Возможности широкого внедрения технологий космического мониторинга в регионах

      Комментарии к записи Возможности широкого внедрения технологий космического мониторинга в регионах отключены

Возможности широкого внедрения технологий космического мониторинга в регионах

М. А. Болсуновский

Насущная необходимость написания данной статьи сейчас стала очевидной по многим причинам. Во-первых, большое количество трудясь с регионами, захотелось систематизировать те неприятности, с которыми сталкиваются люди на местах, каковые несут ответственность за информатизацию, а также за внедрение результатов космической деятельности. А систематизировав эти неприятности — постараться отыскать ответы на довольно часто появляющиеся вопросы.

 Во-вторых, хотелось бы поделиться опытом внедрения разработок космического мониторинга, выделить какие-то особенности некоторых регионов, либо обозначить неспециализированные подходы, характерные для всех регионов.

В первую очередь, нужно разобраться с терминологией. Что такое мониторинг, космический мониторинг, как он соотносится с результатами космической деятельности? Итак, мониторинг — это составная часть управления, которая содержится в анализе деятельности и непрерывном наблюдении экономических объектов с отслеживанием динамики трансформаций.

Принципиально важно осознать, что системы и технологии космического мониторинга относятся к классу совокупностей помощи принятия ответов — управленческих совокупностей, в нашем случае — управления ресурсами региона (природными, материальными, людскими и т. д.).

Космический мониторинг содержится в постоянном многократном получении информации о качественных и количественных чертях природных и антропогенных объектов и процессов с правильной географической привязкой за счет обработки данных, приобретаемых со спутников дистанционного зондирования Почвы (ДЗЗ) (космической съемки). Космический мониторинг разрешает приобретать однородную и аналогичную по качеству объективную данные единовременно для большую территорию, что фактически недостижимо при любых наземных обследованиях.

Комплексный космический мониторинг предполагает совместное применение средств ДЗЗ и совокупностей определения расположения на базе разработок Глобальных навигационных спутниковых совокупностей (ГНСС) — ГЛОНАСС / GPS для ответа разных отраслевых задач. Потому, что на данный момент все более широко применяется термин «Результаты  космической деятельности», принципиально важно разобраться, как космический мониторинг  соотносится с результатами космической деятельности.

Википедия дает такое определение: «Результаты космической деятельности (РКД) — устойчивый термин, под которым принято вычислять итог применения разработок спутниковых навигационных совокупностей и получение данных дистанционного зондирования Почвы, и применение разнообразных информационных, программных, аппаратных, программно-технических решений и аппаратных на базе этих разработок.

Комплексное применение результатов космической деятельности в работе отраслевых компаний способно придать инновационный темперамент, усилить конкурентные преимущества, повысить эффективность производства, строительства, сократить издержки и оптимизировать многие процессы управления» (http://ru.wikipedia.org/wiki i/Результаты_космической_деятельности).

Тут мы видим, что результаты космической деятельности фактически являются производный продукт комплексного космического мониторинга. Сейчас нужно обозначить, в каких отраслях употребляются разработке комплексного космического мониторинга:

  • Сельское хозяйство
  • Лесное хозяйство
  • Охрана внешней среды
  • Недропользование
  • Водное хозяйство
  • Нефтегазовое хозяйство
  • Транспортная инфраструктура
  • Сообщение
  • Управление муниципальным хозяйством
  • Мониторинг ЧС

Так, легче назвать отрасли, где комплексный космический мониторинг не употребляется. направляться подчернуть, что на данный момент отмечается устойчивая тенденция все более активного интереса к внедрению разработок комплексного космического мониторинга в регионах.

Достаточно упомянуть Краснодарский край, Столичную, Калужскую, Рязанскую, Псковскую, Ульяновскую, Орловскую, Воронежскую, Калининградскую, Челябинскую области, Республику Коми, Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия), Республику Башкортостан, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий др и АО.  Само собой разумеется, у каждого региона имеется собственные особенности, но все они объединены неспециализированным пониманием актуальности задачи внедрения разработок комплексного космического мониторинга в регионах. Эта актуальность предопределяется рядом объективных предпосылок.

Имеется технологические предпосылки:

  • Появление спутников новейшего поколения:
  • очень высокого разрешения — WorldView-2, GeoEye-1;
  • большого разрешения мониторингового назначения — RapidEye;
  • очень высокого разрешения радарных — COSMO-SkyMed-1–4, RADARSAT-2.
  • Появление разработок высокопроизводительной потоковой обработки данных ДЗЗ, а также солидного числа спектральных стереосъёмки и каналов кроме того без наземных опорных точек.
  • Появление широкополосных каналов передачи данных (повышение скоростей, количеств, устойчивости, качества передачи данных, понижение цены).
  • Распространение свободного ПО.
  • Распространение облачных вычислений.
  • Развертывание на орбите отечественной ГНСС ГЛОНАСС.
  • Появление новейших совокупностей визуализации геопространственной информации и помощи принятия ответов.
  • Но что самое основное, показались организационно-административные предпосылки для широкого внедрения разработок комплексного космического мониторинга в регионах:

    • У начальников большинства регионов пришло четкое познание необходимости важной работы в данном направлении, что, а также, связано с активной позицией высшего политического управления страны по этому вопросу.
    • В большинстве регионов созданы организационные структуры, несущие ответственность за информатизацию. Они имеют разные заглавия, организационно-правовую форму, сферу полномочий, но все так или иначе несут ответственность за развитие современных IT, а также за функционирование и развёртывание региональных ситуационных центров, за осуществление программы «Электронное правительство», за внедрение ГЛОНАСС и т. д.
    • Идет процесс создания федеральных совокупностей на базе разработок космического мониторинга в Минсельхозе, Минприроды, Минрегионе, Рослесхозе, Росреестре и других министерствах службах и агентствах. Появляется возможность организации межведомственного сотрудничества на федеральном и региональных уровнях.
    • Показался важный хороший опыт от внедрения разработок комплексного космического мониторинга в целом последовательности регионов, стал очевидным экономический эффект от создания таких совокупностей.

    Что касается последнего пункта, то неспециализированные оценки прямого экономического и количественного результата дают такие цифры:

    • Понижение трудозатрат и времени на получение информации о территориальных процессах, на обработку информации, на принятие управленческих ответов, а также в кризисных обстановках — до 45–60%.
    • Сокращение трудозатрат за счет интеграции с совокупностью электронного документооборота — до 15–20%.
    • Повышение поступлений в бюджет налогов от применения ресурсов (имущественных комплексов, земель) — до 2–3 раз.
    • Получение дополнительных средств в бюджет за счет  более четкого и объективного учета экологического ущерба на протяжении хозяйственной деятельности в виде платежей и штрафов в соответствующие фонды — до 30–40%.

    Кроме прямого количественного экономического результата результатом внедрения разработок комплексного космического мониторинга есть качественный эффект:

    • Увеличение оперативности, качества и эффективности национального и муниципального управления.
    • Увеличение прозрачности деятельности и информационной открытости органов национальной и муниципальной власти.
    • Интеграция информационных информационных систем и ресурсов.
    • Увеличение конкурентоспособности территории и инвестиционной привлекательности за счет публикации в Интернете перспективных инвестиционных проектов и площадок.

    Приведенные выше результаты подтверждаются, а также, проектами компании «Совзонд» в регионах.

    Создание геопортала и совокупности дистанционного мониторинга города Иркутска и Иркутского района

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обучение сотрудников и Разработка технологий Иркутского национального технического университета (ИрГТУ) для создания центра компетенций на базе Центра космических одолжений ИрГТУ для обеспечения органов аккуратной власти Иркутской области своевременной информацией для принятия обоснованных и действенных ответов, и для обучения студентов института современным космическим и геоинформационным разработкам.

    РЕЗУЛЬТАТЫ: Создан комплекс анализа и обработки данных ДЗЗ на базе программно обеспечения для фотограмметрической (Trimble INPHO) и тематической (ENVI) обработки. Для геоинформационных совокупностей, подготовки карт, исполнения ГИС-анализа установлен программный комплекс ArcGIS (рис. 1).

    Рис. 1. Геопортал Центра космических одолжений ИрГТУ

    Создание геопортала МИЗО Республики Бурятия

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание геоинформационной совокупности для действенного управления объектами недвижимости и земельными ресурсами Республики Бурятия.

    РЕЗУЛЬТАТЫ: Геопортал разрешает сотрудникам Министерства имущественных и земельных взаимоотношений (МИЗО) Республики Бурятия взаимодействовать в интерактивном режиме с потенциальными обладателями земельных участков, предоставляемых в собственность; рассчитывать экономический ущерб от простоя земельных участков (на основании кадастровой цене); отслеживать трансформации на кадастровой карте (замысле) территории, что разрешит вовремя подавать все документы в регистрационные работы (рис. 2).

    Рис. 2. Геопортал Республики Бурятия

      

    Создание геоинформационной совокупности мониторингового центра города Армавира

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание геоинформационной совокупности мониторингового центра для потребностей администрации муниципального образования «Город Армавир» в рамках ведомственной целевой программы «Создание совокупности комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Краснодарского края на 2011–2013 годы».

    РЕЗУЛЬТАТЫ: созданная ГИС разрешает приобретать данные о ветхом и аварийном жилом фонде;  в реальном времени приобретать данные о местонахождении муниципального транспорта; приобретать данные о всех происшествиях в обращениях и городе граждан в мониторинговый центр; приобретать данные с комплексов мониторинга внешней среды, установленных в разных частях города; приобретать данные о терминалах доставки тревожных сообщений, установленных на социально значимых объектах (рис. 3).

    Рис. 3. Геопортал мониторингового центра города Армавира

    Обобщая "стаж работы" с регионами возможно сделать кое-какие выводы:

    Регионам картины не необходимы. Нужны отраслевые ответы на базе современных стандартных программных продуктов мирового уровня. В противном случае может появиться обстановка, в то время, когда срок судьбы совокупности будет зависеть от срока работы конкретного разработчика по этому проекту, замену которому на рынке отыскать будет весьма сложно.

    Регионам нужна аналитика, дающая объективную картину для принятия взвешенных ответов. Эта аналитика возможно взята, а также, за счет подключения к федеральным информационным ресурсам соответствующих министерств и ведомств — Минсельхоза, Рослесхоза и т. д.

    Регионам необходимо методическое и технологическое сопровождение проектов — от эскизного  проекта и разработки концепции до реализации «под ключ».

    Регионам нужен конкретный экономический эффект, выраженный в повышении поступлений от более рационального применения ресурсов, от повышения размеров штрафов за выявляемые при помощи мониторинга нарушения, от инвесторов за счет увеличения прозрачности и более широкого освещения обстановки в регионе.

    Система космического мониторинга лесоизменений «КЕДР»


    Интересные записи на сайте:

    Подобранные по важим запросам, статьи по теме: