Результаты мониторинга пленочных загрязнений адриатического моря

      Комментарии к записи Результаты мониторинга пленочных загрязнений адриатического моря отключены

Результаты мониторинга пленочных загрязнений адриатического моря

Подведены итоги мониторинга пленочных загрязнений Адриатического моря. Мониторинг был осуществлен ИТЦ «СКАНЭКС» при участии экспертов Университета океанологии РАН (Москва) и рыболовства и Института океанографии (г. Сплит, Хорватия).

В сентябре-ноябре 2011 г. проходила фаза своевременного мониторинга. Для этого употреблялись широкообзорные режимы съемки спутника RADARSAT-1 (рис. 1). В 2014 г. из-за отсутствия своевременных данных ENVISAT и RADARSAT-1 (спутники вышли из строя в 2012 и 2013 гг. соответственно) было решено совершить анализ архивной информации ENVISAT на центральную часть моря, дешёвую в ходе проекта, поддержанного Европейским космичеким агентством (рис.

2).

Сводные карты пленочных загрязнений всех типов, детектированных в 2003-2011 гг. в Адриатическом море, продемонстрированы на картинках 3, 4. Они созданы и проанализированы с применением разработки «Геомиксер». Для наглядности на карты нанесены границы секторов моря, акватории и судоходные трассы. Анализ совокупности радиолокационных изображений (РЛИ) и карт (рис.

1-6) продемонстрировал следующее.

В Адриатическом море, в особенности в его центральной части, было зарегистрировано много пленочных загрязнений. Площади личных больших пятен составляли от 9 до 108 кв. км. Ветровая размазка последовательности пятен (перьевидный край) говорит о содержании в разливах тяжелых и легких фракций, каковые в полной мере смогут попадать в воду на протяжении процедуры мойки танков (рис.

5).

Разливы приурочены к главным судоходным автострадам, среди них интернациональные автострады, следующие с юга на север на протяжении побережья Хорватии в порты Триест, Венеция, Анкона, Бари, Пула, Риека и др, и паромные, пересекающие море: Сплит-Бари, Сплит-Анкона и др. На рис. 6 прекрасно видно, что большие судовые разливы находятся большей частью в пределах экономической территории Хорватии.

Разливы были произведены ночью, т.к. большинство из них было найдено на РЛИ, взятых на утренних (нисходящих) витках, т. е. в 5-9 часов по UTC (7-11 часов по локальному времени). К моменту регистрации на РЛИ пятна претерпевали соответствующую изменение: под действием поля течений происходило искривление линейчатой формы, а под действием ветра образовывалась ветровая «размазка» краев пятен (рис. 5).

Анализ распределения больших пятен наводит на идея, что в центре Адриатического моря (но, так же как в центре Черного моря: http://press.scanex.ru/index.php/ru/news/item/4295-spill_monitoring) иногда происходят мойки танков, где этим занимаются экипажи многоцелевых танкеров-химовозов, транспортирующих жидкие вещества разной токсичности, а также нефтепродукты и нефть. Большая часть из них в купе с современными эмульгаторами и поверхностными активными веществами (ПАВ), каковые используются для мойки танков, способны образовывать пленки на поверхности моря.

Не обращая внимания на то, что Адриатическое море в рамках конвенции МАРПОЛ, есть Особенным районом, мойки танков в нем, однако, вероятны, кроме того по окончании перевозки нефтепродуктов. Это происходит при исполнении последовательности определенных условий и правил (см. «Конвенция МАРПОЛ 93/96»).

Громаднейшее количество и громаднейшие по площади разливы были найдены в открытой части моря на границах хорватского и итальянского секторов моря, причем часто разливы начинаются в итальянской и заканчиваются в хорватской территории. Это есть еще одним подтверждением того факта, что происходят как раз мойки танков.

В полной мере разумеется, что пленочные загрязнения открытой части Адриатического моря вовсе не обязательно являются загрязнениями нефтью либо нефтепродуктами, и возможно считать, что кроме того производятся в рамках положений конвенции МАРПОЛ. Другие небольшие судовые разливы смогут воображать собой итог сброса льяльных вод, вод машинного отделения и других жидких отходов, содержащих нефтепродукты и часто отходы рыбопереработки. К сожалению, получить информацию АИС для семи возмутительных случаев (рис.

5, 6) из архива администрации порта г. Сплит по многим причинам не удалось. Вследствие этого вопрос о том, какие конкретно вещества, кроме нефтепродуктов, чаще всего формируют пленочные загрязнения Адриатического моря, обязан отыскать ответ в рамках дополнительных изучений.

— Сотрудничество с русскими экспертами в области спутниковых и геоинформационных разработок разрешило не только по новому посмотреть на проблему загрязнения Адриатического моря нефтепродуктами и нефтью, но и обратить внимание на проблему моек танков, — уверена Мира Морович, заведующая лабораторией физической океанографии рыболовства и Института океанографии г. Сплит.

Рис. 1. Покрытие Адриатического моря своевременными съемками RADARSAT-1 в сентябре-ноябре 2011 г. (желтыми точками продемонстрированы найденные на РЛИ суда, каковые маркируют главные судоходные автострады) © MDA, ИТЦ СКАНЭКС Рис. 2. Покрытие центральной части моря архивными съемками спутника Envisat в 2003-2010 гг. © ESA Рис. 3. Интегральная карта больших и средних пленочных загрязнений разнообразной природы, найденных в Адриатическом море. Прекрасно видна их приуроченность к главным судоходным автострадам. © ИТЦ СКАНЭКС
Рис. 4. Карта пленочных загрязнений, найденных на РЛИ, совмещенная с картой навигационно-судовой обстановки. © MDA, ESA, ИТЦ СКАНЭКС Рис. 5. Фрагменты РЛИ Envisat с большими судовыми разливами от 15.04.2003 и 10.05.2008 (вверху) и от 19.07.2008 и 11.09 2008 (внизу). Ветровая размазка пятен (перьевидный край) говорит о содержании в разливах тяжелых и легких фракций, каковые смогут попасть в воду при мойках танков (их положение на карте дано на рис. 6). © ESA Рис. 6. Карта пленочных загрязнений – больших судовых разливов, найденных в центре моря в районе главных судоходных автострад. Продемонстрированы судоходные автострады (пунктир), границы акватории и экономзон (светло синий линия); площади пятен даны цифрами на выносках. © ИТЦ СКАНЭКС

Отдых в Черногории Первый день на Адриатическом море Штормит


Подобранные по важим запросам, статьи по теме: