Без колебаний! ученые самарского университета нашли управу на вибрацию

      Комментарии к записи Без колебаний! ученые самарского университета нашли управу на вибрацию отключены

Без колебаний! ученые самарского университета нашли управу на вибрацию

N 5(2017)
03.02
Виброакустические процессы сопровождают работу любых технических устройств — от тепловозов и компьютеров до космических кораблей и самолётов. Наряду с этим кроме того незначительные колебания ощутимо воздействуют на надёжность и качество работы этих устройств. Вот из-за чего фундаментальные и прикладные изучения, направленные на создание совокупностей виброзащиты, все более пользуются спросом фактически во всех отраслях машиностроения.
Любопытно, что базы научно-практической школы динамики и виброакустики автомобилей были заложены в Куйбышеве, сейчас Самаре, более полувека назад. Одним из результатов вузовских ученых стала разработка в кооперации с РКК Энергия и Университетом медико-биологических неприятностей РАН новой беговой дорожки для тренажера БД-2, установленного на Интернациональной космической станции (МКС).
Оснащение БД-2 инновационной совокупностью виброизоляции разрешило устранить страшные низкочастотные колебания конструкций МКС, появляющиеся при эксплуатации тренажера, и повысить за счет этого ресурс работоспособности станции. С 2013 года данный тренажерный комплекс проходит летные опробования на борту МКС в режиме штатного применения. Как стало известно сравнительно не так давно, ученые Самарского университета создадут и изготовят совокупность виброизоляции для новейших тепловозов, создаваемых машиностроительным холдингом Группы Синара — АО Синара-Транспортные Автомобили (СТМ).
Виброизолирующие устройства будут выполнены из железной резины (материал МР) — неповторимого демпфирующего материала, созданного самарскими учеными и создаваемого в университетских лабораториях. Материал МР владеет нужными особенностями резины и может, к тому же, противостоять агрессивным средам, большим и низким температурам и вторым негативным внешним действиям. Секрет содержится в особенной разработке прессования и плетения спиральных железных нитей различного диаметра.
Полученные таким методом демпферы на базе МР значительно превосходят (в частности, по ресурсу и надёжности) узнаваемые в Российской Федерации и за границей аналоги, они с успехом употребляются в производстве отечественной космической техники. Резиновые виброизоляторы недорогие, но непрактичные при эксплуатации в сложных климатических и температурных условиях, — говорит помощник главного конструктора отраслевой научно- исследовательской лаборатории ОНИЛ-1 Самарского университета Данила Давыдов. — Под действием температур резина теряет собственные свойства и выходит из строя. Тросовые виброизоляторы имеют низкий ресурс — нити троса скоро перетираются, помимо этого, из-за больших габаритов они не везде смогут быть установлены.
Изделия же из материала МР, благодаря цельнометаллической структуре, нормально выдерживают температуры до 400 градусов Цельсия, и имеют высокие ресурсные показатели, потому, что процессы разрушения в них развиваются относительно медлительно. Еще одной увлекательной изюминкой железного аналога резины есть то, что при разрушении прессованных нитей спирали в виброизолятора его демпфирующие особенности усиливаются. Гарантия качества на виброизоляторы из МР для локомотивов дается на 25 лет, а для космической техники — на 15.
на данный момент в холдинге СТМ разрабатывают линейку перспективных моделей тепловозов, оснащенных новейшими отечественными высокооборотными дизельными двигателями. В июле 2016 года машиностроители обратились к самарским ученым с предложением создать для этих двигателей виброизолирующие устройства. Заинтересованность СТМ в инновационных совокупностях виброизоляции связана с необходимостью минимизировать вибрации и воздействие шума на кабину машинистов и раму тепловоза.

Высокооборотный дизель формирует повышенную вибрационную нагрузку, которая, например, увеличивает утомляемость локомотивной бригады на протяжении рейса и риск опытных болезней ее участников.
В ОНИЛ-1 Самарского университета уже закончены проектные работы и ведется подготовка производства виброизоляторов из материала МР для тепловозов: выполнены эксперименты и соответствующие расчёты, создана нужная техдокументация. Первая партия данной инновационной продукции будет поставлена клиенту в начале 2017 года.
Юрий САХАРОВ

Источник: Поиск

Подготовка к ежегодному Балу Самарского Университета


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: