№4(9)-2010 г.
Ю. И. Носенко, М. В. Новиков, В. А. Заичко, В. В. Ромашкин, П. А. Лошкарев
СТРУКТУРА и СОСТАВ ЕТРИС ДЗЗ
структура и Состав единой территориально- распределенной информационной совокупности дистанционного зондирования (ЕТРИС ДЗЗ) определяются ее основной задачей, пребывающей в обеспечении действенного обслуживания потребителей космической информации (КИ) на базе предоставления им возможности доступа к информационным ресурсам ЕТРИС ДЗЗ с минимальной задержкой по времени.
Ответ данной задачи подразумевает использование разнообразных форм работы с потребителями космической информации, которым нужно дать возможность работы с распределенным банком геоинформационных данных, размещенным в связанных между собой каналами обмена данными узлах ЕТРИС.
Состав и структуру ЕТРИС условно возможно выяснить исходя из организационных и функциональных правил построения.
Организационно ЕТРИС включает четыре иерархических уровня (рис. 1):
- первый уровень — оператор космических средств дистанционного зондирования Почвы Роскосмоса (НЦ ОМЗ ОАО «Российские космические совокупности») и ведомственные операторы (Росгидромет, Росреестр, МЧС, МПР, МО др и РФ.);
- второй уровень — региональные центры (РЦ) разных ведомств;
- третий уровень — пункты приема ведомственных сетей;
- четвертый уровень — пункты и центры приема, распространения и обработки космической информации, находящиеся в собствености отдельным организациям, каковые обслуживают потребителей в отдельных субъектах РФ, и малые абонентские пункты в городах России.
Рис. 1. Организационная структура ЕТРИС ДЗ
Функционально ЕТРИС ДЗ подразделяется на следующие составляющие:
- информационная система, снабжающая распространения и процессы хранения данных ДЗЗ;
- управляющая система, снабжающая управление и планирование процессами добывания данных ДЗЗ;
- обработки и средства приёма данных ДЗЗ;
- телекоммуникационная система обмена данными.
Информационную систему ЕТРИС ДЗ образовывает совокупность территориально- распределенного банка геоинформационных данных Роскосмоса и банков геоинформационных данных вторых ведомств, предприятий и организаций, объединенных в соответствии с нормативно-правовой базой и согласованными стандартами обработки, представления и хранения геоинформационных и других пространственных данных. Наиболее значимым компонентом данной инфраструктуры, снабжающим широкий доступ потребителей к информации ДЗЗ в перечисленных банках данных, есть совокупность геопорталов.
При помощи геопорталов осуществляется доступ потребителей, в т. ч. и удаленных, к информационным продуктам единой информационной сети:
- снимкам ДЗЗ разной степени обработки и мозаикам, составленным из этих снимков;
- картам (топографическим, навигационным, метеорологическим, геологическим);
- замыслам (местности, населенных пунктов);
- справочной информации.
направляться выделить важность включения в территориально-распределенную совокупность банков геоинформационных данных ГЦ «Природа», НИЦ «Планета», МЧС России, МПР России и других, самые компетентных в данной области министерств, организаций и ведомств. На базе всех данных у оператора КС ДЗЗ создается и всегда поддерживается главный каталог всех хранимых данных ДЗЗ во всех русских центрах, и ведется реестр наземных станций приема КИ ДЗЗ. Структурно-функциональная схема единого банка геоинформационных данных ЕТРИС ДЗ представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структурно-функциональная схема распределенного банка данных ЕТРИС ДЗ
управление и Планирование процессами добывания данных ДЗЗ в ЕТРИС осуществляется совокупностями управления в наземных комплексах приема, распространения и обработки (НКПОР) каждого типа космического аппарата (КА) ДЗЗ. Особенная роль отводится АСУ целевого применения, предназначенной для обеспечения координации функционирования и комплексного планирования орбитальных и наземных средств в целях самая эффективной организации снабжения потребителей данными ДЗЗ и продуктами их обработки. Координация процессов добывания данных ДЗЗ предполагает кроме этого и учет возможностей зарубежных поставщиков космической информации.
Одной из наиболее значимых задач в развертывании ЕТРИС есть создание дешёвых потребителю обработки и средств приёма данных ДЗЗ, полностью реализующих техвозможности бортовой аппаратуры космических аппаратов по разрешению, спектральным параметрам, оперативности доставки. Условием обработки и средств успешного развития приёма есть их унификация.
Телекоммуникационная система обмена данными включает средства телекоммуникационных узлов организаций, снабжающих удаленный доступ потребителей к архивам космической информации ДЗЗ, сотрудничество центров ЕТРИС ДЗ, контроль внешних каналов связи и т.д.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ЕТРИС ДЗ
- Создание ЕТРИС ДЗ с учетом централизации процессов:
- управления ресурсами КА ДЗЗ;
- доступа к данным ДЗЗ по принципу «одного окна»;
- управления СОД ЕТРИС.
- Применение научных и практических результатов ранее выполненных исследований и работ, проводимых в рамках федеральных космических программ и других отечественных и интернациональных программ, которые связаны с разработкой космической аппаратуры и техники мониторинга, разработок сбора, распространения и обработки данных.
- Создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие русского рынка космических одолжений. Разработка технических стандартов и регламентов в области применения результатов космической деятельности, а также с применением механизмов лично-национального партнерства.
- обеспечение и Создание производства, внедрения, модернизации и поддержки тиражируемых унифицированных программно-аппаратных комплексов, распределенных совокупностей и типовых организационно-технических ответов в интересах разных групп потребителей результатов космической деятельности.
- управляемость и Преемственность перехода от хранения и действующей системы сбора космической информации в центрах, в хранилищах и архивах ведомственных и других организаций к информационной распределенной совокупности, базирующейся на современных высокоэффективных информационных разработках и программно-технических средствах.
- Информационная совместимость элементов ЕТРИС ДЗ на унификации и основе стандартизации программно-технического и нормативно-правового обеспечения ее функционирования и создания.
- Создание телекоммуникационной совокупности, основанной на применении проводных и спутниковых каналов связи с применением современных высокоэффективных разработок обмена данными, создание локальных вычислительных сетей по типу Интернет/Интранет.
- внедрения и Этапность создания ЕТРИС ДЗ и ее элементов с учетом приоритетности решаемых задач, минимизации затрат, действенного применения выделяемых оперативного внедрения и ресурсов разработок, включая большое применение ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении федеральных органов аккуратной власти и субъектов РФ.
Развёртывания и ЭТАПНОСТЬ Создания ЕТРИС ДЗ
развёртывание и Создание ЕТРИС ДЗ осуществляется во время с 2011 по 2025 гг. в три этапа.
Главными задачами первого этапа (2011– 2015 гг.) являются:
- организация совместного применения данных ДЗЗ, имеющихся в существующих центрах ДЗЗ, от русских и зарубежных КА ДЗЗ методом обмена метаданными и свободного доступа к ним потребителей;
- проведение работ по разработке главного каталога ЕТРИС ДЗ;
- создание главных элементов территориально-распределенного архива.
На начальной стадии планируется выполнить главный объем работ по созданию инфраструктуры национальных наземных комплексов приема, распространения и обработки информации с космических средств ДЗЗ, а также:
- развертывание Западно-Сибирской, Западной и Дальневосточной региональных территорий ЕТРИС на базе фирм Роскосмоса, Росгидромета и МЧС России (города Красноярск, Новосибирск, Мурманск, Хабаровск, Владивосток, Анадырь);
- организацию приема данных с зарубежных КА ДЗЗ в центрах ЕТРИС;
- организацию совместного использования и свободного обмена данных ДЗЗ от русских и зарубежных КА;
- развертывание главных компонентов единого банка геоинформационных данных (единый главный каталог ЕТРИС ДЗ, главные элементы территориально-распределенного архива).
Главными участниками реализации первого этапа развертывания ЕТРИС ДЗ являются:
- Федеральное космическое агентство, формирующее инфраструктурную базу ЕТРИС ДЗ;
- федеральные органы аккуратной власти, на каковые возложена ответственность за ответ целевых задач;
- субъекты РФ и города, на базе и (либо) в интересах которых осуществляется реализация пилотных проектов;
- инвесторы, заинтересованные в использовании и получении результатов проектов.
Главной задачей второго этапа (2016–2020 гг.) есть обеспечение внедрения и масштабного тиражирования отработанных на начальной стадии базисных (типовых) совокупностей, технических решений и комплексов.
На втором этапе предусматривается:
- развитие единого распределенного банка геоинформационных данных в направлении внедрения базисных совокупностей, технических решений и комплексов по интеграции с негосударственными поставщиками данных ДЗЗ;
- создание совокупности комплексного мониторинга федерального и регионального уровней; формирование устойчивых механизмов бюджетного и функционирования финансирования и внебюджетного создания ЕТРИС ДЗ.
На третьем этапе (2021–2025 гг.) планируется:
- расширение номенклатуры данных русских и зарубежных КА ДЗЗ, принимаемых в пунктах и центрах ЕТРИС;
- интеграция единого распределенного банка геоинформационных данных ДЗЗ с банками пространственных данных Росреестра, МПР, Минрегиона, др и МЧС., создание единой совокупности доступа к массивам глобальных изображений и карт, а также через Интернет;
- переход на применение унифицированных приемных станций.
ОЖИДАЕМЫЕ Развёртывания и РЕЗУЛЬТАТЫ Создания ЕТРИС ДЗ
Ожидаемыми результатами развёртывания и создания ЕТРИС ДЗ есть внедрение современной наземной инфраструктуры приема, распространения и обработки космической информации, продуктов ее тематической обработки вместе с формированием единого информационного пространства данных ДЗЗ из космоса.
Создание ЕТРИС ДЗ разрешит обеспечить:
- большое применение данных с российских КА ДЗЗ;
- координацию сотрудничества ведомственных НКПОР;
- формирование единого информационного пространства в сфере данных ДЗЗ из космоса в рамках неспециализированной совокупности информационной помощи принятия управленческих ответов на национальном уровне;
- улучшение качества и принятия сроков решений и сокращение подготовки МЧС России, МПР России, иных федеральных органов аккуратной власти и органов аккуратной власти субъектов РФ по вопросам природопользования, охраны внешней среды, вторых социально-экономических, научных и оборонных задач;
- увеличение эффективности применения космической информации за счет оптимизации процесса прохождения информации от источника к потребителю;
- оптимальное расходование бюджетных средств при развитии и создании ведомственных совокупностей космического мониторинга, а также при оснащении их комплексами приема данных ДЗЗ с отечественных и зарубежных КА ДЗЗ;
- качества представления и повышение оперативности информации о ходе исполнения федеральных целевых программ в области природопользования, охраны внешней среды, эффективности ответа социально-экономических, научных и оборонных задач.
Космическая среда#120: ДЗЗ, Спутники-электростанции, ЦЭНКИ-21!
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Етрис дзз — проблемы, решения, перспективы (часть 1)
№3(8)-2010 г. Ю. И. Носенко, П. А. Лошкарев ВВЕДЕНИЕ практическое использование и Создание космических совокупностей (КС) и разработок дистанционного…
-
Развитие етрис дзз с применением облачных технологий
П. А. Лошкарёв, О. О. Тохиян, А. М. Курлыков, А. П. Гладков, К. В. Кошкин Создание Единой территориально-распределенной информационной совокупности…
-
Первый региональный центр космического мониторинга «самара»
А. Н. Кирилин, Р. Н. Ахметов, Ю. Е. Железнов, Р. Р. Халилов В 2008 году по инициативе Федерального космического агентства был создан Центр получения,…
-
Инновационные возможности применения космических технологий в региональном управлении
М. А. Элердова, С. А. Дудкин На современном этапе развития регионального и муниципального управления громаднейшее внимание уделяется проблемам…
-
Подсистема гис для решения задач сейсмического мониторинга и прогнозирования
№3(8), 2010 г. И. В. Степанов ВВЕДЕНИЕ Неприятность прогноза землетрясений так же, как и прежде остается тайной за семью печатями, т. е. однозначного…
-
А. В. Гормаш, И. В. Оньков, В. А. Чернопазов, М. А. Кривенко Действенное управление развитием муниципального хозяйства, качественное ответ задач…