Методология создания муниципальной информационной системы на основе требований к исогд

      Комментарии к записи Методология создания муниципальной информационной системы на основе требований к исогд отключены

Методология создания муниципальной информационной системы на основе требований к исогд

В. А. Панарин, О. М. Кубовская

В современном обществе  информация есть одним из главных ресурсов его развития, а технологии и информационные системы — одно из средств увеличения эффективности работы. Необходимость применения современных IT в органах местного самоуправления, деятельность которых сопряжена с необходимостью анализа и обработки громадного количества разнородной информации, сейчас стала особенно актуальна.

При грамотном внедрении IT появляется возможность передавать, хранить и разбирать громадные количества данных, выявлять закономерности и увеличивать эффективность работы структур муниципального управления. В итоге не только уменьшается срок, нужный для принятия ответа, но и увеличивается управления и качество учёта.

Учитывая все вышеназванное, необходимость создания муниципальных информационных совокупностей (потом МИС), казалось бы очевидна, но их массового распространения нет. Существует большое количество небольших ведомственных наработок. По большей части все трудятся с ПО типа Микрософт Office либо его аналогами, на рабочих местах может употребляться специальное ПО для работы с пространственными данными.

Все это, в большинстве случаев, объединено в локальной вычислительной сети. На рис. 1 приведена для примера простая структура компьютеризированных рабочих мест муниципального подразделения.

Но созданной на данной базе единой информационной совокупности фактически нигде нет. Этому имеется в полной мере естественные, как юридические, так и денежные объяснения.

Рис. 1. Структура компьютеризированных рабочих мест муниципального подразделения

Так, в данной обстановке первым очевидным и теоретически, казалось бы, верным действием есть попытка создания МИС на базе единого ПО, что именуется «под ключ». Наряду с этим предполагается что:

— обмен и ведение осуществляется в единых форматах данных;

— отчёты и документация готовятся автоматизировано на базе утвержденных форм;

— любой сотрудник имеет доступ к векторной дежурной карте города, содержащей все объекты управления муниципального хозяйства;

— существует кодирования информации и единая система классификации;

— обеспечивается сообщение документов с объектом на карте и автоматизированный поиск объектов;

— обеспечивается автоматизация ведения топографической базы;

— созданы совокупности обеспечения интеграции межведомственного сотрудничества;

— имеется геопортал с автоматизацией предоставления одолжений населению;

— осуществляется постоянное дежурство актуального состояния территории;

— другие конкретные для каждого ведомства муниципалитета требования.

Конечно, на рынке находится много программных решений и разработчиков, снабжающих данное ответ. В теории как раз такое ответ есть оптимальным. Но на практике это не верно. Настоящее обеспечение каждого компьютеризированного рабочего места возможно условно представить в виде модуля, снабжающего конкретные результаты (см. рис.1).

Любой модуль появлялся исторически самостоятельно при появлении законодательной базы, требований руководств либо крайней необходимости и внедрялся для конкретных бизнес процессов максимально дешево во всех смыслах. К примеру, первым, в большинстве случаев, появляется модуль подготовки текстовой документации фактически вместе с возникновением первого компьютера в организации.

Количество форм документов так громадно в подразделениях муниципалитета, а их трансформации так нередки, что, пожалуй, сейчас тяжело представить более эргономичную и недорогую совокупность для редактирования и набора документов, чем обычный текстовый либо табличный процессор. Потом появляются модуль делопроизводства на базе самой недорогой СУБД, ГИС модуль и т.д. Весьма сложно представить себе провидца из 90-х годов, обдумывающего внедрение аналога современной СУБД с учетом электронных одолжений населению и Web порталов.

Желание объединить ПО было неизменно, но решения по единому  универсальному ПО очень дорого и слабо обосновывается на уровне муниципального образования, не являющегося региональной столицей. Условно, эту обстановку демонстрирует хорошее представление бизнес-процесса при подготовке какого-либо градостроительного документа (рис. 2).

Как видно по факторам обеспечения и управления процесса, тут сложно параметр, конкретно разрешающий убедить власти города в приобретении и разработке  единой программы. К примеру, как это часто бывает в бизнесе, лишь на базе взятой прибыли. Для бизнеса возможно под эту цель остановить производство, перестроить процессы, собрать новых либо научить ветхих сотрудников, что весьма сложно реализовать в постоянном ходе работы муниципалитета.

В муниципальном управлении в части подготовки градостроительной документации целью есть населения и снабжение организаций градостроительной документацией, а не получение прибыли, что быстро осложняет выделения обоснования бюджета и стратегию решений. Тем более это сложно обеспечить для МИС.

Для обеспечения гарантированного результата нужно произвести создание проекта и предварительные исследования совокупности, каковые смогут по цене многократно быть больше кроме того цена фактически единого ПО. Тяжело конкретно выделить единоличный центр ответственности, что обеспечит внедрение и разработку для того чтобы сложного проекта, как МИС.

В большинстве случаев, разработчики ПО, зная эти неприятности, говорят о личного руководства и необходимости поддержки процессом Главы города либо его помощниками. Но это очень маловероятно и сложно обеспечить при цикличной смене власти, которая происходит чаще, чем совокупность внедряется и начинает реально давать отдачу (по теории – это не меньше 5 лет для таких сложных совокупностей с ломкой существующих техпроцессов и маршрутизации документов).

Совокупность должна быть жизнеспособной и не зависеть от субъективных факторов. Весьма сложно обеспечить правовое поле для этих трансформаций, т. к. работа Администрации строится в ситуации нормативно ограниченных действий сотрудников. Инициатива просто не предусмотрена в таких механизмах и довольно часто реально наказуема!

По глубокому убеждению авторов, отсутствие учета изюминок внедрения новых разработок в муниципалитетах и есть обстоятельством неудач многих новшеств в сфере национального и муниципального управления. Обучение сотрудников работе с ПО кроме этого требует громадных затрат и времени, которое в режиме недостатка сотрудников и непрерывного функционирования в Администрации.

Тем более немыслима массовая остановка работы отдельного подразделения Администрации для внедрения и обучения новой разработке. Исходя из этого естественным есть автоматизация отдельных процессов со собственными изюминками и с минимальными затратами, что и порождает такое программное разнообразие в текущей работе муниципалитетов.

Рис. 2. Схема бизнес-процесса при подготовке какого-либо градостроительного документа

Проанализировав все эти сложности, инициаторы создания МИС в большинстве случаев опускают руки и предпочитают оставлять все как имеется, ждя конкретных правовых шагов от вышестоящих региональных либо федеральных ведомств, включая советы по выбору ПО либо его централизованную установку. Но кроме того в то время, когда это происходит, обычно совокупность не работает, т.к. еще более усложняется задача и совсем не представляется возможности учитывать местные изюминки и подстраивать совокупность оптимально на местах.

хорошим примером есть внедрение последовательности федеральных совокупностей, таких как адресная (ФИАС), территориального планирования (ФГИСТП), частично единого портала одолжений и других. Как же вырваться из этого круга противоречий. Неужто нельзя совместить работоспособность и простоту уже отлаженных подготовки документации и механизмов взаимодействия с преимуществами МИС на базе единого ПО?

Авторы предлагают собственный видение на построение МИС на легитимной базе и с необходимой окупаемостью. Наряду с этим нужно обеспечить минимум новшеств в саму разработку работы сотрудника. В базу таковой совокупности конечно должна быть положена инфраструктура пространственных данных.

С июля 2006 года, в соответствии с главе 7 Градостроительного кодекса РФ, муниципалитеты должны осуществлять ведение информационной совокупности обеспечения градостроительной деятельности (потом ИСОГД), на базе которой и возможно создавать МИС. Из-за чего как раз ИСОГД?

  Формально это единственная изначально узаконенная Распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» совокупность на муниципальном уровне, имеющая законодательную базу чтобы получить доходы и окупаемая. В любой другой ситуации для МИС требуется обоснование ведения в соответствии с законодательству.

Базу ИСОГД муниципального уровня составляют такие базисные пространственные эти, как актуальная пространственная база, отражающая современное состояние местности, кадастровая информация, включающая сведения по другим объектам и земельным участкам недвижимости, адресная и картографическая информация. Актуальность пространственной базы достигается применением при ее обновлении и создании космических снимков очень высокого разрешения  (ведущим поставщиком которых есть компания «Совзонд»).

Эта базисная информация дополняется специальной, тематической информацией по разным направлениям деятельности. Сведениями ИСОГД пользуются фактически все ведомства, организации и обитатели поселений. Информация, заложенная в ней, помогает для принятия и анализа большей части управленческих ответов на уровне муниципалитета.  Универсальной базой, объединяющей разные информационные слои МИС, есть инфраструктура пространственных данных.

Следовательно, в базе МИС должна быть геоинформационная совокупность (ГИС). ГИС достаточно большое количество и их анализ и описание не являются предметом данной статьи.  Для действенного ответа конкретных задач по развитию и управлению территории должна быть обеспечена возможность интеграции громадного количества пространственных и семантических данных, создаваемых ведомствами и различными организациями. Но на данный момент применение пространственных данных сталкивается с рядом неприятностей.

Отсутствие согласованных механизма и стандартов информационного обмена между ведомствами и различными организациями ведет к тому, что эти из различных источников обычно несопоставимы и не согласованы между собой, что затрудняет либо делает неосуществимым их применение либо ведет к дополнительным трудозатратам. Пространственные сведенья поступают в разных совокупностях координат, разных масштабах, видах представления и разных форматах, при их подготовке употребляются структуры и различные классификаторы данных, разные средства символизации объектов. Затруднен доступ широкого круга пользователей к пространственной информации.

Фундаментальным принципом построения модели должно быть «встраивание»  ИСОГД в текущую деятельность с учетом специфики и особенностей работы каждого подразделения и раздельно забранного сотрудника. Практически ставится задача большого сохранения текущих технологических видов и цепочек деятельности на каждом рабочем месте, включая сохранение существующих программ и баз данных для понижения затрат на перенос данных в новые минимального обучения и системы персонала, что значительно снижает в будущем  при внедрении отрицательный эффект «личностного фактора», выражающегося в естественном сопротивлении сотрудников новшествам.

Кроме этого очень важно и постепенное внедрение модулей совокупности в рамках имеющегося финансирования с получением гарантированного результата, что существенно снижает риски неточностей. Каждое внедрение очередного модуля совокупности должно снабжать хороший экономический эффект. С учетом сказанного выше возможно выяснить следующие условия создания МИС:

  • Процесс внедрения происходит неспешно, помодульно, по мере возможностей с корректировкой и оценкой результата.

  • Возможность применения уже проверенных технологических процессов и внедренных ИС.

  • Получение дохода с созданием окупаемой информационной совокупности.

  • Сообщение с другими ведомственными ИС без их кардинальной ломки и без требования работы в единой программе.

  • Затраты распределенные с предпочтительной возможностью арендного механизма пользования ПО на этапе внедрения для исключения неточностей выбора ПО.

Хотелось бы разглядеть более детально этапы создания совокупности. Продолжительность этих этапов определяется центром ответственности за разработку МИС (либо ИСОГД на первом этапе) в муниципалитете, исходя из денежных возможностей, степени изученности и риска разработок. Условно возможно выделить следующие этапы, перечень и состав которых достаточно личен для каждого муниципалитета:

  1. Создание схемы бизнес-процессов, определение модулей будущей совокупности, выделение первостепенных модулей и обслуживающих их программ (при их наличии)

Целью данного этапа есть определение технологических модулей совокупности и требуемого уровня компьютерного ПО каждого конкретного рабочего места. Наряду с этим обращение не должна идти о классическом моделировании на уровне деления по отделам и разрабатываемой документации. Целью должно быть определение технологических потребностей каждого рабочего места для производства собственной документации.

К примеру, модули: подготовки текстовой документации; подготовки табличной документации; делопроизводства; ввод в базы данных геопространственной информации; подготовки графической документации; аналитический; обработки растровых данных для топографического мониторинга и т.д. Это разрешит четко выяснить потребности в ПО и мощность компьютеров.

Наряду с этим на одном рабочем месте смогут быть использованы пара различных модулей (к примеру, подготовки и текстовой документации графических схем с аналитическим модулем), а в отделах может не быть по большому счету каких-то модулей. Эта схема возможно создана сотрудниками муниципалитета в упрощенной форме в виде несложной схемы технологических цепочек перемещения документов при подготовке документации с указанием центров ответственности и применяемого ПО, а возможно выполнена по заказу в хорошем варианте с определением материального обеспечения и управляющих воздействий по каждому элементу.

Сложный вариант разрешает не считая получения полной картины порядка подготовки документации, взять еще и список нормативных актов, требований по разработке новых актов, оценка бюджетных вложений и т. д. (в зависимости от количеств технического задания) Но наряду с этим он окажется очень дорогостоящим и избыточным по поставленной задаче. При наличии бюджетных источников и возможностей дохода предпочтительнее сложный вариант, но для малобюджетных муниципалитетов достаточно и упрощенного варианта, основное – выполнить поставленные цели этапа.

Такую работу возможно затевать как в целом по муниципалитету, так и по отдельным подразделениям. Учитывая имеющуюся законодательную базу, логичнее затевать с ИСОГД и, следовательно, с градостроительства муниципалитета и подразделения архитектуры. После этого, по окончании внедрения ИСОГД в одном подразделении, подключать другие (управление имуществом, ЖКХ, благоустройство и т. д.).

  1. обоснование источников и Определение дохода экономического результата от внедрения конкретного модуля совокупности

Целью этапа есть определение экономического результата и обоснование работ. Как уже упоминалось, создание МИС не должно зависеть лишь от желания и воли одного субъекта и должно базироваться на необходимости и экономической целесообразности. Возможно выделить три главных экономических составляющих при обосновании окупаемости системы и положительного эффекта:

— Поступление доходов в бюджет муниципалитета;

— Экономический эффект от внедрения конкретного модуля, выраженный в понижении затрат если сравнивать с прошлым периодом, сокращении сроков подготовки документов и исполнении указаний, уменьшении численности персонала на выполнение конкретной услуги, сокращении времени исполнения работы и т.д.;

— Условный экономический эффект от внедрения. Сравнение затрат на получение результата при внедрении модуля (всей совокупности) и при применении классических разработок, т.е. понижение вероятных бюджетных затрат.

Так, четко определяется для каждого внедряемого модуля уровень его рентабельности для муниципалитета, что позволяет убеждать в выделении бюджета законодательные муниципальные органы власти.

  1. Закупка компьютерного оборудования при необходимости и создание локальной вычислительной сети требуемого уровня

Наиболее значимый этап, разрешающий, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень совокупности, а с другой, избавиться от избыточных компьютерных мощностей на конкретных рабочих местах. На данном этапе при новых закупках оборудования удается сэкономить до 50% бюджетных средств довольно классического подхода. В большинстве случаев, рабочие места оборудуются полноценными компьютерами с полным комплектом периферии для удобства сотрудников.

В действительности для большинства модулей совокупности (см. этап 1) достаточно наличие лишь упрощенных терминальных совокупностей, цена которых существенно ниже. Начальные громадные затраты имеется лишь на серверное обеспечение. Потом возможно экономить на обслуживании, приобретении лицензий ПО на каждое рабочее место и т.д. К примеру, в отечественной локальной вычислительной сети лишь 20% рабочих мест оборудованы стационарными компьютерами, а остальные рабочие места – терминальные клиенты.

Второй действенной мерой для получения экономического эффекта есть установка виртуальной среды на серверах с обеспечением отказоустойчивой совокупности. Тут эффект не в прямой экономии, а в обосновании экономической эффективности от отсутствия простоев, уменьшения требований к персоналу , лицензировании и других факторов. В каждом конкретном случае, обоснования и решения необходимости смогут быть самыми разнообразными.

К примеру, обеспечение коммерческой тайны при установке терминальных совокупностей, за счет отсутствия возможности и централизованного контроля установки программ самими пользователями. Для кого-то это может оказаться решающим причиной.

  1. Отработка в тестовом режиме структуры ГИС на базе пространственных СУБД (к примеру, ORACLE). Снижение уровня безработицы дежурства территории, включая топографические материалы

Целью данного этапа есть выбор нужной ГИС, снабжающей потребности модулей совокупности. Затевать возможно с одного рабочего места, неспешно набирая нужную функциональность, наполняя базы данных совокупности, расширяя круг пользователей. Очень важный этап, т.к. довольно часто нереально без наполнения и отработки баз разрешённых убедить в полезности и необходимости перехода на работу с конкретной ГИС.

Нужно неспешно накапливать базы данных объектов территориального управления и недвижимости муниципалитета с получением настоящих доходов в бюджет. Исходя из этого автоматизировав одно рабочее место возможно за счет предоставления платных одолжений по выдаче сведений из ИСОГД окупить начальные затраты. Но, направляться не забывать о цели этапа и выбирать ГИС с учетом конечной совокупности – МИС и обеспечения ее модулей.

Возможно советовать используемую в отечественной совокупности схему ГИС (рис.3). Наиболее значимым ее преимуществом есть хранение информации об объектах в базе данных, отделенной от фактически ПО рабочего места ГИС. Это разрешает посредством определенного ПО (в нашем случае – Администратор настройки, формирующий xml файл)  воображать данные в том виде и в том количестве, которое строго нужно для конкретного рабочего места.

Ответ в виде ПО  «Administrator», разрешает отделить характеристики графических объектов (объекты недвижимости) от их стандартного представления в ГИС совокупностях  (визуальные полигоны, линии либо точки, расположенные в определенных слоях). Также, такое разделение разрешает поменять конечную ГИС, перестраивать совокупность, скоро переносить базу данных без ее конвертирования и т.д.

Наличие таковой базы разрешённых позволяет представлять итог визуализации данных в разных совокупностях внешних, имеющих подключение к базе данных и могущих делать представление геопространственных данных без участия фактически основной ГИС. Рабочее место ГИС в основном помогает для ввода данных и подготовки сложной графической документации. Все остальные функции возможно переложить на более простое ПО, к примеру ответ с геопорталом.

Это разрешит снизить неспециализированную цена совокупности и обеспечить ее успешное внедрение. Фактически все согласны, что ненужно обучать работе с ГИС секретаря, ведущего делопроизводство, и устанавливать на его рабочем месте дорогостоящий модуль ГИС. Но в случае если этого не предусмотреть заблаговременно, для обеспечения единства ведения совокупности может потребоваться в итоге как раз такое неэффективное и губительное ответ.

  1. Создание ГИС портала

Для других рабочих подразделений и большинства мест фактически материалы ГИС в виде векторного и растрового представления в совокупности координат (для упрощения возможно именовать ее электронной картой, не смотря на то, что с позиций хорошего определения это не совсем правильно), нужны лишь для создания производных и анализа ситуации документов, применяющих кое-какие копии из главной электронной карты. Для этих рабочих мест достаточно наличие геопортала, представленного в виде Интернет сайта.

Такое ответ существенно ослабляет требования к обеспечению рабочих мест и решает задачу отображения на разных мобильных устройствах, что на данный момент делается требованием де-Факто для многих совокупностей и снабжает масштабируемость совокупности в будущем. Часть ГИС может создавать собственные геопорталы, как элемент собственной внутренней структуры. Это, быть может, снабжает скорость и оптимальность вывода информации на сайте, но ограничивает возможности применения совокупности.

Построение гепортала на базе независимого ПО, применяющего эти записей геопространственной базы данных (в нашем случае, Oracle), делает совокупность намного более эластичной, масштабируемой и разрешает безболезненно решать проблему замены ПО. В конечном счете, геопортал разрешает неспешно наращивать мощность совокупности по мере возможностей муниципалитета

  1. Создание либо автоматизация (при необходимости) модулей МИС

Постепенное наращивание функционала совокупности за счет автоматизации процессов на рабочих местах по мере возможностей.

  1. Развитие совокупности методом объединения модулей под управлением централизованной ссылочной базы данных, содержащей метаданные объектов в модулях совокупности

По наличия развития и меря системы в ней достаточного количества автоматизированных рабочих мест и баз данных, разрешающих обосновать затраты на развитие возможно приступать к объединению совокупности, сперва в рамках подразделений, под управлением единой ссылочной базы данных, фиксирующей трансформации в любой документации (файловой, приобретаемой из ПО типа офисного обеспечения, векторных и растровых файлах, данных ГИС на уровне как рабочих мест, так и в пространственной базе данных, трансформаций в семантических базах данных типа делопроизводства. и т.д.). самоё известным и полнофункциональным ответом есть ответ для того чтобы управления на базе ПО «Bentley Geo Spatial Server» компании Bentley Systems.

Несомненно, возможно решить частично такую задачу и созданием собственного ПО в виде ссылочной базы данных, подключающей по мере запросов нужное конечное ПО (делопроизводство, ГИС, файлы из определенного хранилища), но, в большинстве случаев, затраты громадны, а итог может оказаться привязанным к конкретному разработчику, стабильность которого не гарантирована. Из-за чего это решение вводится лишь по окончании «созревания» совокупности на определенном этапе, а не сначала?

Прежде всего это определяется их самосознанием и готовностью сотрудников для успешного функционирования для того чтобы ПО. Дело в том, что тут нет одного центра ответственности, а эти вводятся в ссылочную базу каждым сотрудником. Требуется пунктуальность и полное понимание для ведения подобной системы.

Постоянное напоминание о сохранении в базе данных с выбором пользователем места хранения результата любого действия злит и провоцирует на отказ от внесения результата в базу данных. Само собой разумеется, возможно выделить особое подразделение с сотрудниками, которое будет вводить все сведения в совокупность, но это не действенно, затратно, и не решает неприятности обеспечения прохождения через это подразделение всех документов (еще одно делопроизводство, но для МИС).

Однако такое ПО нужно в совокупности, т.к. лишь оно разрешает в итоге присоединять информационные совокупности вторых подразделений и снабжать кластерную сеть таких серверов с ссылочными базами данных отдельных подразделений. Ответ не очевидное и вероятно в разных вариантах.

  1. Разработка новых модулей совокупности

Полученный вид совокупности на примере ИСОГД приведен на рис.4. Так, возможно в распределенном в пространстве и времени режиме, в рамках обоснованного и окупаемого в бюджетном замысле ответа, создавать МИС. Наряду с этим соблюдается принцип масштабируемости совокупности, возможности и готовности совершенствования модулей методом их замены и отключения на новые, более идеальные, без привязки к ответам определенного производителя.

Гарантируется устойчивость и преемственность совокупности в рамках изменяющихся условий изменения законодательства и муниципального управления.

Базы данных, лекция №1 (2013 г.)


Подобранные по важим запросам, статьи по теме: