Основные этапы развития географии

      Комментарии к записи Основные этапы развития географии отключены

Основные этапы развития географии

направляться различать историю территориальных открытий и путешествий на Земле, историю развития географических представлений и идей, мышления (по Н. Н. Баранскому), историю и развития теории и эволюции методов географии. Итогом выступает формирование научной географической картины мира, отраженной в географических законах, закономерностях, и наличие больших географических школ.

История науки — отрасль знания, которая собирает и разбирает факты, открытия, теории, учения, относящиеся к различным периодам.

История географии, по В. С. Жекулину (1989), — отрасль географической науки, изучающая во обоюдной связи историю территориального открытия Почвы (историю путешествий), историю развития географических открытия и идей новых географических закономерностей и законов. Отечественный географ Н. Г. Фрадкин в книге научное познание и Географические открытия Почвы (1972) дает современное определение этого понятия. В случае если в прошлом географическое открытие означало первое посещение того либо иного объекта (материков, островов, проливав, вулканов, озер и т. п.) представителями народов, имевших письменность, охарактеризовавших данный объект либо нанесших его на карту, то сейчас под географическим открытием нужно осознавать не только территориальное, но и теоретическое открытие в области географии, установление новых географических закономерностей.

Приведем два примера географических открытий середины ХХ в. В 1948 г. советскими высокоширотными экспедициями был открыт подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане, что простирается от Новосибирских островов через центральную часть океана к острову Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге и возвышается над дном в среднем на 3000 м.

Второй пример касается установления серьёзной закономерности миграции химических элементов в природных ландшафтах, установленной в 1961 г. А. И. Перельманом. Было сформулировано понятие химического барьера — участка земной коры, в котором на маленьком расстоянии происходит резкое уменьшение интенсивности миграции элементов и, как следствие, отмечается повышенная их концентрация. Преграды разнообразны, как и виды миграции вещества.

Бывают преграды механические, физико-химические, биогенные и техногенные. Приводим хороший пример физико-химического барьера. В лесной территории в условиях недостатка кислорода в земле железо в большинстве случаев двухвалентно и легко мигрирует в растворах.

При выходе вод на поверхность, в условиях достаточного количества кислорода железо переходит в трехвалентную форму и осаждается, что маркируется бурыми пятнами.

География — старейшая наука. Точные географические сведения дошли до нас начиная с IV-III тысячелетия до н. э. И относятся к Вавилонии, Египту, Старому Китаю. Сохранились планы и древнейшие карты, сведения о путешествиях.

Как и другие науки, география в собственном развитии прошла пара больших этапов.

Древняя средиземноморская цивилизация (по Ю. Г. Саушкину), либо география во время рабовладельческого строя. IV в. до н. э. — V в. н. э. Естественная наука в древнее время была недифференцированной. Исходя из этого географы в один момент были и философами, и астрологами, и математиками.

Главные успехи: а) умозрительное представление о Земле как о шаре, а после этого его научное подтверждение (милетская либо ионийская философская школа Фалеса); б) создание планов и карт, определение географических координат, введение в обиход меридианов и параллелей, картографических проекций (К. Птолемей); в) введение Эратосфенам в III в. до н. э. термина вычисление и география Эратосфеном размеров Почвы; г) зачатки разделения географических наук: гидрологии, метеорологии, океанологии (Аристотель); Страбон (1 в. до н. э.) — палеогеографии и родоначальник геоморфологии; д) формирование страноведения — 17 томов Географии Страбона; е) первые мелиоративные гидротехнические работы как предвестники преобразовательного (мелиоративного) направления в географии.

Средневековье (до середины XV в.). Большую роль в становлении географии сыграли путешественники и арабские учёные Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Идриси и в особенности Ибн Батута, путешествовавший с 1325 по 1349 годы. Великим европейским Путешественником был Марко Поло.

Тверской торговец Афанасий Никитин ходил по Каспийскому, Тёмному и Аравийскому морям, достигнув берегов Индии, обрисовав природу, быт и жизнь населения данной страны.

Эра Великих географических открытий (XV-ХVII вв.).

Характеризуется во время Восстановления открытием Х. Колумбом Америки, плаванием Васко да Шумы в Индию и, непременно, первым кругосветным путешествием Ф. Магеллана. Была тем самым подтверждена экспериментально мысль шарообразности Почвы, установлено единство Мирового океана. В 1515 г. на карте Леонардо да Винчи был продемонстрирован гипотетический Южный материк.

Географическая картография характеризуется двумя выдающимися событиями: составлением карты Меркатора (1512-1594), где продемонстрированы настоящие очертания материков и их береговых линий, и созданием Громадного чертежа Русского страны.

Теоретические итоги развития эры Великих географических открытий подведены в Общей географии Б. Варениуса (1850), где выяснен предмет географии, дано ее разделение на неспециализированную и личную, большое внимание уделено океану.

География в Российской Федерации XVII-ХVIII вв. самые яркие события в географии указанного периода: а) интенсивное перемещение русских землепроходцев на восток (Е. П. Хабаров, В. Д. Поярков, С. И. Дежнев, В. В. Атласов и др.); б) создание в 1739г. М. В. Ломоносовым Географического департамента; в) организация по инициативе Петра I экспедиции для Дальнего Востока и изучения Сибири (Д.

Г. Миссершмидт, В. Беринг, А. И. Чириков);     г) первое описание России Ивана Кириллова Цветущее состояние Русского страны с 1731г.; д) создание в 1745 г. Академией наук Атласа России;     е) первая научная совокупность географических наук В. Н. Татищева; ж) деятельность и географические работы М. В. Ломоносова; З) главное межевание России при Екатерине II — кадастр землепользования.

География в Западной Европе в XVIII-ХIХ вв. Период характеризуется сочетанием больших территориальных открытий (Д. Кук, Д. Ливингстон и др.) и разработкой теоретической географии С.И. Кант, К. Риттер, Э. Реклю, И. Тюнен). Выдающийся вклад в географию внес А. Гумбольдт, наибольший географ-теоретик и не меньше узнаваемый путешественник. Ввел сравнительный способ в географию.

Изучил Центральную и Южную Америку, Урал, Алтай, побережье Каспийского моря, юго-запад Сибири. В первый раз составил карту изотерм Северного полушария, внес предложение изогипсы для отображения на карте рельефа земной поверхности. Создатель более 600 работ, а также обобщающего труда по географии пятитомного Космоса.

География в Российской Федерации XIX — начала ХХ вв. Русские кругосветные путешествия И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Зарождение первой научной географической школы Военной академии Генштаба, созданной в 1832 г. В 1845 г. учреждение в Санкт-Петербурге Русского географического общества и формирование его школы (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. А. Обручев, П. К. Козлов и др.)

В 1884 г. в Столичном университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (кафедра географии, этнографии и антропологии), которая послужила базой формирования Анучинской географической школы МГУ. Создание географической школы в Петербургском университете связано с именами В. В. Докучаева и А. И. Воейкова.

Среди необыкновенных достижений начала ХХ в. направляться отметить американского полярного путешественника Р. Пири, достигшего Северного полюса 6 апреля 1909 г.; норвежского полярного исследователя Р. Амундсена, 14 декабря 1911 г. достигшего Южного полюса отечественной планеты.

Коммунистический период развития географии. Период очень продуктивный, оказавший огромное влияние на мировую географическую а также экологическую науку.

Длились бессчётные экспедиции по изучению природы, хозяйства и населения страны, а также освоение Северного морского пути, экспедиция СП-I И. Д. Папанина, организация Советской антарктической экспедиции (1955 г.), изучение Мирового океана и т. д.

В 70-е годы по инициативе  К.К. Маркова стала интенсивно развиваться география Мирового океана, итогом чего стало серии и издание, посвященной физической и экономической географии океана.

Улучшалось практики и картографическое обеспечение науки, создавались национальные топографические и тематические карты, издавались Громадной коммунистический атлас мира (1937), Физико-географический атлас мира (1964), серии региональных и специальных атласов.

Формировались разные географические школы, среди них и комплексная неспециализированная и региональная физическая география (школа А. А. Борзова — Л.С. Берга — Н.А. Солнцева, школа процессоведения А.А. Григорьева — И.П. Герасимова), геоморфологические школы И.С.

Щукина — А.И. Спиридонова и И.П. Герасимова —  Ю. А. Мещерякова; ландшафтно-химическая Б.Б. Полынова — А.И.

Перельмана —      М.А. Глазовской и экономико-географическая школа Н. Н. Баранского — Н.Н. Колосовского — Ю. Г. Саушкина и многие др.

Развивались совокупности географических наук, ее разделение на отраслевые географические науки (к примеру, мерзлотоведение, ботаническую географию) и интеграция.

Разрабатывались и внедрялись новейшие методы и новые изучения географической ее компонентов и оболочки (химического, геофизического, картографического, палеогеографического, математического, космического).

Раскрывались отвлечённые географические факультеты и географические институты в педагогических вузах и университетах. В 1918 г. при Комиссии по изучению естественных производительных сил АН был организован Промышленно-географический отдел, выросший потом в Геоморфологический университет (1930), после этого в Университет физической географии (1934), а с 1936 г. Университет географии АН СССР. Созданы Университеты географии в Сибири (в г. Иркутске) и на Дальнем Востоке (во Владивостоке).

Показались научные и научно-популярные географические издания, вышли в свет стабильные книжки для высшей школы, серии монографий, посвященных описанию природы СССР. Все время четко прослеживалась научная деятельность географов с практикой народного хозяйства.

Научная школа Д. Н. Анучина в Столичном университете. Под научной школой понимается группа исследователей во главе с ее фаворитом, основателем, объединяемых единым теоретическим и методологическим общими взглядами и подходами на сущность изучаемых явлений, обладающих сходными способами изучений. Наиболее значимая черта научной школы — преемственность от преподавателя к ученику.

Научная школа — это широкое понятие. Школы смогут значительно различаться по численности, форме единения (около доктора наук в институте, около научного издания, отвлечённой лаборатории, проблемного семинара), по времени существования, по масштабу и значимости решаемых неприятностей. Науке известны многие выдающиеся школы, к примеру, академиков П. Л. Капицы в физике либо    И. П. Павлова в физиологии.

О школе Д. Н. Анучина детально написано в учебных пособиях Ю. Г. Саушкина методология и История географической науки и В. С. Жекулина Введение в географию .

Научная школа Русского географического общества. История Русского географического общества и его роль в развитии географии охарактеризована в литературе достаточно детально. Традиционно юбилеи Общества ознаменовывались выходом в свет обобщающих изданий.

Так, к его столетию президентом акад. Л. С. Бергом была выпущена книга Всесоюзное Географическое общество за сто лет (1946). В 1970 г. под редакцией другого президента Общества акад. С. В. Калесника вышла в свет коллективная монография Географическое Общество за 125 лет (1970).

К отмечавшемуся в августе     1995 г. стопятидесятилетию была издана коллективная монография Русское Географическое Общество. 150 лет, под редакцией А. Г. Исаченко (М., 1995). Коротко о научной школе Географического общества говориться в учебном пособии В. С. Жекулина Введение в географию.

История: 1. Научный кружок-семинар путешественников и статистиков, организованный в 1843 г. статистиком и этнографом П. И. Кеппеным, — предшественник Географического общества. особая роль и Организационная подготовка К. М. Бэра, Ф. П. Литке и               Ф. П. Врангеля. 6 (18) августа 1845 г. Николай 1 утвердил представление об учреждении Русского географического общества (с 1850 г. оно начало именоваться Императорским). Главой его высочайше был назначен князь Константин.

Первое учредительное собрание Общества произошло 19 сентября (1 октября) 1845 г. Среди них — известнейшие ученые, путешественники, деятели культуры — И. Ф. Крузенштерн, П. И. Кеппен, К. И. Арсеньев, В. Я. Струве, В. И. Даль, В. Ф. Одоевский и др. Первым фактическим начальником РГО был Ф. П. Литке. В течение 41 года (с 1873 по 1914 п.) обществом руководил выдающийся географ, известный госдеятель П. П. Семенов-Тян-Шанский.

2. П. П. Семенов-Тян-Шанский и его вклад в развитие географии. Полевые экспедиционные изучения в Средней Азии. Главные труды: Географо-статистический словарь России (1863-1885 гг.), Красивая Российская Федерация, Российская Федерация. Полное географическое описание отечественного отечества (1899-1914 гг.), Этюды истории нидерландской живописи.

Организация П. П. Семеновым-Тян-Шанским экспедиций Русского географического общества. последователи и Ученики: Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин,       Н. А. Северцов, Н. Н. Миклухо-Маклай, И. М. Мушкетов, М. В. Певцов,
В. И. Роборовский и др.

3. Роль А. И. Воейкова в развитии географии, климатологии, мелиоративной географии. путешествия и Исследования А. И. Воейкова в Западной Европе, Америке, Азии, в разных регионах России. А. И. Воейков — создатель более 1700 трудов по разделам географии и различным направлениям.

Климаты земного шара, в особенности России (1884), Снежный покров, его авторитет на землю, климат и погоду, и методы изучения (1889), Орошение Закаспийской области с позиций географии и климатологии (1908), Земельные их соотношения и улучшения с климатом и другими естественными условиями (1910) и др.

4. Региональные экспедиционные изучения, осуществляемые под руководством Русского географического общества.

5. Известные деятели Географического общества ХХ в.: Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников и др.

Зарубежная география в ХХ в. прошла тяжёлый путь от хорошей задачи описания земной поверхности к поиску тех законов, каковые имели возможность бы составить новый предмет изучений. На рубеже XIX-XX вв. существовала угроза превращения географии в компиляцию слабо связанных между собой сведений о Земле, собранных представителями частных наук, изучающих воздух, гидросферу, биосферу, педосферу, общество и т. д. Но постепенное осознание географами различных профессий еще с XIX в. собственного единства проявлялось в формировании опытных организаций: географических обществ различных государств (первое — в 1821 г. во Франции), проведении Интернациональных географических конгрессов с 1871 г., создании в 1922 г. Международного географического альянса.

Громадное объединяющее влияние на развитие географии оказала хорологическая концепция германского ученого Л. Гeттнepa, видевшего задачу географии в обнаружении земных пространств по их пространственным взаимоотношениям и различиям. Хорологическая концепция взяла развитие в Соединенных Штатах в трудах Р. Хартшорна, видевшего цель географии в изучении территориальной разделении выделении и земной поверхности личных районов.

На данной теоретической базе в первой половине века в Англии, СШЛ, Австралии широкое развитие взяли работы по районированию территории, а также для потребностей сельского хозяйства (Л. Хербертсон, Д. Уиттлси, Д. Стемп, К. Кристиан). Ключевую роль сыграла мысль сотрудничества природных взаимодействия и компонентов человека со средой на маленьких территориях.

В центре внимания — пространственная морфология явлений, районирования методов и разработка картографирования, и межкомпонентные взаимоотношения, анализ факторов генезиса пространственной разделении. Наибольший вклад в разработку этих неприятностей внесли в Германии З. Пассарге, Э. Банзе, А. Пенк, О. Шлютер, К. Тролль, Й. Шмитхюзен, в СШЛ — К. Зауер, И. Боуман.

Во Франции сложилась замечательная школа региональной географии, поставившая собственной целью составление комплексных описаний регионов (П. Видаль де ла Блаш, А. Деманжон, Э. Мартонн, Ж. Боже-Гарнье).

Громадное место в истории зарубежной географии занимают две концепции, растолковывающие зависимость социальных явлений от природных изюминок. Географический детерминизм, популярный в английской географии начала века, прямо выводит исторические и экономические процессы из природных условий (Э. Семпл, Э. Хантинггон).

Поссибилизм, сформировавшийся во Франции, говорит, что человек выбирает тот тип природопользования из нескольких других, что лучшим образом отвечает возможностям, предоставленным природными условиями.

Под влиянием работ Ч. Дарвина в географию пробрались идеи развития, эволюции, в первую очередь в рамках геоморфологии упрочнениями В. Дэвиса, создавшего учение о циклах развития рельефа. В биогеографии мысль трансформации во времени начала учитываться по окончании работ Ф. Клементса о сменах растительного покрова. Сформировались школы исторической географии в Соединенных Штатах (К. Зауер) и Англии (Х. Дэрби).

К. Зауер заложил фундамент экологии человека и видел базу единства географической науки в изучении человека и взаимодействия природы. Основная задача географии, согласно его точке зрения, — изучение процесса превращения естественного ландшафта в культурный.

Бурные политические события ХХ в. стимулировали развитие геополитических теорий, каковые исходили из представлений о стране как организме с нужным ему жизненным пространством (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Маккиндер).

Во второй половине ХХ в. наступил новый этап теоретического осмысления опыта прикладных работ, в то время, когда зарубежных географов прекратили удовлетворять описания и задачи выделения однородных территорий. Начались поиски дорог формализации географических знаний, построения теории, которая имела возможность обобщить законы пространственного распределения явлений по земной поверхности. Главные упрочнения были сосредоточены в создании аппарата пространственного анализа с применением математических способов, а также геометрии, и космической информации. Фаворитами выступили англо-американские географы, по большей части социально-экономического направления,
Ф. Шефер, Б. Берри, В. Гаррисон, П. Хаггет, В. Бунге, У. Изард. Многие видели в этом объединяющее начало частных отраслей физической и публичной географии с этими базовыми понятиями, как направление (ориентация), взаимосвязь и расстояние (относительное размещение). Пик количественной революции пришелся на 50-е годы.

Сложилась теория центральных мест В. Кристаллера и А. Леша, разрешающая растолковать пространственное расположение и иерархию поселений. В геоморфологии работы Р. Хортона и Л. Стралера положили начало количественной морфологии речных бассейнов. Теория островной биогеографии Р. Макартура и Е. Уилсона растолковывала количественные соотношения размеров изолированных видового богатства и местообитаний живой природы.

В один момент внедрялся системный подход, ставивший в центр внимания понятия обратных связей между компонентами геосистем, иерархии, саморегулирования, устойчивости (Р. Чорли, Б. Кеннеди, Р. Хаггет, Р. Беннет).

В случае если в первой половине века часто оспаривался тезис о необходимости в рамках географии изучать процессы, организовавшие природные и хозяйственные районы (С. Вулридж), то в послевоенное время изучение динамики разных явлений на земной поверхности стало приоритетом.

Успехи количественной революции были применены в изучениях процессов формирования рельефа, круговоротов вещества в географической оболочке, трансформаций климата, перемещения ледников, преобразования ландшафта при антропогенном действии. Работы шведского географа Т. Хегерстранда о диффузии инноваций начали объединение пространственно-временных изучений.

В 70-80-e годы на первый замысел выдвигается изучение неприятности иерархии процессов во времени и пространственных объектов. В рамках публичной географии приобретает распространение поведенческая география (бихевиоризм), растолковывающая связи между личным пространственным окружающего поведением и восприятием мира людей (Д. Уолперт, К. Кокс, Р. Голледж).

С 90-х годов популярны изучения по восприятию и эстетике ландшафта, в особенности во Франции (Ж. Бертран, А. Декам).

На рубеже 60-70-х годов быстро обозначилась экологизация географических изучений; многие географы видят в экологии человека один из главных предметов изучения (Д. Стоддарт, А. Гоуди, Г. Хаазе, И. Симмоне, Ф. Хэер). Особенно ярко экологизация проявилась в климатологии, создавшей модели глобальных переноса и изменений климата загрязняющих веществ в воздухе.

Вырос количество изучений природных сопоставления и катастроф их с социально-экономической действительностью (Г. Уайт, Р. Чорли, Д. Паркер).

Замечательный аппарат пространственного анализа, созданный в географии, привлек интерес экологов, каковые применили географические способы к изучению популяций. В 70-80-e годы формируется ландшафтная экология, в рамках которой удачно сотрудничают экологи — уроженцы биологии и географы.

Эта отрасль науки, ближайшая к русскому ландшафтоведению, призвана ответить на основной вопрос, какие конкретно природные процессы формируют те либо иные пространственные структуры и как пространственные структуры отражаются на состоянии живой природы. Географические способы пространственного анализа разрешили учесть в экологических изучениях факторы особенностей  пространства (размеры, форму, расстояние, соседство экосистем) и факторы масштабного уровня проявления сотрудничеств живых организмов с абиотической средой.

Развитие ландшафтной экологии стимулировалось замечательным потоком дистанционной информации о конфигурации экосистем и пространственном распределении, распространением ставших на протяжении количественной революции привычными для географов на западе статистических способов и развитием геоинформационных разработок. Осознание в 70-е годы наступления глобальных и региональных экологических неприятностей потребовало разработки концепции природопользования, природоохраны, которая и была предложена ландшафтной экологией.

Авторитетные центры ландшафтно-экологических изучений сложились в Нидерландах (И. 3онневельд, Р. Йонгман, П. Опдам), Словакии (М. Ружичка, Л. Миклош), Англии (Р.

Хейнес-Янг, Р. Бунс), Швеции (М. Изе), Дании
(Е. Брандт), ФранцИИ (М. Годрон, А. Декам), США (Р. О’Нейл, Р. Форман, Дж. Ву,
М. Тернер, Р. Гарднер, Д. Уинс), Польше (Е. Солон, Л. Рыжковский, А. Рихлинг), ФРГ
(Х. Лезер, о. Бастиан), Израиле (3. Навех), Австралии (Р. Хоббс), Норвегии (г. Фрай).

С 1982 г. существует Интернациональная Ассоциация ландшафтной экологии (IALE).

Большие удачи были достигнуты в проектировании сетей защищаемых природных территорий с учетом сотрудничества всех пространственной структуры и компонентов ландшафта территории. Природоохранная политика в Европе с 80-х годов базировалась на ландшафтно-экологическом подходе.

Создание экологических зелёных коридоров и сетей с применением способов ландшафтной экологии разрешает обеспечить пространственную сопряженность ненарушенных местообитаний и играется важную роль в сохранении биоразнообразия. Определились главные понятия, применяемые ландшафтной экологией при проектировании зеленых сетей, — чувствительность организмов к конфигурации местообитаний, фрагментация и связность местообитаний, краевые эффекты, экотоны, проницаемость ландшафта для миграций, сообщение ландшафтного и биологического разнообразия с устойчивостью экосистем.

Главное прикладное значение ландшафтной экологии содержится в планировании землепользования и более обширно — в ландшафтном планировании. Среди вопросов , решаемых ландшафтным планированием, — как вписать типы землепользования в пространственную структуру ландшафта, как учесть противоречивые интересы землепользователей, процессы и какие факторы определяют развитие ландшафта, какими методами возможно их регулировать, каковы последствия антропогенного действия в различных типах ландшафта, как сохранить культурные ландшафты.

Главная теоретическая неприятность ландшафтной экологии на рубеже ХХ-ХХI вв. — определения выявления и проблема иерархии рациональных масштабов изучения ландшафтных процессов. Ландшафтное изучение неизбежно полимасштабно, поскольку в различных пространственных и временных масштабах проявляются ландшафтные процессы. Неприятность порождается несоответствием между региональным локальным масштабом и масштабом природопользования сбора данных, что очень сильно сдерживает разрешение и понимание мировых проблем.

Развитие географических знаний о Земле


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: