане.

Наряду с этим необходимо исходить из понимания того, что само занятие образовательной деятельностью уже накладывает на институты определенную ответственность перед государством и обществом. Исходя из этого все институты должны быть заинтересованы в выработке единой политики, одобренной общественностью, в сфере образования не только отечественной республики, но и всего региона.

Уровень качества образования. Сейчас оно не радует. И отечественные выпускники остаются невостребованными из-за их не сильный подготовки. И в случае если сказать о создании инновационной экономики, то соответственно возрастают требования к образовательному цензу будущих экспертов…

Уровень качества образования – это центральный вопрос любой совокупности образования. Главный фронт «борьбы» в сфере модернизации образования проходит по линии улучшения его качества. Современная судьба предъявляет повышенные требования к качеству образования, и не секрет, что именно этот критерий послужит главным доводом в естественном отборе, что ожидает институты в скором времени.

Федслужба по надзору в сфере науки и образования собирается разработать новую модель требований к институтам по их Национальной аккредитации. Она в первую очередь будет трудиться против тех высших учебных заведений, каковые практически занимаются выдачей «корочек», а знаний не дают. «Мы не планируем сокращать число институтов. Но те институты, каковые не будут соответствовать новым требованиям, должны за это отвечать, впредь до сокращения.

Развитие экономики страны диктует более твёрдые требования к образованию. Запрещено в 2008 году предъявлять к институтам требования, сформулированные в 1995 году», – отмечает начальник Рособрнадзора Л. Глебова. Институты, не снабжающие настоящие условия для профессионального развития и обучения молодого человека, а также не имеющие материально-кадрового потенциала и технической базы, конкретно должны свернуть свою деятельность.

Исходя из этого перед отечественными вузами стоит задача значительно улучшить уровень качества подготовки экспертов.

Как пример желаю поведать о том, как мы у себя решаем задачу обеспечения качества подготовки кадров. В университете создана и принята на Ученом совете внутривузовская совокупность управления качеством подготовки экспертов, которая разрешает отслеживать не только рейтинг студентов, ППС, но и кафедр, факультетов. Все нормативные акты, входящие в эту совокупность, созданы на основании законов , ведомственных положений, Устава и инструкций университета.

В рамках данной совокупности в институте систематично проводятся контрольные мероприятия: рейтинг-контроль, промежуточная аттестация, выборочный контроль остаточных знаний студентов, рейтинг факультетов и кафедр. Полученные результаты анализируются на совещаниях ректората, Учёного совета и советов факультетов университета.

Одной из серьёзных мер по увеличению качества подготовки будущих экспертов реализуется модель развития, разрешающая отечественному вузу развиваться как исследовательскому инновационному университетскому комплексу технического профиля. Исследовательский инновационный университет – это университет с глубокой интеграцией научной, образовательной деятельности, снабжающий устойчивое развитие, уровень качества и востребованность подготовки экспертов с высшим опытным образованием, опережающее кадровое и техобеспечение национальной экономики по приоритетным отраслям народного хозяйства.

В рамках реализации таковой модели развития института за последние годы открыты новые профессии, востребованные экономикой республики, а также по перспективным отраслям материального производства. Сейчас университет ведет подготовку дипломированных экспертов по 59 профессиям.

Серьёзной инновационной составляющей любого института и особенно технического есть уровень информатизации. Нам удалось поднять ее на как следует новый уровень. На данный момент университет располагает более чем 1300 компьютерами, из которых 1240 станций класса Pentium. Рабочими станциями оснащены 63 компьютерных класса, кафедры и факультеты, администрация, ИВЦ и другие структурные подразделения.

Более 80 % рабочих станций подключены к единой корпоративной сети и имеют выход в Интернет со скоростью 6 Мбит/сек. Лишь в 2007 году в 3 раза увеличена пропускная свойство внешнего канала связи, применяемого для выхода в Интернет. Ведутся работы по расширению пропускной свойстве оптико-волоконного канала связи, соединяющего корпуса университета.

Каждый месяц подразделениям университета выделяется Интернет-трафик. В целях популяризации современных IT и повышения эффективности их применения в учебном ходе и научно-исследовательской деятельности предоставляется бесплатное рабочее время для доступа в Интернет всем студентам, сотрудникам и аспирантам университета. На сервере электронной почтовой работы университета зарезервировано более 100 адресов электронной почты, из которых широко применяется 53 адреса.

Внедрена и начинается автоматизированная информационно-библиотечная совокупность «Фолиант», которая включает в себя АРМы: «Администратор», «Каталогизатор», «Поиск в ЭК», «Комплектование», «Перемещение фонда», «книговыдача и Учёт читателей», «МБА», «Книгообеспеченность». Куплены и открыты две серверные станции с АИБС «Фолиант», произведено подключение сервера к библиотечной совокупности «Корпоративная электронная библиотека Южного федерального округа» (КЭБ ЮФО).

Создан проект локальной информационной сети библиотеки на 20 точек доступа, которая интегрирована в единую корпоративную сеть университета. Ресурсы электронной библиотеки интегрированы во глобальную глобальную компьютерную сеть – Интернет. Функционирует электронный читальный зал, пользователи которого смогут получить доступ как к внутренним, так и к внешним информационным ресурсам.

В июле 2006 года в целях ответа задач комплексной информатизации университета был образован Центр современных IT, что есть одним из наибольших в РФ.

Центр оснащен современными высокопроизводительными серверными станциями и запланирован на 180 рабочих мест, каковые находятся на площадях более чем 600 кв.м, все рабочие станции имеют выход в Интернет по скоростному оптико-волоконному каналу связи и объединены в единую корпоративную сеть университета, что разрешает обеспечить доступ пользователям Центра ко всем информационным ресурсам. На рабочих серверах и станциях Центра размещена широкая библиотека программных средств, в которой хранится более 200 особых программных продуктов, применяемых в учебно-научном ходе.

В плане увеличения качества производимых экспертов принципиальное значение мы придаём переподготовке и подготовке педагогических кадров. С целью этого открыты: аспирантура по 42 профессиям, докторантура по 4 профессиям, функционируют диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций.

О качестве образования возможно делать выводы по такому фактору, как удачно студенты института участвуют в разных олимпиадах, конкурсах. Подчеркну, что многие отечественные студенты каждый год принимают участие в международных, общероссийских, региональных, республиканских и конкурсах и вузовских олимпиадах, и большая часть из них занимают призовые места.

Свежий пример: в 2008 году на Общероссийской олимпиаде развития народного хозяйства преподаватели и наши студенты завоевали 53 призовых места в разных номинациях, а также 18 золотых медалей. На конкурсе институтов России отечественный университет два раза (в 2004 и 2005 годах) признан лауреатом конкурса золотая медаль «Европейский уровень качества» в номинации «100 лучших институтов России».

В учебно-научный процесс подготовки экспертов привлекаются руководители и специалисты производственных отраслей и сфер народного хозяйства Республики Дагестан, являющиеся главными работодателями для выпускников. Они привлекаются не только как учители, но и как начальники структурных подразделений, каковые имеют возможность значительного влияния на развитие учебно-научного процесса, а также объединяя предприятия и потенциалы кафедры либо отрасли.

Интеграции образования, производства и науки в значительной степени содействует создание в университете переподготовки повышения и факультета квалификации кадров.

специалисты отраслей и Руководящие работники народного хозяйства, завлекаемые к увеличению квалификации, воображают собственные производственные вопросы, каковые в последующем, в большинстве случаев, перерастают в научно-производственные финансируемые взаимоотношения.

В наше время рынка труда предприятия-партнеры готовы создавать с вузами совместные структуры, содействующие координации и объединению интеллектуального, научного и технологического потенциалов для увеличения повышения подготовки эффективности и качества специалистов производства. В частности, оживает потребность в базисных кафедрах, изменяется их функциональная, нормативно-правовая и экономическая модели.

Для реализации данной модели сотрудничества университета с производственной сферой на фабриках, в НИИ и на фирмах открыты учебно-научные лаборатории кафедр университета. Это разрешает организовать учебный процесс студентов при ярком их участии в производстве, и вести научно-исследовательскую работу по интересам и заявкам фирм.

Всё это разрешило нам открыть совместные учебные, научные и инновационные центры с известными во всем мире компаниями: Softline – авторизованный партнер наибольших мировых производителей программной продукции; «Analog dеviсеs» – совместный с американской компанией учебно-исследовательский центр; центр по проектированию и исследованию сейсмостойкости строений; центр аудита и экспертизы в строительных работах; республиканский инженерный центр по комплексной автоматизации; маркетинговый центр; наибольший в республике Интернет-центр; инновационно-инвестиционный центр; технопарк Республики Дагестан; НИИ «нанотехнологий и Микроэлектроники»; НИИ «Региональных экономических неприятностей»; НИИ «Прогноз», и другие научные и учебно-исследовательские структурные подразделения по профильным для университета направлениям. Так что выше приведена лишь маленькая часть «географии» отечественных контактов и успешных проектов по сотрудничеству с менеджерами настоящего сектора экономики.

Вопросы востребованности выпускников институтов и их последующей трудовой деятельности в соответствии с взятыми в институте профессиями много раз затрагивались Президентом РФ Д.А. Медведевым в собственных выступлениях, в которых отмечалась их важность с позиций эффективности применения национальных средств на содержание институтов. Эта наиболее значимая неприятность должна быть вынесена на передний замысел деятельности институтов не только с позиции большого применения опытного потенциала выпускников, но и обеспечения постоянной связи с экономикой и действующим производством при помощи выпускников, и слушателей факультета увеличения квалификации.

Второй, не меньше ответственный, нюанс. Что Советом ректоров предпринимается в отношении обеспечения подготовки конкурентоспособных экспертов? В частности, речь заходит об «армии» экономистов – юристов – докторов. Республика чувствует их избыток…

На данный момент данный вопрос особенно актуален. Пологаю, что абитуриенты, поступающие в высшии учебные заведения за дипломами, а не за знаниями, имеется и у нас в республике. Их не меньше, возможно, больше, чем в других регионах. Я могу сообщить по части технического университета. Те абитуриенты, каковые к нам поступают за дипломами, а не за знаниями, отечественный вуз не заканчивают.

Из-за чего? В частности, внедренная в образовательную деятельность «Совокупность управления качеством подготовки экспертов», сопровождаемая программным комплексом АСУ «ВУЗ», разрешает в течение всего периода учебы отслеживать студента не только по результатам экзаменационных сессий, но и по ежемесячным оценкам, посещаемости занятий, активности независимой и научной работы, наличию нарушений учебной дисциплины, качеству прохождения практической подготовки и вторым показателям.

Эти сведенья имеются в электронной базе, сохраняются и анализируются по особой программе, и выводится рейтинг студента. Само собой разумеется, студентам с низким рейтингом мы даем шанс на учебу, а если он не применяет данный шанс, то отчисляем. Так, приблизительно 25–30% студентов у нас отсеивается во время учебы. Нереально трудиться программистом, не зная программирование, нереально трудиться проектировщиком, не зная чтения чертежей и способы расчета и т. д.

Мы видим, что сейчас потенциал отечественных действующих экономистов не весьма четко и конкретно ориентирует экономику республики на динамичное развитие. Исходя из этого ответствен не количественный показатель, а уровень качества подготовки экспертов, среди них и экономического профиля. В отечественной республике серьёзной проблемой есть безработица.

Хороший экономист – специалист способен прямо либо косвенно оказывать влияние на создание новых рабочих мест методом создания новых фирм либо методом расширения и развития существующих фирм. Мы же видим, что у нас в республике происходит. В том месте, где трудятся хорошие эксперты, экономисты и менеджеры, фирмы развиваются, создавая новые рабочие места, расширяя производственную и социальную инфраструктуры.

Исходя из этого от качественных экспертов полностью зависит уровень экономразвития.

Запрещено суммировать сегодняшнюю потребность республики в экономистах, юристах и готовить их лишь в этом количестве. Тут направляться учесть многие факторы, а также возможность развития отраслей, естественную убыль, миграцию экспертов и др. Кроме этого направляться подчернуть, что сейчас национальное задание на подготовку экспертов экономического и юридического направления понижается, а также это коснулось и институтов, расположенных в РД.

Но желающих взять экономическое образование на рынке образовательных одолжений не понижается. Многие из них обучаются на платной базе. Как быть?

Не разрешать? Закрывать и создавать недостатки? Это мы уже «проходили» и знаем, что такие действия лишь повысят ажиотаж и приведут «к болезни» недостатка. Исходя из этого я уверен, что решение вопроса количества экспертов, а также экономического и юридического профилей, нужно искать через уровень качества их подготовки. Рыночные условия, а также в сфере образовательного рынка, должны эволюционно вытеснить образовательные учреждения, каковые готовят некачественных экспертов.

Другое дело, в то время, когда множество филиалов разных институтов, каковые не имеют ни материальной базы, ни кадрового потенциала, ни библиотеки, тем самым вводят абитуриентов в заблуждение и выдают дипломы под брендом центральных институтов. Работу таких филиалов нужно отражать в массмедиа не только в форме объявлений о приеме на обучение, но и по их настоящей образовательной деятельности и по наличию условий для подготовки экспертов высшей квалификации, и, само собой разумеется, их направляться закрыть законным методом.

Обстановка с ЕГЭ. В текущем году он обретает законную силу и из разряда опытов переходит в рабочий режим. Как институты подготовлены к приёму «без экзаменов»?

И что делать тем, кто «провалил» ЕГЭ?

Вправду, в этом году опыт по введению ЕГЭ завершён, и необходимость сдачи ЕГЭ с 2009 года закреплена законом . Все национальные институты республики в прошедшие четыре года в порядке опыта проводили приём с учётом ЕГЭ и имеют соответствующий опыт. Действительно, в школах республики ЕГЭ в прошедшем сезоне проводился лишь по двум дисциплинам – математика и русский язык, и институты проводили собственные дополнительные вступительные опробования по одной либо двум дисциплинам из рекомендуемых на соответствующие профессии.

С этого года приём в высшии учебные заведения будет осуществляться всецело на базе результатов ЕГЭ, каковые должны проводиться в пунктах их приёма, организованных республиканской ГЭК (национальной экзаменационной рабочей группой) по ЕГЭ. Выпускники образовательных учреждений, желающие поступить в тот либо другой вуз, должны обязательно сдать ЕГЭ по тем дисциплинам, каковые выяснены в зависимости от института и выбранной профессии и оговорены в правилах приёма.

Поступающие на профессии творческой направленности сдают дополнительно творческий экзамен в институте. Форму проведения дополнительного творческого экзамена определяет вуз, в который поступает абитуриент.

Обязан подчернуть, что предметы, по которым направляться сдать ЕГЭ и творческий экзамен, каковые должны быть сданы при поступлении на профессии и направления, жестко оговорены в приложении к приказу Минобразования РФ №365 от 28.11.2008г. Так что институты должны делать эти условия.

Без вступительных опробований в высшии учебные заведения принимаются: призёры и победители последнего этапа Общероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд России, участвовавшие в интернациональных олимпиадах по общеобразовательным предметам, организованных в порядке, определяемом Министерством науки и образования РФ, чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр (на соответствующие профильные профессии) и другие категории абитуриентов, оговоренные правилами приёма. Уверен, что все национальные институты республики подготовлены к приёму абитуриентов по совокупности ЕГЭ.

Те выпускники, каковые провалили ЕГЭ, не возьмут аттестат зрелости. В случае если выпускник провалил математику либо русский язык, то у него будет шанс пересдать один предмет и взять аттестат зрелости.

Желающим получать образование институте направляться определиться, какие конкретно предметы по выбору необходимо сдать для поступления на ту либо иную специальность. Выбор должен быть основан на списке вступительных опробований по каждой профессии, что вузами заявлен до 1 февраля 2009 г. До первого марта выпускник обязан подтвердить собственный выбор, написав заявление в школе.

В свидетельство о ЕГЭ выставляются результаты по тем предметам по выбору, по которым будет преодолен минимальный порог, установленный Рособрнадзором. В случае если выпускник, сдавая предмет по выбору, не приобретает предельного числа баллов, то может пересдать его лишь на следующий год.

Помимо этого, необходимо заметить, что в первых числах Июня Рособразование установит количество баллов, соответствующее пороговому значению. Наряду с этим институты есть в праве поднять пороговое значение количества баллов по собственному усмотрению. Право сдать документы в высшее учебное заведение будет иметь абитуриент, у которого количество баллов выше установленного порогового значения по дисциплинам вступительных ЕГЭ, устанавливаемых вузом.

Лицензирование высших учебных многочисленных филиалов и заведений русских, зарубежных институтов иногда доходит до вздора, в то время, когда так именуемые «институты» находятся в типовых квартирах либо полуподвальных помещениях. Возможно делать выводы о «качестве» подготовки их выпускников. Кто осуществляет контроль эту обстановку?

Высшее профобразование Республики Дагестан интегрировано в общероссийскую высшую школу более чем другие отрасли. В его составе на данный момент более 70 филиалов и вузов институтов вторых регионов, а сейчас к ним прибавилось полтора десятка представительств институтов. Из них 5 федеральных институтов, являющихся базисными для республики, организовали собственную материальную базу, научно-технический и педагогический потенциал за 40–70 лет.

Во многом кадровое благополучие этих институтов выяснено лучшими научными и научно-педагогическими центрами России и других бывших советских республик. Они располагают неповторимыми научно-педагогическими школами, научными лабораториями, каждый год пополняют страны и кадровый потенциал региона и в достаточной мере удачно развиваются.

Лицензирование высших учебных заведений, филиалов находится в ведении Рособразования. Был период, в то время, когда филиал того либо иного института возможно было легко открыть. Как и следовало ожидать в таковой ситуации, в Дагестане было открыто множество представительств и филиалов. Многие из них вправду находятся в неприспособленных для учебного процесса помещениях. У них нет собственных подготовленных кадров.

О качестве производимых экспертов тут сказать и не приходится. Эти вузы и несостоявшиеся филиалы в значительной степени подрывают престиж высшего образования. Более того, наносят большой ущерб экономике республики тем, что их выпускники, не взяв полноценное образование и квалификацию, время от времени оказываются на весьма важных должностях и принимают иногда катастрофические для экономики ответа.

По сегодняшнему состоянию инфраструктуры и общества городов и районов РД возможно делать выводы об уровне квалификации этих экспертов. Куда ни бросься, в том месте неприятности. У нас неприятности с экономикой, с преступностью, соблюдением законов, развитием производства, снижением уровня безработицы, лечением больных, обучением детей, кроме того с соблюдением правил дорожного перемещения. И мы желаем, дабы эти неприятности решали и решили недоученные эксперты? А вот с торговлей у нас нет неприятностей.

какое количество магазинов и рынков открылись за последние годы, вы видите. Состояние образования – это барометр уровня развития общества, и первые показатели его оздоровления должны проявляться в совокупности образования.

На данный момент лицензионные и другие аккредитационные требования ужесточаются. К примеру, по новым аттестационным требованиям, в случае если филиал института не аттестован, то головной вуз может остаться без аккредитации. Исходя из этого сейчас многие институты освобождаются от несостоятельных филиалов.

В частности, в прошедшем сезоне к нам обратилась прокуратура РД прося оказать содействие в оценке образовательной деятельности филиалов институтов, в которых готовят экспертов юридического направления.

Советом ректоров институтов РД была организована межвузовская рабочая группа и совершена проверка более чем 30 филиалов во многих городах республики, и результаты представлены в прокуратуру. В 16 филиалах были обнаружены нарушения требований образовательного законодательства, и этими филиалами занималась прокуратура. К примеру, было найдено, что во многих филиалах трудятся одинаковые учители.

Кое-какие учители с учёными званиями и степенями умудрялись проводить занятия в нескольких филиалах. О каком качестве работы, новых и научных исследованиях педагогических разработках возможно сказать?

направляться выделить, что высшее образование складывается из двух составляющих: опытного и образовательного. В случае если опытная составляющая разрешает вырабатывать эксперта в конкретной области знаний, то образовательная составляющая формирует уровень интеллекта, культуры, миропонимания и цивилизованности, из которых складывается уровень развития личности.

ДГТУ входит в число лучших страны и вузов республики. На базах его научных подразделений созданы: научный центр мониторинга, инновационно-инвестиционный центр, инженерный центр по комплексной автоматизации, центр современных IT и т.д. Как уровень подготовки инновационных экспертов соответствует требованиям времени и дагестанской экономики? Так как сейчас в республике предприятий, а уж тем более инновационных, мало.

И исходя из этого идёт утечка мозгов в другие, более самодостаточные регионы.

Формированию инновационного потенциала института во многом содействует создание центров, лабораторий, конструкторских бюро совместно с научными и производственными организациями. Этому вопросу мы придаём особенное значение.

К примеру, в текущем году в университете создан Интернациональный учебно-научный центр ДГТУ и компании Softinе, являющейся офпредом в Российской Федерации корпорации Микрософт, центр аудита и экспертизы в строительных работах при ярком участии Правительства Республики Дагестан и соответствующего отраслевого министерства, и ряд других лабораторий и центров. Громадная работа проводится инновационно-инвестиционным центром университета, деятельность которого направлена на внедрения процесса и ускорение разработки перспективных инновационных наукоемких технологий и проектов в производство.

Сотрудники университета деятельно принимают участие в программе «Старт», проводимой Фондом содействия формированию малых форм фирм в научно-технической сфере. По итогам конкурсов 10 проектов поддержаны этим фондом. Малые предприятия, созданные для реализации данных проектов, вошли в функционирующий при университете бизнес-инкубатор.

Они приобрели помощь института, базируются на его площадях, применяют приборную базу университета. Для действенного функционирования бизнес-инкубатора создана рассчитанная на 3–4 года схема развития малых фирм в бизнес-инкубаторе, которая предусматривает системный четырехэтапный процесс прохождения. Реализуется распоряжение Правительства РФ от 17.09.2001 № 676 «Об университетских комплексах».

На базе университета для объединения упрочнений при ответе актуальных задач развития неспециализированного, особого и высшего профобразования создан университетский комплекс технического профиля Республики Дагестан, включающий в себя более 30 образовательных, научных и производственных учреждений. В техническом университете создан и деятельно начинается последовательность интегрированных научных и образовательных структур.

Активное развитие научных изучений в области нетрадиционных возобновляемых термоэлектрического приборостроения и источников энергии разрешило создать НИИ нетрадиционных источников и термоэлектричества энергии, предметом деятельности которого являются фундаментальные и прикладные нюансы термоэлектрического охлаждения генерации электроэнергии, получение электрической и других видов энергии на базе нетрадиционных источников. Коллективом центра за последние годы совершён последовательность изучений, делаемых в рамках научно-науки и Министерства технических программ образования РФ, и ведомств и других министерств.

Полученные результаты защищены патентами, апробировались на российских и интернациональных выставках, где были отмечены медалями и призами. Последовательность разработок внедрен в производство. К работе в центре привлекаются студенты и аспиранты университета.

При институте открыт маркетинговый центр, в функции которого входит проведение исследований рынка региона в области подготовки кадров и новых наукоемких разработок, разработка частных и методологии методик рынка рынка услуг и мониторинга труда в сфере профобразования, внедрение действенных механизмов научной рынка продукции и прогнозирования труда в приоритетных научно-образовательных направлениях.

Исследования радиоэлектроники, теплоэнергетики, машиностроения, строительства, приборостроения, компьютерных разработок ведутся в научно-исследовательских и лабораториях и инновационных центрах, таких, как НИИ «нанотехнологии и Микроэлектроника», межвузовская научно-исследовательская лаборатория современной техники, биомедицинской электроники и технологий, республиканский инженерный центр по комплексной автоматизации, научно-исследовательская лаборатория разработки строительного производства, межвузовская научно-исследовательская лаборатория химических реактивов, проектно-конструкторское бюро по обследованию сооружений и зданий и др.

наращивание и Воспроизводство интеллектуального потенциала университета нереально без активного привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности без ее закрепления в университете и обеспечения преемственности научно-педагогических школ. Вузовская наука способна обеспечить интеграцию образовательного и исследовательского процессов, раннюю профориентацию молодого ученого, подготовку его к научно-педагогической карьере.

С целью развития данного направления научно-исследовательской работы студентов в техническом университете организован учебный НИИ «Современные технологии и электронные элементы». Целью деятельности центра есть подготовка высококвалифицированных кадров в области цифровой обработки сигналов, привлечение студентов к научно-исследовательской работе.

Сейчас в вузовском образовании сложилась устойчивая тенденция к интеграции и интернационализации. Современный этап развития мирового сообщества имеет тенденцию к расширению интернациональных образовательных связей, созданию предпосылок для построения неспециализированного мирового образовательного пространства, упрочнению партнерских взаимоотношений.

Происхождение программ партнерства и международного сотрудничества в сфере образования создало условия для заключения соглашений о научно-техническом, образовательном и культурном сотрудничестве. Такая область сотрудничества в ДГТУ представлена контрактами с университетами г. Пуатье (Франция) и Гомельским национальным техническим университетом имени П.О. Сухого (Беларусь).

Тематически ориентированное сотрудничество ДГТУ выражено участием в европейском образовательном проекте TEMPUS в области пищевых разработок. Результатом участия в проекте TEMPUS TACIS «Использование Болонского процесса в технических университетах Северного Кавказа» есть выдача европриложения к диплому по профессии «Разработка бродильных виноделия и производств». Главной целью проекта было внедрение совокупности ECTS, проведение сравнительного анализа учебных замыслов.

Европартнерами по проекту были Мюнхенский технический университет (Германия), Университет Гент (Бельгия), Высшее учебное заведение сельскохозяйственной и пищевой индустрии (Франция).

Разнообразие институтов во всем мире ведет к сотрудничеству и конкуренции образовательных учреждений сферы высшего профобразования. Учители ДГТУ принимают участие в разных интернациональных проектах (проект «Помощь участия России в Европейских научно-исследовательских программах» (RUSERA), программы INCO и FP6), информационных днях по европейским программам научного сотрудничества, INCO-ярмарках, интернациональных конференциях («Инженерные неприятности развития громадных городов» AFES Франция), глобальных конгрессах (МАПРЯЛ) и издаются в зарубежных научных изданиях (Франция, Япония и т.д.).

Университет принимал участие в IV российско-японском семинаре «оборудование и Перспективные технологии для материаловедения, микро- и наноэлектроники», где японскую сторону воображали корпорация ULVAC Inc. и компания Interactive Co; в интернациональной российско-германской конференции «Средний бизнес: новые возможности торгового и торгово-экономического сотрудничества» и инвестиционной ярмарке, где собственные материалы представили более 80 компаний.

Благодаря интернациональным он-лайн лекциям, и программам увеличения квалификации, предлагаемым экспертами Германского культурного центра им. Гете при консульстве Германии в Москве, учители зарубежных языков повышают собственную квалификацию. Такие программы содействуют упрочнению связей в области культуры и неформального вербального общения.

Развитие информационных и технологических процессов формирует предпосылки для образования разных центров. Открытый Интернациональный образовательный учебный центр ДГТУ и Softline Academy есть авторизованным участником интернациональной образовательной программы Микрософт Academy. Комплексные программы Международного учебного центра подразумевают свободную диагностику знаний – интернациональную IT – сертификацию.

Налаживание интернациональных связей содействует привлечению студентов из зарубежных государств. Сейчас в ДГТУ обучаются студенты из 14 государств (Туниса, Египта, Монголии, Индии, Кот-д, Ивуара, Анголы, Ганы, Камеруна, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины, Беларуси, Туркмении). Выпускники ДГТУ трудятся в Израиле, США, Франции, Чехии, Словакии, Азербайджане, Армении и др. государствах.

Коллектив университета на данный момент трудится над реализацией тех задач, каковые выяснены концепцией развития инновационной деятельности института в сфере науки и образования. Наряду с этим выработанная в университете совокупность, достаточно чувствительная к динамике развития рынка образовательных наукоемких технологий и услуг, разрешает обеспечить управление и оперативное регулирование элементами инновационного процесса. Ответ комплекса задач представляется в полной мере реализуемым, и оно должно содействовать экономическому и социальному формированию региона.

Что касается утечки мозгов в другие самодостаточные регионы. На мой взор, это естественный процесс. Остановить его нереально, но с наметившимися тенденциями роста и промышленности и возрождения экономики в республике данный процесс существенно замедлится.

Подготовка экспертов для горных районов. Я знаю, что квоты для будущих экспертов существуют в ДГПУ. А как в Вашем университете обстоят дела?

Квоты для будущих экспертов существовали не только в ДГПУ, но и, как мне известно, выделялись в ДГУ, ДГСХА и у нас в университете.

В Послании Президента страны Дагестан М. Алиева говорится о необходимости целевой подготовки экспертов для горных, предгорных и других районов республики для обеспечения их экономического и социального развития. Данный вопрос очень важный, потому, что в районах нужно закрепить собственных экспертов. Мы же видим, что сейчас многие юные эксперты уезжают не только из районов, но и из городов республики в отыскивании лучших условий и находят их в других регионах страны.

Нужно готовить экспертов по целевым соглашениям с районами с последующим их направлением на работу в эти же районы. А управлению районов направляться принять меры по созданию условий, привлекательных для работы молодых экспертов. Финансирование этих мероприятий направляться предусмотреть в бюджете республики.

Нужна целевая подготовка экспертов для фирм республики, как это реализуется в ДГТУ для фирм Федерального агентства по индустрии РФ. Для фирм оборонно-промышленного комплекса, расположенных в республике, у нас ведется целевая подготовка экспертов согласно соглашению между ДГТУ и Министерством торговли и промышленности РФ.

К примеру, более 90 % инженеров, трудящихся в ОАО «Сапфир», являются выпускниками технического университета. Четыре предприятия и московские фирмы обратились в ДГТУ с предложением направить на работу выпускников технического университета по профессиям: «Управление информатики в технических совокупностях», «Нефтегазовое дело», «Промышленное и Программное обеспечение» и «гражданское строительство вычислительной техники и автоматизированных совокупностей».

Для систематизированной работы по направлению трудоустройства выпускников в университете функционирует «Центр по связям с производством и содействия трудоустройству выпускников», созданный в 2005 году в структуре ДГТУ. Одной из главных задач Центра есть изучение рынка труда, обеспечение связей с работодателями.

Центром проводится внешний маркетинг, включающий маркетинг рынка труда, оценка возможностей организаций потребности и роста предприятий в экспертах, и динамики уровня перемещения и мониторинг безработицы кадров в работах занятости городов и районов. Исследования рынка рынка труда направлены не только на исследование рынка, но и на прогнозирование спроса в будущем, дабы на основании взятых разрешённых формировать количество подготовки экспертов по тем либо иным профессиям.

Отечественный Центр установил тесную сообщение с центрами занятости городов и районов республики, а также на базе договорных взаимоотношений, и и с Министерством социального развития и труда РД. Многие мероприятия – ярмарки вакансий, выставки, дни открытых дверей, разные конференции – проводятся с участием обеих сторон. Эти и другие мероприятия по обследованию рынка труда показывают наличие востребованности выпускников отечественного университета.

Университет заключил соглашения на подготовку экспертов с рядом организаций и предприятий: ОАО «Чиркейгэсстрой», ФГУ «Дагводресурсы», ОАО «Дагэнерго», ФГУП «Махачкалинский порт», ООО «Гидрострой», ОАО НИИ «Сапфир», ОАО «Электросигнал», ОАО «Кизлярский электромеханический завод», ОАО «Дагдизель», ООО МПО «Эркос» и другие. Каждый год большая часть выпускников распределяется в соответствии с соглашениями.

В институте проводятся дни открытых дверей факультетов совместно с «Ярмарками вакансий для выпускников», по большей части для инженерных профессий. В следствии этого количество работодателей, обращавшихся к нам с вопросами трудоустройства выпускников, сейчас увеличилось в пара раз.

Университет заключил договора с более чем 200-ми организациями республики и профильными предприятиями на долгий срок по всем профессиям университета. В соглашениях оговариваются вопросы дальнейшего трудоустройства и практики студентов. Такая двойная процедура – практика-трудоустройство – разрешает действенно и надёжно подойти к проблеме трудоустройства выпускников университета.

На отделениях дополнительного образования студенты приобретают (по желанию) сверх необходимой программы по профессии, актуальные, нужные для карьеры знания.

К примеру, инженерам дополнительно преподаются курс особой экономики, экономистам – курс компьютерной помощи бизнеса и многим студентам дополнительные зарубежные языки, желающим студентам – обучение навыкам работы со особыми программными продуктами.

Все эти мероприятия разрешают нам не только оказать помощь выпускникам в трудоустройстве по окончании завершения учебы, но и обеспечить последовательность студентов 4– 5 направлений работой по профессии во внеучебное время. К тому же направляться добавить, что уже пара лет в центрах занятости отечественные выпускники не зарегистрированы. Помимо этого, в техническом лицее университета (г.

Дербент) мы ведём подготовку экспертов начального профобразования по 14 востребованным рабочим профессиям.

Как Совет ректоров институтов воздействует на модернизацию образования в республике, как осуществляется сотрудничество институтов? И какие конкретно у него замыслы на будущее?

Совет ректоров институтов вправду делает очень многое для модернизации образования в республике. И это, поверьте, не безлюдные слова. На совещаниях Совета остро обсуждаются многие вопросы качества подготовки экспертов, организации учебного, научного и воспитательного процессов в вузах, а также обсуждаются вопросы, которые связаны с модернизацией образования.

Что касается замыслов на будущее. К примеру, Правительством РД совместно с Советом ректоров институтов РД в скором будущем запланирована комплексная проверка деятельности филиалов. При всех появляющихся проблемах модернизации образования мы должны осознавать, что в мировом масштабе в образовании идёт технологическая революция. Не успеть – значит отстать, отстать – значит выпасть из совокупности.

Исходя из этого институты нацелены на необходимость активного внедрения новых инновационных разработок в образовательный и воспитательный процессы. Это особенно актуально в условиях вхождения России в единое европейское образовательное пространство. Из этого, во-первых, нужна подготовка эксперта, владеющего профессионально-личными компетенциями, обеспечивающими ему востребованность как на внутреннем, так и на интернациональном рынке труда.

Подготовка таких экспертов потребует формирование университетской структуры нового типа, соответствующей современным экономическим, социальным, образовательным и воспитательным целям.

Во-вторых, нужно усиление воспитательной составляющей образовательного процесса. Практически воспитание молодёжи стало серьёзной целью образования, в особенности у нас в республике. В этом замысле вузами осуществляется целый комплекс мероприятий, среди них и внедрение идеи студенческого самоуправления – совокупности развития студента как фаворита, управленца, менеджера, могущего в будущем решать непростые задачи и обнаружить выходы из непростых обстановок.

Второй ответственный нюанс работы, на что нацеливает Совет ректоров институтов РД, – это формирование таких ответственных качеств у молодёжи, как патриотизм, любовь к Отчизне, привитие сокровищ правового государства и гражданского общества. Совет ректоров институтов РД совместно с Министерством науки и образования РД и Министерством по молодежной политике РД проводит системно ориентированную работу в этом направлении.

В вузах республики на постоянной базе функционируют молодежные комитеты, каковые ведут громадную работу среди студентов по многим направлениям. Главная задача комитетов – повысить активность участия студентов во всех направлениях деятельности: в учебной и научной, в олимпиадах, в конкурсах, в спорте, в художественной самодеятельности и др., и охватить этими мероприятиями больше студентов.

Вся проводимая в этом направлении работа ориентирована на воспитание духовно богатой личности, в частности такая личность формирует базу инновационного потенциала общества.

Размещено в NanoWeek,

  • Прошлая статья: Новый проект Nano-TV для европейских средств массовой информации
  • Следующая статья: УрГУ передал в государственную думу РФ предложения по формированию инновационного потенциала институтов России

Современный менеджмент качества и статистические методы, Глазунов А.В.


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: