Инновационные возможности применения космических технологий в региональном управлении

      Комментарии к записи Инновационные возможности применения космических технологий в региональном управлении отключены

Инновационные возможности применения космических технологий в региональном управлении

М. А. Элердова, С. А. Дудкин

На современном этапе развития регионального и муниципального управления громаднейшее внимание уделяется проблемам автоматизации процесса принятия управленческих ответов. Эти тенденции возможно проследить на примере создания АИС «Электронное правительство» в Республике Татарстан, региональных совокупностей управления в Волгоградской, Кировской, Нижегородской, Ленинградской, Астраханской, Тюменской других субъектах и областях РФ.

 Понятие «управление» на региональном уровне, не считая процедуры выпуска документации, кроме этого включает в себя задачу управления территориальными процессами (развитие муниципальный и дорожной инфраструктуры, мониторинг стихийных бедствий, ЧС и т. п.). Вследствие этого многие управленческие структуры переходят от хороших информационных совокупностей (ИС) к геоинформационным совокупностям (ГИС). Для успешной работы любой ИС требуются актуальные, своевременные данные.

При с ГИС нужно своевременное обновление пространственных данных, которое возможно обеспечить применением результатов космической съемки. Как раз исходя из этого во многих управленческих структурах деятельно развиваются совокупности комплексного, а также космического, мониторинга.

Среди факторов, определяющих целесообразность  применения космической съемки, возможно выделить следующие:

  • Коммерческая доступность данных для потребителя (нет необходимости получения отдельных разрешений на проведение съемки территории).
  • Наличие архива — каталоги космической съемки обновляются каждый год, появляются космические группировки, разрешающие создавать кроме того ежедневный мониторинг территории (рис. 1).
  • Оперативность получения данных (эти из каталогов поставляются в течение нескольких суток).
  • Возможность отобразить объекты, каковые не отображаются на топографических или других особых картах либо продемонстрированы с недостаточной степенью точности (степени заболоченности, небольшие озера, лесовозные дороги и т. п.).
  • Возможность  выяснить и отобразить особые характеристики объектов (к примеру, темперамент нарушения участка территории, параметры лесосек и т. п.).

Рис. 1. Мониторинг формирования новых территорий («Морской фасад», Петербург, 2003–2008 гг.)

Еще одной тенденцией, затронувшей региональное управление, есть развитие и создание сети ситуационных центров органов национального управления РФ. Уже созданы ситуационные центры полномочных представителей Главы Российской Федерации в федеральных округах, в г. Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Иркутской, Калужской, Костромской, Пензенской и других областях.

  Своевременная картографическая информация (векторная и растровая), употребляющаяся в центрах подготовки данных, есть неотъемлемым элементом совокупности информационного обеспечения ситуационных центров. Компания «Совзонд» уже пара лет трудится с регионами РФ в области информационного обеспечения космической съемкой и, сейчас, в области создания геопорталов и геоинформационных совокупностей.

О космических снимках.

Такие регионы, как Краснодарский край, Нижегородская область,  имеют опыт применения космических разработок в целях развития и управления собственных территорий. Приведем высказывания представителей администраций этих регионов, полностью характеризующие эффективность применения данных космической съемки. «Экономическую эффективность применения геопространственной базы с разрешением 60 см со спутника QuickBird, купленной на целый Краснодарский край, тяжело переоценить.

На этом выстроено все: создание главных замыслов, разработка проектной документации, планирование мест размещения инвестиционных площадок, обнаружение незаконного строительства, создание схем территориального планирования муниципальных районов и Краснодарского края. Отечественные проектировщики начинают разработку градостроительной документации по космической съемке, не ждя получения замыслов, из этого сокращение сроков работ и трудозатрат.

Статистику по прямому сокращению затрат мы не ведем, но по нашим расчетам экономия консолидированного бюджета края (это и бюджеты и бюджет края городов) составила не меньше 15% если сравнивать с прошлыми годами, не говоря об удобстве работы с материалами открытого пользования при ведении ИСОГД и предоставлении информации как русским так и зарубежным инвесторам и уменьшении сроков исполнения всех работ». (А.А. Полквой, начотдела геолого-геодезической работы департамента по градостроительству и архитектуре Краснодарского края).

«Купленная ортотрансформированная геопространственная база, складывающаяся из панхроматических снимков с разрешением 60 см и мультиспектральных снимков с разрешением 2,4 м со спутника QuickBird, разрешила управлению по градостроительству и архитектуре администрации г. Дзержинск оперативно решать задачи по выбору положения новых земельных участков и инновационных площадок; для уточнения параметров документов зонирования территории и территориального планирования города; контроля геодезических отчетов; ведения ИСОГД города. Громаднейший итог применения космических разработок возможно достигнуть при подключении к данной работе и других управлений администрации.

При автоматизации процессов и спектральном анализе обработки космических изображений возможно существенно повысить эффективность работы региона. Активное применение результатов космической деятельности должно привести к появлению соответствующей нормативной базы, разрешающей, к примеру, использовать эти ДЗЗ при подготовке градостроительной документации, Это разрешит включать их применение в расчеты при обосновании бюджетных затрат, что разрешит полностью оценить экономическую эффективность применения снимков в работе» (В. А. Панарин, директор МУ «Градостроительство» г. Дзержинск, Нижегородская область). 

Информирует пресса.

Громадное внимание геоинформационным и космическим разработкам уделяют региональные СМИ. Приведем только кое-какие самые интересные и информативные сообщения о готовых и планируемых проектах, размещённые в последнее время.

Республика Татарстан

Как передает «Татар-информ» (Казань, 13 января 2010 г.), информационные разработки в органах власти должны использоваться не только на уровне Татарстана, но и в каждом муниципалитете. Такое вывод высказал 13 января глава правительства Татарстана Рустам Минниханов на итоговом заседании Центра IT РТ.

 В заседании кроме этого участвовали глава Департамента IT и связи Аппарата Правительства РФ Константин Носков, начальник Аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов, члены Кабмина РТ. С докладом о промежуточных итогах реализации республиканской целевой программы «Электронный Татарстан» выступил председатель совета директоров Центра IT РТ Николай Никифоров.

Как сказал начальник ЦИТ, финансирование РЦП в 2009 году ранее планировалось на уровне 325 миллионов рублей, а в 2010 — на уровне 350 миллионов. Но в связи с повышением недостатка бюджета финансирование было урезано до 200 миллионов в 2009 году и такой же суммы в 2010. 22,7 миллиона рублей было выделено на проект «ГЛОНАСС+112» — совокупность координации работы экстренных работ (рис.

2). С июля 2009 года совокупность трудится в режиме умелой эксплуатации на федеральной автостраде М7. ГЛОНАСС/GPS-трекерами оснащены на данный момент 279 автомобилей скорой помощи, 184 автомобили ДПС, 57 автомобилей пожарной охраны и спасателей.

Рис. 2. Презентация пилотного проекта совокупности «ГЛОНАСС+112»

Оценку работе Центра IT дал Глава правительства Татарстана Рустам Минниханов. «Во многих ведомствах на данный момент приходит познание того, что без информатизации, без новых разработок будущего нет. Любое отечественное ведомство заинтересовано в развитии информатизации. И в случае если мы верно воспользуемся этими возможностями, это будет важный толчок вперед.

Но пока мы в начале, мы только начали двигаться», — отметил премьер-министр РТ.

Как информирует пресс-служба ЦИТ РТ (Казань, 25 октября 2009 г.), ассистент Президента России Аркадий Дворкович посетил 23 октября в рамках визита в казанский IT-парк Центр IT Республики Татарстан. Он ознакомился с экспозицией «Электронного Правительства Республики Татарстан», расположенной на 4 этаже ИТ-парка, и посетил Региональный центр космических одолжений, созданный на базе ЦИТ РТ в 2009 году.

 На данный момент Центром IT Республики Татарстан прорабатываются три проекта в рамках Рабочей группы при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому экономическому развитию России. Это проекты «Перевод и» Электронный «регион национальных одолжений в электронный вид», работа над которыми ведется в рамках коммисии «Стратегические суперкомпьютеры и информационных технологии», возглавляемой министром науки и образования РФ Андреем Фурсенко. И проект «ГЛОНАСС+112» — в рамках коммисии «телекоммуникации и Космос», возглавляемой министром массовых коммуникаций и связи РФ Игорем Щеголевым.

11 августа этого года с предложением реализовать на территории Татарстана проект «Электронный регион» выступил председатель совета директоров Центра информационных одолжений РТ Николай Никифоров, входящий в коммисию по стратегическим программному обеспечению и компьютерным технологиям. 30 августа этот проект был представлен на совещании главе Рабочей группы – Медведеву.

 Сущность проекта содержится в создании законченного комплекса ответов по применению ИКТ в доведении показателей и государственном секторе применения ИКТ до 100-процентных значений на примере одного из субъектов РФ. В частности, были поставлены задачи по подключению всех бюджетных учреждений всех уровней к сетям передачи данных; обеспечения всех национальных и муниципальных служащих электронными средства идентификации для работы в режиме электронного документооборота; предоставления 100% школьников и преподавателей персональных адресов электронной внедрения и почты в образовательный процесс задач по обязательному регулярному применению Интернета и компьютеров; обеспечения 100% юридических и 75% физических лиц электронной цифровой подписью с применением универсальных электронных карт; перевода всех национальных и муниципальных одолжений в электронный вид до второго уровня (предоставление информации и бланков в электронном виде) и самый востребованных одолжений до 3, 4 и 5 уровней, при которых фактически исключаются визиты в госорганы; импортозамещения дорогостоящего системного ПО, применения свободного ПО и стимулирования отечественных разработок для госсектора, а также на базе технопарков в сфере высоких разработок.

Сущность проекта «ГЛОНАСС+112» содержится в объединении трех действенных инструментов в ответе задачи координации спасения пострадавших: совокупности спутниковой навигации ГЛОНАСС для мониторинга расположения автомобилей экстренных работ МЧС, МВД и скорой помощи; единого номера спасения «112»; единой региональной базы пространственных данных, включающей космические снимки большого разрешения.

Калининградская область

Как информирует Янтарный Край — газета Online Калининград, 28 января 2010 г. на первом совещании регионального Совета по формированию информационного общества и формированию электронного правительства губернатор Калининградской области Георгий Боос выделил необходимость объединения упрочнений ведомств, занимающихся внедрением IT. «Дабы совершить качественный рывок в сфере дистанционного оказания национальных и муниципальных одолжений населению, должна быть создана единая структура, которая централизованно займется информатизацией всех учреждений региона», — сказал Георгий Боос.

Для осуществления прорыва в развитии информационного общества в Калининградской области созданы хорошие предпосылки. Во-первых, это внедренная на территории региона совокупность электронного документооборота властей, которая разрешает ускорить и оптимизировать работу разных учреждений.

 Во-вторых, во выполнение закона об информационной открытости властей был модернизирован и совершенствуется официальный Интернет-портал правительства Калининградской области — главный источник информации о деятельности высшего органа аккуратной власти региона. В-третьих, это внедренный и апробированный механизм оказания услуг населению в сфере недвижимости по принципу многофункционального центра (МФЦ) в Гурьевске и работ одного окна в социальной сфере по всей области.

Как выделил начальник аппарата регионального правительства Александр Торба, благодаря таковой организации деятельности органов аккуратной власти существенно уменьшается время получения услуги гражданами. В-четвертых, для увеличения прозрачности деятельности властей был создан Интернет-портал национальных и муниципальных одолжений. На данный момент на сайте возможно получить данные о процедуре оказания 139-ти национальных одолжений, ознакомиться с соответствующей нормативной правовой базой, получить данные о МФЦ, отделениях работы одного окна, учавствовать в публичной экспертизе проектов нормативных правовых актов и др.

на данный момент перед управлением Калининградской области стоит задача по созданию единой защищенной программной среды, в раках которой имели возможность бы стабильно функционировать все информационные совокупности, снабжающие деятельность электронного правительства. Кроме этого это ПО должно быть совместимо с тем, которое употребляется для ответа подобных задач на федеральном уровне.

Подводя результат совещания, Георгий Боос подчернул, что необходимо изучать и внедрять передовой опыт иностранных коллег и регионов России. В частности, это относится создания единой социальной карты гражданина, разрешающей оформлять субсидии, приобретать разные пособия, осуществлять платежи, и внедрения IT в сфере ЖКХ, здравоохранения и др. «Предложенные меры разрешат не только повысить прозрачность деятельности властей, но и усилить ее гражданский контроль», — заключил Георгий Боос.

Липецкая область

Как информирует сайт издания 20 января 2009 г., в интервью «Липецкой газете» глава Липецкого архитектуры и областного управления строительства Владимир Тучков поведал следующее: «Очень отмечу, что удачно реализована целевая программа разработки градостроительной документации о территориальном планировании области и ее населенных пунктов, рассчитанная на 2005-2009 годы, утверждена ее схема. Сейчас область  — одна из немногих в Российской Федерации — владеет полноценным сводом документов территориального планирования, что без шуток облегчает ведение строительства, оптимизирует планировочную структуру территорий. Конечной же целью данной работы есть создание электронной геоинформационной совокупности, объединяющей генпланы всех населенных пунктов региона». (http://www.lpgzt.ru/aticle/6563.htm).

О проблемах.

Вышеприведенные примеры показывают как деятельно в регионах ведутся разработки и внедрение готовых проектов, основанных на геоинформационных и космических разработках. Но нельзя не отметить множество неприятностей, с которыми сталкиваются региональные власти на пути их внедрения. Во-первых, экспертов в области ГИС, и в особенности в области серверных ответов и распределенных ГИС не достаточно не только в регионах, но а также в Москве.

Опыт применения космической съемки на региональном уровне кроме этого весьма скудный. В большинстве случаев, съемка заказывается только для ответа «необходимых» картографических задач, либо дабы «взглянуть на город из космоса». Весьма мал опыт создания своевременных тематических карт, спектрального анализа.

Регионов, каковые выделяют каждый год бюджеты на проведение космического мониторинга для ответа задач собственных департаментов (к примеру, лесного и сельского хозяйства, ЧС), мало. А ведь возможно было бы решать множество задач и существенно повысить эффективность управления, объединив информационные ресурсы области, поскольку одинаковая съемка может употребляться для задач нескольких департаментов. Однако, уже весьма многие органы национального управления приходят к пониманию внедрения современных геоинформационных разработок.

Информационно-аналитическая совокупность комплексного мониторинга и учёта, предлагаемая компанией «Совзонд»  является системой современных программно-аппаратных средств с распределенным многопользовательским доступом к геопространственным и вторым информационным ресурсам, их хранением, комплексной обработкой с последующим понятием в Интернете (открытый доступ) и сети Интранет (закрытый доступ). Совокупность разрешает организовать единый реестр инвестиционных и перспективных объектов строительства, рекреации, активного промышленного освоения и т. д., приобретать полную и объективную данные о перечисленных выше объектах, осуществлять контроль соответствие результатов работ плановым показателям, накапливать фото-, видео- и статистическую данные, обрабатывать ее и визуально воображать результаты с применением современных аудиовизуальных технических средств, осуществлять обмен данными в режиме времени, близком к настоящему.

Так, Совокупность относится к классу поддержки принятия и комплексов управления ответа. Она разрешает получать как прямого экономического результата, так и важного кумулятивного результата за счет большого опосредованного и, вместе с тем продолжительного по времени хорошего действия на все этапы управления ресурсами территорий.

Информация, приобретаемая в следствии обработки исходных статистических, пространственных, отчетных данных в ходе принятия управленческих ответов на уровне региона по оценкам специалистов разрешает добиться прямого экономического количественного результата:

  • Понижения трудозатрат и времени на получение информации о территориальных процессах, на обработку информации, на принятие управленческих ответов, а также в кризисных обстановках.
  • Сокращения трудозатрат за счет внедрения совокупностей электронного документооборота.
  • Сокращения затрат (и времени) на совещания и командировки за счет централизации управления и принятия решений на базе совокупностей видеоконференц-связи.
  • Повышения поступлений в региональный бюджет налогов от применения ресурсов (земель разного назначения – сельхоз, лесов, промышленного назначения, под строительство и т.д., а также природоохранных и заповедных территориях).
  • Получения дополнительных средств в бюджет за счет более четкого и объективного учета экологического ущерба на протяжении хозяйственной деятельности в виде платежей и штрафов в соответствующие фонды.
  • Оценки эффективности недропользования, а также общедоступных нужных ископаемых (песок, гравий, щебень и т.д.), добываемых а также в речных руслах, заповедных территориях, территориях отдыха и рекреации и т. д.

Долгосрочный косвенный качественный эффект:

  • Увеличение оперативности, качества и эффективности национального управления.
  • Увеличение прозрачности деятельности и информационной открытости органов власти.
  • Создание предпосылок для интеграции информационных ресурсов на уровне региона.
  • Увеличение конкурентоспособности региона и инвестиционной привлекательности за счет публикации в Интернете перспективных инвестиционных площадок.
  • Увеличение эффективности сотрудничества ведомственных информационных совокупностей.

Совокупность есть масштабируемой и может стать базой для развертывания на ее базе ситуационного центра региона, а также с подключением громадного количества пользователей, многофункциональных информационных наборов, трудящихся в режиме «одно окно», и построения навигационных совокупностей мониторинга мобильных объектов на базе отечественной совокупности «ГЛОНАСС». В качестве средства визуализации пространственных данных в совокупности употребляются программно-аппаратные комплексы с функцией multitouch зарубежного и русского производства.

Современные программно-аппаратные комплексы для визуализации геопространственной информации являются специальные громадные сенсорные мониторы высочайшего разрешения с встроенными либо раздельно стоящими компьютерами, каковые разрешает трудиться с геоинформационными совокупностями. Управление работой комплексов производится прикосновениями пальцев к поверхности монитора, размещение которого под наклоном либо в горизонтальной плоскости, т. е. в виде стола, делает эргономичным анализ и просмотр отображаемых пространственных данных группой людей.

На данный момент компания «Совзонд» предлагает два вида таких комплексов:

  • Комплекс TouchTable (производства США). Главные характеристики: IR (инфракрасная) сенсорная multitouch панель, размер экрана (диагональ) 45” (1140 мм), разрешение дисплея 1920?1080, , ПО TouchShare GIS.
  • Комплекс TTS (сборка производится в Российской Федерации компанией TTSystems; рис. 3). Главные характеристики: IR (инфракрасная) сенсорная multitouch панель, размер экрана (диагональ) от 46” до 82”, ПО ArcGIS либо специальное ПО, разрабатываемое с учетом требований клиента.

Рис. 3. Программно-аппаратный комплекс для визуализации геопространственной информации TTS

Объединение нескольких комплексов, находящихся в различных точках мира, в единую сетевую совокупность, разрешает дистанционно удаленным экспертам в один момент трудиться с единым массивом данных, наряду с этим информация обновляется на всех экранах единовременно.

hd 🌠 медитация 🌠 фоновая музыка 🌠 успокаивающая музыка 🌠 Релакс 🌠 космос


Подобранные по важим запросам, статьи по теме: