Леоновым я не стал, я им родился

      Комментарии к записи Леоновым я не стал, я им родился отключены

Леоновым я не стал, я им родился

2 сентября — 90 лет со дня рождения любимого миллионами артиста
Михаил Захарчук
Выдающийся коммунистический и русский мастер сцены и кино, заслуженый артист СССР, Знак орденов Почёта и кавалер Ленина, трижды лауреат Национальной премии, обладатель нескольких известных зарубежных кинонаград Евгений Леонов остался в истории отечественного кинематографа великим трагикомиком.
Высшие Силы наградили Евгения Павловича двумя судьбами на данной временной
почва. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века на протяжении гастролей в Германии у артиста произошёл широчайший инфаркт, и он погиб так называемой клинической смертью. Был в тяжелейшей коме целых 16 дней и никто из докторов (не всевышние же и германские врачи) не имел возможности сообщить: выживет ли.

По окончании операции коронарного шунтирования Леонов не двигался, не сказал. Пришел в себя только по окончании четырех месяцев реабилитации. И сходу отправился в родной театр Ленком, дабы сыграть в том месте премьеру Поминальной молитвы, дабы свершить, быть может, самый главный собственный сценический подвиг во славу русского театра.

А позже еще шесть лет Евгений Павлович играл в театре и кино. Но, я очень сильно забежал вперед со второй судьбой Леонова, а нужно бы начать с первой…
в один раз он сообщил: Леоновым я не стал, я им появился. Как вы осознаёте, читатель, это не самодовольная бравада, тем более не кокетничанье — Евгения Павловича отличала поразительная скромность, практически застенчивость.
И я знаю, о чем говорю. Жизнь с необычной щедростью подарила мне возможность совместной работы с артистом. Ясно, она была с моей стороны публичной, на чем я обязательно еще остановлюсь. Но все же… Так что в его словах — всего лишь констатация того неоспоримого факта, что стать артистом Леонову — на роду было написано.

Собственный призвание Женя четко понял еще в пятом классе. Всех тогда приняли в пионеры и по этому поводу стали записывать в разные кружки при Дворце пионеров. Сверстники выбирали, как водится, кто моделирование, кто рисование, кто спортивную секцию, а Леонов подался в драматический кружок. Продолжительное время мелкие артисты репетировали пьесу, сочиненную самими же.

Учителя не оценили рвение школьников — премьера так и не состоялась. Но та работа лишь укрепила в душе Жени страстное желание играть на сцене.
В то время, когда началась Великая Отечественная война, он заканчивал седьмой класс. По совету своих родителей устроился учеником токаря на летный завод. В том месте трудилась вся семья Леоновых: папа — инженером, мать — табельщицей, а старший брат Коля — копировальщиком. В осеннюю пору Леонов поступил в Летный техникум им.

С. Орджоникидзе. И первое, что предпринял, записался в кружок художественной самодеятельности. Выступал после этого на всех студенческих вечерах.

Просматривал рассказы Чехова В купальне, Зощенко Монтер, Есенина и стихи Блока. В техникуме, как и в школе, все именовали его отечественный артист. Стоит ли удивляться тому, что на третьем курсе обучения Леонов на риск и свой страх решился поступать на драматическое отделение Столичной театральной студии, которой руководил узнаваемый балетмейстер Громадного театра Ростислав Захаров.
О собственном непростом штурме студии сам артист говорил так: Идя на экзамен, я выпросил у брата пиджак. Тот был легко великоват, и уже исходя из этого я нервничал. Плюс еще замечательно так как осознавал, что рановато мне со своим рылом да в калачный артистический последовательность. А в комиссии сидело человек 25.

Они добирали курс и потому с особенным пристрастием относились к каждой кандидатуре. Конечно, я начал с Чехова и Зощенко. Вижу — члены рабочей группы восхищения не показывают. Еще что-нибудь у вас припасено? — интересуются. Я честно говорю: Имеется, но то будет еще хуже. Моя откровенность пришлась экзаменаторам по душе, и они наперебой стали упрашивать: почитайте еще. Выдаю им В ресторане Блока — любимое собственный стих.

Повисла тишина, а я стал белее стенки. Ну, думаю, кранты тебе, Женька. Ан, нет. Один, второй подал голос в мою помощь. Позже наперебой стали интересоваться у Екатерины Михайловны, видно громадного авторитета (позднее я выяснил, что это была узнаваемая актриса в прошлом, писатель и преподаватель Шереметьева) как, дескать, вам данный уникальный юноша? Та открыто сообщила: серый, неотесанный экземпляр, но вы, коллеги, правы: из него возможно вылепить весьма кроме того стоящего актера.

Так меня и приняли в студию — сбылась мечта идиота.
Техникум Леонову, конечно, было нужно закинуть. Но в студии он, что именуется, дневал и ночевал. Сейчас среди учителей показался фронтовик Гончаров.

Зорким взором специалиста Андрей Александрович сходу выделил из всего курса губастенького, пухлощекого студента и начал заниматься с ним особенно прилежно.
Но по окончании окончания студии Леонов взял назначение в заштатный столичный театр Дзержинского района. Все вследствие того что не считая Гончарова никто из студийного управления не разглядел в нем стоящего актера.
Через некое время районный коллектив радикально преобразовали, и он превратился в Столичный театр имени Станиславского. Назначенный главным режиссером Владимир Дудин также скептически относился к бывшему студийцу Леонову. И нигде, не считая массовки, его не применял. Спустя какое-то время Дудина поменял Яншин.

И данный корифей отечественной сцены также, сначала казалось, в упор не подмечал стараний молодого человека. Но только казалось. В новой премьере Дней Турбиных Булгакова Михаил Михайлович выяснил Леонова на роль Лариосика, которую сам когда-то с блеском выполнял во МХАТе.
Яншин неизменно ко мне относился не просто иронично — беспощадно,- вспоминал Евгений Павлович. — Да и за что ему было меня обожать. Дикцией я всю жизнь страдаю. Скороговорка также меня с юности преследует. Словом, никак не тянул я на уровень МХАТа времен Станиславского.

А Яншин никакой второй меркой не мерил. И исходя из этого ни при каких обстоятельствах, честное слово, ни при каких обстоятельствах меня не хвалил. За Лариосика и ругал, случалось. Меж тем пару дней назад Турбиных публика меня весьма душевно принимала: рукоплескала, кричала. Лишь Яншин кривился: Ты Лариосика по-опереточному делаешь. в один раз идем с ним по фойе театра по окончании спектакля. МихМих собственный гундосит: Женя, это не игра, это легко плохо, плохо.

А в первых рядах показался Марков — известный завлит Станиславского.
Яншин к нему: Павел Александрович, ну сообщите Леонову, что он Лариосика безбожно и по-опереточному портит. Марков поворачивается и произносит на полном серьезе: Миша, ты не обижайся, лишь он уже лучше тебя играется.
И я к собственному восхищению вижу, как Яншин, довольный, расплывается в собственной неотразимой, легендарной ухмылке. А мне роняет, как Карлсон — Крохе: Лишь ты не поразмысли, что это правда. Кроме того перед самой собственной смертью, выступая по радио, он ругал меня за Лариосика.

А в то время, когда я хоронил его, соседка сообщила: Михаил Михайлович всю жизнь мне твердил, что вы — лучший его ученик. Само собой разумеется, мне честно хочется верить в это, как и в то, что Яншин меня обожал. А я вот всю жизнь полагаю его своим преподавателем.

Как и Гончарова.
Последний, перейдя во второй половине 60-ых годов XX века из театра на Малой Бронной в театр имени Маяковского, стал упорно приглашать Леонова подняться под его флаги. Евгений Павлович продолжительно колебался. Все же был он весьма востребованным актером в собственном театре. За 19 лет — 36 премьерных пьес сыграл.

К тому же фактически в каждом имел либо основную, либо очень заметную роль.
Кроме того, в то время, когда и решился все же на непростой для себя ход — кинуть коллектив, по существу его взрастивший, некое время еще играл в спектаклях театра имени Станиславского.
Я считал, что благое дело совершаю: помогаю своим собратьям. А в действительности оказалось, что кое-какие из них ходили к директору театра и просили: не приглашайте больше Леонова, что, у нас собственных актеров не достаточно? Это был удар, что именуется под дых.
А я человек с таковой волей: в случае если меня кто обидел, то я его нормально исключаю из собственной жизни. Могу с ним здороваться а также говорить на всякие темы, но как коллега и человек он для меня уже не существует.
Это, скорее, недочёт, чем преимущество, но таковой уж я, и меня не переделать.
Первой работой Леонова в театре имени Маяковского стала роль Ванюшина в спектакле Дети Ванюшина Сергея Найденова. Позже — Нароков из Таланты и поклонники А. Островского, Санчо Панса — Человек из Ламанчи. И все.

За четыре года в театре — три роли. Прямо скажем, не близко к тому времени уже для заслуженый киношного любимца и артиста России всего СССР. Это и явилось основной обстоятельством того, что Евгений Павлович расстался со своим студийным педагогом и перешел в театр Ленком, а вовсе не телевизионная реклама, за которую якобы Гончаров взъелся на Леонова. Не смотря на то, что, кто знает, как оно было в действительности. А сказать на эту тему он не желал. Но говорил второе: Театр для меня — основное.

Кроме того не обращая внимания на то, что славу, какую-никакую, мне принес все же кинематограф. Но в нем я тружусь — в то время, когда довольно часто, в то время, когда редко. Либо — от случая к случаю. А в театре помогаю, кроме того тогда, в то время, когда в нем и не появляюсь. Веришь — нет, но за все годы труда на сцене я не сорвал ни одного спектакля.

Два раза выходил играться с воспалением легких. И я не хвастаюсь этим, по причине того, что никому ничего не сказал. А для чего?

Вот в случае если уже не смогу поползти на сцену, тогда сообщу, тогда совершенно верно пожалуюсь на недомогание.
Да, Леонов был драматическим актером самоотверженности и редкой ответственности.
Фактически, исходя из этого в первой половине 80-ых годов XX века как раз его театральная гильдия избрала публичным директором Центрального Дома актера имени А.А.Яблочкиной при Общероссийском театральном обществе (ВТО), участником бюро которого много лет состоял создатель сих строчков. К слову, избрала среди нескольких десятков вторых кандидатур не просто известных, прославленных, а, без преувеличения, легендарных в отечественном мастерстве. Но в отличие от них у Евгения Павловича был самый большой, практически стопроцентный проходной балл.
Его первую обращение перед нами, публичными активистами ВТО, я, конечно же, не отыщу в памяти — какое количество лет минуло. Но вот ее окончание на всегда врезалось в память собственной парадоксальностью.
Он сообщил: И последнее, дорогие приятели. До сих пор добрая половина из вас деятельно трудилась в совокупности ВТО, а вторая — сачковала. При мне будет напротив.

Все. Вопросы?
Вопросы посыпались как из рога изобилия, потому как мы сходу почувствовали: Леонов — собственный. Он не станет ни зиц-, ни почетным директором, а по- настоящему впряжется в отечественную достаточно обветшалую (прошлый директор Михаил Жаров пара лет среди нас кроме того не оказался) публичную театральную телегу. И мы не совершили ошибку.

Нисколько не преувеличивая, могу смело утверждать: работа всех подразделений Дома актера при Леонове и его первой помощнице Марии Вениаминовне Воловиковой была самой востребованной и действенной за то продолжительное время, что я в том месте подвизался. И ко мне лично Евгений Павлович испытывал самое что ни на имеется дружеское размещение. Кто-то из читателей, быть может, упрекнет автора в бахвальстве.

Воля ваша. Да лишь имеется факт в моей публичной биографии, которым открыто горжусь. Как раз Леонов настоятельно внес предложение Марку Захарову выяснить меня в зрительскую бригаду Ленкома для ее усиления. Марк Анатольевич, слава Всевышнему, жив, здоров и, как говорится, соврать мне не позволит: так было.

Со временем я стал своим человеком в театре, с некоторыми актерами подружился а также сумел в одном щекотливом деле очень сильно поспоспешествовать всей труппе Ленкома, о чем также многие старожилы творческого коллектива, точно, отыщут в памяти. Мне, конечно же, хотелось бы в подробностях осветить тут тот собственный подвиг. Но это уже, как говориться, совсем вторая история.
Продолжу, но, о кинематографических ролях Леонова. Также — единственных, неповторимых, неповторимых. За собственные 47 артистических лет Евгений Павлович сыграл в 73 фильмах, озвучил 29 мультипликационных лент, снялся в 8 киножурналах Фитиль. На его счету кроме этого целая серия мультэкранизаций архангельских сказов Хохот и горе у Бела моря.

И — две телевизионные рекламы. В случае если исходить из известной анекдотичной установки о средней температуре по поликлинике, то Леонов на экранах отечественных телевизоров и кинотеатров оказался с новой работой 2,4 раза в год. Не всевышний весть какое мелькание. Но и с этими помой-му невзрачными показателями он сумел влюбить в себя все население СССР от мелка до громадна. Практически. (А это уже не анекдот — быль. Знакомая воспитательница детского сада говорила.

Мальчик говорит второму: Знаешь, что Винни Пух погиб — Не лги. Винни Пух погибнуть не имеет возможности. Вот приду к себе, попрошу папу, и он мне поставит его в телевизор).
Из всех киноработ Леонова основных ролей наберется от силы на третью часть. Но что весьма интересно, фактически ни в одной из картин с участием Евгения Павловича он не оставался без внимания.
Ну так, дабы зритель о нем и не вспоминал вовсе. Напротив, кроме того в полной мере себе эпизодические роли Леонова запомнились прочно, а его кинофразы перекочевывали в фольклор. Чего стоят легендарные: Тостуемый выпивает до дна; Пасть порву. Моргалы выколю! Всю жизнь на лекарства трудиться будешь!; Похитил, выпил — в колонию, похитил, выпил — в колонию!

Романтика! Возможно, происходило так вследствие того что артист владел сложной, тяжело постижимой, практически мистической амбивалентностью. Нисколько не сомневаюсь в том, что эту творческую двойственность подмечали узнаваемые режиссёры И. Хейфиц — Дело Румянцева, В. Фетин — Донская повесть и Полосатый рейс, Р. Тихомиров — Крепостная актриса.

П. Тодоровский Фокусник, Э. Рязанов — Зигзаг успеха, А. Митта — Гори, гори, моя звезда, А. Алов и В. Наумов — Легенда о Тиле и другие. И все-таки обстоятельнее, глубже всех страно нескончаемую галактику киномира Леонова постиг Георгий Данелия.
Сняв Леонова в первый раз в фильме Тридцать три, а это — 1965 год, Данелия после этого приглашал его в каждую следующую собственную работу, включая кроме того шесть либо семь Фитилей. Другими словами, режиссер перевоплотил артиста в собственный творческий талисман. Но и это еще не все.

Во всех данелиевских картинах, во всех фитилях, где снимался Евгений Павлович, а их многим более десятка, за исключением ленты Совсем пропащий, звучит ветхая русская песня в непременном выполнении артиста: На речке, на речке, на том бережочке. Из-за чего? Что в ней для того чтобы? А ничего.

Легко музыкальная память о той великой, творческой связи и неразрывной духовной, которая существовала между гениальным актёром и блистательным режиссёром. Подобный крепкий, созидательный тандем, к тому же и в столь уникальном оформлении мировому кинематографу более малоизвестен. К слову, по окончании смерти собственного любимого артиста Данелия прекратил применять в фильмах и песню о Марусеньке с ее белыми ножками.

На сьемках картины Фортуна Вахтанг Кикабидзе и Алексей Петренко чуть ли не на коленях упрашивали Георгия Николаевича дать им спеть Мыла Марусенька белые ноги. Мягкий, уступчивый, временами кроме того нежный к своим актерам режиссер на этот раз был кремнем: Нет, парни, нет!. И — смахнул непрошенную слезу…
Отечественный добросердечный народ обожает всех скопом собственных кино- и телевизионных артистов. Но стяжать такую всеобщую любовь, какой был одарен Леонов, редко кому получалось. В случае если получалось по большому счету.
Марк Анатольевич Захаров говорил… Во второй половине 70-ых годов двадцатого века Евгению Павловичу решили присвоить звание заслуженый артиста СССР. В то время, когда об этом встал вопрос, один весьма авторитетный член рабочей группы, Герой Социалистического Труда, многажды лауреат Госпремии совсем честно удивился: Как? Разве Леонов не народный? Да что вы, товарищи! Удостоверьтесь в надежности пристально.

Он уже, возможно, лет десять, как народный!. И это был тот редкий случай, в то время, когда народная любовь намного опередила официальное признание артиста.
Идем с ним по рынку в Сталинграде. Евгений Павлович интересуется: Почем рыба? Продавец: Вот тут распишитесь и вся цена.
В Ташкенте продолжительно сидим в ресторане. Перед уходом я добываю кошелек, дабы расплатиться. Наблюдаю: директор ресторана идет с книгой. Женя пишет в нее хороший отзыв, и как я позже ни упрашивал хозяина заведения забрать деньги — ничего у меня не вышло. Он был отцом в отечественной труппе. К нему в большинстве случаев обращались Евгеша либо Хлопотун.

Безнравствен, я довольно часто пользовался его всеобщей славой. В то время, когда, скажем, необходимо было через Моссовет пробить очередную квартиру для снова поступившего к нам актера, я отправлял к Главе Моссовета Леонова. Четверть века управлявший эту могущественную контору Владимир Федорович Промыслов мне имел возможность отказать. Леонову — ни при каких обстоятельствах. Я мало чем горжусь из того, что сделал. И далеко не уверен, что многие мои пьесы останутся в народной памяти.

Но то, что я великому русскому актеру придумал роль иудея в джинсовом костюме — это людьми должно помниться продолжительно…
Евгений Павлович,- задал вопрос я в один раз артиста,- а вам не бывает жалко, что мультяшная роль Винни-Пуха отодвинула на второй план многие ваши важные работы? — Нет, не бывает. Осознаёшь, уже внуки мои вряд ли когда-нибудь заметят собственного деда в той же Оптимистической трагедии. Да и Поминальную молитву вряд ли они взглянут.

А Винни-Пуха будут наблюдать они, их дети, дети их детей. Так что все методом.
Возможно, у Леонова наблюдались случаи, в то время, когда бы он, что именуется, терял терпение . Но мне за многие годы ни при каких обстоятельствах не приходилось этого замечать. И никто из его сотрудников ни при каких обстоятельствах не вспоминал о нем сердитом. А вот особенный леоновский юмор был известен всем, кто с артистом так ли в противном случае контактировал.

Марья Воловикова даёт предупреждение Евгения Павловича о том, что государственный служащий Н. весьма плохой человек и его направляться особенно беспокоиться. Маша, много лет назад я в первый раз продемонстрировал собственный обнажённый зад на всю территорию страны (имелся в виду фильм Полосатый рейс — М.З.). Что ж мне Н. беспокоиться. Покажу и ему.
Как-то я поделился с Евгением Павловичем, что с техникумовской молодости коллекционирую анекдоты и всякие народные байки. И какое количество уже собрал? — Не считал, но, полагаю, тысяч семьсот-восемьсот будет — Без пяти мин. миллионер. Пора тебя раскулачивать хотя бы на несколько свежих смешных рассказов. И позже неизменно обращался за новым смешным рассказом со словами: Возможно тебя раскулачить? Кстати, сам говорил байки потрясающе!

Не забывайте из фильма Обычное чудо?
Эй, вы в том месте! Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, другое ему. Быстро! Вот так и он травил анекдоты.

Хоть бы мускул лица дрогнул. А уж засмеяться собственной же байке — да никогда. Верховный пилотаж рассказчика!
Стоит Леонов за кулисами и замечает через особую дырочку за тем, как реагирует зал на действо. Рядом с ним останавливается юный актер Виктор какое количество. И без звучно вперивается взглядом в старшего сотрудника. Проходит 60 секунд, вторая, пять мин..

Евгений Павлович: Витя, прости, я тебя перебью, но мне пора выходить на сцену.
…Сразу же по окончании армии сын Леонова Андрей привел в дом жену. Безо всяких объяснений. Лишь увидел, как бы вскользь: Ее кликать Алехандра и она отныне будет жить с нами. Родители утратили дар речи. В то время, когда его получили, помогло это им мало: женщина приехала из Чили, дабы обучаться на доктора и практически не осознавала по-русски.

Вдобавок у нее было имя, складывающееся из частей имен сорока (!) ближайших родственников. Что-то типа: Алехандра Мария Куэвос Сит, ну и без того потом. Леонов-старший нарек кроху-невестку легко Сашей и забрал над ней шефство.

Скоро показался внук, конечно же, Евгений. Малыша собственного тезку Павлович не просто любил — трясся над ним. До таковой степени обожал, что кроме того гулять с дитем опасался: А что если произойдёт что- то непредвиденное: машина из-за угла либо сосулька упадет, либо я его утрачу! Я же для того чтобы горя не переживу. Опасения были не напрасны. в один раз посадил на санки трехлетнего внука и отправился с ним гулять в парк.

Шагает себе не торопясь, о чем-то раздумывает, а прохожий его окликает: Мужик, ты случаем мальчика не утратил? Леонов оглядывается — его наследник в ста метрах сзади в сугробе валяется.
Из воспоминаний Александра Абдулова: Изначально мы репетировали пьесу по Шолом Алейхему Скрипач на крыше с одним грузинским режиссером. Продолжительно трудились, но ощущали: что-то не то. Леонов пожаловался Захарову: ничего, дескать, у нас не получается. Марк Анатольевич дал совет: а вы, мужики, потолкуйте на эту тему с Гришей Гориным.

Мы так и сделали. И через несколько недель имели Поминальную молитву. Дошли до премьеры, в этот самый момент Леонов натурально умирает на гастролях в Германии. Но позже премьера все же состоялась. Ты себе не воображаешь, какая была давка!

Ни при каких обстоятельствах еще за всю историю отечественного театра на новый спектакль не приходило столько народу, заведомо зная, что на него попадут только редкие счастливчики. В действительности люди желали только убедиться, что Леонов жив, здоров и будет играться.
С Леоновым мне, слава Всевышнему, посчастливилось трудиться большое количество — чуть больше двадцати лет. Но лучшее, что мы сделали: он — Тевье, а я — Менахема. В то время, когда Захаров решил ставить Дон Кихота, я сообщил Евгению Павловичу: Все, это отечественная с вами последняя Поминальная молитва. Я ухожу в Дон Кихота. А на следующий сутки меня пригласили на какое-то мероприятие в Дом кино. И в том месте я, переодеваясь, теряю нательный крестик. Продолжительно ищу его сам, мне оказывают помощь коллеги.

Нахожу. И звоню Леоновым на квартиру. И Ванда мне информирует: Саша, Женя погиб.
*
В 2001 году на Мосфильмовской улице в Москве была установлена медная скульптура заведующего детсадом Трошкина (Доцента) (из фильма Джентльмены успеха) в исполнении Е.Леонова.
В 2007 году в Столичном музее современного мастерства установили монумент храбрецам комедии Мимино, среди них и персонажу Леонова.
В 2011 году в городе Дилижан (Армения) — поставили монумент храбрецам комедии Мимино, а также персонажу Леонова.
Скульптура храбреца Е. Леонова — штукатура Коли из фильма Афоня установлена в 2010 году в Ярославле.
В городе Тараз (бывший Джамбул, Казахстан) — монумент Леонову, посвященный фильму Джентльмены успеха.
Специально для Столетия

Источник: Столетие.ru

Алексей Леонов: поединок на орбите


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: