Подведены итоги мониторинга пленочных загрязнений Адриатического моря. Мониторинг был осуществлен ИТЦ «СКАНЭКС» при участии экспертов Университета океанологии РАН (Москва) и рыболовства и Института океанографии (г. Сплит, Хорватия).
В сентябре-ноябре 2011 г. проходила фаза своевременного мониторинга. Для этого употреблялись широкообзорные режимы съемки спутника RADARSAT-1 (рис. 1). В 2014 г. из-за отсутствия своевременных данных ENVISAT и RADARSAT-1 (спутники вышли из строя в 2012 и 2013 гг. соответственно) было решено совершить анализ архивной информации ENVISAT на центральную часть моря, дешёвую в ходе проекта, поддержанного Европейским космичеким агентством (рис.
2).
Сводные карты пленочных загрязнений всех типов, детектированных в 2003-2011 гг. в Адриатическом море, продемонстрированы на картинках 3, 4. Они созданы и проанализированы с применением разработки «Геомиксер». Для наглядности на карты нанесены границы секторов моря, акватории и судоходные трассы. Анализ совокупности радиолокационных изображений (РЛИ) и карт (рис.
1-6) продемонстрировал следующее.
В Адриатическом море, в особенности в его центральной части, было зарегистрировано много пленочных загрязнений. Площади личных больших пятен составляли от 9 до 108 кв. км. Ветровая размазка последовательности пятен (перьевидный край) говорит о содержании в разливах тяжелых и легких фракций, каковые в полной мере смогут попадать в воду на протяжении процедуры мойки танков (рис.
5).
Разливы приурочены к главным судоходным автострадам, среди них интернациональные автострады, следующие с юга на север на протяжении побережья Хорватии в порты Триест, Венеция, Анкона, Бари, Пула, Риека и др, и паромные, пересекающие море: Сплит-Бари, Сплит-Анкона и др. На рис. 6 прекрасно видно, что большие судовые разливы находятся большей частью в пределах экономической территории Хорватии.
Разливы были произведены ночью, т.к. большинство из них было найдено на РЛИ, взятых на утренних (нисходящих) витках, т. е. в 5-9 часов по UTC (7-11 часов по локальному времени). К моменту регистрации на РЛИ пятна претерпевали соответствующую изменение: под действием поля течений происходило искривление линейчатой формы, а под действием ветра образовывалась ветровая «размазка» краев пятен (рис. 5).
Анализ распределения больших пятен наводит на идея, что в центре Адриатического моря (но, так же как в центре Черного моря: http://press.scanex.ru/index.php/ru/news/item/4295-spill_monitoring) иногда происходят мойки танков, где этим занимаются экипажи многоцелевых танкеров-химовозов, транспортирующих жидкие вещества разной токсичности, а также нефтепродукты и нефть. Большая часть из них в купе с современными эмульгаторами и поверхностными активными веществами (ПАВ), каковые используются для мойки танков, способны образовывать пленки на поверхности моря.
Не обращая внимания на то, что Адриатическое море в рамках конвенции МАРПОЛ, есть Особенным районом, мойки танков в нем, однако, вероятны, кроме того по окончании перевозки нефтепродуктов. Это происходит при исполнении последовательности определенных условий и правил (см. «Конвенция МАРПОЛ 93/96»).
Громаднейшее количество и громаднейшие по площади разливы были найдены в открытой части моря на границах хорватского и итальянского секторов моря, причем часто разливы начинаются в итальянской и заканчиваются в хорватской территории. Это есть еще одним подтверждением того факта, что происходят как раз мойки танков.
В полной мере разумеется, что пленочные загрязнения открытой части Адриатического моря вовсе не обязательно являются загрязнениями нефтью либо нефтепродуктами, и возможно считать, что кроме того производятся в рамках положений конвенции МАРПОЛ. Другие небольшие судовые разливы смогут воображать собой итог сброса льяльных вод, вод машинного отделения и других жидких отходов, содержащих нефтепродукты и часто отходы рыбопереработки. К сожалению, получить информацию АИС для семи возмутительных случаев (рис.
5, 6) из архива администрации порта г. Сплит по многим причинам не удалось. Вследствие этого вопрос о том, какие конкретно вещества, кроме нефтепродуктов, чаще всего формируют пленочные загрязнения Адриатического моря, обязан отыскать ответ в рамках дополнительных изучений.
— Сотрудничество с русскими экспертами в области спутниковых и геоинформационных разработок разрешило не только по новому посмотреть на проблему загрязнения Адриатического моря нефтепродуктами и нефтью, но и обратить внимание на проблему моек танков, — уверена Мира Морович, заведующая лабораторией физической океанографии рыболовства и Института океанографии г. Сплит.
Рис. 1. Покрытие Адриатического моря своевременными съемками RADARSAT-1 в сентябре-ноябре 2011 г. (желтыми точками продемонстрированы найденные на РЛИ суда, каковые маркируют главные судоходные автострады) © MDA, ИТЦ СКАНЭКС | Рис. 2. Покрытие центральной части моря архивными съемками спутника Envisat в 2003-2010 гг. © ESA | Рис. 3. Интегральная карта больших и средних пленочных загрязнений разнообразной природы, найденных в Адриатическом море. Прекрасно видна их приуроченность к главным судоходным автострадам. © ИТЦ СКАНЭКС |
Рис. 4. Карта пленочных загрязнений, найденных на РЛИ, совмещенная с картой навигационно-судовой обстановки. © MDA, ESA, ИТЦ СКАНЭКС | Рис. 5. Фрагменты РЛИ Envisat с большими судовыми разливами от 15.04.2003 и 10.05.2008 (вверху) и от 19.07.2008 и 11.09 2008 (внизу). Ветровая размазка пятен (перьевидный край) говорит о содержании в разливах тяжелых и легких фракций, каковые смогут попасть в воду при мойках танков (их положение на карте дано на рис. 6). © ESA | Рис. 6. Карта пленочных загрязнений – больших судовых разливов, найденных в центре моря в районе главных судоходных автострад. Продемонстрированы судоходные автострады (пунктир), границы акватории и экономзон (светло синий линия); площади пятен даны цифрами на выносках. © ИТЦ СКАНЭКС |
Отдых в Черногории Первый день на Адриатическом море Штормит
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
В.И. Буканов Спутниковый мониторинг Юго-Восточной Балтики есть неотъемлемым элементом комплексного производственного экологического мониторинга,…
-
Новый датчик обнаруживает загрязнения воды в режиме реального времени
На сегодня, дабы проверить уровень качества возможное наличие и воды токсичных бактерий, нужно забрать пример воды, а после этого проращивать культуру в…
-
Геоинформационно- аналитический комплекс для обеспечения медико-экологического мониторинга воронежа
С. А. Куролап, П. М. Виноградов, О. В. Клепиков Современные большие города — центры острейших экологических неприятностей, а техногенное загрязнение…
-
И.С. Козубенко, М.А. Болсуновский. Основное сокровище Кубани — это плодородная почва. При грамотном применении она может давать рекордные урожаи и важные…
-
Подсистема гис для решения задач сейсмического мониторинга и прогнозирования
№3(8), 2010 г. И. В. Степанов ВВЕДЕНИЕ Неприятность прогноза землетрясений так же, как и прежде остается тайной за семью печатями, т. е. однозначного…
-
Решение вопросов космического мониторинга лесных гарей в комплексных пакетах envi и arcgis
Э.А. Курбанов, О.Н. Воробьев, С.А. Лежнин, Ю.А. Полевщикова ВВЕДЕНИЕ Экологические, экономические и социальные последствия лесных пожаров 2010 г.,…