Машиностроение — определение отрасли, ее значение

      Комментарии к записи Машиностроение — определение отрасли, ее значение отключены

Машиностроение - определение отрасли, ее значение

   Машиностроение – самая крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научного прогресса во всем народном хозяйстве, потому, что снабжает все отрасли автомобилями, оборудованием, устройствами, а население – предметами потребления. Включает кроме этого металлообработку, ремонт оборудования и машин. Для нее особенно характерно расширение специализации и углубление производства ее масштабов.

   К перечисленным подразделениям машиностроения направляться добавить и «малую» металлургию – производство проката и стали, как в литейных цехах машиностроительных фирм, так и на отдельных специальных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.    В указанной структуре отрасли самые сложным есть машиностроение, включающее такие наиболее значимые подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая индустрия и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для индустрии (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной индустрии и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых устройств и автомобилей, бронетехника и др.).

   Не считая отраслевой классификации, машиностроение возможно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; сборку и механическую обработку.    По металлоемкости, и по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается громадным потреблением металла, довольно энергоёмкостью и малой трудоёмкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий.

Для неспециализированного машиностроения свойственны средние нормы потребления металла, энергии, низкая трудоемкость. По большей части это производство оборудования для отдельных индустрии. Общее и среднее машиностроение достаточно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.

   В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, появившиеся во второй половине XX века. В первую очередь, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая индустрия и др.

Новые отрасли, каковые появились во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и транспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для бессчётных отраслей промышленности и народного хозяйства и др. К ветхим отраслям, появившимся еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство железных изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей индустрии.

   Громадное значение покупают в наши дни новые формы сотрудничества между государствами.    Значение машиностроительного комплекса тяжело переоценить. Наиболее значимая его задача – реализация достижений научного прогресса, обеспечение автоматизации производства и комплексной механизации, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.

2. Сырьевые ресурсы отрасли    Главным конструкционным материалом в машиностроение есть тёмный металл и, следовательно, основной сырьевой поставщик – тёмная металлургия. Одновременно с этим, в современном машиностроении тёмные металлы все в основном заменяются цветными, в первую очередь – легкими (алюминий), и – пластмассой и композитами.

   Но в машиностроение, которое есть самая сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так конкретно, как в других отраслях индустрии. Тут главную роль играются трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением последовательности подотраслей тяжелого машиностроения, производства железных конструкций и изделий, заготовок и др.).

Исходя из этого, в первую очередь, направляться сказать об главном ресурсе – большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Громадное значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия а также отрасли.

   Конкретно к машиностроению относятся следующие неприятности: уменьшения потребления металла за счет увеличения его снижения и качества веса изделий, потерь металла и сокращения отходов при его обработке – за счет производства значительной части проката. 3. Размещение отрасли    Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и в первую очередь – наличием большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, и – потребителей готовой продукции.

Характерной чертой машиностроения, воздействующей на размещение, есть кооперирования и высокое развитие специализации. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному применению оборудования, увеличению производительности труда. Одной из самые характерных, в плане кооперирования предприятий и широкого развития специализации, в машиностроении есть автопромышленность.

5. Структура отрасли    Высшие этажи машиностроения (узкое, правильное, прецизионное машиностроение). Эта несколько новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство правильных автомобилей, станков, инструмента и приборов, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется мельчайшей металлоемкостью и громаднейшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится по большей части к правильной сборке и механической обработке.

   Автостроение есть обычным представителем среднего машиностроения, создающего оборудование средних и сложные машины габаритов для отраслей народного хозяйства, специального по стадиям технологического процесса, с ориентацией и развитым кооперированием главного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.    Автомобильная индустрия включает предприятия по производству машин всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, и автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и запасных частей и лодочных двигателей.

   Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических фирм, горношахтного, горнорудного, большого энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и  кузнечно-прессовых автомобилей, и вторых металлоемких и крупногабаритных изделий.    Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных автомобилей для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка земли, посев культур, сбор урожая), а также в животноводстве.

   Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специальные предприятия по производству агрегатов, узлов, запасных частей и деталей к тракторам. 6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов    Машиностроение занимает 1-е место среди отраслей всемирный индустрии как по числу занятых, так и по цене продукции.    Более чем 90% всей машиностроительной продукции создают развитые государства.

   В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, новые и Китай индустриальные государства Азии.    В государствах «Громадной восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения. Маленькие государства Западной Европы специализируются на правильном машиностроении, новые индустриальные государства – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся государствах Африки, Юго-Центральной Африки и Западной Азии машиностроение фактически отсутствует.

                                         7. Автомобилестроение мира    90% всех производимых в мире машин – легковые.    Каждый год в мире выпускается более 40 млн. автомобилей . Наибольшими производителями автомобилей в мире являются: 1) Япония (8,5 млн. шт.); 2) США (6,8 млн. шт.) 3) Германия (4,4 млн. шт.)    В десятку наибольших производителей машин входят кроме этого Франция, Испания, Республика Корея, Канада, Бразилия, Великобритания и Италия.

   Наибольшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Англия), Сеул (Республика Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия). 8. ЖД машиностроение мира.    ЖД машиностроение развито в Соединенных Штатах, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии.

 9. Судостроение мира    Государствами – фаворитами по производству судов являются: 1) Япония (40% мирового тоннажа судов) 2) Республика Корея (33% мирового тоннажа судов) 3) Германия    Судостроение развито кроме этого в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине.    Наибольшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Петербург, Николаев. 10.

Авиационная индустрия    Авиационная индустрия, ориентируясь на высококвалифицированные кадры и научную базу, взяла развитие лишь в экономически развитых государствах. Наибольшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Российская Федерация, Франция (Тулуза и Париж), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Англия (Лондон) и Италия (Турин). 11.

Электротехническая индустрия    электроника и Электротехническая промышленность в развитых государствах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных государствах – на недорогие трудовые ресурсы. Эта отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, но, среди фаворитов возможно встретить достаточно ограниченную группу государств, относящихся к разряду развитых либо новых индустриальных государств, и Китай.

   По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми фаворитами являются: 1) Китай (25 млн. шт.) 2) Республика Корея (16 млн. шт.) 3) Япония (15 млн. шт.)    По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются: 1) Китай (более чем 50 млн. шт.) 2) Малайзия (более 20 млн. шт.) 3) Сингапур (20 млн. шт.)    По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают: 1) Китай (практически 400 млн. шт.) 2) Япония (около 300 млн. шт.) 3) Швейцария (25 млн. шт.)    По производству стиральных автомобилей выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и Япония, промышленных роботов – США, япония и Германия. 12.

Станкостроение мира    Мировое производство металлорежущих станков составило во второй половине девяностых годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Российская Федерация фактически лишилась данной отрасли. На данный момент по производству станкостроительной продукции выделяются: 1) Япония (200 тыс. шт.) 2) Китай (150 тыс. шт.) А потом плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария, создающие приблизительно по 100 тыс. станков. 13.

Сельскохозяйственное машиностроение мира.    Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский фактор размещения и исходя из этого сосредоточено в основных сельскохозяйственных регионах мира.

Развитые государства, добившиеся наибольшего уровня механизации сельского хозяйства, уменьшают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание увеличению ее технологических возможностей и качества, неспешно уступают собственный лидерство странам третьего мира по безотносительным показателям производства. На данный момент по производству тракторов выделяются: 1) Япония (150 тыс. шт.) 2) Индия (100 тыс. шт.) 3) США (около 100 тыс. шт.)    Лидирующее положение Японии разъясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов, а в остальных государствах мира, в большинстве случаев, создают мощные тракторы и средние. Таблица 7 14. Группировка государств по уровню развития машиностроения

Страны с высокоразвитым машиностроением Страны со среднеразвитым машиностроением Страны со слаборазвитым машиностроением Страны, где машиностроение отсутствует

США                                   Бразилия                       Монголия     Саудовская Аравия           Канада                                 Китай                            Иран                  Ливия Германия                            Австралия                     Перу                   Мадагаскар       Российская Федерация                                 Индия                            Куба                   Сомали Франция                             Аргентина                     Албания             Исландия         Швеция                               Мексика                        Индонезия         Лаос Италия                                 ЮАР                              Алжир               Ботсвана               Япония                                Корея                             Египет              Конго            Англия                Испания                          Чили                 Панама      Швейцария                         Португалия                    Ирак                  Коста-Рика    Австрия                               Ирландия                       Турция             Гаити  Голландия                           Дания                              Заир                 Тунис          Бельгия                                Норвегия                        Нигерия           Судан  Польша                                Финляндия                     Вьетнам          Свазиленд        Румыния                              Греция                            Таиланд           Непал 15. Распределение продукции машиностроения    Практически ¾ продукции машиностроения перераспределяется между развитыми государствами.

Это обусловлено тем, что страны третьего мира не смогут позволить себе громадных затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные государства выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а из этого их повышенное внимание к улучшению качества производимой продукции.    Главные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:    Япония ? США    США ? Западная Европа    Машиностроительный комплекс России, Украины и других бывших советских республик, Китая, Индии, Бразилии трудится в основном на внутренний рынок, а это обычно ведет к производству низкокачественной продукции .  

Тяжелое машиностроение. Производство конвертера. Сделано в России.


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: