Казахстан — россия: перспективы сотрудничества в космической сфере (аскар орынгали)

      Комментарии к записи Казахстан — россия: перспективы сотрудничества в космической сфере (аскар орынгали) отключены

Казахстан - россия: перспективы сотрудничества в космической сфере (аскар орынгали)

http://news.zakon.kz/analytics/61489-kazakhstan-rossija-perspektivy.html Доклад Урынгалиева А.К. на интернациональной научно-практической конференции Казахстанско — российские отношения на современном этапе: перспективы и итоги сотрудничества, посвященная 15-летию установления дипотношений между Республикой Казахстан и Русским Федерацией, которое произошло 30-31 октября 2007 года в Академии
национального управления при Президенте Республики Казахстан.
http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_contentview=articleid=50:2010-10-14-12-08-08catid=1:eurasianintegrationItemid=1

Глубокоуважаемые участники конференции
Сейчас космическая отрасль есть одной из самые приоритетных и наукоемких областей людской деятельности. Участие в космической деятельности в значительной степени определяет политический престиж современного страны, его экономическую, научно-техническую и оборонную мощь.

Ответ многих наиболее значимых научных и социально-экономических задач, не говоря о военно-стратегических задачах, сейчас уже делается немыслимым без применения особых космических совокупностей. Использование космических совокупностей во многих случаях делается экономически очень удачным. Анализ современных факторов и тенденций развития космической деятельности говорит о том, что многие страны мира прилагают большие упрочнения, дабы нарастить собственный космический потенциал.

И в соответствии с этими реалиями, Казахстан может и обязан отыскать собственный хорошее место в интернациональной космической сфере. Для этого нужно, в первую очередь, выяснить приоритеты развития космической деятельности в Республике Казахстан. Очень хотелось бы подчернуть, что в стратегическом замысле несомненно одним из наиболее значимых приоритетов для Казахстана есть развитие сотрудничества с Русским Федерацией, предполагающее реализацию совместных космических проектов.

Это разрешило бы Казахстану совместно с Россией выйти на всемирный рынок одолжений по запускам космических аппаратов, создать технологическую базу для изготовления и проектирования элементов космических аппаратов и целевой бортовой аппаратуры, увеличить действенное участие казахстанских экспертов в эксплуатации объектов наибольшего в мире космодрома Байконур.
Во всемирной практике отсутствует опыт аренды одним страной части территории другого страны, подобный практике аренды Русском Федерацией комплекса Байконур. Анализ этого опыта, соответственно, имеет значительное значение для развития международного космического права.

В мае 1992 г. Республикой и Российской Федерацией Казахстан было достигнута договоренность о порядке применения космодрома Байконур, а в 1994 г. подписано Соглашение об условиях использования и основных принципах этого космодрома. Потом в соответствии со ст.6 Соглашения между Республикой Казахстан и Русским Федерацией о развитии сотрудничества по действенному применению комплекса Байконур, подписанного в г. Астана 9 января 2004 года, срок аренды был продлен до 2050 года.

По Соглашению от 23 декабря 1995 года на период аренды казахстанский город Байконур был наделен статусом, соответствующим статусу русского города федерального значения, но с особенным режимом функционирования объектов, организаций и предприятий, и проживания граждан. Эти соглашения стали началом формирования интернационально-правовой базы по комплексу Байконур.
Но очень актуальной на сегодня остается неприятность экологической безопасности территории Республики Казахстан, которая связана с эксплуатацией данного космодрома. На данный момент с Байконура осуществляется около 70% всех запусков русских космических аппаратов ракетоносителями разного класса. (Приложение 1)
Районы падения отделяющихся частей ракетоносителей занимают неспециализированную площадь около 4 млн. га. В зависимости от используемых компонентов горючего на ракетоносителях в местах падения их частей вероятны заражения и взрывы больших территорий вредными ядовитыми веществами, остающихся в баках ракет по окончании завершения работы двигателей, причем угадать заблаговременно географические координаты и время района падения совсем нереально. К примеру, по окончании заражения местности горючим несимметричным диметилгидразином (гептилом), применяемым в ракетоносителе Протон, следы заражения сохраняются в течение 80-100 лет.
Так в соответствии со ст.3 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ о порядке сотрудничества при происхождения аварий при пусках ракет со стартовой площадки Байконур, подписанного в Астане 18 ноября 1999 года, Стороны признают необходимость увеличения уровня экологической безопасности ракетно-космической деятельности в республике Казахстан методом:
модернизации эксплуатируемых и создания новых экологически более надёжных ракетно-космических комплексов на космодроме Байконур для постепенного сокращения эксплуатации ракет-носителей, применяющих высокотоксичные компоненты ракетного горючего (амил, гептил); проведения совместных работ по обеспечению экологической безопасности и ответу неприятностей охраны внешней среды, которые связаны с осуществлением ракетно- космической деятельности.
В соответствии с ст.5 данного Соглашения, при аварии Россия приостанавливает пуски ракет того типа, к которому относится ракета, потерпевшая аварию, до выяснения обстоятельств аварии, уведомляет Казахстанскую Сторону о обстоятельствах аварии, исполнении мероприятий по безопасности последующих пусков ракет этого типа и по согласованию с Казахстанской Стороной возобновляет их пуски.
С 1999 года Казахстан, как мы знаем, уже что раз иногда приостанавливает полеты ракет типа Протон, по обстоятельству аварии, повлекших важные экологические последствия, но как говорится а воз и сейчас в том месте.И в случае если взглянуть на статистику запусков, с 1996 года это уже седьмой случай падения по окончании неудачного старта ракетоносителей разных типов на территорию Казахстана:
· 14 мая 1996 года при пуске ракеты-носителя Альянс-У со стартовой площадки Байконур случилась авария в следствии взрыва на 49-й секунде полета.
· 20 мая 1997 года при запуске со стартовой площадки Байконур космического аппарата серии Космос случилась авария ракеты-носителя Зенит-2. Обстоятельство — неисправность двигательной установки первой ступени ракеты. Ракета упала в 28 километрах от стартового комплекса.
· 10 сентября 1998 года на Байконуре потерпела аварию ракета- носитель Зенит, запущенная для вывода на орбиту 12 коммерческих спутников Глобалстар.
· 5 июля 1999 года при запуске со стартовой площадки Байконур армейского спутника Радуга-1 случилась авария ракеты-носителя Протон-К. Запуск космического аппарата Радуга два раза откладывался (6 и 7 мая) из-за отклонения в работе совокупности управления нового разгонного блока Бриз-М (четвертая ступень носителя).Ракета со спутниками упала на территорию Казахстана, наряду с этим случился частичный разлив ракетного горючего. Казахстану Россией, в счет компенсации ущерба от аварии было выплачено 270 тыс.долларов.
· 7 октября 1999 года на протяжении пуска с Байконура ракеты-носителя Протон-К со спутником связи Экспресс-А на четвертой минуте полета случилось возгорание ракеты. Обломки носителя упали на территорию Казахстана.
· 27 июля 2006 года по факту падения русском ракеты-носителя Днепр, потерпевшей аварию через 86 секунд по окончании запуска над Кызыл- Ординской областью Казахстана, местной прокуратурой были возбуждены уголовные дела по части первой статьи 282 (Загрязнение воздуха) и части первой статьи 285 (Порча почвы) УК РК. Наряду с этим власти Кызылординской области, где упала ракета, потребовали компенсации в 333 миллиона долларов за стёртую с лица земли при аварии растительность, и воды и загрязнение почвы ядовитым ракетным горючим. Экологический ущерб оценен в1,1млн. долларов.
· 6 сентября 2007 года ракета-носитель Протон-М с японским спутником связи JСSatстартовала с Байконура и на 139 секунде полета на высоте 76 километров случилось возгорание ракеты. По предварительным расчетам, размер компенсации, которую собирается потребовать Казахстан, составит более 8,2 миллиона долларов.

Согласно данным Lenta.ru от 28.09.2007г., госслужащие Роскосмоса объявили, что и сама ракетоноситель, и японский космический аппарат были застрахованы, и выплаты покроют все издержки (сумма страховки именуется в 300 миллионов долларов). Японская компания JSat Corporation, которой принадлежал спутник связи, кроме этого объявила, что влияние аварии будет минимальным и страховка покроет и цена самого спутника, и затраты, которые связаны с его запуском.
направляться учесть, что при предстоящем подобном отношении к данной проблеме и со стороны Казахстана и со стороны России, в случае если по сей день благодаря только Всевышнему обходилось без людских жертв, то в будущем нет никаких гарантии, что не будут более важных последствии.
В Контракте аренды комплекса Байконур между правительством РФ и правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года, при нанесения ущерба, связанного с деятельностью космодрома Байконур при исполнении русских космических программ, предусмотрено, что Российская Федерация несет ответственность как запускающее государство в соответствии с Конвенцией о интернациональной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года.
В связи с чем, хотелось бы более детально и подробно проанализировать данную Конвенцию. Вправду 29 марта 2007 года исполнилось 35 лет со дня подписания СССР, Англией и США интернациональной Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. (Приложение 2).
Подписанием данной Конвенции страны получили функции по восполнению материального ущерба, нанесенного территориям, имуществу либо здоровью граждан той либо другой страны в следствии собственной космической деятельности.
Необходимость интернационального сотрудничества в области использования и исследования космического пространства в мирных целях, желание создать в отдельном интернациональном документе права и обязательства, относящиеся к ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами и привели к принятию конвенции о интернациональной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
Эта Конвенция складывается из 28 статей, в которых раскрывается содержание правил интернациональной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. В ст. 1 раскрываются главные понятия, применяемые в конвенции.

Сравнивая с другими конвенциями, направляться подчернуть, что понятийный аппарат разглядываемой конвенции маленькой. Он включает всего четыре понятия: запуск, запускающее государство, ущерб и космический объект.
Это обуславливается, в первую очередь, фундаментальным принципом конвенции — запускающее государство несет полную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный ее космическим объектом на поверхности Почвы либо воздушному судну в полете. Так статья 12 гласит:
Компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании настоящей Конвенции за причиненный ущерб, определяется в соответствии с интернациональным правом и правилами справедливости, с тем дабы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому либо юридическому лицу, стране либо интернациональной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.
Конвенцией кроме этого детально урегулированы условия ответственности запускающих космические объекты сторон. Государство, которому причинен вред (гражданам, юридическим лицам, территории) может предъявить претензию к запускающему стране.
Если вред нанесен запуском (либо космическим объектом) интернациональной организации, то страны-члены таковой организации несут солидарную ответственность. В соответствии с нормам конвенции (ст.5), в то время, когда два страны либо более совместно создают запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за причиненный вред.

В случаях материальной ответственности интернациональных организаций направляться исходить из того, что их средства складываются из взносов стран-участников. В практике наметилась тенденция сочетания материальной ответственности интернациональной организации и стран. Тут вероятны два варианта: 1) установление солидарной ответственности государств и организации-участников; 2) установление ответственности самой организации.

В первом случае претензии об ответственности смогут быть предъявлены как странам-участникам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются лишь организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между собственными участниками.
В Конвенции о интернациональной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, но при соблюдении следующих условий: а) каждая претензия о компенсации за ущерб предъявляется прежде всего интернациональной организации, осуществляющей запуск объекта; б) в случае если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности стран — участников организации.
Серьёзным моментом в конвенции нужно вычислять урегулирование рассмотрения споров. Так, если стороны не пришли к договоренности через переговоры, то спор рассматривается особой рабочей группой. В соответствии с конвенцией, рабочая группа по рассмотрению споров складывается из трех участников: участника назначаемого истцом, участника назначаемого ответчиком и председателя, которого стороны выбирают совместно.

Если сторона ответчик будет уклоняться от назначения участника рабочей группы либо председателя, то истец может обратиться к Главному секретарю ООН прося о назначении главы. Основываясь на нормах конвенции, рабочая группа определяет размер вины и степень ответчика причиненного ущерба. Ответ рабочей группы окончателен и пересмотру не подлежит.
Итак, подводя результат по содержанию конвенции, направляться еще раз подчернуть, что нормы конвенции отражают современные правила международного права и на данный момент и в будущем направлены на защиту потерпевших от ущерба в следствии применения космических объектов. Конвенция в целом предусматривает процедуры и эффективные правила, относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
Сейчас в средствах массовой информации поднимаются (в полной мере осуществимые и закономерные) вопросы о замыслах России о вероятном переносе запусков ракет на собственные другие космодромы, например, на космодром Вольный (Восточный), г. Вольный, Амурской области, Плесецк,Архангельской области и Капустин Яр, г. Знаменск, Астраханская область. И что Байконур еще какое-то определенное время останется главным русским космодромом. Появляется вопрос — как продолжительно? Вспоминая казахскую пословицу Сатанса сатарым (у русских — Береженного всевышний бережет), чтобы Казахстану не остаться у разбитого корыта, к тому же экологически нечистого направляться уже сейчас предпринять следующие меры:
· Внести соответствующие трансформации в двусторонние казахстанско- российские Соглашения (Соглашения), основанные на правилах Конвенции о интернациональной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 1972 года.
· Потребовать компенсации за практически причиненный ущерб Казахстану не только от России, но и от любого из запускающих интернациональных иностранных государств и организации, каковые несут солидарную ответственность на основании Конвенции о интернациональной ответственности.
· Для совокупности экологической безопасности территории Казахстана при эксплуатации ракетно-космических комплексов и для получения полной картины действия на экосистему Казахстана создать республиканский Фонд Экокосмос, куда направлять средства от аренды космодрома Байконур, страховых поступлений, компенсации и т.д.
Средства Фонда в первую очередь нужно направлять на компенсационные выплаты обитателям соответствующих проблемных территории, на проведение всесторонних химико-биологических, почвоведческих и санитарно-гигиенических изучений. Это разрешит взять экологическую картину территорий Казахстана, подверженных действию деятельности ракетно-космических комплексов, создать программы постоянного экологического мониторинга исследуемых районов, выработать меры по реабилитации загрязненных территорий, создать и утвердить макет экологических паспортов районов падения отделяющихся частей ракетоносителей.
· РФ совместно с иностранными государствами и международными организациями, каковые несут солидарную ответственность, предусмотреть меры по страхованию рисков и ответственности в пользу Казахстана в международных страховых организациях (таких как, Интернациональный альянс авиастраховщиков IUAI, Английский университет страхования, Русский Ассоциация Авиационных и Космических страховщиков, Всемирный рынок перестрахования, Страховая корпорация LLOYD и т.д.)на сумму не меньше 500млн. долларов по каждому страховому случаю, которые связаны с осуществлением Русском федерацией космической деятельности на любом из ее этапов, а также:
1. на этапе доставки космической техники на территорию космодрома Байконур;
2. на этапе предполетной подготовки космической техники, включая проведение испытаний и проверок на территории Байконур;
3. на этапе выведения и запуска космической техники на орбиту, включая период ввода ее в эксплуатацию на территории территории и Байконур, отведенных под районы падения отделяющихся частей ракетоносителей;
4. на этапе эксплуатации космической техники по целевому назначению.
5. на этапе спуска космического аппарата либо его элементов по окончании завершения орбитального полета на территорию РК, отведенных под районы спуска космического аппарата
(Страховая сумма в 500млн.долларов вычислена исходя из данных по цене одного запуска. Согласно данным изучений Стенфордского университета (Space Systems of Engineering) цена выведения 1 кг нужного груза оценивается в 1250 долларов, а по оценкам русских экспертов ОАО НПО Молния в диапазоне 3000-5000 $/кг.)
Так к примеру, в соответствии с Законом США О коммерческих запусках лицензиат, т.е. сторона, имеющая лицензию на проведение запуска, обязан представить документы (сведения о финансовых средствах, депонированных в банке, либо страховой полис), обеспечивающие возмещение ущерба перед третьими лицами в размере от 164 до 215 млн.долл. в зависимости от применяемого средства выведения. В случае если ущерб превышает размер данного обеспечения, Руководство США гарантирует возмещение ущерба до 1,5 млрд.долл. сверх него.

Помимо этого, лицензиат обязан застраховать оборудование и объекты стартового комплекса, являющиеся федеральной собственностью Американского руководства, на сумму порядка 80 млн.долл. Размеры страховых сумм при страховании запуска колеблются в пределах 80-250 млн.долл. в зависимости от средств выведения и орбитального аппарата. Страхование космических рисков при орбитальном функционировании космических аппаратов проводится по большей части на 1 год.

В количество покрытия возможно включен предпринимательский риск хозяина космического проекта (денежные утраты при смерти, повреждения спутника на орбите, повлекшего за собой невозможность функционирования по целевому назначению).
Другими словами, чем любой раз подсчитывать практически нанесенный экологический ущерб при аварийных запусках, а позже в силу политической целесообразности и сохранения добрососедских отношении брать с России его тысячную часть, эти меры будут более рациональными и реалистичными.
Благодарю за внимание, благодарю.
Использованная литература:
1. Соглашение между Республикой Казахстан и Русским Федерацией о порядке применения космодрома Байконур от 25 мая 1992 г.
2. Соглашение между Республикой и Российской Федерацией Казахстан об условиях использования и основных принципах космодрома Байконур. (Москва, 28 марта 1994 г.)
3. Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ о порядке сотрудничества при происхождения аварий при пусках ракет со стартовой площадки Байконур, подписанного в Астане 18 ноября 1999 года. (Москва, 23 декабря 1999 г.)
4. Соглашение аренды комплекса Байконур между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан. (Москва, 10 декабря 1994 г.)
5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о порядке применения поисково-спасательного комплекса РФ в республике Казахстан (Алматы, 25 декабря 1993г.)
6. Соглашение между Республикой и Российской Федерацией Казахстан о развитии сотрудничества по действенному применению комплекса Байконур (Астана, 9 января 2004 г.).
7. Конвенция о интернациональной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года.
8. Национальная программа Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденная Указом Президента страны Казахстан от 25 января 2005 года.
9. Моткин Г.А. Экологическое страхование в рыночной экономике. //математические методы и Экономика., том 32, 1996.
10. Закон США О коммерческих запусках.
11. Правила страхования рисков, которые связаны с осуществлением космической деятельности // Материалы Координационного Совета РААКС (Русский Ассоциация Авиационных и Космических страховщиков) от 17мая 2007 года.
12. Интернациональное космическое право. п/р А.С. Пирадова. М, 1985.
13. Урсул А. Д. космонавтика и Экологические перспективы.- Вселенная и Земля, 1976, 2, с. 32.
14. Космодром Плесецк. Экологические неприятности космодрома Плесецк. (доклад с конференции ВанПлес).
15. Интернациональное морское, воздушное и космическое право. п/р А. П. Мовчан и др. М, Ин-т гос-ва и права РАН, 1992.
16. Ушаков Н. А. Основания интернациональной ответственности стран. М., Интернациональные отношения, 1983.
Приложение 1
Перечень космических запусков России в 2006 году
Дата
Ракета-носитель
Нужная нагрузка
Космодром
Итог
28 февраля
Протон-М/Бриз-М
ArabSat 4A
(Саудовская Аравия)
Байконур
Частичный успех
30 марта
Альянс-ФГ
Альянс ТМА-8 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
24 апреля
Альянс-У
Прогресс М-56 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
25 апреля
Старт-1
EROS-B (Израиль)
Вольный
Успех
3 мая
Альянс-У
Космос-2420 (Кобальт-М) (Российская Федерация)
Плесецк
Успех
26 мая
Штиль
Компас-2 (Российская Федерация)
РПКСН Екатеринбург (акватория Баренцева моря)
Успех
15 июня
Альянс-У
Ресурс-ДК (Российская Федерация)
Байконур
Успех
18 июня
Протон-К/ДМ-3
Казсат(Казахстан)
Байконур
Успех
24 июня
Альянс-У
Прогресс М-57 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
25 июня
Циклон-2
Космос-2421 (УС-ПУ) (Российская Федерация)
Байконур
Успех
12 июля
Днепр
Genesis Pathfinder 1 (США)
Домбаровский (позиционный район)
Успех
21 июля
Молния-М/2БЛ
Космос-2422 (Око) (Российская Федерация)
Плесецк
Успех
26 июля
Днепр
БелКА, Бауманец (Белоруссия)
Байконур
Неудача
28 июля
Рокот/Бриз-КМ
KOMPSAT-2 (Корея)
Плесецк
Успех
5 августа
Протон-М/Бриз-М
Hot Bird 8 (Европейский союз)
Байконур
Успех
14 сентября
Альянс-У
Космос-2423 (Дон) (Российская Федерация)
Байконур
Успех
18 сентября
Альянс-ФГ
Альянс ТМА-9 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
19 октября
Альянс-2.1а/Фрегат
MetOp-A (Европейский союз)
Байконур
Успех
23 октября
Альянс-У
Прогресс М-58 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
8 ноября
Протон-М/Бриз-М
ArabSat 4B (Саудовская Аравия)
Байконур
Успех
12 декабря
Протон-М/Бриз-М
MeaSat-3 (Малайзия)
Байконур
Успех
19 декабря
Космос-3М
SAR-Lupe 1 (Германия)
Плесецк
Успех
24 декабря
Альянс-2.1а/Фрегат
Меридиан (Российская Федерация)
Плесецк
Успех
25 декабря
Протон-К/ДМ-2
три аппарата Глонасс-М(Российская Федерация)
Байконур
Успех
27 декабря
Альянс-2.1б/Фрегат
Corot (Европейский союз)
Байконур
Успех
Перечень космических запусков России в 2007 году
Дата
Ракета-носитель
Нужная нагрузка
Космодром
Итог
18 января
Альянс-У
Прогресс М-59 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
7 апреля
Альянс-ФГ
Альянс ТМА-10 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
10 апреля
Протон-М
Anik F3 (Канада)
Байконур
Успех
17 апреля
Днепр
Egyptsat-1 и др. (Египет)
Байконур
Успех
12 мая
Альянс-У
Прогресс М-60 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
30 мая
Альянс-ФГ
Globalstar (4 аппарата)(США)
Байконур
Успех
7 июня
Альянс-У
Космос-2427 (Российская Федерация)
Плесецк
Успех
15 июня
Днепр
TerraSAR-X (Германия)
Байконур
Успех
28 июня
Днепр
Genesis-2 (США)
Ясный
Успех
29 июня
Зенит-М
Космос-2428 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
2 июля
Космос-3М
SAR-Lupe-2(Германия)
Плесецк
Успех
7 июля
Протон-М
DirecTV-10 (США)
Байконур
Успех
2 августа
Альянс-У
Прогресс М-61 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
6 сентября
Протон-М
JCSat-11 (Япония)
Байконур
Неудача
11 сентября
Космос-3М
Космос-2429 (Российская Федерация)
Плесецк
Успех
14 сентября
Альянс-У
Фотон-М N3 (Российская Федерация)
Байконур
Успех
Планируемые запуски
10 октября
Альянс-ФГ
Альянс ТМА-11 (Российская Федерация)
Байконур
17 октября
Протон-М
Sirius-4 (Швеция)
Байконур
20 октября
Альянс-ФГ
Globalstar-2 (США)
Байконур
25 октября
Протон-К
Глонасс-М (Российская Федерация)
Байконур
4-ый квартал
Волна
Sumbandila (ЮАР)
РПКСН (акватория Баренцева моря)
4-ый к

Россия продолжит сотрудничество с Казахстаном в сфере космоса


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: