Миссия луна: рутинная работа

      Комментарии к записи Миссия луна: рутинная работа отключены

Миссия луна: рутинная работа

    Дежавю. Где-то около 2020 года по окончании трехдневного пути новый пилотируемый исследовательский корабль Orion, столь похожий на ветхий Apollo, начал нарезать круги около Луны. на данный момент на нем никого нет — космонавты спускаются на лунную поверхность посредством посадочного модуля Artemis Дабы безопасно посадить Orion на жёсткую почву, нужно будет выбрать один из двух вариантов.
    Первый — тормозные ракеты. Расположенные в основании корабля, они должны включиться прямо перед посадкой всего на полсекунды и погасить скорость парашютирования аппарата, составляющую около тридцати километров/ч. Тепловой экран наряду с этим возможно покинуть — при ударе о почву он может послужить амортизатором.
    Тормозные двигатели, запрятанные за теплозащитным экраном, при запуске прожгут в нем маленькие отверстия Во втором сценарии по окончании гашения скорости теплозащитный экран будет скинут. Уже на высоте 300 м над почвой под кораблем надуются от баллонов со сжатым азотом восемь цилиндрических воздушных подушек. Дабы аппарат не прыгал по земле как мячик, подушки при сжатии должны производить часть воздуха через особые клапаны Центр космических полетов Маршалла в Алабаме. Инженер Алонзо Фрост испытывает масштабную модель нового пилотируемого корабля NASA

Высота над планетой — 300 км. Четырехместный космический корабль подвешен между изогнутым дугой голубым горизонтом и усыпанным звездами космическим мраком. Мы медлительно плывем на низкой околоземной орбите. Идет 2020 год, и мы присутствуем при в полной мере рутинной процедуре. Внезапно из кормы отечественного корабля вырывается столб пламени — начинается маневр, что люди уже давно не совершали — эта попытка не повторялась ни разу при жизни большинства пребывающих на данный момент на Земле людей.

Рывок вперед, и корабль сходит с наезженной орбиты. Еще пять мин. — и на скорости 40 000 км/ч корабль рвет гравитационные узы, соединяющие его с Почвой, и устремляется в космический мрак.

Потребовалось 50 лет, дабы пилоты прошлого века прошли путь от романтических шарфов и очков-консервов до первых отпечатков ботинок в пыли Моря Самообладания. Дабы возвратиться на Луну, нам потребуется еще полвека. Корабль, что опять понесет к ней людей, является основой честолюбивого проекта, цель которого значительно шире и больше, чем легко символические флажки, покинутые на Луне отечественными предшественниками.

Программа Constellation, запущенная агентством NASA для предстоящего освоения космоса, обязана привести к созданию долговременного форпоста на лунной поверхности — базы для экспедиции на Марс.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века, в то время, когда прошел первое крещение Endeavour, пятый и последний космический челнок, в NASA приступили к обдумыванию нового поколения обитаемых космических судов. Во второй половине 90-ых годов XX века агентство выбрало компанию Lockheed Martin для разработки одноступенчатого орбитального космолета Х-33. Пять лет спустя технические сложности вынудили отказаться от этого проекта. Тогда NASA перешло к менее претенциозному замыслу, названному «Орбитальный космический самолет» (OSP).

Тем временем вторая трагедия, произошедшая с космическим челноком, смерть корабля Columbia в 2003 году, подтолкнула агентство к полному переосмыслению стратегической программы. Так появилась новая концепция — «Пилотируемый исследовательский аппарат» (CEV).

В сентябре 2005 года, перебрав целый пакет начальных предложений, NASA огласило главной перечень конструктивных параметров. Публика, внимательно смотрящая за развитием событий, была разочарована. Предложение компании Lockheed Martin, проект элегантного космического самолета, выстроенного по окончательному слову техники, — все это было отброшено.

Новый космический корабль было решено строить, применяя лишь прекрасно обкатанные разработки. Маленькая и толстая капсула, напоминающая банку из-под тушенки, которую NASA выставило для общего обозрения, на первый взгляд смотрелась копией корабля Apollo из далеких 1960-х. Кроме того ракета-носитель компоновалась на базе элементов от бустеров и нынешнего челнока Saturn эры первых лунных полетов.

Надеясь на уже существующие технические ответы, разработчики стремились сократить срок между списанием последнего челнока в 2010 году и организацией следующей пилотируемой экспедиции. Это решение привело к горячей дискуссии в космическом сообществе. «Похоже, NASA сделала вывод, что в случае если проект Apollo прошел без сбоев, то необходимо его заново», — говорит Чарльз Лурио, консультант по космическим вопросам из Бостона.

Берт Рутан, основной конструктор корабля SpaceShipOne, сравнил новый CEV с ископаемой окаменелостью. «Чтобы добраться до лун и Марса Сатурна, нужно делать ставку на прорыв в технической области. В случае если же мы отправимся по пути, предложенному NASA, то не определим ничего нового».

Иначе, Скотт Хоровиц, помощник администратора подразделения пилотируемых совокупностей NASA, отстаивает позицию агентства. «Мы должны постараться сделать хоть что-то толковое в рамках имеющихся ограничений — и по условиям, и по деньгам, и по срокам».

В следствии, как формулирует директор NASA Майкл Гриффин, окажется «тот же Apollo, но раскормленный на стероидах». Аппарат Orion (новый CEV) будет иметь такую же коническую форму, как и Apollo. Действительно, диаметр у него увеличится в полтора раза (около пяти метров), а обитаемое внутреннее пространство более чем удвоится (10 м3).

Так, он сможет доставить шестерых космонавтов до орбитальной станции либо четверых прямо до Луны.

Но Orion покажет пара новых фокусов — таких, как автоматическая стыковка без участия человека либо свойство независимого нахождения на лунной орбите в течение шести месяцев. Вся бортовая электроника многократно дублирована (за базу забрана авионика Boeing 787) и, кроме того не обращая внимания на два одновременных отказа, сможет доставить аппарат на Землю. Планируется, что все электронное оборудование будет выстроено в концепции «открытой архитектуры», а это значит, что все его сегменты будет легко модернизировать и модифицировать.

Те либо иные подробности касательно новой концепции CEV уже в течение года по каплям просачиваются в массмедиа, не смотря на то, что настоящая конструкторская работа лишь начинается. «Мы пробуем охватить в собственном сознании все вероятные последствия принимаемых на данный момент ответов, — говорит Билл Джонс, ведущий инженер проекта Orion в компании Lockheed Martin. — Я ночами не дремлю, пробуя связать воедино все нюансы неприятности».

Попытаемся посмотреть как бы изнутри на самые важные вопросы, поднимающиеся перед разработчиками проекта Orion.

Совокупность аварийного спасения

У космонавтов, летавших на космических челноках, не оставалось фактически никаких шансов покинуть собственный корабль при трагедии. В момент старта они в буквальном смысле «ставили собственную жизнь на кон». Orion будет установлен над ракетой-носителем, другими словами при чего его хотя бы не завалит обломками.

Возвращение к «вертикальной последовательной компоновке» разрешит кроме этого реализовать совокупность аварийного спасения (LAS), в то время, когда при проблем вся капсула экипажа отстреливается и катапультируется на надёжное расстояние. Согласно точки зрения агентства, одна лишь эта совокупность сделает Orion на порядок надёжнее космического челнока.

Совокупность LAS, натянутая подобно перчатке поверх капсулы экипажа, ориентирована на помощь в двух самых критических моментах — при отрыве от стартовой площадки и в точке «большого Q», другими словами в момент громаднейшего аэродинамического сопротивления, что наступает приблизительно через 60 секунд по окончании старта на скорости в 2 Маха и на высоте приблизительно в 20 км.

В базе совокупности спасения лежит катастрофический двигатель. При происхождении проблемной обстановке данный твердотопливный реактивный тягач с четырьмя соплами, размещенными в самом носу и направленными вниз и в стороны, машинально включится. Он будет трудиться всего две секунды, но разовьет тягу в 225 тысячь киллограм — больше, чем ракета-носитель Atlas, которая когда-то выкинула на орбиту Джона Гленна.

, если авария случится прямо на старте, данный маленький рывок с ускорением 15g сорвет Orion с вершины всей конструкции, вынесет за пределы огненного ада (в случае если взорвется носитель) и разгонит до скорости 1000 км/ч, подбросив на высоту 2 км. Тем временем восемь маневровых двигателей посредством пары мелких аэродинамических рулей отгонят Orion к востоку от мыса Канаверал прямо в открытый океан за 1,5 км от берега. На высоте 1200 м раскроются парашюты, и с их помощью аппарат мягко плюхнется в воду рядом с ожидающими наготове спасательными катерами.

Процедура спасения в точке «большого Q» — дело пара более рискованное. Тут в игру вступает замечательное аэродинамическое сопротивление, а ударная волна еще посильнее прижимает капсулу экипажа к расположенному за ней техническому отсеку. Однако инженеры NASA уверены, что мощности спасательной совокупности хватит, дабы с уверенностью увести капсулу.

После этого Orion самостоятельно выровняется, упадет до отметки более плотных слоев воздуха, а на высоте 7,5 км раскроются его парашюты.

Масса всей спасательной совокупности достигает 6,3 т, это около 2/3 от веса головного модуля. Это безумно дорого — особенно в случае если речь заходит о совокупности, которая, вероятнее, ни при каких обстоятельствах не будет использована, а просто отстрелена по окончании вывода на орбиту. Но смерть челнока Challenger заставляет NASA готовься платить за безопасность такую цену.

Тепловой экран

Катастрофа челнока Columbia продемонстрировала всем, что совокупность тепловой защиты (TPS) на космическом корабле — это вопрос жизни и смерти. При возвращении в воздух космический корабль подвергается действию замечательных тепловых потоков. При возвращении из экспедиции на Луну Orion вонзится в воздух на скорости практически 40 000 км/ч, а это на 40% выше, чем у челнока.

Тепловой поток возрастет наряду с этим в пять раз, а температура достигнет 23000С.

Тепловая защита корабля Apollo была выстроена на базе эпоксидной смолы с наполнителем из кремнезема. Для перестраховки слой теплоизоляции был сделан в четыре раза толще, чем требовалось, и весил 675 кг — 11% от общей сухой массы корабля.

самый перспективный кандидат на роль теплоизоляции — абляционный материал на базе фенольной смолы с наполнителем из углеродных волокон (PICA). Данный материал уже показал собственные преимущества при применении на высоких скоростях. В прошедшем сезоне изготовленная из PICA тепловая защита смогла обезопасисть космический аппарат Stardust, что возвращался от кометы Вильда-2 на скорости 46 000 км/ч.

На сегодня это самая высокая скорость, с которой когда-либо возвращался на Землю аппарат из космоса. Тепловая защита корабля Orion будет по площади в 33 раза больше, ее нужно будет компоновать из отдельных сегментов, что точно добавит собственные, пока еще малоизвестные сложности.

В отличие от керамических плиток, использованных на космических челноках, PICA и другие испытываемые на данный момент теплоизоляционные материалы являются абляционными. Такие вещества не только реализовывают прямую теплоизоляцию, но и содействуют теплоотводу при помощи последовательного уноса и нагрева за счет оплавления, испарения, химической эрозии и разложения раскаленного поверхностного слоя, теряя значительную часть собственной массы.

В случае если головной модуль Orion планируется применять много раз, его теплозащитный экран придется всецело заменять перед каждым полетом. Это также ставит перед инженерами своеобразные задачи. Но, тут же раскрываются и новые возможности — более узкий и более легкий экран возможно будет ставить для менее важных операций — к примеру, для возвращения с низких околоземных орбит.

До тех пор пока еще не решено, какой будет совокупность приземления, но в крайнем случае на финальном этапе остатки теплового экрана возможно будет и скинуть — но, это само по себе также не такая уж несложная выдумка.

Плюх в воду либо шлеп на сушу

Apollo, как до того Gemini и Mercury, посадили прямо в воду. Посадка в воду предполагает необходимость задействовать бессчётный флот спасательных судов, помимо этого, не радует и коррозионное действие на аппарат соленой морской воды. В следствии на данный момент NASA склоняется к варианту посадки на землю.

В течение последних сорока лет такие российские космические аппараты, как спускаемая капсула корабля «Альянс», уже раз сто удачно садились на жёсткий грунт, но для NASA это совсем новая территория.

Возвращение из лунной экспедиции с посадкой на американскую почву ставит перед разработчиками забавную проблему. Из-за баллистики самый экономичный в энергетическом отношении путь — это коридор между 18-й и 28-й параллелями. Чтобы попасть на один из полудюжины полигонов, пригодных для приземления на западе Соединенных Штатов, Orion обязан особенным образом сманеврировать, поменяв направление полета, а после этого довольно продолжительное время «скакать», отталкиваясь от верхнего слоя земной воздуха, подобно плоскому камешку, в то время, когда им пускают «блинчики» по поверхности негромкого пруда.

Центр тяжести корабля будет пара смещен в сторону от его оси симметрии, дабы в ходе возвращения он выдержал маленькой наклон по отношению к набегающему потоку. Именно поэтому «углу атаки» обязана появиться маленькая подъемная сила. Руководя креном, команда сможет осуществлять контроль направление данной подъемной силы, соответственно, держать под контролем скорость спуска либо подъема.

Проскакав пара тысяч километров по верхней кромке воздуха, Orion доберется наконец до территории США.

«Все эти скачки — рискованное занятие, говорит Джонс из компании Lockheed. — Консерваторы, придерживающиеся установок программы Apollo, высказывают по этому поводу громадные сомнения». Но, данный маневр уже был опробован несколько раз в 1960-х на протяжении возвращения советских беспилотных лунных зондов. на данный момент ученые имеют куда более правильные представления обо всех силах, каковые действуют на космический аппарат.

Пугает кроме этого вероятная необходимость приземляться при сильном ветре либо на пересеченную местность. В истории советской космической программы пара раз случались промахи при посадке на грунт — другой раз они приводили к травмам у астронавтов. Для сравнения, проблемная обстановка при посадке на воду случилась лишь один раз — в спусковой капсуле второго аппарата Mercury преждевременно отстрелился люк, и космонавт Гэс Гриссом чуть успел вылезти из тонущего аппарата.

Осознавая все эти сложности, большинство инженеров все равно считает, что посадка на сушу стоит того, дабы рискнуть, исходя из этого данный сценарий выбран в качестве главного. Барри Мередит, начальник программы Orion в Исследовательском центре NASA им. Лэнгли, додаёт: «Но, мы не делаем ничего, что имело возможность бы помешать формированию варианта с посадкой на воду.

В итоге, быть может, мы к этому еще возвратимся».

Цикл жизнедеятельности

Вода мягкая, почва твёрдая. Вот корень неприятности, которая стоит перед NASA, — так как подвешенный на парашюте аппарат обязан хлопнуться об почву на скорости 30 км/ч. Оставив идею организовать под брюхом корабля 40-сантиметровый энергопоглощающий «бутерброд» (для этого в космическом корабле не хватило места), сейчас NASA разглядывает два других варианта.

Первый — тормозные ракеты (как на «Альянсах») плюс узкий энергопоглощающий слой (с его конструкцией еще не определились). Не смотря на то, что совокупность тормозных ракет много раз проверена на практике в русском космической программе, в стенках NASA мысль установки таких ракет на Orion также позвала дискуссии. Одна партия настаивает на том, что ракеты, как и в русском варианте, должны размещаться по периметру дна.

Другие уверены в том, что ракетам место на вершине, где крепятся стропы парашюта. До тех пор пока побеждают первые.

«Тормозные ракеты — это решение очень действенное в плане экономии массы», — говорит Джеймс Корлисс, начотдела разработки совокупности приземления в проекте Orion. От четырех до шести твердотопливных тормозных ракет (неспециализированной массой всего 90 кг) включатся перед самым касанием почвы и в течение полусекунды выдадут тягу в 16 т. В следствии Orion обязан практически замереть над самой почвой, а узкий ударопоглощающий слой уже погасит последние остатки кинетической энергии.

Второй, менее популярный проект посадочной совокупности предполагает установку огромных воздушных подушек, каковые надуваются сжатым азотом на высоте приблизительно 300 м над почвой. Такая совокупность была удачно использована в 2004 году для мягкой посадки одного из роверов NASA на поверхность Марса. В ходе аналогичного приземления аппарат, со всех сторон защищенный пневмоподушками, подскакивает пара раз, как баскетбольный мяч, а позже замирает на поверхности.

Это в полной мере подходит для зондов, но не для пилотируемого корабля. В воздушных подушках корабля Orion необходимо предусмотреть клапаны, каковые при ударе частично производят газ. Тогда Orion не подпрыгнет, а мягко усядется на что-то, напоминающее слабо накачанный надувной матрац.

Корлисс предполагает, что достаточно будет от шести до восьми цилиндрических либо конических баллонов высотой приблизительно 120 см, укрепленных последовательностями под дном аппарата.

Агентству NASA в далеком прошлом уже не давали спокойствия всевозможные чудесные сказки про грандиозные преимущества судов многоразового применения. Изначально предполагалось, что любой космический челнок обязан совершить по сотне полетов, и в какой-то момент NASA собиралось организовывать по 60 экспедиций в год. Очевидно, этого не получилось.

В один год никак не выходило больше девяти запусков. В следствии экономические преимущества данной концепции реализовать так и не удалось. В то время, когда шаттлы наконец уйдут в отставку, общая сумма затраченных на них денег достигнет $115 млрд.

Это указывает, что любой полет на челноке обошелся в среднем в практически $1 млрд. «Сейчас пришло время прочно поразмыслить и адекватно оценить, во что обойдется регулярная эксплуатация корабля в программе Orion», — говорит Джон Мередит, один из начальников программы Orion в Исследовательском центре им. Лэнгли.

Что касается возможностей многоразового применения, Orion выглядит значительно скромнее собственного предшественника. Служебный модуль, тепловую защиту обитаемого модуля, совокупность аварийного спасения нужно будет заменять по окончании каждого полета. Быть может, совокупность приземления частично выдержит многоразовое применение — это зависит от того, как дальше отправится ее проектирование.

Но, спускаемая капсула корабля по окончании профилактики должна быть пригодной для следующих полетов. Как думает Джим Джеффри, стратег программы и главный аналитик Orion, в случае если удастся применять спускаемую капсулу хотя бы 5−10 раз, это приведет к экономии в 20−30% если сравнивать с всецело одноразовой конструкцией.

Полный критический анализ проекта Orion назначен на июль 2009 года — с этого момента все технические ответы будут принимать во внимание утвержденными и не подлежащими трансформациям. А на данный момент и впредь до критического момента бурлит сложный и богатый процесс коллективного творчества — нескончаемые заседания, полуночные сеансы мозгового штурма, постоянный стук по компьютерным клавиатурам, и бурные дискуссии в курилках и рядом с автоматами газировки. «Красивое зрелище, — говорит Мередит, — в то время, когда в один момент трудится столько ясных голов».

Как мы в том направлении попадем

Чтобы к 2020 году люди смогли возвратиться на луну, программе Constellation потребуются блок разгонных ракет, вспомогательные модули и космический корабль.

1. На первом этапе производится запуск беспилотной ракеты Ares V, выводящей на орбиту буксировочную ступень Earth Departure Stage (EDS) и лунный посадочный модуль. Главному двигателю, другими словами пакету из пяти ракет RS-68 (они трудятся на жидком водороде и жидком кислороде), в течение двух мин. оказывает помощь пара дополнительных бустеров наподобие тех, каковые разгоняют космические челноки. По окончании того как прекращает работу основной двигатель, срабатывает EDS, додавая последний толчок для вывода аппарата на орбиту.

2. Orion с четырьмя космонавтами на борту и пристыкованным служебным модулем. Первая ступень Ares I — твердотопливные ускорители, подобные разгонным блокам Ares V, сбрасывается по окончании двух с половиной мин. работы. Вторая ступень — водородно-кислородный J-2X, потомок движков ракет Saturn 1B и Saturn V, — выводит Orion на низкую околоземную орбиту

3. Запускается двигатель EDS — это J-2X, подобный второй ступени Ares I. Он трудится 5 мин., разгоняя трехсекционную конструкцию от 28 000 км/ч до 40 000 км/ч и выводя ее на траекторию к Луне. Затем EDS за ненадобностью сбрасывается.

4. Через 3 дня Orion со служебным модулем и лунным посадочным модулем, применяя в качестве тормозного двигатель посадочного модуля, выходит на окололунную орбиту. Космонавты переходят в посадочный модуль, отстыковываются и устремляются к поверхности Луны. Пустой Orion остается на орбите.

5. Новый посадочный модуль NASA (он будет именоваться Artemis) должен быть раза в два больше посадочного модуля совокупности Apollo. У него имеется воздушный шлюз. Помимо этого, его возможно будет применять для беспилотных, чисто грузовых рейсов.

Четыре двигателя на жидком водороде, выстроенные на базе RL-10 (употребляется на данный момент в ракетах Centaur), снабжают спускаемый модуль тягой.

И возвратимся обратно

Верхняя, возвращаемая ступень десантного модуля, толкаемая единственным двигателем RL-10, отрывается от лунной поверхности, покинув спускаемую ступень, которую в будущем возможно будет применять как платформу для какой-либо из построек. Экипаж перебирается в Orion и сбрасывает возвращаемую ступень десантного модуля, которой суждено в итоге разбиться где-то на оборотной стороне Луны.

Жидкостно-реактивный двигатель служебного модуля с тягой 3375 кг (он выстроен на базе орбитального маневрового двигателя космического челнока) толкает Orion в сторону Почвы. По окончании трех дней полета служебный модуль сбрасывается (его ожидает кремация в верхних слоях воздуха). Модуль экипажа, прикрытый теплозащитным экраном, вонзается в воздух, а после этого спускается на парашюте до запланированной точки на территории США.

Рекомендации ветерана

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Базз Олдрин был пилотом лунного модуля на протяжении экспедиции Apollo 11. на данный момент ему 77 лет (он член консультативного совета Popular Mechanics). Вот его вывод о будущих полетах на Луну.

ПМ: Что бы вы дали совет пилотам, планирующим отправиться на Луну на новом корабле CEV Orion?

Олдрин: Чаще посматривать в иллюминаторы и по большому счету славно совершить время. Но, нужно быть начеку, в случае если что-то отправится не так. Необходимо готовься к неожиданностям.

ПМ: К примеру?

Олдрин: К примеру, вероятна утрата связи, в этом случае все навигационные хлопоты придется взять на себя. На Apollo мы брали на всякий случай ручной секстан. То же рекомендую и пилотам Orion.

Помимо этого, необходимо убедиться, что неизменно имеется хороший метод выйти на траекторию свободного возвращения (в то время, когда сила притяжения сама выведет корабль к Почва).

ПМ: А что по поводу посадки на Луну?

Олдрин: Нужно иметь возможность аварийного возвратной стыковки и прекращения посадки с главным кораблем. Кроме этого необходимо иметь замысел действий, в случае если по возвращении появится неприятность со стыковкой. В этом случае нужно будет переходить в основной корабль через открытый космос, а это рискованное мероприятие, в особенности в случае если CEV будет двигаться в беспилотном режиме.

ПМ: Один момент в экспедициях Orion будет значительно отличаться от полетов Apollo — это торможение на границе воздуха для посадки на территории США.

Олдрин: Меня данный метод мало тревожит. В случае если нужно будет садиться на воду, окажутся ли в нужном месте спасательные суда?

ПМ: А что вы думаете о замыслах NASA основать на Луне базу?

Олдрин: Я опасаюсь, что стоит выстроить базу, и мы завязнем в этом хозяйстве. Так как лунная база обязана обеспечиваться через коммерческие каналы, а NASA лучше бы занялось вправду ответственной задачей — полетом на Марс.

Лунная недвижимость

Хватит с нас следов на песке и символических флажков. В этом случае NASA планирует распорядиться на Луне по-хозяйски — тут собираются построить долгосрочную научно-исследовательскую базу. Предполагается, что в первой половине 20-ых годов XXI века команды из четырех человек начнут систематично посещать Луну, оставаясь в том месте семь дней и приобретая дополнительные грузы посредством беспилотных грузовых рейсов.

В первой половине 20-ых годов XXI века тут уже обязана функционировать постоянная база, на которой космонавты будут, сменяясь, жить по полгода.

оптимальнее базу организовать вблизи от одного из полюсов — практически постоянный солнечный свет разрешит иметь постоянное энергопитание. NASA уже присмотрело участок на гребне кратера Шеклтона в зоне Южного полюса. В том месте имеется и территории, неизменно пребывающие в тени, так что имеется шанс отыскать воду (правильнее, лед).

Теоретически говоря, замерзшую воду возможно преобразовать в кислород для дыхания экипажа и в кислородно-водородные компоненты для заправки ракет.

Лунный посадочный модуль, на котором космонавты переберутся с CEV на поверхность Луны, позже возможно будет применять в качестве универсального космического пикапа — дабы возить грузы в беспилотном режиме. По поверхности планеты исследователи смогут передвигаться на вездеходах, в которых будет поддерживаться обычное давление. Роботы будут превращать лунный грунт в воду, горючее и кислород.

Замыслы строительства лунной базы открыты для широкого дискуссии и смогут быть поменяны с учетом пожеланий и международного сотрудничества коммерческих партнеров. В 2030—2040-х лунная база станет предприятием, создающим горючее для экспедиций на Марс. После этого отработанные на Луне разработки возможно будет применять при постройке форпоста на Марсе.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№54, апрель 2007).

Аполлон 18 / Apollo 18


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: